Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 28 марта 2011 г. N 33-4198/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Вологдиной Т.И.
судей Нюхтилиной А.В., Пучинина Д.А.
при секретаре П.
рассмотрела в судебном заседании от 28 марта 2011 года гражданское дело N 2-752/11 по кассационной жалобе на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 8 февраля 2011 года по иску Б. к ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации на оздоровление, обязании производить ежегодную индексацию компенсаций и взыскании задолженности по компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации на оздоровление.
Заслушав доклад судьи Вологдиной Т.И.,
выслушав объяснения лиц, участвующих в деле,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Б. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, пенсионером МВД РФ.
Федеральным судом г. Красноярска 25.07.2007 года был рассмотрен вопрос об индексации Б. сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации на оздоровление за период с 1 января 2001 года по 2006 год. Решением указанного суда Б. установлен размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 1052 руб. 98 коп. и ежегодной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в размере 1 449 рублей.
В 2008 году истец сменил место жительства, переехав в Санкт-Петербург, состоит на учете в Центре пенсионного обслуживания ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, где получает пенсию за выслугу лет.
В январе 2011 года Б. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с вышеуказанным иском к ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ссылаясь на выплату ему ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации на оздоровление без учета индексации в соответствии с коэффициентом инфляции, в связи с чем, просил проиндексировать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, начиная с 01.01.2008 года и ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью за период 2008 и 2009 г.г., обязать ответчика производить последующую индексацию перечисленных выше компенсационных выплат, взыскать единовременную задолженность по выплате компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.01.2008 года по 31.12.2010 года в размере 9 188 руб. 16 коп. и задолженность по выплате ежегодной денежной компенсации за вред здоровью за период с 2008 года по 2010 год в размере 2 502 руб. 67 коп.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 08 февраля 2011 года в удовлетворении иска было отказано.
В кассационной жалобе Б. просит решение суда отменить, считает его неправильным.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения заявителя, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.
Из положений ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - это конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В Постановлении от 1 декабря 1997 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ).
Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей, инвалидам 3 группы - 400 рублей.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.
Во исполнение требований закона Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 27 декабря 2004 г. N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 7 мая 2005 г. N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 21 марта 2007 г. N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", 21 декабря 2007 г. N 914 "Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 21 декабря 2010 N 1079 "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
Таким образом, вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2010 N 1079 "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров на 2011 год с учетом инфляции составляет 420 руб. 49 коп., размер ежегодной компенсации на оздоровление с учетом инфляции составляет 630 руб. 77 коп.
При указанных обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о том, что выплачиваемые истцу на основании решения суда денежные суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, в настоящее время значительно превышают, установленные на законодательном уровне размеры соответствующих компенсаций, в связи с чем, какая-либо недоплата истцу сумм указанных компенсаций со стороны ответчика отсутствует.
Обязанность ответчика производить индексацию сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, выплачиваемых истцу на основании решения Федерального суда г. Красноярска 25.07.2007 года, не предусмотрена законом и не установлена указанным решением.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку суд дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 08 февраля 2011 года оставить без изменения, а поданную кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28 марта 2011 г. N 33-4198/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)