Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Доклад
"О положении семьи и детей в городе Нижний Тагил" по итогам 2010 года
(утв. постановлением Администрации города от 4 июля 2011 г. N 1326)
Введение
Доклад "О положении семьи и детей в городе Нижний Тагил" подготовлен во исполнение Указа Губернатора Свердловской области от 02.02.2009 N 74-УГ "Об утверждении порядка подготовки, структуры и содержания ежегодного доклада "О положении семьи и детей в Свердловской области", постановления Главы города Нижний Тагил от 03.06.2008 N 454 "О комплексной программе демографического развития города Нижний Тагил на период до 2015 года "Тагильская семья", в соответствии с постановлением Администрации города Нижний Тагил от 03.03.2009 N 213 "Об утверждении структуры и содержания ежегодного доклада "О положении семьи и детей в городе Нижний Тагил" (далее - Доклад).
Доклад подготовлен в целях обеспечения исполнительных органов государственной и муниципальной власти объективной систематизированной информацией о положении семей, определения актуальных и приоритетных направлений деятельности по решению проблем семьи, разработки необходимых мероприятий по улучшению положения семей.
Подготовка Доклада осуществлена на основании информационно-аналитических материалов, представленных территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти - управлениями социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Дзержинскому, Ленинскому и Тагилстроевскому районам города Нижний Тагил, федеральным государственным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области", государственным учреждением занятости населения Свердловской области "Нижнетагильский центр занятости", Управлением внутренних дел города Нижний Тагил, управлениями по развитию потребительского рынка и услуг, образования, здравоохранения, культуры, по физической культуре, спорту и туризму, учета и распределения жилья, по делам молодежи, социальных программ и семейной политики, отделом развития гражданских инициатив Администрации города.
В Докладе отражены вопросы развития основных демографических характеристик семьи и детства в городе Нижний Тагил, уровня жизни и благосостояния семей; состояния здоровья, питания, образования, развития, отдыха, досуга и оздоровления детей; трудовой занятости членов семей и подростков; развития семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профилактики безнадзорности несовершеннолетних, преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних; социального обслуживания детей; взаимодействия органов государственной и муниципальной власти и общественных и религиозных организаций в решении проблем семьи и детства, дается обзор отдельных категорий семей и мероприятий, направленных на укрепление института семьи, повышение социального статуса материнства и отцовства.
В приложениях к докладу отражены статистические показатели, характеризующие динамику изменения положения семьи и детей в городе Нижний Тагил.
Заключение
Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека - неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая, крепкая семья - залог стабильности и процветания любого общества.
Семья - это та общественная структура, в которой, прежде всего, происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества.
Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного предпринимательства.
Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов - укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.
Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства стало появление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения благосостояния и улучшения их социального самочувствия.
На территории города Нижний Тагил с 2008 года успешно реализуется программа демографического развития города на период до 2015 года "Тагильская семья", целью которой является как улучшение демографический показателей, так и благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни.
Проведенный анализ основных тенденций изменения состояния демографических характеристик семей и детей в городе Нижний Тагил за 2010 год, уровня благосостояния и охраны здоровья семей, положения отдельных категорий семей, с учетом целевых показателей эффективности реализации программы, позволяет отметить следующие положительные результаты:
в области демографии:
стабильное увеличение числа родившихся детей;
отсутствие материнской смертности;
снижение общей смертности и смертности в трудоспособном возрасте;
сохранение тенденции к снижению естественной убыли населения;
снижение демографической нагрузки на трудоспособное население;
увеличение числа бракосочетаний и снижение числа расторгнутых браков;
в области здравоохранения:
организация профилактической работы амбулаторной акушерской службы;
увеличение охвата ультразвуковым скринингом беременных женщин;
рост объема диспансерного наблюдения за детьми первого года жизни;
высокий охват детского населения профилактическими осмотрами;
снижение показателей общей и первичной заболеваемости у детей до 14 лет;
снижение количества суицидальных попыток среди несовершеннолетних;
увеличение числа принятых родов;
снижение числа детей, родившихся недоношенными;
увеличение числа беременных женщин, вставших на учет в ранние сроки беременности;
снижение числа зарегистрированных заболеваний;
снижение заболеваемости туберкулезом;
снижение заболеваемости злокачественными новообразованиями;
снижение количества больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями;
увеличение охвата населения флюорографическими обследованиями;
снижение численности лиц с установленным профессиональным заболеванием;
в области питания:
увеличение охвата горячим питанием работающих на предприятиях;
дотирование питания различных категорий детей;
увеличение охвата учащихся общеобразовательных учреждений всеми видами питания;
в области образования:
увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях;
увеличение доли учащихся, успешно сдавших Единый государственный экзамен;
сохранение системы дополнительного образования по месту жительства;
развитие сети детских объединений на базе общеобразовательных учреждений;
снижение численности детей, не посещающих общеобразовательные учреждения;
в области трудовой занятости семьи и несовершеннолетних:
снижение уровня официально регистрируемой безработицы;
снижение численности официально зарегистрированных безработных граждан;
в области семейного отдыха:
увеличение количества мероприятий, проведенных учреждениями культуры для семьи и детей;
организация проведения конкурсов и мероприятий, направленных на сплочение семьи, с участием представителей нескольких поколений;
разнообразие форм работы с семьей;
в области развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приемных семьях;
уменьшение числа семей, находящихся в социально опасном положении;
обеспечение благоустроенными квартирами 40 человек из числа данной категории детей;
в государственных учреждениях социального обслуживания для несовершеннолетних активно действуют отделения сопровождения опекаемых детей;
уменьшение численности воспитанников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
в области положения отдельных категорий детей:
снижение показателя первичной инвалидности детского населения;
полный охват детей с установленной категорией "ребенок-инвалид" разработкой индивидуальной программы реабилитации;
в области профилактики безнадзорности несовершеннолетних:
снижение количества учащихся, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних;
снижение числа безнадзорных учащихся;
в области профилактики преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних:
снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием;
снижение удельного веса преступлений, совершенных несовершеннолетними;
снижение уровня групповой подростковой преступности;
в области положения отдельных категорий семей:
молодая семья остается главным объектом демографической политики с точки зрения предотвращения депопуляции населения:
рост числа многодетных семей;
увеличение числа приемных семей и численности детей, воспитывающихся в приемных семьях;
в области социального обслуживания семьи и детей:
увеличение числа семей, получивших социальные услуги;
развитие участкового принципа работы в деятельности учреждений;
осуществление психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих опекаемых детей;
увеличение числа детей и подростков, прошедших социальную реабилитацию в условиях дневного пребывания.
в сфере деятельности общественных и религиозных организаций:
разнообразие и стабильность форм работы с семьями по различным направлениям, возникновение новых инициатив общественных организаций по защите прав детей и помощи инвалидам.
Несмотря на достигнутые положительные результаты, большую работу, проделанную в течение года муниципальными, государственными и общественными организациями по улучшению положения семьи и детей в городе Нижний Тагил, нашедшую отражение в докладе, необходимо отметить, что некоторые негативные тенденции преодолеть пока не удалось. Наблюдается рост числа семей, проживающих без регистрации брака. Доля незарегистрированных браков наиболее высока у молодого населения, о чем свидетельствует увеличение численности детей, воспитываемых одинокими матерями. Несмотря на увеличение численности многодетных семей, большинство молодых семей выбирают семью однодетную. Однодетная же семья чаще подвержена риску развода. Многие семьи с детьми испытывают материальные трудности. Не уменьшается число абортов. Увеличился показатель младенческой смертности. Отсутствует организованное оздоровление дошкольников. Не решена проблема общедоступного дошкольного образования. Отсутствуют программы постпенитенциарной социальной реабилитации несовершеннолетних.
Для устранения негативных моментов в различных сферах жизнедеятельности семьи и детей, закрепления достигнутых положительных результатов и тенденций, в 2011 году необходимо решить ряд задач, среди которых:
1) укрепление семейных ценностей и традиций, повышение качества жизни семей с детьми, защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
2) информационное обеспечение решения задач по улучшению положения детей, взаимодействие со средствами массовой информации по проблемам семьи и детства, ответственного родительства и пропаганды здорового образа жизни;
3) обеспечение социальной реабилитации семей и детей на индивидуально-программной основе;
4) усиление контроля состояния среды в образовательных учреждениях города;
5) совершенствование нормативно-правового регулирования функционирования и развития системы образования;
6) обеспечение предоставления услуг в сфере образования населению города в электронном виде;
7) обеспечение гарантий предоставления качественного доступного дошкольного, общего и дополнительного образования детям в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями;
8) развитие механизмов обеспечения качества и инновационного характера образовательных услуг в системе общего образования;
9) обеспечение условий по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию и развитию ценностей здорового образа жизни;
10) совершенствование инфраструктуры муниципальных образовательных учреждений;
11) обеспечение полноценности и улучшения качества питания несовершеннолетних в образовательных учреждениях;
12) обязательное обучение замещающих родителей;
13) мониторинг ситуации в замещающих семьях;
14) обеспечение полноценного медицинского, социального, педагогического сопровождения замещающих семей;
15) обеспечение системного семейного мониторинга и перевод социального обслуживания семьи и детей государственными учреждениями социальной защиты населения с заявительного на выявительный характер нуждаемости граждан в социальной помощи;
16) содействие занятости и проведение активной политики на рынке труда на основе дифференцированного подхода для различных категорий граждан;
17) внедрение перинатальных технологий, направленных на снижение младенческой смертности и повышение уровня здоровья новорожденных и детей первого года жизни;
18) реализация муниципальной программы "Здоровый ребенок" (выявление и анализ, профилактика групп повышенного риска экологически обусловленных заболеваний у детей;
19) организация и проведение медико-генетического консультирования семей из групп риска по рождению детей с врожденными пороками развития;
20) обеспечение проживающих в городе Нижний Тагил беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет полноценным питанием;
21) обеспечение проживающих в городе Нижний Тагил детей, страдающих фенилкетонурией, галактоземией, целиакией специализированными продуктами лечебного питания;
22) организация раннего выявления онкологических заболеваний, оценка онкологической заболеваемости и смертности детей, подростков, женщин;
23) проведение медико-гигиенического обучения населения города согласно Европейскому противораковому Кодексу;
24) создание единого информационного центра по учету информации о состоянии здоровья населения, о профилактических прививках, о результатах профилактических исследований на основе современных компьютерных технологий;
25) информирование населения о факторах риска, влияющих на здоровье, и мерах, направленных на предупреждение и сокращение риска; о проблемах социально-значимых инфекций;
26) организация межведомственного взаимодействия по проблемам профилактики социально-значимых заболеваний;
27) организация системы диспансерного наблюдения за больными социально значимыми заболеваниями;
28) обеспечение мер по охвату беременных ВИЧ-инфицированных женщин полным курсом химиопрофилактики;
29) разработка и реализация плана мероприятий по снижению уровня абортов;
30) ранняя профилактика семейного неблагополучия, проведение патронажей семей "социального риска";
31) профилактика травматизма детей и подростков;
32) медико-биологическая профилактика экологически обусловленных заболеваний у детей дошкольного и младшего школьного возрастов.
33) расширение участия семьи и детей в культурной жизни города Нижний Тагил, обеспечение доступности культурных услуг, их разнообразия и высокого качества, а также возможности для развития творческого потенциала подрастающего поколения города;
34) совершенствование системы межведомственного взаимодействия в организации семейного отдыха и досуга, активизация мер направленных на развитие творческих способностей детей;
35) поддержка и развитие традиционного народного художественного творчества и рукоделия; приобщение к традиционной народной культуре, семейным традициям;
36) создание семейного информационно-досугового центра. Предоставление государственной услуги читателю доступа к цифровым массивам информации.
37) укрепление материально-технической базы организаций физической культуры и спорта для обеспечения доступности детского населения услугами данных организаций;
38) реализация мероприятий по результатам диспансеризации детского населения и совершенствование мониторинга состояния здоровья детей;
39) усиление приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; развитие института приемных семей;
40) создание условий для социализации, адаптации и реабилитации детей-инвалидов;
41) повышение эффективности взаимодействия субъектов системы профилактики с целью предупреждения совершения повторных преступлений со стороны судимых подростков; организация комплексной реабилитации лиц, условно осужденных, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, обеспечение их занятости, обучения и трудоустройства;
42) организация проведения разъяснительной и пропагандистской работы по разъяснению положений Федерального закона от 28.04.2009 N 71-ФЗ и Областного закона от 16.07.2009 N 73-ОЗ с владельцами и сотрудниками указанных в перечне объектов, а также с населением города, в том числе посредством использования социальной рекламы;
43) создание территориальной системы социальной поддержки семей и детей, более полного включения общественных организаций в реабилитационную работу; развитие форм, направленных на объединение социально успешных, социально перспективных семей (например, в рамках волонтерского движения), их вовлечение в социально активную деятельность; привлечение традиционных религий народов России, которые имеют исторический опыт духовного и нравственного воспитания;
44) реализация мероприятий по подготовке молодежи к семейной жизни, реализация социально-психологических программ для молодых супругов;
45) для эффективного использования возможностей общественных инициатив в решении социальных проблем жителей города необходимы:
поддержка организаций, развивающих волонтерское движение;
развитие социального партнерства в сфере пропаганды семейных и нравственных ценностей;
осуществление совместных проектов по оказанию помощи семье и детям.
Выполнение данных задач в рамках межведомственного взаимодействия по улучшению положения семьи и детей, определению новых приоритетов с учетом достигнутых в предыдущий период результатов позволит преодолеть негативные тенденции в положении семьи и несовершеннолетних и создать условия для повышения качества жизни семей и детей в городе Нижний Тагил.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.