Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 июля 2011 г. N А60-9611/2011
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 декабря 2011 г. N Ф09-7900/11 по делу N А60-9611/2011 настоящее решение оставлено без изменения
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2011 г. N 17АП-8277/11
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2011 г. N 17АП-8277/11
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 20 июля 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению ЗАО Фирма "Синтез"(ИНН 6629000510)
к ИФНС России по г. Новоуральску Свердловской области
о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа
при участии в судебном заседании
от заявителя: Е.М. Васина, представитель по доверенности от 01.03.2011 года N 1,
от заинтересованного лица: Т.Л. Данченко, представитель по доверенности N 09-01-04_00263 от 17.01.2011 года, С.Н. Николаева, представитель по доверенности N 09/00901 от 08.02.2011 года.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Закрытое акционерное общество "Фирма "Синтез" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Новоуральску Свердловской области (далее - налоговый орган, заинтересованное лицо):
1. о признании недействительным решения N 4 от 17.08.2010 об отказе частично в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению;
2. об обязании налогового органа возместить НДС в сумме 91 412 руб. путем возврата с начислением на эту сумму процентов согласно п. 10 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В ходе судебного разбирательства общество уточнило предмет заявленных требований и в части требований, предусмотренных п. 2 заявления, на заявленных требованиях не настаивает.
Судом ходатайство об уменьшении заявленных требований удовлетворено в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований налогоплательщик указывает на неправильное применение налоговым органом положений п.п.25 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Заинтересованное лицо возражает по мотивам, изложенным в отзыве и дополнении к нему.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заинтересованного лица, суд
УСТАНОВИЛ:
Налоговым органом по итогам камеральной налоговой проверки налоговой декларации заявителя по НДС за 1 квартал 2010 года вынесено решение N 4 от 17.08.2010 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению.
Названным решением установлен факт неправомерного применения обществом льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, в сумме 507 844 руб., что повлекло занижение налоговой базы на данную сумму за 1 квартал 2010 года. Доначисление НДС составило 91 411 руб. 92 коп.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев спор, суд приходит к следующим выводам.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком льготы по НДС.
Согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.
Пунктом 6 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания приведенных норм следует, что применение налогоплательщиком льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной ст. 149 НК РФ поставлено в зависимость от наличия у него соответствующей лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов (пункт 82 части 1 ст. 17 ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 766 утвержден Порядок лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов, который определяется Положением о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 766.
Настоящее Положение определяет порядок лицензирования заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и не распространяется на реализацию лома черных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.
Данное положение под заготовкой лома черных металлов понимаются сбор, покупка лома черных металлов у юридических и физических лиц и транспортировка заготовленного лома черных металлов грузовым автомобильным транспортом, под переработкой лома черных металлов - процессы хранения, сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования, брикетирования лома черных металлов, под реализацией лома черных металлов - продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома черных металлов на возмездной или безвозмездной основе.
Таким образом, в целях применения рассматриваемой льготы по НДС, налогоплательщик, осуществляющий реализацию лома черных металлов, должен иметь лицензию на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов, либо в отсутствие такой лицензии реализация лома черного металла может иметь место, если такой лом образовался в процессе собственного производства.
Деятельность налогоплательщика непосредственно связана именно с оборотом черных и цветных металлов: общество закупает у третьих лиц металлосодержащие изделия и предметы бывшие в употреблении и утратившие свои потребительские свойства (станки б/у, оборудование б/у, содержащее черные и (или) цветные металлы, сплавы и т.д.) и целях их дальнейшей переработки и (или) реализации в качестве лома черного и цветного металла; перерабатывает приобретенные металлосодержащие изделия и предметы (измельчает, режет, разделывает, сортирует, отбирает и т.д.); реализует полученный в результате переработки лом черных и цветных металлов; также общество осуществляет простую перепродажу закупаемого металлолома (без переработки).
Вышеуказанная деятельность налогоплательщика осуществляется в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов.
Вместе с тем обществом в налоговую базу по НДС за 1 квартал 2010 года не включены операции по реализации лома черного металла в общей сумме 507 844 руб. рублей (НДС по ставке 18% составил 91 411 руб. 92 коп.).
Из материалов дела следует, что вышеуказанная сумма реализации лома черных металлов образовалась следующим образом:
- реализация стальной ленты холоднокатанной, приобретенной обществом как товар и реализованной впоследствии как лом в связи с обнаружением брака (НДС в сумме 51 618 руб.);
- реализация лома черных металлов Б26, приобретенных как лом черных металлов (НДС в сумме 11 882 руб.);
- реализация лома черных металлов, полученных в результате переработки станков, бывших в употреблении (НДС в сумме 20 863 руб.), лома стального (НДС в сумме 3007 руб.), приобретенного как лом черных металлов, лома черных металлов с переработки цветных металлов (НДС в сумме 4 042 руб.)
Как уже было указано, необходимость в получении лицензии по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов отсутствует в случае, когда имеет место реализация лома черных металлов, образовавшегося в процессе собственного производства.
Таковой в данном случае является реализация лома черных металлов, полученная заявителем в процессе переработки цветметсодержащего сырья, НДС по которой составил 4 042 руб. В указанной части для целей использования рассматриваемой льготы налогоплательщику не было обязательно наличие соответствующе лицензии, в связи с чем решение налогового органа в данной части является неправомерным и подлежит отмене.
Что касается остальной части требований налогоплательщика, то оснований для их удовлетворения суд не усматривает.
Согласно положениям Постановления Пленума высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.10.2006 года N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в том числе, получения налоговой льготы.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
В связи с этим при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды. Эти доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям ст. 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из объяснений налогоплательщика, им обоснованно применена рассматриваемая налоговая льгота применительно к реализации стальной ленты холоднокатанной, приобретенной обществом как товар и реализованной впоследствии как лом в связи с обнаружением брака.
Налоговый орган, в свою очередь, ссылается на то, что данная операция была учтена обществом для целей налогообложения не в связи с ее реальным экономическим смыслом, поскольку указанная лента фактически была приобретена как лом черного металла для дальнейшей реализации.
Согласно материалам проверки лента стальная б/у приобретена обществом в количестве 42,41т. На общую сумму 254 460 руб., по данным бухгалтерского учета она была оприходована на счет 41.1 "Товары" и сразу же переведена в товарную номенклатуру "лом черных металлов" на основании составления акта о признании ленты бракованной.
Анализ обстоятельств приобретения данной ленты указывает на то, что в договоре на ее приобретение наименование товара сторонами определено как "лента стальная б/у", данных, позволяющих идентифицировать указанный товар по его номенклатуре, размерам, Гостам или ТУ, качественным и иным характеристикам, ни в договоре, ни в иных документах, сопровождающих сделку, не содержится. При приобретении ленты обществом, как это принято в обычной хозяйственной деятельности, качество не проверялось, претензий относительно качества товара поставщику не предъявлялось, тогда как лента через незначительный отрезок времени реализована как лом черных металлов. Цена приобретения данной ленты сопоставима с ценой лома черных металлов.
Оценив указанные обстоятельства в их совокупности, суд пришел к выводу об обоснованности вышеуказанных доводов налогового органа и отсутствия у общества права на применение в рассматриваемом случае налоговой льготы.
К аналогичным выводам суд пришел в отношении реализации лома черных металлов, полученного при переработке станков б/у.
Как пояснил налогоплательщик в ходе предварительного судебного заседания, станки б/у в количестве 18,3 т. были приобретены им для целей получения лома цветных металлов. При переработке указанных станков вместе с ломом цветмета был получен также и лом черных металлов, соответственно необходимости в вышеуказанной лицензии не имелось.
Судом было предложено представить налогоплательщику данные о долях цветмета и чермета, полученных в ходе переработки указанных станков.
Налогоплательщик, в свою очередь, в ходе судебного разбирательства изменил позицию по данному вопросу, указав, что при переработке станков извлечение цветного лома не происходило, тогда как при разборке блоков управления станков обнаружены лом золота в количестве 2 гр. и лом серебра в количестве 50 гр.
Указанные обстоятельства, по мнению суда, не могут указывать на то, что лом черного металла при переработке станков б/у был продуктом переработки данных станков при извлечении драгоценных металлов, учитывая вес приобретенных станков (18.3 т.), вес брутто лома черного металла, полученного от переработки станков (18.28 т.) и вес драгоценных металлов (52 гр.).
Применительно к указанным эпизодам, а также в отношении приобретения и реализации лома стального, налогоплательщиком заявляются доводы о том, что лом и отходы цветных и черных металлов являются одним из видов отходов, требования к обращению с которыми и их отчуждения (реализации) регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; лицензия N ОТ-54-000949 (66) на обращение с такими отходами как лом стальной ему разрешена, поэтому льгота по НДС применена правомерно.
Однако довод заявителя судом отклоняется в связи со следующим.
Согласно п. 1.2. названых договоров поставщик осуществляет свою деятельность на основании лицензии N ОТ-54-000949 (66) выданной 08.06.2007 на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке опасных отходов. В приложении к указанной лицензии в перечень опасных отходов, деятельность с которыми разрешена обществу, включен лом стальной несортированный, имеющий класс опасности отходов для окружающей природной среды - V, для здоровья человека - IV.
Данной лицензией обществу было разрешена деятельность по использованию, обезвреживанию, транспортировке опасных отходов, в т.ч. такого как лом стальной несортированный, являющийся ломом черных металлов. Однако права лицензиата на сбор (заготовку) лома стального несортированного, а также его переработку и реализацию вышеназванная лицензия не предоставляет.
Поскольку лицензия на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов, полученная в порядке, установленном Положением о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 766, у заявителя отсутствует, оснований для применения льготы по НДС по спорным операциям по реализации лома черных металлов у общества не имеется.
По мнению заявителя, лом и отходы цветных и черных металлов являются одним из видов отходов, требования к обращению с которыми и их отчуждения (реализации) регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; лицензия N ОТ-54-000949 (66) на обращение с такими отходами как лом стальной ему разрешена, поэтому льгота по НДС применена правомерно. Однако довод заявителя судом отклоняется.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления установлены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В названной норме определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контракт с другими веществами; лом и отходы цветных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Под размещением отходов в целях Федерального закона N 89-ФЗ понимается хранение и захоронение отходов; под хранением - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; под использованием - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; под обезвреживанием - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Из изложенного следует, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, на осуществление которой Обществу выдана лицензия, нельзя рассматривать как деятельность по реализации лома цветных металлов.
Следовательно, наличие у заявителя такой лицензии не может служить основанием для освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость по операциям реализации лома черных металлов.
При таких обстоятельствах, оснований для признания недействительным оспариваемого решения в соответствующей части у суда не имеется.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с налогового органа взыскиваются в пользу заявителя судебные расходы по уплате в бюджет госпошлины в размере 2000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования Закрытого акционерного общества Фирма "Синтез"(ИНН 6629000510) удовлетворить частично.
Признать недействительным решение N 4 от 17.08.2010 года об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 4042 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
2. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Новоуральску в пользу Закрытого акционерного общества Фирма "Синтез" (ИНН 6629000510) 2000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 июля 2011 г. N А60-9611/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 декабря 2011 г. N Ф09-7900/11 по делу N А60-9611/2011 настоящее решение оставлено без изменения