Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 марта 2011 г. N А60-45716/2010
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 октября 2011 г. N Ф09-5686/11 по делу N А60-45716/2010 настоящее решение оставлено без изменения
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2011 г. N 17АП-3891/11
Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 21 марта 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Управление комплектации и производственно-технического обслуживания" (ИНН 8602066860; ОГРН 1038600511630) к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Кокорина С.А. - представителя по доверенности от 12.01.2010, паспорт;
от заинтересованного лица - Астраханцевой Т.С. - специалиста-эксперта по доверенности от 02.03.2011 N 19, удостоверение; - Клочихина Д.А. - начальника юридического отдела по доверенности от 19.03.2010 N 13, удостоверение.
Представителям сторон процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суду не заявлено.
От заявителя поступило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности в связи с подачей жалобы на постановление вышестоящему должностному лицу.
На основании части 2 статьи 208, статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство заявителя судом удовлетворено, срок - восстановлен.
Открытое акционерное общество "Управление комплектации и производственно-технического обслуживания" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе от 16.09.2010 N 62-10-550/ПН о привлечении общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в сумме 500000 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, ссылаясь на неполучение открытым акционерным обществом "Управление комплектации и производственно-технического обслуживания" протокола об административном правонарушении. Кроме того, заявитель полагает, что к административной ответственности за неисполнение предписания должен быть привлечен главный бухгалтер открытого акционерного общества "Управление комплектации и производственно-технического обслуживания".
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве от 15.03.2011 N 62-10-07/2638, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Заинтересованным лицом в материалы дела представлены: копия доверенности от 11.01.2011 N 1, копия акта об отсутствии доступа к информации.
Отзыв и документы приобщены к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:
На основании поручения руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе от 27.01.2010 N 62-10-254-03/пч Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе проведена камеральная проверка деятельности открытого акционерного общества "Управление комплектации и производственно-технического обслуживания" на соблюдение требований действующего законодательства к раскрытию информации.
По итогам камеральной проверки Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе направило в адрес открытого акционерного общества "Управление комплектации и производственно-технического обслуживания" предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации от 21.05.2010 N 62-10-СФ-03/6236.
Предписание необходимо было исполнить путем:
1. Обеспечения доступа на странице в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации к годовым отчетам за 2007, 2008 годы, к тексту пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности по итогам 2007, 2008 годов, а также к тексту списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания 1 квартала 2010 года.
Опубликования в ленте новостей информационного агентства, уполномоченного ФСФР России, сообщения о раскрытии годовой бухгалтерской отчетности по итогам 2007, 2008 годов, а также списков аффилированных лиц, составленных на дату окончания 2, 3, 4 кварталов 2009 года.
Представления в Региональное отделение отчета об исполнении предписания, содержащего информацию о странице в сети Интернет, на которой обществом раскрыта информация, указанная в пункте 1 предписания, а также документов, подтверждающих исполнение пункта 2 предписания.
Предписание получено открытым акционерным обществом "Управление комплектации и производственно-технического обслуживания" 16.06.2010. Срок исполнения - в течение 30 дней с момента получения предписания, то есть до 16.07.2010 включительно.
По состоянию на 19.07.2010 обществом не представлены в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе документы, подтверждающие исполнение предписания.
При осуществлении контроля исполнения предписания по состоянию на 19.07.2010 было выявлено, что открытым акционерным обществом "Управление комплектации и производственно-технического обслуживания" не был обеспечен доступ к годовым отчетам по итогам 2007, 2008 годов, к пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности по итогам 2008 года, а также к тексту списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания 1 квартала 2010 года. В ленте новостей информационного агентства, уполномоченного ФСФР России, не опубликованы сообщения о раскрытии годовой бухгалтерской отчетности по итогам 2007, 2008 годов, а также списков аффилированных лиц, составленных на даты окончания 2, 3, 4 кварталов 2009 года.
В Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе обществом не представлены документы, подтверждающие исполнение предписания и отчет об исполнении предписания.
20.07.2010 в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе поступил ответ общества вх. 62-10-5828 на предписание, скриншот страницы в сети Интернет.
При этом в указанном ответе отсутствуют документы, подтверждающие раскрытие обществом текстов годовых отчетов по итогам 2007, 2008 годов, пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности по итогам 2008 года, а также текста списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания 1 квартала 2010 года. В ленте новостей информационного агентства, уполномоченного ФСФР России, не опубликованы сообщения о раскрытии годовой бухгалтерской отчетности по итогам 2007, 2008 годов, а также списков аффилированных лиц, составленных на даты окончания 2, 3, 4 кварталов 2009 года.
По результатам проверки Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе в отношении открытого акционерного общества "Управление комплектации и производственно-технического обслуживания" составлен протокол от 25.08.2010 N 62-10-638/пр-ап об административном правонарушении по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок законного предписания.
Заместителем руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе вынесено постановление от 16.09.2010 N 62-10-550/ПН о привлечении открытого акционерного общества "Управление комплектации и производственно-технического обслуживания" к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в сумме 500000 рублей.
Полагая, что вынесенное постановление является незаконным, открытое акционерное общество "Управление комплектации и производственно-технического обслуживания" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" состав информации, порядок и сроки ее раскрытия определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
При этом под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение).
В пункте 1.1. указано, что данное Положение регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг, а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.
Согласно пункту 1.6 Положения, если иное не установлено настоящим Положением либо иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет. При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации.
Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5.1 Положения обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном данным Положением, распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям, либо неограниченному кругу лиц.
Пунктом 5.7, пунктом 5.8 Положения предусмотрено, что общество обязано в срок не позднее 45 дней с даты окончания соответствующего квартала опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет. Не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста ежеквартального отчета эмитент обязан опубликовать в ленте новостей сообщение о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете.
В силу пункта 8.3.1 Положения акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской отчетности.
Пунктом 8.5.1 Положения установлено, что акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является федеральная служба по финансовым рынкам.
Согласно пункту 1.3 Положения о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденного Приказом ФСФР России от 13.11.2007 N 07-108/пз-н, Региональные отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России проводят выездные и камеральные проверки.
Камеральная проверка проводится инспектором (инспекторами) по месту нахождения Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России посредством изучения имеющихся и представленных организацией и другими лицами или государственными органами документов и сведений (пункт 1.3.4 Положения).
В соответствии с пунктом 21 Регламента, пунктом 5.3.7 Положения о федеральной службе по финансовым рынкам при проведении камеральной проверки Федеральная служба по финансовым рынкам России и ее Региональные отделения вправе истребовать у организации путем направления предписания о представлении документов любые необходимые для проведения камеральной проверки и решения вопросов, относящихся к компетенции Федеральной службы по финансовым рынкам, объяснения, сведения и документы.
В соответствии с пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 года N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
Частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Факт неисполнения обществом в установленный срок - до 16.07.2010 требований законного предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе от 21.05.2010 N 62-10-СФ-03/6236 об устранении действующего законодательства Российской Федерации, а также вина общества, подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах, суд считает, что открытое акционерное общество "Управление комплектации и производственно-технического обслуживания" обоснованно привлечено к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка заявителя на процессуальные нарушения, допущенные административным органом, связанные с ненаправлением в адрес открытого акционерного общества "Управление комплектации и производственно-технического обслуживания" протокола об административном правонарушении от 25.08.2010 N 62-10-638/пр-ап, судом не принимается.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" от 02.06.2004 года N 10, нарушение административным органом процессуальных требований является основанием для признания незаконным постановления только при условии, если нарушения носят существенный характер и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Факт ненаправления в адрес заявителя протокола об административном правонарушении от 25.08.2010 N 62-10-638/пр-ап заинтересованным лицом не оспаривается.
Однако, по мнению суда, данное нарушение не повлекло серьезных неблагоприятных последствий, и не влияет на оценку законности и обоснованности оспариваемого заявителем постановления.
Открытое акционерное общество "Управление комплектации и производственно-технического обслуживания" было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, привлекаемое лицо не было лишено возможности защищать свои права и законные интересы, в том числе до вынесения оспариваемого постановления.
При рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления от 16.09.2010 N 62-10-550/ПН присутствовал генеральный директор открытого акционерного общества "Управление комплектации и производственно-технического обслуживания" Парфенов В.Н.
Срок привлечения к административной ответственности соблюден.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что неполучение протокола об административном правонарушении не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, нарушило права и законные интересы привлекаемого лица.
Довод заявителя о том, что к административной ответственности за неисполнение предписания должен быть привлечен главный бухгалтер открытого акционерного общества "Управление комплектации и производственно-технического обслуживания" судом отклоняется как противоречащий требованиям Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н.
Ненадлежащее исполнение главным бухгалтером открытого акционерного общества "Управление комплектации и производственно-технического обслуживания" своих должностных обязанностей не освобождает само юридическое лицо от ответственности.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного обществом деяния, принимая во внимание отсутствие вредных последствий, учитывая отсутствие доказательств пренебрежительного отношения общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права, суд считает возможным применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе от 16.09.2010 N 62-10-550/ПН и ограничиться устным замечанием.
Довод заинтересованного лица о пренебрежительном отношении открытого акционерного общества "Управление комплектации и производственно-технического обслуживания" судом отклоняется, поскольку формальный ответ на предписание был дан обществом письмом от 20.07.2010.
На основании изложенного требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе от 16.09.2010 N 62-10-550/ПН о привлечении открытого акционерного общества "Управление комплектации и производственно-технического обслуживания" к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 500000 рублей подлежат удовлетворению.
По факту нарушения части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует ограничиться устным замечанием.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Требования открытого акционерного общества "Управление комплектации и производственно-технического обслуживания" удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе от 16.09.2010 N 62-10-550/ПН о привлечении открытого акционерного общества "Управление комплектации и производственно-технического обслуживания" к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 500000 рублей.
По факту нарушения части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ограничиться устным замечанием.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа "http://fasuo.arbitr.ru".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 марта 2011 г. N А60-45716/2010
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 октября 2011 г. N Ф09-5686/11 по делу N А60-45716/2010 настоящее решение оставлено без изменения