Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 7 февраля 2011 г. N Ф09-11260/10-C1 по делу N А76-9673/2010-4-433
Дело N А76-9673/2010-4-433
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 августа 2012 г. N Ф09-11260/10 по делу N А76-9673/2010
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 июля 2012 г. N Ф09-4306/11 по делу N А76-7876/2010
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2012 г. N 18АП-2294/12
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2012 г. N 18АП-1662/12
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 июля 2011 г. N Ф09-4306/11 по делу N А76-7876/2010
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2011 г. N 18АП-2113/11
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкезова Е.О., судей Ященок Т.П., Лимонова И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Южно-Уральской железной дороги (далее - общество "РЖД") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.08.2010 по делу N А60-9673/2010-4-433 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Общество "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - управление, антимонопольный орган), вынесенных 10.03.2010 по делу N 04-07.2010.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Страховая компания "РОСНО" (далее - компания), открытое акционерное общество "Военно-страховая компания" (далее - общество "ВСК").
Решением суда от 13.08.2010 (судья Гусев А.Г.) в удовлетворении заявления общества "РЖД" отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2010 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "РЖД" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судов о законности вынесенных антимонопольным органом решения и предписания.
Как следует из материалов дела, обществом "РЖД" проведен открытый конкурс N 222 на право заключения договоров страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Южно - Уральской железной дороги - филиала общества "РЖД" на период с ноября 2009 г. по ноябрь 2012 г.
Победителем названного конкурса признано общество "ВСК".
Не согласившись с результатами открытого конкурса компания обратилась с управление с жалобой на нарушение обществом "РЖД" законодательства Российской Федерации о размещении заказов и антимонопольного законодательства при проведении открытого конкурса N 222.
Рассмотрев данную жалобу, антимонопольным органом вынесено решение от 10.03.2010, которым действия общества "РЖД" по проведению открытого конкурса N 222 признаны несоответствующими положениям законодательства о размещении заказов, а также ч. 1 ст. 17 и ч.1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
На основании данного решения антимонопольным органом выдано предписание от 10.03.2010, согласно которому обществу "РЖД" предписано с момента получения предписания обеспечить соблюдение требований антимонопольного законодательства при проведении торгов на оказание услуг ОСАГО и (или) КАСКО, а именно: формировать лоты путем включения в состав каждого из них услуги страхования, осуществляемые в соответствии с разрешением (лицензией), выдаваемым на определенные виды услуг; заключать в установленные действующим законодательством сроки в отношении каждого лота отдельный договор (контракт); устанавливать срок действия договора ОСАГО и полисов обязательного страхования в соответствии с положениями Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств"; указывать исчерпывающий перечень мест оказания услуг страхования ОСАГО и КАСКО; указывать сведения о начальной цене договора (контракта) по обязательному страхованию автогражданской ответственности, а также о начальной цене договора страхования КАСКО; указывать объем услуг, в том числе, перечень транспортных средств, их стоимость, перечень страховых случаев по ОСАГО; указывать сведения, необходимые для расчета размера страховой премии по обязательному страхованию автогражданской ответственности: мощность, л/с, количество автотранспорта, период использования автотранспорта, тип (категория) транспортного средства, наличие или отсутствие страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; опубликовать внесенные изменения в извещении о проведении конкурса (аукционе) и в конкурсную документацию (документацию об аукционе) в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ); устанавливать в конкурсной документации (документации об аукционе) срок окончания приема заявок на участие в конкурсе (аукционе) в соответствии с требованиями Закона N 94-ФЗ. Представить в управление в доказательство исполнения предписания за 7 рабочих дней до размещения на сайте в сети "Интернет" информации о проведении во 2 и 3 квартале 2010 г. торгов на оказание услуг ОСАГО и (или) КАСКО утвержденную конкурсную документацию и проект извещения. В доказательства исполнения предписания в течение 5 рабочих дней после подведения итогов конкурсов на оказание услуг ОСАГО и КАСКО, проведенных во 2 и 3 квартале 2010 г., предоставить в антимонопольный орган информацию о результатах проведенных торгов на оказание услуг ОСАГО и (или) КАСКО с приложением копий всех протоколов, составленных конкурсной комиссией. В доказательство исполнения предписания в течение 5 рабочих дней после заключения по итогам конкурсов на оказание услуг ОСАГО и (или) КАСКО, проведенных во 2 и 3 квартале 2010 г., предоставить в антимонопольный орган копии заключенных по итогам торгов договоров со всеми приложениями.
Не согласившись с названными ненормативными актами антимонопольного органа, общество "РЖД" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что оспариваемые ненормативные акты антимонопольного органа являются законными, обоснованными и не нарушают законных прав и интересов общества "РЖД".
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 18 Закона N 135-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг, в том числе, страхование имущества и страхование ответственности.
Нарушение положений ч. 1 данной статьи является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
В соответствии со ст. 20 Закона N 94-ФЗ под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
В целях выявления лучших условий исполнения контракта конкурсная комиссия в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией, осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса.
Результаты конкурса, которые в соответствии с п. 10 ст. 28 Закона N 94-ФЗ фиксируются конкурсной комиссией в протоколе оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, могут быть обжалованы любым участником конкурса в порядке, предусмотренном главой 8 настоящего Закона.
Согласно ст. 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
На основании ст. 32 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора перечисленные в ч. 2 данной статьи документы.
В статье 32.9 Закона N 4015-1 установлена классификация видов страхования, указываемых в лицензии, выдаваемой страховщику, к которым относятся, в частности, страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта); страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
Следовательно, суды правильно отклонили довод общества "РЖД" об отсутствии необходимости наличия двух различных лицензий для осуществления таких видов страхования, как ОСАГО и КАСКО.
Из материалов дела следует, что обществу "ВСК" выданы лицензии С N 1820-77-14 на страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и С N 1820-77-06 на страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта).
На основании ч. 2.1, 3 ст. 10 Закона N 94-ФЗ при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
При размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг). Кроме того, допускается возможность объединения в состав одного лота продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально связанных между собой.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона N 94-ФЗ конкурсная документация не должна содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, на основании правильного толкования положений ч. 1 ст. 12, ч. 6 ст. 25, ч. 1 ст. 27, ч. 3 ст. 29 Закона N 94-ФЗ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что объединение в один лот различных по функциональным характеристикам услуг влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в конкурсе, так как участник размещения заказа не допускается к участию в конкурсе в случае, если его заявка не соответствует требованиям конкурсной документации.
Пунктом 2.1.2 конкурсной документации предусмотрено, что в подтверждение своего соответствия требованиям заказчика участник размещения заказа предоставляет перечисленные в данном пункте документы в составе заявки на участие в конкурсе, в том числе лицензии на право осуществления страхования КАСКО и ОСАГО.
Следовательно, включение в один лот двух видов страхования ОСАГО и КАСКО ограничивает круг участников конкурса только теми, кто имеет две лицензии одновременно: на страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и на страхование средств наземного транспорта.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ) срок действия договора обязательного страхования составляет один год, за исключением случаев, для которых настоящей статьей предусмотрены иные сроки действия такого договора.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что согласно извещению предметом конкурса является право заключения договора страхования КАСКО и полисов ОСАГО автомобильного парка Южно-Уральской железной дороги - филиала общества "РЖД" на период с ноября 2009 г. по ноябрь 2012 г.
В соответствии с п. 8.1 Генерального договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств данный договор вступает в силу с 00 часов 00 минут дня следующего с момента подписания данного договора и действует в течение трех лет.
В п. 7 ст. 15 Закона N 40-ФЗ указано, что полис является документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования.
Таким образом, полис обязательного страхования подтверждает заключение договора ОСАГО на определенный срок.
На основании п.2.2 Генерального договора от 23.11.2009 страховой полис выдается страхователю (обществу "РЖД") не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления на расчетный счет страховщика (общества "ВСК") страховой премии, подписывается уполномоченными лицами обеих сторон и удостоверяется печатями.
Генеральный договор от 23.11.2009 заключен на три года, что позволяет обществу "ВСК" выдавать полисы обязательного страхования в течение указанного периода.
Следовательно, правильным является вывод судов о том, что установление в качестве предмета конкурса права на выдачу полисов обязательного страхования в течение трех лет влечет за собой непроведение ежегодных процедур торгов на право заключения полисов ОСАГО автомобильного парка общества "РЖД", что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно п. 5 ч. 4 ст. 21, п. 4 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации должно быть указано место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Судами установлено, что в соответствии с п. 4.3.1 конкурсной документации местом оказания услуг определены город Москва и Московская область, город Челябинск и Челябинская область, город Оренбург и Оренбургская область, город Курган и Курганская область, город Екатеринбург и Свердловская область, город Самара и Самарская область, город Уфа и Республика Башкортостан, города, области, республики, автономные округа и прочие субъекты Российской Федерации как существующие, так и вновь создаваемые или образуемые.
Вместе с тем, в силу п. 2 ст. 9 Закона N 40-ФЗ коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" базовые страховые тарифы определяются в зависимости от типа (категории) и назначения транспортного средства, а коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства.
Следовательно, правильным является вывод судов о том, что отсутствие полной информации о месте оказания услуг создает трудности претендентам на участие в конкурсе при определении стоимости услуг обязательного страхования автогражданской ответственности. Отсутствие исчерпывающей информации о месте оказания услуг может влиять на сроки подготовки заявки на участие в конкурсе и на принятие претендентами решения об участии в конкурсе, и тем самым привести к ограничению конкуренции, что запрещается ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ.
На основании п. 7 ч. 4 ст. 21, п. 4.1 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация должны содержать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота).
При заключении по итогам проведения торгов договора изменение его цены не допускается (ч. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ).
При этом Закон N 94-ФЗ не предусматривает замену цены контракта (цены лота) либо цены единицы товара какими-либо частями этой цены.
В соответствии с п. 1.1.8 конкурсной документации начальная (максимальная) цена договора (размер тарифа, уплачиваемого заказчиком по договору страхования КАСКО) составляет 3,95% от страховой стоимости транспортного средства в год. Расчет страховой премии по ОСАГО производится строго в соответствии с тарифами и правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона N 4015-1 добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и указанным Законом и содержат положения, в том числе о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносах).
Таким образом, вывод судов о том, что установление цены договора в отношении КАСКО в размере 3,95% от страховой стоимости транспортного средства неправомерно, основан на положениях действующего законодательства.
Статьей 9 Закона N 40-ФЗ определено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда. Установленные в соответствии с данным Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками.
Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 установлены базовые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев каждого вида транспортных средств, а также ряд фиксированных коэффициентов, в том числе в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством, в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В силу п. 11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 263, расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования.
На основании п. 4 ч. 4 ст. 21 Закона N 94-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса должен быть указан предмет государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг.
В соответствии с ч. 2, п. 2 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, а также требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик.
Начальная (максимальная) цена договора (размер тарифа, уплачиваемого заказчиком по договору страхования КАСКО) формируется из общего объема передаваемых на страхование автомобилей, а также с учетом фактических размеров, применяемых в настоящее время страховых тарифов (п. 1.1.9 конкурсной документации).
В разделе 4.2 "Страхуемый парк автомобилей" конкурсной документации общества "РЖД" указано, что страхованию ОСАГО подлежит весь парк служебных автомобилей Южно - Уральской железной дороги - филиала общества "РЖД" в количестве не более 3000 (трех тысяч) штук с условием допуска неограниченного числа водителей к управлению данными автотранспортными средствами; по страхованию КАСКО - все автомобили иностранного производств, в том числе те, чье производство налажено на территории Российской Федерации (иностранный бренд), в количестве не более 60 (шестидесяти) штук стоимостью от 400 000 руб. до 7 000 000 руб.
Поскольку в конкурсной документации общества "РЖД" отсутствует необходимая информация для расчета базового страхового тарифа и коэффициентов страховых тарифов, для расчета страховой премии, суды пришли к обоснованному выводу о нарушении обществом "РЖД" ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в возможном ограничении конкуренции при проведении конкурса, создании преимущественных условий участия в конкурсе страховой организации, ранее оказывающей заказчику услуги ОСАГО и (или) КАСКО.
Согласно ч. 4.1 ст. 21 Закона N 94-ФЗ в течение пяти рабочих дней и в течение одного дня со дня принятия решения о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса такие изменения соответственно опубликовываются и размещаются заказчиком в порядке, установленном для опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте внесенных изменений в извещение о проведении открытого конкурса до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем двадцать дней.
На основании ч. 3 ст. 24 Закона N 94-ФЗ в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения опубликовываются и в течение одного дня размещаются заказчиком в порядке, установленном для опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам размещения заказа, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте внесенных изменений в конкурсную документацию до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем двадцать дней.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществом "РЖД" внесены изменения в конкурсную документацию 17.09.2009 и 22.09.2009.
Между тем, обществом "РЖД" указанные изменения не были опубликованы в печатном издании.
На основании ч. 7 ст. 25 Федерального закона N 94-ФЗ прием заявок на участие в конкурсе прекращается в день вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, в связи с чем данный день не подлежит включению в указанный двадцатидневный период.
Изменения в извещение о проведении открытого конкурса N 222 внесены обществом "РЖД" 17.09.2009 и 22.09.2009. Суды правильно, руководствуясь ст. 24, 25 Закона N 94-ФЗ, ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, указали, что датой окончания подачи заявок на участие в конкурсе является 12.10.2009.
Согласно ч. 5 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола.
В нарушение указанной нормы обществом "РЖД" в п. 1.11.1 конкурсной документации указано, что договоры по итогам конкурса должны быть заключены не позднее 45 календарных дней со дня размещения протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на официальном сайте общества "РЖД".
Протокол по оценке и сопоставлению заявок на участие в открытом конкурсе N 222 составлен 19.10.2009. Генеральный договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств заключен 23.11.2009, то есть на 35-й день, договор страхования транспортных средств и сопутствующих рисков заключен 27.11.2009, то есть на 39-й день.
Вывод судов о том, что данное несоответствие конкурсной документации действующему законодательству нарушает права победителя конкурса, является законным.
Довод общества "РЖД" о том, что решение и предписание антимонопольного органа принято с превышением полномочий, поскольку в этот момент договор по итогам проведения конкурса был заключен, обоснованно отклонен судами.
По результатам рассмотрения дела по жалобе третьего лица антимонопольный орган установил нарушение обществом при проведении конкурса требований Закона N 94-ФЗ, которые повлекли нарушение ч. 1 ст. 17 и ч. 1 ст. 18 Закона N 135-ФЗ.
Предписанием от 10.03.2010 управление не обязывало общество "РЖД" расторгнуть договоры страхования транспортных средств и обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенные по результатам конкурса, но предписало обеспечить соблюдение требований антимонопольного законодательства при проведении иных торгов на оказание услуг ОСАГО и (или) КАСКО.
На основании ст. 4 Закона Российской Федерации от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" общество "РЖД" в лице филиала Южно-Уральская железная дорога является субъектом естественной монополии.
Субъекты естественных монополии осуществляют отбор финансовых организаций (в том числе, для оказания финансовых услуг в виде страхования имущества и страхования ответственности) путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона N 94-ФЗ (ч. 1 ст. 18 Закона N 135-ФЗ).
Нарушение положений ч. 1 данной статьи является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Статья 17 Закона N 135-ФЗ запрещает при проведении торгов действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии со ст. 22 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 39 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Закона N 135-ФЗ в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ответчика по делу.
Согласно ч. 4 ст. 41 Закона N 135-ФЗ предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок.
В силу ст. 50 Закона N 135-ФЗ комиссия выдает предписание по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу.
Перечень возможных предписаний, выдаваемых хозяйствующим субъектам и обязательных для исполнения, содержится в п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона N 135-ФЗ.
Поскольку управлением в действиях общества "РЖД" при проведении конкурса установлены нарушения требований, предусмотренных ст. 17, 18 Закона N 135-ФЗ и на момент принятия решения договоры по результатам проведенного конкурса были заключены, суды сделали правильный вывод о том, что антимонопольный орган правомерно на основании подп. "н" п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона N 135-ФЗ вынес предписание о совершении обществом действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемыми ненормативными актами прав и законных интересов общества "РЖД", последним в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали обществу "РЖД" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества "РЖД", изложенные им в кассационной жалобе, аналогичны его доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Названным доводам апелляционным судом дана исчерпывающая и надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.08.2010 по делу N А60-9673/2010-4-433 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Южно-Уральской железной дороги - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 3 ст. 41 Закона N 135-ФЗ в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ответчика по делу.
Согласно ч. 4 ст. 41 Закона N 135-ФЗ предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок.
В силу ст. 50 Закона N 135-ФЗ комиссия выдает предписание по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу.
Перечень возможных предписаний, выдаваемых хозяйствующим субъектам и обязательных для исполнения, содержится в п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона N 135-ФЗ.
Поскольку управлением в действиях общества "РЖД" при проведении конкурса установлены нарушения требований, предусмотренных ст. 17, 18 Закона N 135-ФЗ и на момент принятия решения договоры по результатам проведенного конкурса были заключены, суды сделали правильный вывод о том, что антимонопольный орган правомерно на основании подп. "н" п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона N 135-ФЗ вынес предписание о совершении обществом действий, направленных на обеспечение конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 февраля 2011 г. N Ф09-11260/10-C1 по делу N А76-9673/2010-4-433
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11260/10-C1