Екатеринбург |
|
06 декабря 2011 г. |
Дело N А60-9611/2011 |
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2011 г. N 17АП-8277/11
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Первухина В.М., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Фирма "Синтез" (ОГРН 1026601722377, ИНН 6629000510) (далее - общество "Фирма "Синтез", налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.07.2011 по делу N А60-9611/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Фирма "Синтез" - Столяров Е.А. (доверенность от 29.06.2011 N 6-1);
Инспекции Федеральной налоговой инспекции по г. Новоуральску Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Михальченко Е.Д. (доверенность от 08.08.2011 N 09/05231).
Общество "Фирма "Синтез" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 17.08.2010 N 4 (далее - решение инспекции) об отказе частично в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 20.07.2011 (судья Кравцова Е.А.) заявленные требования удовлетворены частично, решение инспекции признано недействительным в части отказа в возмещении НДС в сумме 4042 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2011 (судьи Савельева Н.М., Голубцов В.Г., Полевщикова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Фирма "Синтез" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ст. 1, 4, 13.1), Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369, постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 766 "О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов", несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению заявителя жалобы, выводы судов являются ошибочными ввиду применения судебными инстанциями положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) без учета принципа комплексного применения правовых норм, регулирующих оборот лома черных металлов. Также по его мнению, налоговым органом не представлены доказательства факта приобретения именно лома черных металлов при покупке и реализации обществом "Фирма "Синтез" ленты стальной. Заявитель кассационной жалобы указывает, что лом черных металлов им получен и в результате переработки станков и извлечения драгоценных металлов, при этом лицензия на данный вид деятельности у налогоплательщика имеется, законодательных ограничений относительно нормы извлечения драгоценных металлов из цветметсодержащего сырья не установлено. Общество "Фирма "Синтез" имеет лицензии на осуществление заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, а также на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, в рамках которых им осуществлялись спорные операции. Необходимости в получении лицензии на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов у налогоплательщика не имелось поскольку лом черных металлов образуется в процессе его собственного производства, что влечет правомерность заявленной льготы по НДС.
В представленном отзыве инспекция возражает против доводов заявителя жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Как следует из материалов дела, по итогам камеральной налоговой проверки налоговой декларации общества "Фирма "Синтез" по НДС за I квартал 2010 года вынесено решение инспекции об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению.
Названным решением установлен факт неправомерного применения налогоплательщиком льготы по НДС, предусмотренной подп. 25 п. 2 ст. 149 Кодекса, в сумме 507 844 руб., что повлекло занижение налоговой базы на данную сумму за I квартал 2010 года. Доначисление НДС составило 91 411 руб. 92 коп.
Полагая, что решение инспекции принято с нарушением требований законодательства о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, общество "Фирма "Синтез" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из неправомерности применения налоговой льготы, поскольку налогоплательщик осуществляет деятельность по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов без лицензии, следовательно, обороты по реализации данного лома подлежат обложению НДС.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных в соответствии со ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются законными и обоснованными исходя из следующего.
В соответствии со ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
На основании подп. 25 п. 2 ст. 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.
По правилам п. 6 ст. 149 Кодекса перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов.
Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 766, определяет порядок лицензирования заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и не распространяется на реализацию лома черных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства. Под заготовкой лома черных металлов понимаются сбор, покупка лома черных металлов у юридических и физических лиц и транспортировка заготовленного лома черных металлов грузовым автомобильным транспортом, под переработкой лома черных металлов - процессы хранения, сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования, брикетирования лома черных металлов, под реализацией лома черных металлов - продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома черных металлов на возмездной или безвозмездной основе.
Из содержания указанных норм следует, что для целей применения спорной льготы налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации лома и отходов черных металлов, должен иметь лицензию на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов, либо при отсутствии такой лицензии реализация лома черных металлов может иметь место, если такой лом образовался в процессе собственного производства.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что деятельность налогоплательщика непосредственно связана с оборотом черных и цветных металлов: общество "Фирма "Синтез" закупает у третьих лиц металлосодержащие изделия и предметы, бывшие в употреблении и утратившие свои потребительские свойства (станки б/у, оборудование б/у, содержащие черные и (или) цветные металлы, сплавы и т.д.) в целях их дальнейшей переработки и (или) реализации в качестве лома черного или цветного металла; перерабатывает приобретенные металлосодержащие изделия и предметы (измельчает, режет, разделывает, сортирует, отбирает и т.д.); реализует полученный в результате переработки лом черных и цветных металлов; также общество "Фирма "Синтез" осуществляет простую перепродажу закупаемого металлолома (без переработки).
Лицензии на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов у налогоплательщика не имеется.
В налоговую базу по НДС за I квартал 2010 года не включены операции по реализации лома черного металла в общей сумме 507 844 руб. (НДС по ставке 18 процентов составил 91 411 руб. 92 коп.). Вышеуказанная сумма реализации лома черных металлов образовалась в результате реализации стальной ленты холоднокатанной, приобретенной налогоплательщиком как товар и реализованной впоследствии как лом в связи с обнаружением брака (НДС в сумме 51 618 руб.); реализации лома черных металлов Б26, приобретенных как лом черных металлов (НДС в сумме 11 882 руб.); реализации лома черных металлов, полученных в результате переработки станков, бывших в употреблении (НДС в сумме 20 863 руб.), лома стального (НДС в сумме 3007 руб.), приобретенного как лом черных металлов, лома черных металлов с переработки цветных металлов (НДС в сумме 4042 руб.).
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов сторон судами сделан вывод, что для целей использования льготы по НДС налогоплательщику не было обязательно наличие лицензии при реализации лома черных металлов, полученного в результате переработки цветметсодержащего сырья (НДС - 4 042 руб.), то есть образовавшегося в процессе собственного производства. В соответствующей части решение инспекции об отказе в возмещении НДС признано недействительным.
В отношении иных операций налогоплательщика суды признали обоснованным вывод инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком льготы по НДС в отсутствие соответствующей лицензии на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов. Наличие у налогоплательщика лицензии на право осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке опасных отходов не является основанием для освобождения от уплаты НДС по операциям реализации лома черных металлов.
Довод налогоплательщика о том, что им правомерно применена льгота по НДС при осуществлении операции по приобретению товара - ленты стальной холоднокатаной и последующей ее реализации как лома в связи с обнаружением брака, судами рассмотрен и отклонен. В обоснование своих выводов суды указали, что в договоре на приобретение наименование товара сторонами было сразу определено как "лента стальная б/у"; данных, позволяющих идентифицировать указанный товар по его номенклатуре, размерам, ГОСТам или ТУ, качественным и иным характеристикам, ни в договоре, ни в иных документах, сопровождающих сделку, не содержится; при приобретении данного товара качество не проверялось, претензий относительно качества товара поставщику не предъявлялось, тогда как лента через незначительный отрезок времени реализована как лом черных металлов. Цена приобретения данной ленты сопоставима с ценой лома черных металлов.
Довод налогоплательщика о том, что лом черных металлов им получен в результате переработки станков в процессе извлечения драгоценных металлов, при этом лицензия на данный вид деятельности у налогоплательщика имеется, судами также обоснованно отклонен по результатам оценки установленных обстоятельств. Вес приобретенных станков - 18,3 тонны; вес брутто лома черного металла, полученного от переработки станков, - 18,28 тонны; вес драгоценных металлов - 52 гр. - является несопоставимым. Следовательно, извлечение лома черных металлов квалифицировано судами как основной производственный процесс, а не сопутствующий.
Основания для переоценки выводов судов и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что необходимости в получении лицензии на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов у налогоплательщика не имелось при отсутствии у него соответствующих производственных процессов, направлен на переоценку установленных обстоятельств и исследованных доказательств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции на основании ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежит отклонению.
Иные доводы жалобы судами рассмотрены и обоснованно отклонены, им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.07.2011 по делу N А60-9611/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Фирма "Синтез" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Анненкова |
Судьи |
В.М. Первухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По правилам п. 6 ст. 149 Кодекса перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов.
Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 766, определяет порядок лицензирования заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и не распространяется на реализацию лома черных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства. Под заготовкой лома черных металлов понимаются сбор, покупка лома черных металлов у юридических и физических лиц и транспортировка заготовленного лома черных металлов грузовым автомобильным транспортом, под переработкой лома черных металлов - процессы хранения, сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования, брикетирования лома черных металлов, под реализацией лома черных металлов - продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома черных металлов на возмездной или безвозмездной основе."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 декабря 2011 г. N Ф09-7900/11 по делу N А60-9611/2011