Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 мая 2012 г. N А60-17166/2012
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2012 г. N 17АП-6990/12 настоящее решение оставлено без изменения
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 ноября 2012 г. N Ф09-11658/12 по делу N А60-17166/2012
Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2012 года
Полный текст решения изготовлен 29 мая 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Администрации Артемовского городского округа (ИНН 6602001531, далее - Заявитель)
к Управлению надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Свердловской области (далее - Заинтересованное лицо)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании
от заявителя: А.В.Шагаров, представитель, доверенность от 11.01.2012 N 24/74, предъявлено удостоверение;
от заинтересованного лица: А.В.Исаков, представитель, доверенность от 26.08.2011 N 184-15.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отвода суду не заявлено.
Заявитель заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство удовлетворено.
Заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство удовлетворено.
Других ходатайств и заявлений не поступило.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к заинтересованному лицу об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 28.02.2012 N 31.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало, полагая, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
На основании распоряжения от 18.01.2012 N 7 сотрудниками заинтересованного лица проведена проверка заявителя на предмет обеспечения первичных мер пожарной безопасности.
В ходе проверки установлены факты нарушения заявителем требований по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, а именно:
- не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также социального экономического стимулирования участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, а именно: не созданы на территории д.Сарафаново, д.Лиеава, с.Шогринское, д.Налимово (расположенных вне нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны) Артемовского городского округа подразделения добровольной пожарной охраны, в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности;
- в документах территориального планирования Артемовского городского округа не предусмотрены мероприятия по дислокации подразделений пожарной охраны на территориях населенных пунктов, исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях 20 минут
(из расчета, что средняя скорость движения пожарных машин 40 км/ч):
д. Сарафаново (расстояние до ближайшего подразделения пожарной охраны ПЧ 59 54 ОФПС составляет 21 км., расчетное время прибытия 32 минуты),
с. Шогринское (расстояние до ближайшего подразделения пожарной охраны 59 ПЧ 54 ОФПС составляет 19 км., расчетное время прибытия 29 минут),
район "Хлебная база" г.Артемовский (расстояние до ближайшего подразделения пожарной охраны 59 ПЧ 54 ОФПС составляет 8 км., расчетное время прибытия 12 минут);
- на территории д.Березняки, д.Лисава, д.Заболотье Артемовского городского округа отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения в количествах и объемах, обеспечивающих пожаротушение населенного пункта в течение нормативного времени. Не обеспечено надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения. Не проведен ремонт неисправных источников противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов на городских сетях, пожарных водоемов, пирсов) эксплуатирующихся на территории Артемовского городского округа. Не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения в следующих населенных пунктах:
г. Артемовский районы Паршино, ул. Набережная, лыжная база "Снежинка", п. лебедкино, п.Липино, с.Шогринское, д. Бичур, с Антоново, с. Сарафаново
- на территории сельских населенных пунктов деревня Бучино, деревня Лисава, деревня Луговая, деревня Малое Трифоново, деревня Налимово, деревня Родники, поселок Березники, поселок Заболотье, поселок Кислянка, село Антоново, село Бичур, село Лебедкино, село Мироново, село Мостовское, село Писанец, село Покровское, село Сарафаново, село Шогринское отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;
- сельские населенные пункты для целей пожаротушения не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения;
- не осуществляется в необходимом объёме финансирование мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
Результаты мероприятий по контролю оформлены актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица от 30.01.2012 N 7.
По результатам материалов проверки (имеются в материалах дела) составлен протокол об административном правонарушении от 14.02.2012 N 31.
Рассмотрев протокол и материалы проверки, должностное лицо Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Свердловской области вынесло постановление о назначении административного наказания от 28.02.2012 N 31, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде административного штрафа в размере 170000рублей.
Полагая, что указанное постановление заинтересованного лица является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Арбитражный суд, руководствуясь ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверил оспариваемое постановление в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд признает заявление неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В силу подп. 10 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В силу ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Аналогичные положения содержатся в ст. 8 Закона Свердловской области от 15.07.2005 N 82-ОЗ "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области".
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в "Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
Наряду с данными ППБ 01-03, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п. 3 ППБ 01-03).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Вышеуказанные нарушения заявителем требований по обеспечению первичных мер пожарной безопасности подтверждаются документами, представленными в материалы дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 26.1 Кодекса к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относится, в том числе выяснение вопроса о виновности лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Заинтересованным лицом в оспариваемом постановлении указано, что у заявителя имелась возможность для соблюдения установленных норм и правил, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, доказательств обратного заявителем не представлено.
При данных обстоятельствах, суд полагает, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 20.4 Кодекса.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.п. 17, 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 2.9 Кодекса, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.
Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям
По смыслу ст. 2.9 Кодекса оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Оснований для освобождения заявителя от административной ответственности в связи с его малозначительностью судом не установлено, так как им нарушены требования, которые могут повлечь за собой нанесение существенного ущерба жизни и здоровью граждан.
Заинтересованным лицом, по мнению суда, соблюден порядок привлечения заявителя к административной ответственности, при этом существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении им не допущено.
Заявитель привлечен к административной ответственности в срок, установленный ст. 4.5 Кодекса.
Смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства учтены заинтересованным лицом при назначении наказания.
При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания от 28.02.2012 N 31 является законным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований Администрации Артемовского городского округа (ИНН 6602001531) отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 мая 2012 г. N А60-17166/2012
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2012 г. N 17АП-6990/12 настоящее решение оставлено без изменения