Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 1 февраля 2007 г. N А56-34118/2006
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08 августа 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июня 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 01 февраля 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Пасько О.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Пасько О.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАО "Линия 1" к Межрайонной ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу
третье лицо - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга о признании незаконными действий, обязании возвратить ошибочно уплаченные денежные средства, обязании выплатить проценты
при участии
от заявителя - Селянкиной Ю.В., доверенность от 25.09.2006 от ответчика - Дзюбановой А.В., доверенность от 29.11.2006 от третьего лица - Ковалевой М.Н., доверенность от 09.10.2006
установил:
Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий МИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу, выразившихся в отказе возвратить ошибочно уплаченные заявителем в Пенсионный фонд Российской Федерации денежные средства в размере 290 266 руб. 00 коп., а также об обязании МИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу возвратить заявителю ошибочно уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации денежные средства в размере 290 266 руб. 00 коп. и об обязании выплатить заявителю проценты в сумме 6 303 руб. 61 коп., исчисленные с незаконно удерживаемой ответчиком ошибочно уплаченной заявителем в Пенсионный фонд Российской Федерации суммы.
Ответчик письменного отзыва по существу спора не представил, против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в адресованном заявителю ответе от 19.05.2006 N 21-04/004508 (л.д. 9-10), ссылаясь на то, что поскольку налоги и страховые взносы имеют разное целевое назначение и различную социально-правовую природу, то положения статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Также ответчик полагает, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним осуществляют администраторы поступлений в бюджет согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 21.12.2005 N 152-Н. При этом ответчик полагает, что положения Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ расщепляют функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование между двумя ведомствами - Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом. Поскольку в соответствии со статьей 25 указанного Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующем деятельность налоговых органов, а взыскание (то есть фактические действия) недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда в судебном порядке, то, по мнению ответчика, законодательством не определен орган, который должен проводить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов, а также не определен порядок проведения зачета или возврата.
Третье лицо представило отзыв на заявление и полагает, что возврат заявителю ошибочно перечисленных платежным поручением от 11.04.2006 N 362 по КБК 18210202030061000160 денежных средств в размере 290266 руб. 00 коп. должна осуществлять Межрайонная инспекция ФНС России N 9 по Санкт-Петербургу, так как в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и приложением 11.1 к указанному Закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии, и на нее как на администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета и принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей. Процедура возврата и форма распоряжения администратора поступления о возврате установлены "Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116-Н. Согласно пункту 18 указанного Порядка, возврат плательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решения налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику. Третье лицо полагает, что поскольку оно не является администратором поступлений по страховым взносам, то, соответственно, оно не наделено правом принимать решение о возврате страховых взносов, и данное решение должно быть принято налоговым органом, потому что именно распоряжение налогового органа - администратора поступлений в бюджет Пенсионного фонда является для Федерального казначейства основанием для возврата излишне уплаченных страховых взносов.
Спор рассмотрен судом по существу.
Учитывая, что:
Довод ответчика о том, что положения статей 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование явно несостоятелен, опровергается положениями указанных статей. Так согласно пункту 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации: "правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются так же при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные . внебюджетные фонды", а согласно пунктам 1 и 7 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации: "сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или
задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности). Правила настоящей статьи применяются также в отношении сборов и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов".
11.04.2006 заявителем в платежном поручении N 362 при оплате суммы страховых взносов в размере 290266 руб. 00 коп. в порядке обязательного пенсионного страхования сотрудников был ошибочно указан неправильный код бюджетной классификации -18210202030061000160, предназначенный для оплаты фиксированных платежей предпринимателями и адвокатами.
11.05.2006 платежным поручением N 505 заявитель исправил допущенную ошибку и произвел оплату в размере 290266 руб. 00 коп. на требуемый код бюджетной классификации - 18210202010061000160 и в тот же день подал заявление (исх. номер 259 от 11.05.2006) в Межрайонную инспекцию ФНС России N 9 по Санкт-Петербургу с ходатайством о возврате ошибочно уплаченной суммы страховых взносов.
19.05.2006 ответчик отказал заявителю в возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов, ссылаясь на то, что законодательством не определен орган, который должен производить возврат, а также не определен порядок проведения возврата.
Ответчик не отрицал и не отрицает факт наличия переплаты заявителем страховых взносов в размере 290266 руб. 00 коп.
Согласно пунктам 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, Согласно пункту 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации при нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, невозвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. В соответствии с пунктом 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Суд полагает, что возврат заявителю ошибочно перечисленных платежным поручением от 11.04.2006 N 362; по КБК 18210202030061000160 денежных средств в размере 290266 руб. 00 коп. должна осуществлять Межрайонная инспекция ФНС России N 9 по Санкт-Петербургу, так как в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и приложением 11.1 к указанному Закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии, и на нее как на администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета и принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей. Процедура возврата и форма распоряжения администратора поступления о возврате установлены "Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116Н. Согласно пункту 18 указанного Порядка, возврат плательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решения налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику. Суд полагает, что поскольку орган Пенсионного фонда не является администратором поступлений по страховым взносам, то, соответственно, он не наделен правом принимать решение о возврате страховых взносов, и данное решение должно быть принято налоговым органом, потому что именно распоряжение налогового органа - администратора поступлений в бюджет Пенсионного фонда является для Федерального казначейства основанием для возврата излишне уплаченных страховых взносов.
Указанная правовая позиция о наличии у налоговых органов полномочий на осуществление зачета (возврата) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование нашла подтверждение в многочисленных постановлениях федеральных арбитражных судов кассационных инстанций, в том числе в постановлениях ФАС СЗО от 21.08.2006 по делу N А13-313/206-11, от 05.09.2006 по делу N А13-2290/2006-11, от 14.04.2006 по делу N А56-6909/2005, от 06.07.2006 по делу N А13-13093/2005-23.
Следовательно, ответчик не исполнил в установленный законом срок свою обязанность по возврату заявителю ошибочно перечисленных страховых взносов и обязан не только возвратить ошибочно уплаченные страховые взносы, но и выплатить проценты с незаконно удерживаемой суммы.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по Санкт-Петербургу, выразившиеся в отказе возвратить Закрытому акционерному обществу "Линия 1" ошибочно уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации денежные средства в размере 290266 руб. 00 коп.
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России N 9 по Санкт-Петербургу возвратить Закрытому акционерному обществу "Линия 1" ошибочно уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации денежные средства в размере 290266 руб. 00 коп.
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России N 9 по Санкт-Петербургу выплатить Закрытому акционерному обществу "Линия 1" проценты в сумме 6303 руб. 61 коп., исчисленные с незаконно удерживаемой ответчиком ошибочно уплаченной заявителем в Пенсионный фонд Российской Федерации суммы.
Выдать Закрытому акционерному обществу "Линия 1" справку о возврате из федерального бюджета 7466 руб. 20 коп. госпошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
О.В. Пасько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 1 февраля 2007 г. N А56-34118/2006
Текст предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации