Определение Ленинградского областного суда
от 17 ноября 2011 г. N 33-5696/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Горбатовой Л.В. и Шадриной Е.В.,
при секретаре Колесник А.Н.,
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя органа, чье решение оспаривалось, - администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Мокрецовой Е.С. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 29 июля 2011 года, которым удовлетворено заявление Выборгского городского прокурора Ленинградской области, действовавшего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании недействующими отдельных пунктов постановления администрации "Выборгский район" Ленинградской области в части признания пункта об установлении очередности предоставления жилья детям-сиротам недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу и отказано в удовлетворении остальной части заявления.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Пономаревой Т.А., объяснения представителя органа, чье решение оспаривалось, - администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Мокрецовой Е.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя прокуратуры Ленинградской области Чигаркиной Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Выборгский городской прокурор Ленинградской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, и усматривая нарушение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения за счет субвенций, предоставляемых бюджету муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, из бюджета Ленинградской области (далее - администрация МО "Выборгский район" ЛО), обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с заявлением, поданном в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, об оспаривании в части нормативного правового акта - Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения за счет субвенций, предоставляемых бюджету МО "Выборгский район" ЛО, из бюджета Ленинградской области, утвержденного главой администрации МО "Выборгский район" ЛО 14 декабря 2009 года N 8.887 и опубликованного в газете "Выборг" - Информационный вестник N 217 (16318) (далее - Порядок, утвержденный постановлением главой администрации МО "Выборгский район" ЛО от 14 декабря 2009 года N). При этом прокурор просил признать пункты 1.4, 1.6., 1.7, 2.1 и 2.2 указанного Порядка, противоречащими закону - п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.4-8).
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции помощник Выборгского городского прокурора Мазурова С.А. настаивала на удовлетворении заявления (л.д.48-оборот - 49), тогда как представитель органа, чье решение оспаривается, - администрации МО "Выборгский район" ЛО Васильев С.Б., действовавший на основании письменной доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24), не согласился с законностью и обоснованностью заявления, не находя в оспариваемом постановлении противоречия действующему федеральному законодательству (л.д.49 - 49-оборот), ранее представитель администрации МО "Выборгский район" ЛО Орлова Е.С. представила письменный отзыв на заявление, в котором просила требования прокурора оставить без удовлетворения (л.д.24-28).
Выборгский городской суд 29 июля 2011 года постановил решение, которым признал п. 1.4 Порядка, утвержденного постановлением главой администрации МО "Выборгский район" ЛО от 14 декабря 2009 года N 8.887, в части установления очередности предоставления жилья детям-сиротам недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, тогда как отказал в удовлетворении остальной части заявления (л.д.51-59).
В кассационной жалобе представитель администрации МО "Выборгский район" ЛО Мокрецова Е.С., наделенная полномочиями на обжалование судебных постановлений на основании письменной доверенностью N от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68), просила отменить решение суда в части удовлетворения заявления прокурора, а в остальной части судебного решения просила оставить без изменения, полагая, что при вынесении решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права - ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 4 Примерного порядка, утвержденного приказом Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 6 июня 2008 года N 19-1342/08. По мнению представителя администрации МО "Выборгский район" ЛО Мокрецовой Е.С., судом первой инстанции при вынесении обжалуемой части судебного решения не приняты во внимание положения Областного закона Ленинградской области от 26 октября 2005 года N 89-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", Приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 6 июня 2008 года N 19 "О направлении рекомендаций по организации и осуществлении деятельности опеки и попечительству в Ленинградской области" (л.д.63,65-67).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований к отмене обжалуемой части судебного решения по доводам кассационной жалобы представителя администрации МО "Выборгский район" ЛО Мокрецовой Е.С.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что главой администрации МО "Выборгский район" ЛО 14 декабря 2009 года издано постановление N 8.887, которым утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения за счет субвенций, предоставляемых бюджету МО "Выборгский район" Ленинградской области, из бюджета Ленинградской области (л.д.14,15-18).
При этом, в частности, пунктом 1.4 указанного Порядка, являющегося согласно постановлению от 14 декабря 2009 года N 8.887 Приложением N 1 к этому постановлению, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Ленинградской области на жилищном учете в администрациях муниципальных образований городских и сельских поселений Выборгского района Ленинградской области, без учета состава семьи однократно, по месту жительства на территории городского или сельского поселения Выборгского района Ленинградской области, согласно очередности сводному муниципальному списку детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма (л.д.15).
Следует отметить, что частично оспариваемый акт органа местного самоуправления (далее - ОМС) является нормативным правовым актом, поскольку существенные признаки, характеризующие этот акт, с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 29 ноября 2007 года N 48 (в редакции от 10 июня 2010 года) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (п. 9), указывают на факт издания этого акта в установленном порядке управомоченным ОМС, наличия в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Кроме того, согласно тем же разъяснениям (абз.2 п. 10) в отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения.
Удовлетворяя заявление Выборгского городского прокурора в части признания недействующим п. 1.4 Порядка, утвержденного постановлением главы администрации МО "Выборгский район" ЛО 14 декабря 2009 года, суд первой инстанции в основу обжалуемой части решения положил выводы о том, что оспариваемое правовое регулирование противоречит действующему законодательству, снижает уровень государственных гарантий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом реализация права граждан на внеочередное предоставление жилья не зависит от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, обеспечение жильем других очередников, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и, тем более, от включения в список других лиц, имеющих право получить жилье вне очереди.
Приведенные выводы суда первой инстанции следует признать правомерными, поскольку указанные выводы направлены на обеспечение сложившейся судебной практики по жилищным делам, закрепленной в ответе на вопрос N 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 ноября 2007 года, согласно которой (практики):
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленные частью 2 данной статьи случаев.
В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда, соглашаясь с правомерностью указанных выводов суда первой инстанции, находит, что эти выводы защищены положениями п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 5 Областного закона Ленинградской области от 28 июля 2005 года N 65-оз "О дополнительных гарантиях социальной поддержки".
При этом федеральным законодателем в ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 17 декабря 2009 года) декларируются меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Вместе с тем статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, находящейся в нормативном единстве со статьей 5 Областного закона Ленинградской области от 28 июля 2005 года N 65-оз "О дополнительных гарантиях социальной поддержки" установлено, что дополнительными на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области являются гарантии обеспечения вне очереди жилой площадью.
Кроме того, нормативный правовой акт, на который ссылается представитель администрации МО "Выборгский район" ЛО в обоснование кассационной жалобы (л.д.67), - Областной закон Ленинградской области от 26 октября 2005 года N 89-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" согласно преамбуле издан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и устанавливает порядок ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При этом п. 2 ст. 5 указанного Областного закона (в редакции Закона Ленинградской области от 7 мая 2007 года N 81-оз), регламентирующей списки учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотрено, что по каждому из оснований (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или областным законом категории) признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется органом, осуществляющим принятие на учет, по списку учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - список учета), из которого одновременно в отдельные списки учета включаются граждане, имеющие право на предоставление жилых помещений вне очереди.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявление Выборгского городского прокурора о признании недействующим пункта 1.4 Порядка, которым установлена очередность предоставления жилья детям-сиротам, защитил гарантированное и охраняемое государством право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и не имеющих закрепленного жилого помещения, на предоставление жилого помещения вне очереди, правильно определил юридически значимые обстоятельства, не допустил недоказанности установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 5 Областного закона Ленинградской области от 28 июля 2005 года N 65-оз "О дополнительных гарантиях социальной поддержки", и постановил решение, отвечающее вышеуказанным нормам материального права, при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемой части решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильной по существу обжалуемой части решения суда, кассационная жалоба представителя администрации МО "Выборгский район" ЛО Мокрецовой Е.С. не содержит.
Руководствуясь ч. 1 ст. 347, ст.ст.360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 29 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации МО "Выборгский район" ЛО Мокрецовой Е.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 17 ноября 2011 г. N 33-5696/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)