Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 13 сентября 2007 г. N А56-18725/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 апреля 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01 февраля 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2007 года Полный текст решения изготовлен 13 сентября 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Баталова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буткевич Л.Ю.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли
ответчик Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Лен.области
третье лицо ООО "Мастер Торг", Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга о признании незаконными ненормативных актов
при участии
от истца: пред. Худякова Е.А. дов. от 10.01.07 N 07/38
от ответчика: зам. руководителя Самойлик В.А. дов. от 23.07.07г. N ОВ/3344, пред. Захарова С.В. дов. от 04.04.2007 N ОВ/1300
от третьих лиц: От ООО "Мастер Торг"- не явился, от Комитета по здравоохранению - Синева Г.Г. дов. от 17.07.07, б/N;
установил:
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли просит признать недействительным Решение Управления ФАС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 22.06.2007г. N 94-106/07 (исх. N11-121) и выданное на его основании Предписание от 22:06.2007 (исх. N 11/2784-64) поскольку оспариваемые акты не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы Комитета.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области заявленных требований не признало, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых Решения и Предписания.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.ст. 200, 201 АПК РФ.
Материалами дела установлено следующее.
Управление ФАС по СПб и ЛО по результатам рассмотрения жалобы ООО "Мастер Торг" на незаконные действия Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта Санкт-Петербурга на оказание услуг и поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для нужд государственных учреждений, подведомственных Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга, приняло оспариваемое Решение.
В Решении отмечены следующие нарушения:
- размещение заказа на поставку лекарственных препаратов осуществлялось путем проведения открытого конкурса, а не аукциона, как это предусмотрено ч. 4 ст. 10 Закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и имущественных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ и Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2007 N 609-р;
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "п. 14 ч.2 ст.22" следует читать "п. 14 ч.4 ст.22"
- в перечни критериев оценки и сопоставления заявок участников, указанных в п. 11 Тома 2 конкурсной документации, отсутствует цена контракта (п. 14 ч.2 ст.22, ч.ч.4-6 ст.28 ФЗ от 21.07.2005г. N94-ФЗ);
- в конкурсной документации отсутствуют данные о количестве поставляемого товара, объеме выполненных работ, даты рассмотрения заявления и подведения итогов конкурса (п.п.4, ч.4 ст.21 ФЗ от 21.07.2005 N94-ФЗ).
В связи с обнаружением нарушений Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Решением от 22.06.07 N11-121 признало в действиях Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли нарушение п.4 ст. 10 упомянутого Закона, "... выразившееся в выборе способа размещения заказа, противоречащего требованиям Закона..." и нарушение им же требований "к содержанию извещения и конкурсной документации" (п.п.4, 11 ч.4 ст.21, п. 14 ст.22 и ч.4 ст.28 того же Закона).
На основании Решения Управлением выдано Предписание от 22.06.2007 N1/2784-64 об устранении нарушений путем незамедлительного прекращения проведения конкурса "в редакции извещения от 21.05.2007; "исключение из предмета заказа, размещаемого путем проведения конкурса товаров (работ, услуг), которые включены в Перечень товаров, размещение заказов на которые осуществляется путем проведения аукциона", и устранить нарушение п.п.4, 11 ч.4 ст.21, п. 14 ч.4 ст.22, ч.4 ст.28 ФЗ от 21.07.2005 N94-ФЗ, путем внесения соответствующих изменений в извещение к конкурсной документации сроков соответствия до 27.06.2007 и 13.07.2007 (л.д. 12, 14 т. 1).
Оспаривая законность Решения и Предписания Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли указал на следующие обстоятельства.
Предметом оспариваемого УФАС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области конкурса являлась не поставка лекарственных средств, а оказание комплексных услуг. Основной услугой, ставшей предметом конкурса являлось "управление товарными запасами лекарственных средств учреждений здравоохранения, включающее в себя их своевременное пополнение... исключение закупки излишних лекарственных средств, а также обеспечение систематического контроля за расходованием лекарственных средств со стороны ведомства" (л.д. 3). При этом исполнителем должно быть организовано как программное, так и аппаратное обеспечение информационно-технических комплексов (л.д. 4).
Постановление Правительства РФ N 609 от 15.05.2007г. было опубликовано в журнале "Собрание законодательства РФ N 21 ст.2550 21.05.2007", тогда как конкурсная документация была утверждена 18.05.2007 и опубликована 21.05.2007, то есть до официальной публикации Распоряжения Правительства.
Конкурсная документация содержит требования, предусмотренные п. 14 ч.4 ст.22, ст.28 ФЗ от 21.07.2005 N94-ФЗ в разделе II тома 2 Конкурсной документации. Сроки рассмотрения заявок и подведения итогов конкурса определены в извещении.
Оспариваемые акты нарушают права Комитета, как исполнительного органа государственной власти, уполномоченного на осуществление функций по размещению государственного заказа и контроля за осуществлением такого размещения.
Также Комитет полагает, что оспариваемые акты приняты за пределами компетенции УФАС.
Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2007 N 609-р предусматривается проведение аукциона на фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты, код которых по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКДП) ОК 004-93-2423000, тогда как услуги в области здравоохранения, социальной области относятся к разделу "N", код 8500000 ОКПД 004-93.
Привлеченный в дело в качестве третьего лица Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга доводы Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли поддержал.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных или медицинских нужд регулируется ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2006 г.
Статья 10 этого же Закона определяет способы размещения заказов, при этом - императивно установлен запрет на размещение заказа путем проведения конкурса в тех случаях, когда Правительством РФ утвержден перечень товаров, размещение заказов на которые осуществляется путем проведения аукциона.
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли являясь уполномоченным органом на размещение государственных заказов Правительства Санкт-Петербурга, по поручению Комитета по здравоохранению Правительства СПб размещал заказ под финансирование второго полугодия 2007г. на оказание услуг и поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для нужд государственных учреждений, подведомственных Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга.
Услуги, лекарственные средства и изделия медицинского назначения предназначались 80-десяти учреждениям - больницам, медицинским центрам, подведомственным Комитету здравоохранения Правительства Санкт-Петербурга.
Размещение заказа осуществлялось путем проведения отрытого# конкурса, на котором было выставлено 80 лотов по числу учреждений. Лот определялся начальной (максимальной) ценой контракта (лота).
Извещение о проведении конкурса от 18.05.2007г. содержало в качестве предмета контракта, объема оказываемых услуг и количества поставляемого товара общее указание на "оказание услуг и поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения" (л.д. 2 т.1).
В разделе "II критерии оценок заявок" конкурсной документации (том 2, том 3, том 4) (л.д. 43 т. 1) конкретизированы критерии оценок заявок: "цена контракта выраженная в размере оптовой надбавки к фактической отпускной цене" на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (цена контракта); качественные характеристики организации поставки лекарственных средств и изделий медицинского назначения; срок развертывания информационно-технологических комплексов (л.д. 43). В форме 4 конкурсной документации "Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, разрешенных для размещений государственного заказа для нужд подведомственных учреждений" содержится в 21 разделах перечень лекарственных средств по направлениям лечебных процедур по общим видам заболеваний.
В отдельный перечень выделены в той же документации изделия медицинского назначения.
Таким образом подтверждается, что непосредственным предметом государственного заказа является обеспечение медицинских лечебных учреждений лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Услуги по организации их поставки, как дополнительные конкурсные условия не меняет основной цели заказа, что подтверждается контрактами (л.д. 183 т. 1).
При этом требования Заявителя подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга, является уполномоченным органом государственной власти на осуществление функций по размещению государственного заказа Санкт-Петербурга для государственных заказчиков города.
Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга письмом от 09.03.2007 N 01/24-405/0700 направил Комитету экономического развития документацию для организации конкурса на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по поставке лекарственных средств государственным учреждениям, подведомственным Комитету здравоохранения. Конкурсная документация окончательно была подготовлена 18.05.2007 (л.д. 58-70 т.3, л.д. 22-195 т. 1, л.д. 88-98 т.2).
Конкурсная документация включает 4 раздела, изложенных более чем на 200 листах.
Извещение о проведении конкурса было размещено для ознакомления 18.05.2007, то есть через два дня после принятия Распоряжения Правительства РФ N 609-р от 16.05.2007 г. и до его официального опубликования 21.05.2007 г.
До установления Правительством РФ перечней объектов, размещения заказов на которые осуществляется в форме аукциона, решение о форме товаров принималось заказчиком самостоятельно (п.3 ст.65 ФЗ N 94-ФЗ от 21.07.2005).
При этом в ст. 64 того же закона предусмотрены переходные положения, устанавливающие, что новые условия размещения государственного заказа применяются к отношениям, возникающим после его вступления в законную силу, а если отношения возникли до введения закона в действие, то закон применяется только в части прав и обязанностей, возникших после вступления закона в силу.
Взаимоотношения представителей заказчиков и уполномоченного органа по формированию документации на размещение заказа на обеспечение лекарственными средствами второго полугодия 2007 года 80-ти лечебных учреждений Санкт-Петербурга, подчиненных Комитету здравоохранения Правительства СПб возникли в марте 2007г., документация разработана в соответствии с нормами закона, действовавшими в момент разработки документации. Извещение о проведении конкурса размещено для общего сведения в отсутствии сведений об изменении порядка размещения.
При этих условиях, исходя из норм п.1 ст. 6 ГК РФ, п.6 ст. 13 АПК РФ, запрет на проведение конкурса означал бы придание закону обратной силы.
Кроме того, согласно условиям п. 5 ст. 10 ФЗ N 94-ФЗ от 21.07.2006 нарушение положений Закона о размещении заказа основанием для признания его недействительным судом, по иску заинтересованного лица. То есть закон не признает ничтожным размещение заказа через открытый конкурс и оставляет вопрос о его недействительности на рассмотрение суда.
Согласно условиям конкурса вскрытие конвертов с заявками осуществлялось 22.06.2007г. с 10 час. 00 мин. (л.д. 1-49 т. 3).
При этих условиях признание УФАС по СПб и ЛО нарушений п.4 ст. 10 ФЗ N 94-ФЗ от 21.07.2006г. с предложением прекратить проведение конкурса в оспариваемом Решении и Предписании, датированных 22.06.2007г., и тогда же поступивших Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли неосновательны, не преследуют целей, определенных п. 1 ст. 1, п. 10 ст. 17 ФЗ N 94-ФЗ от 21.07.2005г.
Оспариваемые акты приняты: без учета дезорганизующих последствий прекращения проведения конкурса на поставку лекарственных средств 22.06.2007г., то есть накануне осуществления обеспечения потребностей лечебных заведений второго полугодия: без учета существенных особенностей условий конкурса, которые обеспечивали не только непосредственно поставку лекарственных средств, но и их доставку, организацию единой централизованной электронной системы информации о потребностях и обеспечении лечебных учреждений необходимыми препаратами; без учета особенностей организационных мероприятий по проведению аукциона, его условий и возможного итога, то есть не доказано, что лица отказавшиеся принять участие при жестких условиях конкурса, согласились '"Вы участвовать в аукционе, проводимом при аналогичных условиях (ст.447 ГК РФ).
Правомерны доводы заявителя и третьего лица о ненадлежащем проведении проверки и принятия решения в пределах требований ст. 17 ФЗ N 94-ФЗ от 21.07.2005г.
Руководствуясь ст.ст. 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительными ненормативные акты Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: Решение по делу N 94-106/07 о нарушении законодательства о размещении заказа от 20.06.2007г. (исходящий N 11-121 от 22.06.2007) и Предписание по делу N 94-106/07 о нарушении законодательства о размещении заказа (исх. N 11/2784-64 от 22.06.2007г.).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Баталова Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 сентября 2007 г. N А56-18725/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника