Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 26 октября 2006 г. N А56-28687/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 мая 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 26 октября 2006 года. Полный текст решения изготовлен 26 октября 2006 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Ресовской Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ресовской Т.М.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Негосударственное образовательное учреждение "Восточно-Европейский институт психоанализа"
заинтересованное лицо Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга" об оспаривании постановления
при участии
от заявителя: пр. Озерова Н.Ю. по дов. от 06.07.06
от заинтересованного лица: пр. Данилова Л.А. по дов. от 16.01.06 N 02-64/06-0-0 пр. Малашевич И.А. подов, от 17.10.06 N 02-4158 06-0-0
установил:
Негосударственное образовательное учреждение "Восточно-Европейский институт психоанализа" обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга N 004-2006/П-62-326 от 29.06.06 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10000 руб.
Ответчик просит отказать в удовлетворении требований, считая постановление законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил.
Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга в период с 31.05.06 по 26.06.06 была проведена проверка соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды НОУ "Восточно-Европейский институт психоанализа" по адресу: Санкт-Петербург, Большой пр. П.С.. д. 18, лит.А.
Проверкой были установлены нарушения ст.11. п.З ст.18, п.З ст.14. п.З ст.4. ст.9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (проект нормативов образования отходов не разработан: лимиты на размещение отходов отсутствуют; паспорта на опасные отходы не составлены: собственные отходы передаются организации не имеющей лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами).
26.06.2006г. Комитетом был составлен протокол об административном правонарушении N 004-2006/Па-62. а 29.06.2006г. принято постановление, которым образовательное учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 Кодекса об административных правонарушениях, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 МРОТ, что составило 10000 руб.
Оспаривая постановление, заявитель ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, так как не производит продукции и не занимается размещением отходов: опасные отходы отсутствуют и для вывоза организации ООО "Техно-Форт" не передаются.
Суд считает позицию заявителя правомерной, а требования - подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере (для юридических лиц) от 100 до 1000 МРОТ за несоблюдение экологических санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использование, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.98 N 89 "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно п.З ст.18 Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В протоколе об административном правонарушении указано, что Учреждением не разработан проект нормативов образования отходов, отсутствуют лимиты на размещение отходов.
В соответствии со ст.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления", норматш образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Постановлением Правительства РФ N 461 от 16.06.2000 г. утверждены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Пунктом 2 Правил установлено, что норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
То есть норматив образования отходов разрабатывается на отходы, образующиеся в процессе производства, а не потребления, а так как заявитель является образовательным учреждением, он никакой продукции не производит. Ни ст.11,. ни п.З ст.18 ФЗ N 89-ФЗ не предусматривают обязанности физических и юридических лиц разрабатывать нормативы образования отходов, образующихся от потребления.
Размещение отходов (то есть их хранение и захоронение в соответствии с определением, данным в ст.1 ФЗ N 89-ФЗ), организацией не осуществлялось.
Учреждением заключен договор с ООО "Техно-Форт" на вывоз мусора, следовательно. у него отсутствует обязанность утверждения лимитов на размещение отходов.
Кроме того, указанные в протоколе действия Учреждения не подпадают под действие диспозиции статьи 8.2- КоАП РФ. иное повлекло бы за собой расширительное толкование сферы применения предусмотренной названной статьей административной ответственности.
Административный орган считает нарушением п.З ст.4. ст.9 ФЗ N 89-ФЗ тот факт, что заявитель передает собственные отходы организации, не имеющей лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами.
Действительно, в соответствии с вышеуказанными нормами Федерального закона "Об отходах производства и потребления" деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию, а собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.
В соответствии с "Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" (утверждены Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.01 N 511) класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду; отнесение отходов к классу опасности может осуществляться расчетным или экспериментальным методами.
Ответчиком не применялись указанные методы для определения класса опасности отходов.
Из материалов дела об административном правонарушении не усматривается наличие у образовательного учреждения опасных отходов; в акте комплексной проверки от 26.06.2006г. указано, что в институте образуются "твердые бытовые отходы".
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 01.12.2002 N 786, отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений, по общему правилу. относятся к 5 классу опасности для окружающей среды ("практически не опасные").
В соответствии с п..2 Инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.02 N 785, паспорт опасного отхода составляется на отходы I - IV класса опасности для окружающей среды, на отходы 5 класса паспорт не составляется.
В соответствии с вышеизложенным и несоставление паспорта на опасные отходы (п.З ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ) также не может являться основанием для привлечения Учреждения к административной ответственности.
Таким образом, заявитель, осуществляющий образовательную деятельность, не производящий продукцию и не занимающийся размещением отходов, не нарушил требований ФЗ "Об отходах производства и потребления", а, следовательно, привлечение его к административной ответственности неправомерно и необоснованно.
Руководствуясь статьями 167-170. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга N 004-2006/П-62-326 от 29.06.2006г. о привлечении НОУ "Восточно-Европейский институт психоанализа" к административной ответственности.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья |
Т.М. Ресовская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 октября 2006 г. N А56-28687/2006
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника