Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 4 мая 2011 г. N 33-6491
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Кутыева О.О.,
судей Параевой В.С. и Петровой Ю.Ю.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Е. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 17 марта 2011 года по делу N 2-1068/11 по иску Е. к Военному комиссариату Санкт-Петербурга об индексации денежных компенсаций, взыскании образовавшейся задолженности.
Заслушав доклад судьи Кутыева О.О., объяснения представителя Военного комиссариата Санкт-Петербурга Ч., действующей на основании доверенности от 07.10.2010, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 17 марта 2011 года Е. отказано в удовлетворении требований, заявленных к Военному комиссариату Санкт-Петербурга, об индексации денежных компенсаций, взыскании образовавшейся задолженности.
В кассационной жалобе Е. ставит вопрос об отмене указанного решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В заседание суда кассационной инстанции Е. не явился, о причинах неявки не сообщил.
Поскольку в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении Е. (л.д. 34), судебная коллегия полагает возможным, руководствуясь п. 2 ст. 354 ГПК РФ, рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие Е.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Е. является ветераном подразделения особого риска, имеет право на льготы, предусмотренные для данной категории граждан Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 06.06.2007, вступившим в законную силу, Военный комиссариат Санкт-Петербурга обязан выплачивать Е. ежемесячно денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1542 руб. 90 коп., и ежегодно компенсацию за вред здоровью в размере 2058 руб. 53 коп. Указанным решением также установлена обязанность Военного комиссариата Санкт-Петербурга осуществлять индексацию указанных сумм в установленном законом порядке.
Обращаясь в суд, истец указал на то, что Военный комиссариат Санкт-Петербурга не исполняет решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 06.06.2007, не производит индексацию ежемесячной и ежегодной выплат, в связи с чем, образовалась задолженность.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время размер компенсаций, получаемых истцом, превышает предельные размеры таких компенсаций, установленные Правительством РФ, не имеется оснований для увеличения путем индексации выплачиваемых истцу сумм.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции.
Из положений ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - это конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24.11.1995 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Конституционным Судом РФ выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены п. 22 ст. 14 и ч. 1 ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Частью 3 ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Положения ст. 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07.08.2000 N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно п. 3 ст. 4 ФЗ РФ от 07.08.2000 N 122-ФЗ в ст. 14 и 39 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей, инвалидам 3 группы - 400 рублей.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24.11.1995 и от 12.02.2001), Федеральных законов от 12.02.2001 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19.06.2000 "О минимальном размере оплаты труда" и от 07.08.2000 "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда РФ и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций Чернобыльцев" (п. 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.
Во исполнение требований закона Правительство РФ своими Постановлениями от 27.12.2004 N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 07.05.2005 N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 25.04.2006 N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 21.03.2007 N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 21.12.2007 N 914 "Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 21.12.2010 N 1079 "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
Таким образом, вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2010 N 1079 "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров на 2011 год с учетом инфляции составляет 420 руб. 49 коп., размер ежегодной компенсации на оздоровление с учетом инфляции составляет 630 руб. 77 коп.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что выплачиваемые истцу на основании решения суда денежные суммы ежегодной компенсации за вред здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, в настоящее время значительно превышают установленные на законодательном уровне размеры соответствующих компенсаций, в связи с чем, какая-либо недоплата истцу сумм указанных компенсаций со стороны ответчика отсутствует.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения.
Суд первой инстанции дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 17 марта 2011 года оставить без изменения, поданную кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 4 мая 2011 г. N 33-6491
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)