Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 марта 2011 г. N Ф09-1165/11-С6 по делу N А34-2655/2010
Дело N А34-2655/2010
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 июля 2009 г. N Ф09-7639/08-С6
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 апреля 2009 г. N 18АП-3833/2008
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 октября 2008 г. N Ф09-7639/08-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 октября 2008 г. N Ф09-7639/08-С6
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2008 г. N 18АП-3833/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Столярова А.А., судей Маликовой Э.М., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 28.09.2010 по делу N А34-2655/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Уралоил" (далее - общество "Уралоил") - Седунов А.В. (доверенность от 20.12.2010);
Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - департамент) - Башкирова Т.В. (доверенность от 11.01.2011 N 04-01-01);
Правительства Курганской области - Данина М.С. (доверенность от 22.06.2010 N 01-7).
Общество "Уралоил" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Правительству Курганской области о признании недействительным распоряжения от 09.02.2010 N 28-р "О предварительном согласовании места размещения автомобильной заправочной станции обществу с ограниченной ответственностью "Транзит", обязании Правительства Курганской области не позднее 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять распоряжение о предварительном согласовании обществу "Уралоил" места размещения автомобильной заправочной станции на земельном участке площадью 0,1868 га, местоположение земельного участка: Курганская область, г. Курган, в районе пересечения ул. Мостостроителей - ул. Епишева, и выдать обществу "Уралоил" копию распоряжения о предварительном согласовании места размещения автомобильной заправочной станции с приложением схемы расположения земельного участка, утвержденной органом местного самоуправления на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
До принятия решения по существу спора заявитель в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил заявленные требования и просил признать недействительным распоряжение Правительства Курганской области от 09.02.2010 N 28-р "О предварительном согласовании места размещения автомобильной заправочной станции обществу с ограниченной ответственностью "Транзит", от остальной части заявленных требований отказался. Уточнение судом принято.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент, администрация г. Кургана, общество с ограниченной ответственностью "Транзит" (далее - общество "Транзит").
Решением суда первой инстанции от 28.09.2010 (судья Григорьев А.А.) заявленные требования удовлетворены частично. Распоряжение Правительства Курганской области от 09.02.2010 N 28-р "О предварительном согласовании места размещения автомобильной заправочной станции обществу "Транзит" признано недействительным. В остальной части производство по делу прекращено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство Курганской области просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на нарушение ст. 11.1, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что судами не установлено несоответствие оспариваемого распоряжения закону или иному нормативному акту, поскольку данное распоряжение принято с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, не доказано нарушение оспариваемым ненормативным актом прав общества "Уралоил". Заявитель не согласен с выводами судов о наличии у общества "Уралоил" преимущественного права на формирование земельного участка по строительство АЗС, поскольку действующим земельным законодательством такое право не предусмотрено. При этом на момент обращения общества "Уралоил" с заявление о предварительном согласовании места размещения объекта 26.08.2009 обществу "Транзит" уже был выдан акт о выборе земельного участка для строительства АЗС. Кроме того, отсутствуют основания для вывода о совпадении местоположения земельного участка, за формированием которого обратилось общество "Уралоил", и земельного участка, согласованного обществу "Транзит". Заявитель считает, что обстоятельства, установленные решением суда по делу N А34-9951/2009, не имеют преюдициального значения для настоящего спора. Как полагает заявитель, судам надлежало исследовать факт такого совпадения в рамках настоящего дела, не основываясь на оценке, сделанной судом по делу N А34-9951/2009. Заявитель также ссылается на пропуск заявителем трехмесячного срока на обращение с заявлением, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. О нарушении своих прав общество "Уралоил" могло узнать из информационных сообщений о предварительном согласовании земельного участка для размещения объекта по ул. Мостостроителей - ул. Епишева, опубликованного в газете "Курган и курганцы" от 02.07.2009 N 70(2813), а также ответов администрации г. Кургана от 10.07.2009, 08.09.2009, направленных обществу "Уралоил", извещавших о проведении предварительного согласовании земельного участка обществу "Транзит".
В отзыве на кассационную жалобу департамент доводы заявителя поддерживает, считает судебные акты подлежащими отмене, жалобу - удовлетворению.
Общество "Уралоил" в отзыве на кассационную жалобу ссылается на несостоятельность доводов заявителя, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, в соответствии с постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 05.08.2003 N 231 общество "Уралоил", общество с ограниченной ответственностью "ОВК-Инвест", индивидуальный предприниматель Власовой Е.А. приняли участие в конкурсе по отбору претендентов на формирование земельного участка для размещения объекта дорожного сервиса местоположением - г. Курган, ул. Мостостроителей - ул. Епишева.
Победитель конкурса на формирование земельного участка автотрасса "ул.Мостостроителей - ул. Епишева" не был определен (протокол комиссии N 21 от 15.11.2007).
Вступившим в законную силу (04.07.2008) решением Арбитражного суда Курганской области от 24.04.2008 по делу N А34-244/2008 по заявлению общества "ОВК-Инвест" указанное решение конкурсной комиссии, оформленное протоколом N 21 от 15.11.2007, признано незаконным в части рассмотрения заявок и определения победителей на земельный участок по ул. Мостостроителей - ул. Епишева. При этом арбитражный суд обязал Правительство Курганской области в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть ранее представленные на конкурс документы претендентов -индивидуального предпринимателя Власовой Е.А., обществ "Уралоил" и "ОВК-Инвест" и принять решение по существу - определить среди указанных трех претендентов победителя конкурса на формирование земельного участка для размещения объекта дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области с последующим заключением договора аренды земельного участка "ул. Мостостроителей - ул. Епишева" г. Курган.
Данное решение арбитражного суда от 24.04.2008 исполнено Правительством Курганской области 21.08.2009. Победителем проведенного повторного конкурса на право формирования земельного участка по адресу "ул. Мостостроителей - ул. Епишева" с последующим заключением договора аренды признано ООО "Уралоил" (протокол заседания конкурсной комиссии от 21.08.2009).
Выписка из указанного протокола заседания Конкурсной комиссии департаментом направлена в адрес администрации г. Кургана и участников конкурса 25.08.2009.
Общество "Уралоил" 26.08.2009 направило в адрес Правительства Курганской области письмо с подтверждением своих намерений, как победителя конкурса, по строительству АЗС по адресу: г. Курган, ул. Мостостроителей - ул. Епишева, и просило направить соответствующие документы (обращение) в администрацию г. Кургана или уполномоченный орган местного самоуправления.
Бездействие департамента по указанному обращению оспорено обществом "Уралоил". Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Курганской области от 22.04.2010 по делу N А34-9951/2009 признано незаконным бездействие Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области по направлению обращения в орган местного самоуправления с целью выдачи обществу "Уралоил" акта выбора земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка по ул. Мостостроителей - ул. Епишева под строительство АЗС для получения дальнейших согласований.
Указанным судебным актом установлено, что надлежащее обращение департамента в адрес администрации г. Кургана по заявлению общества "Уралоил" для целей выдачи ему акта выбора земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка направлено 16.02.2010.
Общество "Транзит" обратилось в департамент с заявлением от 15.01.2009 о выборе земельного участка, ориентировочной площадью 0,3 га, расположенного в г. Кургане, ул. Мостостроителей - ул. Епишева, для строительства АЗС стационарного типа.
Департамент на основании указанного заявления общества "Транзит" 16.01.2009 обратился в администрацию г. Кургана с просьбой рассмотреть возможность обеспечения формирования земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства.
Постановлением администрации г. Кургана от 17.08.2009 N 7650 с учетом изменений, внесенных постановлением администрации г. Кургана от 03.12.2009 N 11009, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории г. Кургана площадью 0,1868 га на землях населенных пунктов для размещения АЗС в районе пересечения ул. Мостостроителей - ул. Епишева.
Обществу "Транзит" составлен акт от 04.12.2009 N 219 о выборе земельного участка площадью 0,1868 га для размещения АЗС в районе пересечения ул. Мостостроителей - ул. Епишева.
Общество "Транзит" 11.12.2009 обратилось в департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения АЗС стационарного типа на Указанном земельном участке.
Распоряжением Правительства Курганской области от 09.02.2010 N 28-р обществу "Транзит" предварительно согласовано место размещения автомобильной заправочной станции на земельном участке площадью 0,1868 га, местоположение: г. Курган, в районе пересечения ул. Мостостроителей - ул. Епишева.
Общество "Уралоил", полагая, что указанное распоряжение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, поскольку оно является победителем конкурса по отбору претендентов на формирование земельного участка для размещения объектов дорожного сервиса под строительство АЗС по ул. Мостостроителей - ул. Епишева, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Для признания незаконными ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что на момент принятия Правительства Курганской области оспариваемого распоряжения правом на формирование спорного земельного участка обладает общество "Уралоил", в связи с чем указанное распоряжение принято с нарушением положений ст. 30, 34 Земельного кодекса Российской Федерации и прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен ст. 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется с соблюдением порядка выбора земельного участка, предусмотренного п. 5 ст. 30, ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 5.08.2003 N 231 в целях упорядочения размещения объектов дорожного сервиса на территории Курганской области, в соответствии с постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 17.12.2002 N 479 "Об утверждении схемы размещения АЗС и АГЗС на территории Курганской области" создана Конкурсная комиссия по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области с последующим заключением договоров аренды земельных участков.
Названным постановлением утвержден Порядок организации и проведения конкурса по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области с последующим заключением договоров аренды земельных участков (далее - Порядок проведения конкурса).
В соответствии с Порядком проведения конкурса целью проведения конкурса по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области с последующим заключением договоров аренды земельных участков является обеспечение открытости и публичности процедуры предоставления земельных участков для строительства объектов дорожного сервиса (АЗС и АГЗС) на территории Курганской области. На конкурс выставляются участки в соответствии с утвержденной схемой размещения объектов дорожного сервиса (пункт 5.3. Порядка проведения конкурса).
В дальнейшем постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 05.08.2003 N 231 "О конкурсе по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории области с последующим заключением договоров аренды земельных участков" признано утратившим силу на основании постановления Правительства Курганской области от 27.10.2008 N 483.
Как следует из материалов дела, в период действия постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 05.08.2003 N 231 был проведен конкурс по отбору претендентов на формирование земельного участка для размещения объекта дорожного сервиса местоположением - г. Курган, ул. Мостостроителей - ул. Епишева, в котором приняли участие общество "Уралоил", общество с ограниченной ответственностью "ОВК-Инвест", индивидуальный предприниматель Власовой Е.А. Победитель конкурса не был определен (протокол комиссии N 21 от 15.11.2007).
Указанное решение конкурсной комиссии, оформленное протоколом N 21 от 15.11.2007, признано незаконным в части рассмотрения заявок и определения победителей на земельный участок по ул. Мостостроителей - ул. Епишева вступившим в законную силу (04.07.2008) решением Арбитражного суда Курганской области от 24.04.2008 по делу N А34-244/2008. При этом на Правительство Курганской области возложена обязанность рассмотреть ранее представленные на конкурс документы претендентов и определить победителя конкурса на формирование земельного участка для размещения объекта дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области с последующим заключением договора аренды земельного участка "ул. Мостостроителей - ул. Епишева" г. Курган.
Данное решение арбитражного суда исполнено Правительством Курганской области 21.08.2009. Победителем проведенного повторного конкурса на право формирования земельного участка по адресу "ул. Мостостроителей - ул. Епишева" с последующим заключением договора аренды признано общество "Уралоил" (протокол заседания конкурсной комиссии от 21.08.2009). Выписка из указанного протокола заседания Конкурсной комиссии Департаментом направлена в адрес администрации г. Кургана и участников конкурса 25.08.2009.
Судами установлено, что общество "Уралоил" обращалось в Правительство Курганской области с просьбой направить в администрацию г. Кургана необходимые для оформления акта выбора земельного участка документы.
Бездействие департамента, выразившееся в ненаправлении в орган местного самоуправления обращения с целью выдачи обществу "Уралоил" акта выбора земельного участка по ул. Мостостроителей - ул. Епишева г. Кургана для строительства АЗС, признано незаконным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 22.04.2010 по делу N А34-9951/2009. Судом по данному делу отмечено, что надлежащее обращение в адрес администрации направлено департаментом 16.10.2010, т.е. в период рассмотрения этого спора.
Кроме того, при рассмотрении указанного спора судом установлено, что местоположение и границы земельного участка, право на формирование которого было приобретено обществом "Уралоил" по результатам конкурса, совпадает с местоположением и границами земельного участка, согласованного обществу "Транзит".
Суды верно признали обстоятельства, установленные решением суда по делу N А34-9951/2009, имеющими преюдициальное значение для настоящего спора (ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что общество "Транзит" не являлось участником конкурса, на момент начала процедуры по согласованию обществу "Транзит" предварительного места размещения объекта - 15.01.2009, Правительству Курганской области было известно о наличии трех претендентов на формирование земельного участка (в число которых общество "Транзит" не входило) в связи со вступившим в законную силу решением суда, и указанное решение является обязательным для Правительства Курганской области (ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды пришли к верному выводу о незаконности распоряжения Правительства Курганской области от 09.02.2010 N 28-р о предварительном согласовании обществу "Транзит" спорного земельного участка.
Суд апелляционной инстанции, основываясь на закрепленном в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципе сочетания при предоставлении земельных участков сочетания интересов общества и конкретных граждан, верно указал, что в ситуации, когда на один и тот же земельный участок претендует несколько лиц, процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта, предусмотренная ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, не обеспечивает возможность определить одного претендента на основе справедливости, публичности, открытости и прозрачности предоставления этого земельного участка конкретному лицу. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо пункта 11 статьи 1 имеется в виду подпункт 11 пункта 1 статьи 1 указанного Кодекса
С учетом изложенного, выводы судов о нарушении оспариваемым распоряжением Правительства Курганской области права общества "Уралоил" на формирование указанного земельного участка и получение его в аренду для строительства АЗС, следует признать правильными. Требования общества "Уралоил" судами правомерно удовлетворены.
Ссылки заявителя на пропуск обществом "Уралоил" трехмесячного срока на обращение с заявлением, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что о нарушении своего права общество могло узнать из информационных сообщений о предварительном согласовании земельного участка для размещения объекта по ул. Мостостроителей - ул. Епишева, опубликованного в газете "Курган и курганцы" от 02.07.2009 N 70(2813), а также ответов администрации г. Кургана от 10.07.2009, 08.09.2009 извещавших его о проведении предварительного согласования земельного участка обществу "Транзит", не принимаются.
Указанный срок в данном случае начитает течь со дня, когда заявителю стало известно о принятии оспариваемого распоряжения, нарушающего его права. Поскольку о распоряжении Правительства Курганской области от 09.02.2010 N 28-р обществу "Уралоил" стало известно 17.03.2010 в ходе судебного заседания при рассмотрении дела N А34-9951/2009, указанное распоряжение обществу не направлялось и не опубликовывалось, суды обоснованно признали, что общество "Уралоил" обратилось настоящим заявлением в пределах трехмесячного срока (26.05.2010).
При этом факт опубликования информационного сообщения о проведении предварительного согласования спорного земельного участка обществу "Транзит", ответы администрации г. Кургана на запросы общества "Уралоил" не свидетельствуют о пропуске обществом "Уралоил" срока на обращения заявления, а подтверждают факт нарушения прав и законных интересов заявителя, который, как установлено судами, неоднократно обращался в Правительство Курганской области, департамент, администрацию г. Кургана с просьбой прекратить процедуру выбора земельного участка в пользу общества "Транзит".
Прочие доводы заявителя рассмотрены судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 28.09.2010 по делу N А34-2655/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, в период действия постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 05.08.2003 N 231 был проведен конкурс по отбору претендентов на формирование земельного участка для размещения объекта дорожного сервиса местоположением - г. Курган, ул. Мостостроителей - ул. Епишева, в котором приняли участие общество "Уралоил", общество с ограниченной ответственностью "ОВК-Инвест", индивидуальный предприниматель Власовой Е.А. Победитель конкурса не был определен (протокол комиссии N 21 от 15.11.2007).
...
Суд апелляционной инстанции, основываясь на закрепленном в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципе сочетания при предоставлении земельных участков сочетания интересов общества и конкретных граждан, верно указал, что в ситуации, когда на один и тот же земельный участок претендует несколько лиц, процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта, предусмотренная ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, не обеспечивает возможность определить одного претендента на основе справедливости, публичности, открытости и прозрачности предоставления этого земельного участка конкретному лицу. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
решение Арбитражного суда Курганской области от 28.09.2010 по делу N А34-2655/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 марта 2011 г. N Ф09-1165/11-С6 по делу N А34-2655/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника