Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 30 января 2007 г. N А56-11356/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06 августа 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 23.01.2007
Полный текст решения изготовле 30.01.2007
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи И.А.Исаевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семеновой Л.Е
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению СПб ГУП "Пассажиравтотранс "
к Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным Требования
при участии в заседании:
от заявителя: Богданова Т.А., доверенность от 05.12.06г. N 33
от заинтересованного лица: Номоконова К.О., доверенность от 09.01.07r, N 13-16/00021,
Степановский А.И., доверенность от 09.01.07г. N 13-16/00023, нач.отд.ур.з-ти Ракович Е.А.,
доб. о/к от 24.10.06г.
установил:
СПб ГУП "Нассажиравтотранс" обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Требования N 69 от 01.02.2006г.
Налоговый орган возражал против доводов заявления по основаниям, изложенным в отзыве, по определению Арбитражного суда сторонами проведена подробная сверка по оспариваемому налоговому требованию, правовые позиции сторон изложены в Актах сверки.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле. Арбитражный суд установил, что заявленное требование является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям,
В адрес налогоплательщика налоговым органом направлено Требование N 68 об уплате налога по состоянию на 01,02.06, в соответствии с которым налогоплательщику предложено уплатить в срок до 11.02.06г. пени по ЕСН, страховым взносам з Пенсионный фонд РФ, транспортному налогу в обшей сумме 406942,47 руб. на недоимку, образовавшимся в 2003 году и 9 месяцев. 2004 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 72 и пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 3 и 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пени взыскиваются в таком же, что и недоимка по налогам, порядке (пункт 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации). То есть до взыскания с организации пеней в бесспорном порядке, установленном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган обязан направить требование об их уплате в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить з установленный срок неуплаченную сумму налога к соответствующие пени.
В статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога и соответствующим пени должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В нарушение пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в оспариваемом требовании не указаны ни суммы задолженности, на которые начисляются пени, на основания взыскания пеней, не приведен их расчет невозможно определить в каком налоговом периоде образовалась недоимка, ее размер, отсутствуют сведения о дате, с которой начислены пени и ставка пеней.
Судом установлено, что оспариваемое требование не содержит необходимых данных, позволяющих налогоплательщику проверить правильность исчисления пеней, сумму налога на которую подлежат уплате пени, правомерность начисления пени по срокам, а также не соответствие фактической обязанности по уплате пени.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании (далее - Закон N 167-ФЗ) контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. При этом пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам и пени осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке, пени выставлены в соответствия с Актом сверки на недоимку 2002 года.
В силу статьи 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год. До 01.01.2006 года не были предусмотрены отчетные периоды на налогоплательщика не возлагалось представление расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу.
Федеральным законом от 20.10.2005 года N 131-ФЗ "О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вступившим в законную силу с 01.01.2006 года, устанавливается на налогоплательщика отчетные периоды по транспортному налогу, порядок исчисления и сроки уплаты авансовых платежей, а также сроки представления расчетов по авансовым платежам.
В соответствии со статьей 365 НК РФ транспортный налог устанавливается
Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации, определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
По смыслу положений статей 52, 54, 55 Налогового кодекса Российской Федерации подлежащая уплате за налоговый период сумма налога исчисляется исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, при этом налоговая база определяется по итогам каждого налогового периода, под которым понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Согласно статьи 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
В главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации не установлены отчетные периоды, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса' Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативному правовому акту, принимает судебный акт соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку в 2004 году Налоговым кодексом Российской Федерации не были установлены отчетные периоды по транспортному налогу, суд не вправе руководствоваться частью 2 статьи 3 Закона Санкт - Петербурга от 04.11.2002 года N 487-53 "О транспортном налоге", устанавливающей отчетные периоды по транспортному налогу и. срок уплаты авансового платежа,
В пункте 20 Постановления N 5 от 28 февраля 2001 года Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что пени, предусмотренные статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.
В связи с изложенным, у налогового органа отсутствовали законные основания для исчисления пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по транспортному налогу за 2004 год и недоимку по транспортному налогу 2003 - 2004 гг.
Кроме того, по п.п. 1, 2, 3 ранее налоговым органом (ИФНС РФ по Московскому району) были выставлены требования N 28101 от 23.08.05 и N 28090 от 23.09.05. jM- 26269 or 28.03.05. Указанные обстоятельства налоговым органом при выставлении оспариваемого требования не были учтены.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что оспариваемое требование выставлено налогоплательщику с нарушением требований ст.ст. 69. 70, 75 Налогового кодекса РФ. к подлежит признанию недействительным.
В соответствии со ст. 110 Арбитражно-процессуального кодекса РФ. Главой 25.3 Налогового кодекса РФ обществу подлежит возврату государственная пошлина из федерального бюджета РФ в сумме 2000 руб. 00 коп.
Руководствуясь статьями 110, 167-176. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,суд
решил:
Признать недействительном Требование N 69 от 01.02.06г.
СПб ГУП "Пассажиравтотранс" выдать справку на возврат государственной пошлины из федерального бюджета РФ в сумме 2000 руб. 00 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
И.А.Исаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 января 2007 г. N А56-11356/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника