Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 мая 2011 г. N А60-10636/2011
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 сентября 2011 г. N Ф09-6680/11 по делу N А60-10636/2011
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 июля 2011 г. N 17АП-5577/11
Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2011 года
Полный текст решения изготовлен 18 мая 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга к ООО "Экспресс система" (ИНН 6658330760, ОГРН 1086658033241) о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: Е.Ф.Нургалиева, помощник прокурора, предъявлено удовлетворение,
от заинтересованного лица: П.В.Никитин, представитель по доверенности от 10.05.2011, Е.В.Воронкова, представитель по доверенности от 10.05.2011.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Ходатайство заинтересованного лица о приобщении к материалам дела
договора от 29.10.2010, сертификата соответствия на 2-х листах, разрешения, технического паспорта на 6 листах, правил работы системы на 34 листах судом удовлетворено.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
Прокурор Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Экспресс система" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ с конфискацией изъятого оборудования.
ООО "Экспресс система" (далее - заинтересованное лицо) возражает в отношении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Прокуратурой Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга совместно с ОБППР и ИАЗ ОМ N 14 УВД по МО "г. Екатеринбург" 21.03.2011 года проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" и Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в нежилом - частном помещении, расположенном по адресу: г.Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
В ходе проверки установлено, что ООО "Экспресс система" по договору безвозмездного пользования нежилым помещением для автомата самообслуживания N 0111 от 01.01.2011, заключенному с ИП Петровой Е.В. пользуется частью нежилого помещения площадью 1 кв.м, находящегося по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.
На момент проверки 21.03.2011 в помещении обнаружен 1 электронный терминал, который находился в рабочем (включенном) состоянии со встроенной лотереей, что зафиксировано протоколом осмотра от 21.03.2011.
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора о приеме платежей привлеченным платежным субагентом от 31.10.2008 N 1004371/2241, а также пунктом 6.1 Правил работы системы, утвержденных приказом генерального директора ЗАО "Объединенная система моментальных платежей" (далее - ЗАО "ОСМП") от 01.10.2007 N 28-07, ООО "Экспресс система", являясь платежным субагентом и действуя по поручению и за счет оператора по приему платежей (ЗАО "ОМСП"), осуществляет прием платежей от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств последних перед поставщиками, а также осуществляет последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с договором и законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу привлеченного платежного субагента. При приеме платежей привлеченный платежный субагент действует от своего имени, если в выданной привлеченному платежному субагенту доверенности не указано, что привлеченный субагент при приеме платежей действует от имени оператора по приему платежей или от имени и за счет поставщика.
Пункт 6.9 Правил работы системы предусматривает обязанность платежного субагента после приема платежа выдать плательщику документ, подтверждающий платеж.
Из представленных в дело документов следует, что в меню терминала УЗВТ ТП.31391613ю603-09, принадлежащего ООО "Экспресс система", предусмотрено проведение моментальной лотереи, по условиям которой необходимо внесение в купюроприемник терминала платы за лотерейные билеты, формирующей баланс счета играющего; лотерейные билеты в бумажном виде не выдаются. Кроме того, условиями данной лотереи предусмотрено предоставление ее участникам возможности провести игру, последствием которой в случае выигрыша является возможность повторить игру или пополнить баланс счета за телефон, в случае проигрыша - списание денежных средств со счета играющего. Разрешение на проведение лотерее, согласно информации на экране терминала, имеет ООО "Лото Мастер".
Учитывая, что в результате игры на автомате возможно получение выигрыша, который определяется без участия организатора либо оператора, случайным образом, игрок заинтересован в получении денежного выигрыша по результатам игры на оборудовании, следовательно, имеются признаки азартной игры.
При этом факт заключения договора между субагентом и участниками лотереи ответчиком не оспаривается, как не оспаривается и факт осуществления такой деятельности.
Прокурором 07.04.2011 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ и в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 и ст. 28.8 КоАП РФ направлено в арбитражный суд заявление с вынесенным постановлением и приложенными материалами проверки о привлечении общества к административной ответственности.
Суд считает, что требования заявителя следует удовлетворить по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В силу подпункта 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" до 30 июня 2009 года деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования подлежала лицензированию, а после 01.07.2009 деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться только в игорных зонах на основании специального разрешения (Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О Государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 3 части 1 статьи 3 названного Федерального закона
Из совокупности приведенных норм следует, что осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения вне игорных зон также образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; выигрыш - это денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры; игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
Согласно п. 16 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ любые устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр, признаются игровым оборудованием.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Федеральный закон от 11.11.2003 г. N 138-ФЗ) лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Частью 3 статьи 9 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ предусмотрено, что условия стимулирующей лотереи не должны включать в себя положения, позволяющие совершать участником стимулирующей лотереи действия с использованием механических, электрических, электронных или иных технических устройств для определения и (или) получения выигрышей, призов и (или) подарков.
Кроме того, частью 8 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ установлено, что проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено.
Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ проведение лотереи в режиме реального времени с использованием лотерейного оборудования, осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации, то есть проведение лотереи в режиме реального времени не может осуществляться коммерческой организацией.
Кроме того, лотерея в режиме реального времени проводится с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи, позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора, и с помощью которого проводятся розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша. Указанное оборудование должно обеспечивать защиту такой информации от утраты, хищения, искажения, подделки, а также от несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и иных подобных действий и несанкционированного доступа к сети электросвязи (п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона).
В соответствии с п. 14 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ лотерейное оборудование - это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
Проверкой установлено, согласно объяснениям от 22.03.2011 представителя ООО "Экспресс система" по доверенности N 9 от 22.03.2011 Никитина Павла Валерьевича следует, что ООО "Экспресс система" принимает платежи как платежные субагенты банка. Деятельность платежного субагента ограничена полномочиями, данными оператором по приему платежей. ООО "Экспресс система" осуществляют деятельность по приему платежей в рамках договора, заключенного с ЗАО "Объединенная Система Моментальных Платежей" и не осуществляет мероприятий, связанных с проведением лотерей и проведением азартных игр.
Указанный терминал "УЗВТ" согласно техническому паспорту ТП. 31391613.603-09 принадлежит ООО "Экспресс система" на праве собственности.
Между ООО "Объединенная Система Моментальных Платежей" и ООО "Экспресс система" 31.10.2008 заключен договор о приеме платежей агентом N 1004371/2241, в соответствии, с которым агент обязуется по поручению соответствующих провайдеров за вознаграждение совершать юридические и иные действия, направленные на обеспечение информационного, технологического, расчетного взаимодействия между плательщиками и участниками системы при приеме платежей (п. 2.1 указанного договора).
Помимо основной функции по приему платежей, зачисления денежных средств, указанный терминал имеет функцию "Лотерея", что подтверждается фотографиями к протоколу осмотра от 21.03.2011, а именно лотереи "Семерки". Организатором бестиражной (моментальной) лотереи "ПРИВЕД МЕДВЕД" является ООО "ЛОТО МАСТЕР".Основанием для проведения бестиражной (моментальной) лотереи "ПРИВЕД МЕДВЕД" является разрешение на проведение лотереи Н200Б/000508 ФНС от 24.09.2007 (ЛА 0000452).
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что осуществляемая обществом деятельность может быть расценена как деятельность по проведению лотереи, поскольку обладает признаками азартной игры. Игровой терминал использовался обществом для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся вне корпуса игрового оборудования без участия организатора или его работников.
При этом конкретные технические характеристики применяемых в деятельности общества электронных устройств и их наименование правового значения для настоящего спора не имеют, поскольку сама осуществляемая обществом деятельность организована таким образом, что не отвечает признакам лотереи, поименованным в Федеральном законе "О лотереях", а организована по принципу азартной игры.
Таким образом, установлено, что ООО "Экспресс система" осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием оборудования, отвечающего признакам игрового, без специального разрешения (лицензии).
Таким образом, в действиях ООО "Экспресс система" имеется событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом установлена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества выражается в виновном действии (бездействии) должностных лиц общества, допустивших осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования, без специального разрешения (лицензии).
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства и предотвращению правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не выявлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ, не пропущены.
Поскольку событие вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела, вина общества установлена и доказана, суд считает, что в действиях ООО "Экспресс система" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, вследствие чего требование заявителя подлежат удовлетворению.
При этом согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Поскольку отягчающих обстоятельств не установлено, суд полагает, что наказание должно быть назначено в пределах минимального размера санкции, установленной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, то есть в виде штрафа в размере 40000 руб. с конфискацией одного игрового терминала, изъятого по протоколу осмотра места происшествия от 21.03.2011.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Экспресс система" (ИНН 6658330760, ОГРН 1086658033241, место нахождения: 620028, город Екатеринбург, ул.Заводская, 30-104; ул.Крауля,80/3) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 40000 руб. 00 коп. с конфискацией изъятого по протоколу осмотра места происшествия от 21.03.2011 одного игрового терминала.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
КБК 41511621010010000140
ОКАТО 65401364000
Получатель: УФК по Свердловской области (Прокуратура Свердловской области)
Счет 40101810500000010010
БИК 046577001
ИНН 6658033077
КПП 665801001.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 мая 2011 г. N А60-10636/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника