Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 1 декабря 2011 г. N А60-21323/2011
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 июня 2012 г. N Ф09-4932/12 по делу N А60-21323/2011 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2011 года
Полный текст решения изготовлен 01 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании 23-29 ноября 2011 года дело
по иску Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская"
третье лицо: Муниципальное унитарное предприятие "Екатеринбургэнерго"
о взыскании 32395636 руб. 84 коп.,
при участии в судебном заседании:
23.11.2011 г.:
от истца - Шалыгина К. А., представитель по доверенности N 66АА 0766299 от 28.09.2011г.,
от ответчика - Вяткин И. В., представитель по доверенности от 21.07.2011г.,
от третьего лица - не явились.
29.11.2011 г.:
от истца - Шалыгина К. А., представитель по доверенности N 66АА 0766299 от 28.09.2011г.,
от ответчика - Вяткин И. В., представитель по доверенности от 21.07.2011г.,
от третьего лица - не явились.
Третье лицо о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Представителям истца и ответчика процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Истец Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9" обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская" (далее - ответчик) о взыскании суммы 32395636 руб. 84 коп., в том числе: 30511840 руб. 34 коп. - задолженности по договору энергоснабжения N 44694-с/1Т от 01.01.2009 г. за период с марта по декабрь 2010 г. и 1883796 руб. 50 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 24.04.2010 г. по 28.06.2011 г., а также по день фактической оплаты.
Истец в ходе судебного разбирательства изменял размер исковых требований, окончательно определил сумму основного долга в размере 37589092 рубля 27 копеек за период с марта по декабрь 2010 года и сумму процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 3525108 рублей 53 копейки за период с 24.04.2010 года по 26.10.2011 года, также просит продолжить начисление процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 27.10.2011 года по день фактической оплаты.
Ответчик требования в указанной сумме не признал, заявив следующие возражения:
Во-первых, истец необоснованно увеличил цену ресурса на 18 %, эквивалентные ставке НДС, что противоречит тарифному законодательству;
Во-вторых, ответчик возражает против примененного истцом порядка определения объема и стоимости поставляемого ресурса - горячей воды, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности оплаты исполнителем коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией за горячую воду не может применяться тариф, установленный регулирующим органом на тепловую энергию (в рублях за гигакалорию), при приобретении у ресурсоснабжающей организации горячей воды у граждан.
В-третьих, ответчик произвел платежи, которые не были учтены истцом при определении размера долга.
Ответчик в ходе рассмотрения также предъявил встречный иск о взыскании неосновательного обогащения в сумме 15538416 руб. 55 коп. в виде излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость, предъявленной сверх нормативно утвержденного тарифа.
Далее ответчик в судебном заседании 23.11.2011 года заявил отказ от встречного иска.
Отказ от исковых требований по встречному иску принят арбитражным судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ, поскольку не противоречит закону, не нарушает прав других лиц и заявлен уполномоченным лицом.
Производство по делу в указанной части подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 23.11.2011 года был объявлен перерыв до 29.11.2011 года для проверки истцом поступивших от ответчика платежей и уточнения суммы оплаты и суммы долга.
После окончания перерыва судебное заседание было продолжено в прежнем составе суда, с участием представителей истца и ответчика.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
01 января 2009 года между ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9", МУП "Екатеринбургэнерго" и абонентом ООО "Управляющая компания "Чкаловская" был заключен договор энергоснабжения N 44694-С/1Т (в редакции согласительного протокола N 2 от 11.09.2009 года), по условиям которого истец и третье лицо приняли на себя обязательство по отпуску абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и теплоноситель и оказывать услуги по ее передаче, а ответчик - обязательство принимать и оплачивать энергоресурсы и услуги по передаче.
Согласно пункту 12.1 договора он заключен с 01.01.2009 . по 31.12.2009 г. и считается продленным на следующий календарный год, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его расторжении или изменении условий.
Сторонами согласовано приложение N 4 к договору - ориентировочный расчет потребности тепловой энергии; приложение N 5 - сводная ведомость объектов абонента.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с положениями статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктами 5.4 и 5.7 договора установлено, что определение подлежащего оплате количества потребленной тепловой энергии и теплоносителя производится по данным узла коммерческого учета, укомплектованного средствами и системами измерения в полном объеме; при временном отсутствии приборов учета у абонента определение количества потребленной абонентом тепловой энергии и теплоносителя производится в соответствии с разделом 5 Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-0110-85 и Методикой определения количеств тепловой энергии, теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденных приказом Госстроя России N 105 от 06.05.2000 г., из теплового и водного балансов системы теплоснабжения.
Суд в результате анализа материалов дела, характера отношений сторон считает применение балансового метода при определении объема потребления тепловой энергии необоснованным.
В рассматриваемом случае коммунальный ресурс приобретался у ресурсоснабжающей организации Обществом "Управляющая компания "Чкаловская" для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги, в связи с чем к отношениям сторон подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах истцом необоснованно при определении количества поставленной тепловой энергии применена предусмотренная договором методика, утвержденная приказом Госстроя России от 06.05.2000 года N 105, так как в силу ст. 544 ГК РФ соглашение сторон о способе определения количества тепловой энергии при отсутствии приборов учета не может противоречить действующим императивным нормам жилищного законодательства.
Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 19 Правил N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление.
С учетом изложенного вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Таким образом, в упомянутой норме имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей компании у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.
Данная правовая позиция соответствует правоприменительной практике, в том числе Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 года N 525/09.
В связи с вышеизложенным, для определении количества поставленной тепловой энергии в рассматриваемый период жилыми помещениями следует использовать нормативы потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Истец представил расчет количества тепловой энергии, потребленной жилыми домами, указанными в приложении N 5 к договору, в которых отсутствует общедомовой прибор учета, по нормативу потребления, исходя из общей площади жилых помещений по данным ООО "Единый расчетный центр г. Екатеринбурга", представленных ответчиком.
В отношении жилых домов, оборудованных приборами учета, расчет количества тепловой энергии на нужды отопления произведен истцом в соответствии с показаниями данных приборов, зафиксированных в карточках учета тепловой энергии, представленных ответчиком.
Согласно указанному расчету истцом за период с марта по декабрь 2010 г. в указанные дома (включая начисления на нежилые помещения) была поставлена тепловая энергия на отопление стоимостью 59374297 руб. 54 коп., в том числе:
- за март 2010 года - 8759588,23 руб.,
- за апрель 2010 года - 7930230,71 руб.,
- за май 2010 года - 2971898,70 руб.,
- за июнь 2010 года - 2383282,41 руб.,
- за июль 2010 года - 2474225,24 руб.,
- за август 2010 года - 1914038,02 руб.,
- за сентябрь 2010 года - 4765069,53 руб.,
- за октябрь 2010 года - 8875231,80 руб.,
- за ноябрь 2010 года - 9163161,72 руб.,
- за декабрь 2010 года - 10137571,18 руб.
С учетом частичной оплаты названных услуг ответчиком, сумма задолженности по расчету истца составила 37589092 рубля 27 копеек.
Доказательств иного потребления количества тепловой энергии на отопление ответчиком не представлено.
Таким образом, суд признает представленный истцом расчет количества тепловой энергии, израсходованной на нужды отопления, обоснованным и правомерным.
Ответчик, возражая против иска, оспаривает примененный истцом порядок определения объема и стоимости поставляемого ресурса - горячей воды, а также ссылается на неправомерность увеличения стоимости отпущенных энергоресурсов на сумму налога на добавленную стоимость.
В отношении определения количества тепловой энергии, поставленной для целей горячего водоснабжения, судом установлено следующее.
Истцом представлены расчеты количества тепловой энергии для целей горячего водоснабжения за спорный период.
Согласно данным расчетам, количество потребленной тепловой энергии на нужды ГВС определено истцом путем разделения объемов на подачу холодной производственной (сетевой) воды и ее нагрев, с применением соответствующих нормативов (0,24 Гкал/чел и 5,02 куб.м/чел) и тарифов.
Данная методика определения количества тепловой энергии на нужды ГВС применяется в хозяйственном обороте при открытой системе водоснабжения, когда поставляемая тепловая энергия в горячей воде, пройдя системы отопления, используется для нужд горячего водоснабжения.
При этом как следует из материалов дела, в г. Екатеринбурге действует открытая система централизованного теплоснабжения, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами (приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 04.01.1982 г. N I ПС "Об утверждении "Схемы теплоснабжения г. Свердловска на период до 1990 года", решением Екатеринбургской городской Думы третьего созыва от 06.07.2004г. N 60/1 "Об утверждении генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года").
Согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 N ВК-4936, открытая система теплоснабжения - это система теплоснабжения, в которой вода частично или полностью отбирается из системы потребителями.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод подлежат регулированию.
Согласно п. 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008г. N 520, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на горячую воду. Согласно разделу VIII Основ ценообразования тарифы на горячую воду устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Следовательно, если теплоноситель (горячая вода) используется организацией коммунального комплекса непосредственно для оказания услуг по горячему водоснабжению и данная организация является непосредственным производителем горячей воды, то для нее должен устанавливаться тариф на горячую воду.
В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.05.2007г. N 8166-РМ/07 о применении тарифов для расчета платы за коммунальные услуги, при отсутствии централизованного горячего водоснабжения приготовление горячей воды в многоквартирном доме осуществляется с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (локального источника теплоты, бойлера, разбавлением теплоносителя холодной водой при открытой системе теплоснабжения и другими способами).
Согласно п. 18 Правил N 307 при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды), размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды.
Федеральная служба по тарифам в письмах от 27.05.2009 г. N ДС-3523/5 и от 16.09.2009г. N НБ-6515/5 "Об установлении тарифов на горячую воду" указала, что согласно пункту 47 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса при условии осуществления непосредственного производства горячей воды. Для энергоснабжающей организации, осуществляющей поставку тепловой энергии в горячей воде для организации коммунального комплекса, осуществляющей непосредственное производство горячей воды для последующего оказания населению услуг по горячему водоснабжению, тариф на горячую воду не устанавливается.
Согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011г. N 47 "Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" вид тарифа на горячее водоснабжение непосредственно зависит от типа системы теплоснабжения.
В частности, в п. 7 названного Приказа предусмотрено, что тариф на горячую воду в метрах кубических устанавливается для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды потребителем путем ее отбора из тепловой сети (закрытая система теплоснабжения), которые состоят из ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды и ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присоединенной мощности.
Если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (открытая схема теплоснабжения), потребители оплачивают отдельно тепловую энергию, используемую для горячего водоснабжения по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством РФ в сфере теплоснабжения, и отдельно расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией.
Как отмечено выше, на территории г. Екатеринбурга существует открытая система теплоснабжения, которая предусматривает разделение горячей воды на исходную воду и ее подогрев.
Истец не является организацией, осуществляющей непосредственное производство горячей воды, и не владеет оборудованием для производства горячей воды. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют; напротив, истец представил в материалы дела акты осмотра некоторых домов, находящихся в управлении ответчика, составленные с участием последнего, из которых следует, что в домах имеется соответствующее оборудование.
Централизованная система теплоснабжения (далее - ЦСТ) г. Екатеринбурга - это совокупность взаимосвязанных тепловых источников, магистральных тепловых сетей, разводящих до центральных тепловых пунктов (далее ЦТП) и квартальных после ЦТП тепловых сетей МУП "Екатеринбургэнерго" и других владельцев, систем теплопотребления (системы отопления, горячего водоснабжения, приточной вентиляции и кондиционирования зданий).
На тепловых источниках производится нагрев теплоносителя за счет передачи теплоты сжигаемого топлива. Теплоносителем в ЦСТ является сетевая вода - специально подготовленная для использования в водяной системе. Температура сетевой воды на тепловых источниках задается диспетчером тепловой сети и по трубопроводам владельцев сетей сетевая вода поступает в ЦТП или непосредственно в индивидуальные тепловые пункты (ИТП) потребителей. ЦТП - это тепловой пункт, предназначенный для присоединения двух и более зданий, который расположен в обособленном помещении и предназначен для изменения параметров теплоносителя. Системы теплопотребления зданий присоединены к трубопроводам с помощью ИТП, устройство которых обязательно в каждом здании, независимо от наличия ЦТП, в силу требований свода правил по проектированию зданий и сооружений, СНиПов, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (систем отопления, ГВС и др.).
В связи с открытой схемой теплоснабжения в г. Екатеринбурге для горячего водоснабжения постановлением Главы г. Екатеринбурга от 23.12.2005г. N 1276 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в городе Екатеринбурге" установлены отдельные нормативы в Гкал (на нагрев воды) в размере 0,24 Гкал/чел и м3 (на холодную воду) в размере 5,02 м3/чел.
Как отмечено выше, при расчете количества энергоресурса истцом применены вышеназванные нормативы потребления коммунальных услуг для горячего водоснабжения.
С учетом вышеизложенного, поскольку истец не осуществляет производство горячей воды, ввиду отсутствия у него необходимого оборудования, а также в связи с тем, что при существующей в г. Екатеринбурге открытой системе теплоснабжения вся или часть сетевой воды используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде, при расчетах с потребителем (ответчиком) истец правомерно осуществляет расчеты по тарифам на тепловую энергию и исходную производственную воду (теплоноситель), утвержденным в установленном порядке.
Учитывая изложенное, суд признает обоснованным предъявление требования к ответчику об оплате стоимости тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения в отношении жилых домов, горячее водоснабжение которых осуществляется с использованием открытой системы теплоснабжения.
Ответчик в судебном заседании заявил возражения против увеличения стоимости тепловой энергии на сумму налога на добавленную стоимость.
Данный довод ответчика судом рассмотрен и отклонен в силу следующего:
Согласно пункту 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В силу пунктов 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм, при расчетах между ОАО "ТГК-9" (налогоплательщик) и ООО УК "Чкаловская" в спорный период подлежал применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС.
Поскольку на момент оказания истцом услуг теплоснабжения регулирующим органом отдельный тариф для группы потребителей "население" не был установлен, а Постановлением РЭК Свердловской области N 154-ПК от 21.12.2009 года тариф установлен в размере 557,51 руб./Гкал (без НДС), постольку истец, руководствуясь правилами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации обоснованно предъявил к оплате ответчику (исполнителю коммунальных услуг) сумму НДС (18%).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 72 от 17.11.2011 согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителем коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость, в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового Кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС. Если при рассмотрении дела будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него сумму НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя их тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.
Таким образом, расчет Обществом "ТГК-9" суммы задолженности Общества УК "Чкаловская" за отопление, горячее водоснабжение с учетом тарифов, установленных для ресурсоснабжающей организации, увеличенных на сумму НДС, соответствует нормам действующего законодательства.
Далее ответчик указал, что произвел оплату поставленного энергоресурса, которая не была учтена истцом.
С целью проверки данного довода ответчика арбитражный суд объявил перерыв в заседании.
Истец представил расчет и указал, что платежи с определенным назначением зачтены в оплату соответствующего периода; платежи без указания конкретного назначения зачтены им в порядке ст. 522 Гражданского кодекса Российской Федерации в оплату ранее возникшей задолженности, что отражено в расчете.
Итак, исходя из представленных расчетов объемов потребленной в спорный период и примененных тарифов на тепловую энергию, а также суммы произведенной оплаты задолженность за поставленную в период с марта 2010 года по декабрь 2010 года тепловую энергию составила 37589092 руб. 27 коп.
В отсутствие доказательств оплаты указанной суммы долг в размере 37589092 руб. 27 коп. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В силу п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Истцом представлен расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, подлежащих взысканию с ответчика, в сумме 3525108 руб. 53 коп., начисленных на сумму долга с НДС за период с 24.04.2010 г. по 26.10.2011 г., исходя из ставок рефинансирования ЦБ РФ 7,75 % годовых, действовавшей на день частичной оплаты суммы долга, и 8,25% годовых, действовавшей на день предъявления настоящего иска в суд.
Расчет произведен истцом с учетом условий возникшего обязательства по оплате, произведенных ответчиком платежей, с применением надлежащей ставки, в связи с чем проценты по ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат взысканию в заявленной сумме - 3525108 руб. 53 коп.
Правомерным является и требование истца, начиная со 27.10.2011 г., продолжать начисление процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке п. 3 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации из расчета ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25 % годовых, действующей на день принятия решения по настоящему делу, на сумму задолженности 37589092 руб. 27 коп. по день фактической уплаты суммы основного долга.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
Вопросы распределения судебных расходов разрешается арбитражным судом в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (ст. 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По общему правилу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку требования по первоначальному иску (с учетом уточнения их размера) удовлетворены в полном объеме, то государственная пошлина по первоначальному иску в размере 200000 рублей относится на ответчика.
Госпошлина по встречному иску возвращается ответчику из федерального бюджета (ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования по первоначальному иску удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская" в пользу Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" основной долг в размере 37589092 рубля 27 копеек и проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные за период с 24.04.2010 г. по 26.10.2011 г., в размере 3525108 рублей 53 копейки.
Начислить на сумму долга 37589092 рубля 27 копеек проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке 8,25 % годовых, начиная с 27.10.2011 г. по дату фактической оплаты долга.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская" в пользу Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 184978 рублей 18 копеек и в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 15021 рубль 82 копейки.
Производство по встречному иску - прекратить.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская" из федерального бюджета госпошлину 100692 рубля 80 копеек, перечисленную по платежному поручению N 3717 от 17.10.2011 года. Подлинное платежное поручение остается в материалах дела.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 1 декабря 2011 г. N А60-21323/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 июня 2012 г. N Ф09-4932/12 по делу N А60-21323/2011 настоящее решение оставлено без изменения