Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 апреля 2011 г. N Ф09-1596/11-С6 по делу N А71-6152/2010
|
Дело N А71-6152/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Маликовой Э.М., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Город Глазов" в лице администрации г. Глазова (далее -администрация г. Глазова) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.10.2010 по делу N А71-61652/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Удмуртская Республика в лице Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики (далее - министерство) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к администрации г. Глазова о признании права собственности Удмуртской Республики на встроенно-пристроенное помещение в 9-ти этажном жилом доме общей площадью 500,6 кв. м, кадастровый номер объекта: 18-18-05/006/2005-568, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Республиканская, 29 (с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики "Фармация" (далее - предприятие "Фармация"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление Росреестра).
Решением суда от 18.10.2010 (судья Абуязидова Г.А.) исковые требования удовлетворены. За Удмуртской Республикой признано право собственности на встроенно-пристроенное помещение в 9-ти этажном жилом доме общей площадью 500,6 кв. м, кадастровый номер объекта: 18-18-05/006/2005-568, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Республиканская, 29.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 (судьи (Панькова Г.Л., Гребенкина Н.А., Дюкин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация г. Глазова просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Учитывая содержание определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-O и постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П по делам о проверке конституционности ряда положений ч. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ заявитель полагает, что необходимым условием безвозмездной передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации является волеизъявление органа местного самоуправления на передачу имущества в собственность субъекта Российской Федерации. По мнению заявителя, министерством не соблюден порядок безвозмездной передачи муниципального имущества в собственность субъекта Российской Федерации.
В отзывах на кассационную жалобу министерство и предприятие "Фармация" просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решения государственного комитета Удмуртской Республики по управлению государственным имуществом от 26.06.1992 N 4-ОБ, нежилое помещение площадью 500,8 кв. м, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Республиканская, 29, включено в реестр муниципальной собственности муниципального образования "Город Глазов".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.09.2009 серии 18АА N 885504 на указанный объект зарегистрировано право муниципальной собственности.
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 19.02.2007 N 126-р принято решение о необходимости принятия из собственности муниципальных образований в собственность Удмуртской Республики имущества, используемого государственными унитарными предприятиями государственной аптечной сети Удмуртской Республики, органам местного самоуправления предписано в срок до 01.04.2007 осуществить передачу указанного имущества из собственности муниципальных образований в собственность Удмуртской Республики.
В Перечне объектов недвижимого имущества, занимаемых аптечными государственными унитарными предприятиями Удмуртской Республики, подлежащих передаче в собственность Удмуртской Республики, являющемся приложением к названному распоряжению, указано, в частности, помещение аптеки N 4, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Республиканская, д. 29 (площадь объекта 500,8 кв. м).
Судами также установлено, что данное помещение используются предприятием "Фармация" на основании договора аренды для осуществления социально полезной деятельности; аптека N 4, находящаяся в указанном помещении, осуществляет деятельность, предусмотренную п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ), а именно производит отпуск лекарственных средств по федеральной программе организации дополнительного лекарственного обеспечения отдельным категориям граждан, являющимся получателями социальных услуг, обеспечивает население лекарственными средствами согласно территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Удмуртской Республики (по заболеваемости, дети до трех лет, дети до шести лет из многодетных семей), обеспечивает льготные категории граждан лекарственными средствами со скидкой 50% от розничной цены (тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий).
Министерство, ссылаясь на наличие распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 19.02.2007 N 126-р, указывая, что администрация г. Глазова в нарушение срока, установленного Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", до настоящего времени не осуществило передачу спорного объекта недвижимости в собственность Удмуртской Республики, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Пунктом 3 ч. 8 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлена обязанность органов местного самоуправления безвозмездно передать до 01.01.2008 в собственность субъектов Российской Федерации находящееся в муниципальной собственности имущество, предназначенное для осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, в частности, в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
Решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а имущество, необходимое для предоставления такой поддержки и обслуживания, может находиться в собственности субъекта Российской Федерации (п. 24 ч. 2 ст. 26.3, п. "н" ч. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ).
Положениями Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрено, что предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Данные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Учитывая указанные нормы права, суды, установив, что спорное помещение используется с 1999 года предприятием "Фармация" для осуществления деятельности, предусмотренной п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, при этом функции социального обслуживания населения отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что спорное помещение в силу закона подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации.
Судами рассмотрена и обоснованно отклонена ссылка администрации г. Глазова на отсутствие ее волеизъявления на передачу спорного имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, необходимость которого предусмотрена ч. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Несоблюдение процедуры принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, выразившееся в отсутствии волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества, само по себе не является основанием для вывода о том, что право собственности муниципального образования на спорный объект не прекратилось.
При таких обстоятельствах судами правомерно удовлетворены исковые требования о признании права собственности Удмуртской Республики на спорное помещение.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.10.2010 по делу N А71-61652/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования "Город Глазов" в лице администрации г. Глазова - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Данные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Учитывая указанные нормы права, суды, установив, что спорное помещение используется с 1999 года предприятием "Фармация" для осуществления деятельности, предусмотренной п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, при этом функции социального обслуживания населения отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что спорное помещение в силу закона подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации.
Судами рассмотрена и обоснованно отклонена ссылка администрации г. Глазова на отсутствие ее волеизъявления на передачу спорного имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, необходимость которого предусмотрена ч. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
...
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.10.2010 по делу N А71-61652/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования "Город Глазов" в лице администрации г. Глазова - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 апреля 2011 г. N Ф09-1596/11-С6 по делу N А71-6152/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9884/11
19.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9884/11
01.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1596/11-С6
23.12.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12465/10