Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 19 апреля 2012 г. N 4629
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильинской Л.В.
судей
Кудасовой Т.А. и Шиловской Н.Ю.
при секретаре
Юрченко Т.А.
рассмотрела в судебном заседании 19 апреля 2012 года дело N 2-48/12 по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Курортном районе Санкт-Петербурга на решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 16 февраля 2012 года по иску Масловой О.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Курортном районе Санкт-Петербурга об обязании зачесть и включить в специальный стаж периоды работы.
Заслушав доклад судьи Ильинской Л.В., объяснения представителя Масловой О.А. - Сулеймановой Р.Х., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Маслова О.А. обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Курортном районе Санкт-Петербурга об обязании зачесть и включить в специальный стаж периоды работы с 01 октября 1990 года по 28 февраля 1991 года, с 01 марта 1991 года по 12 мая 1991 года в Городском реабилитационном центре "Дюны"; с 13 мая 1991 года по 31 декабря 1993 года и с 09 октября 1996 года по 22 октября 1996 года в Арендном предприятии Городской реабилитационный центр "Дюны"; с 23 октября 1996 года по 31 декабря 1997 года, с 01 января 1998 года по 15 июня 1998 года в арендном предприятии "Санаторий "Дюны", дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и назначить досрочную пенсию с учетом выработанного стажа в соответствии со ст. 27 п. 1 п/п. 20 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с даты подачи заявления в Пенсионный фонд РФ за назначением пенсии.
Решением Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 16 февраля 2012 года Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Курортном районе Санкт-Петербурга обязано учесть периоды работы Масловой О.А.:
с 01 октября 1990 года по 28 февраля 1991 года, с 01 марта 1991 года по 12 мая 1991 года в Городском реабилитационном центре "Дюны";
с 13 мая 1991 года по 31 декабря 1993 года, с 09 октября 1996 года по 22 октября 1996 года в Арендном предприятии Городской реабилитационный центр "Дюны";
с 23 октября 1996 года по 31 декабря 1997 года, с 01 января 1998 года по 15 июня 1998 года в арендном предприятии "Санаторий "Дюны" в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и назначить досрочную пенсию с учетом выработанного стажа с даты обращения за назначением пенсии, то есть с 04 мая 2011 года.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Курортном районе Санкт-Петербурга настаивает на отмене решения суда.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
При этом, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу без участия представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Курортном районе Санкт-Петербурга лиц, не явившегося в судебное заседание, надлежаще извещенного о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы (л.д.257-260), не представившего доказательств уважительности причин неявки.
Из материалов дела следует, что Маслова О.А. 04.05.2011 года обратилась в Управление ПФР в Курортном районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г.N173-ФЗ.
Решениями Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Курортном районе N<...> от 27 июня 2011 года и N 24 от 17 августа 2011 года Масловой О.А. отказано в досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с п/п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ, так как не выработан необходимый стаж, право на трудовую пенсию возникает с 19 декабря 2014 года (л.д. 10-23).
В соответствии с п/п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом в стаж, дающий право на пенсию, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"; периоды работы с 01 ноября 1999 года по 13 ноября 2002 года - согласно Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066; периоды работы с 14 ноября 2002 года - в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года.
Решениями Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Курортном районе N 17 от 27 июня 2011 года и N 24 от 17 августа 2011 года периоды работы истицы с 01 октября 1990 года по 28 февраля 1991 года в должности <...>, с 01 марта 1991 года по 12 мая 1991 года в должности <...> в Городском реабилитационном центре "Дюны" не были учтены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку ГРЦ "Дюны" не входит в перечень номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 года N 395;
с 13 мая 1991 года по 31 декабря 1993 года и с 09 октября 1996 года по 22 октября 1996 года в должности <...> в Арендном предприятии Городской реабилитационный центр "Дюны", поскольку данная организация не является учреждением;
с 23 октября 1996 года по 31 декабря 1997 года в должности <...>, с 01 января 1998 года по 15 июня 1998 года в должности <...> в арендном предприятии "Санаторий "Дюны", ввиду несоответствия его организационно-правовой формы требованиям пенсионного законодательства.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указанное решение ответчика противоречит положению пункта 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В силу п. 3 названных Правил, работа в любой должности, указанной в разделе "Наименование должностей", включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим трудовую деятельность в учреждениях, предусмотренных в разделе "Наименование учреждений" Списка.
Должность <...> поименована в разделе "Наименование должностей" Списка.
Судом установлено, что функциональные обязанности <...> медицинского отделения ГРЦ "Дюны" утверждены 05.09.1991 года и аналогичны обязанностям <...> в медицинских учреждениях (л.д. 30-31).
Помимо того, в соответствии с п. 11 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 27.08.1992 года N 634, 22.09.1993 года N 953), такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464.
Списком должностей и учреждений работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 предусмотрены учреждения: санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические.
Судом установлено, что Городской реабилитационный центр "Дюны" был создан на основании приказа Главного управления здравоохранения исполкома Ленсовета от 14.08.1990 года N 353, главному врачу городской больницы N 31 поручено передать до 01.09.1990 года на баланс ГРЦ "Дюны" здания, инвентарь, оборудование и т.д. (п. 6.1, 6.5).
ГРЦ "Дюны" находился в системе Главного управления здравоохранения исполкома Ленсовета.
Приказом от 14 августа 1990 года Главного управления здравоохранения исполкома Ленсовета N 353 в ГРЦ "Дюны" установлена мощность центра 200 коек со следующим профилем: кардиологических и инфарктных - 54 койки, неврологических - 53 койки, кардиоревматических - 53 койки, терапевтических - 40 коек.
Из устава АП ГРЦ "Дюны" следует, что Городской реабилитационный центр "Дюны" на 200 коек, функцией которого является оказание медицинской помощи населению Ленинграда, является арендным предприятием, в дальнейшем АП ГРЦ "Дюны", созданным на основании решения общего собрания Трудового коллектива 15.10.1990 г., в системе Главного управления здравоохранения Исполкома Ленсовета.
В соответствии с уставом АП "ГРЦ "Дюны" на 1990 год задачами ГРЦ являлось оказание населению качественной медицинской реабилитации, определенного профиля больных: кардиологических, ревматологических (артриты) и общетерапевтических.
Приказом от 21 февраля 1991 года N<...> Маслова О.А. (Жижина) назначена на должность <...> на 2-е ревматологическое отделение Городского реабилитационного центра "Дюны" (л.д. 34).
Приказом N<...> от 23 декабря 1997 года Маслова О.А. переведена на должность <...> (л.д. 35).
01 ноября 1990 года между ГРЦ "Дюны" и Главным управлением имуществ Исполкома Ленсовета заключен договор аренды, в соответствии с которым в качестве государственного заказа Главное управление здравоохранения оставляет в своем распоряжении, в том числе 40 коек для больных ревматическим артритом, работа койки 330 дней, курс лечения - 21 (л.д. 132).
01 января 1991 года, 31 января 1991 года между ГРЦ "Дюны" и Главным управлением имуществ Исполкома Ленсовета заключены договоры аренды, в соответствии с которыми в качестве государственного заказа Главное управление здравоохранения на 1991 года оставляет в своем распоряжении, в том числе 42 койки для больных ревматическим артритом (л.д. 129).
По состоянию на 01 сентября 1991 года в штатном расписании имелось 2-е ревматологическое отделение на 57 коек, которым предусмотрен врач ревматолог, медсестра палатная (л.д. 149).
По состоянию на 01 апреля 1993 года в штатном расписании имелось отделение на 70 коек, которое предусматривало ставку врача терапевта-ревматолога (л.д. 36).
По состоянию на 01 апреля 1996 года в штатном расписании имелась ставка врача терапевта-ревматолога (л.д. 36).
Согласно лицензии от 10 декабря 1996 года АП "Санаторий Дюны" разрешена услуга отделения реабилитационного лечения кардиоревматологического профиля на 45 коек (л.д. 55).
Согласно выписке из штатного расписания АП ГРЦ "Дюны" за 1996 - 1998 годы в медицинском отделении предусмотрено 3 штатных единицы врачей, в том числе врача ревматолога, кардиоревматических коек - 45 единиц (л.д. 200-201).
В штатном расписании, утвержденном 01 апреля 1997 года, второе ревматологическое отделение отсутствует (л.д. 153-154).
Вместе с тем в период с 1996 года по 1998 год "Санаторий "Дюны" принимал на реабилитацию по направлениям Городского ревматологического центра - больницы N 25 больных ревматизмом и с нарушениями опорно-двигательного аппарата (л.д. 165).
Санаторием "Дюны" было пролечено с различными ревматологическими заболеваниями: в 1996 году - 526 человек, в 1997 году - 360, в 1998 году - 619 (л.д. 169).
Кроме того, приказом N<...> от 01 июля 1991 года Б. принята на должность <...> 2-го отделения ГРЦ "Дюны" и работает по настоящее время.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в спорные периоды времени санаторий "Дюны" осуществлял лечение больных ревматизмом, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 дает Масловой О.А. право на досрочное назначение пенсии.
При таком положении, как правильно установил суд, периоды работы истицы с 01 октября 1990 года по 28 февраля 1991 года, с 01 марта 1991 года по 12 мая 1991 года в Городском реабилитационном центре "Дюны"; с 13 мая 1991 года по 31 декабря 1993 года и с 09 октября 1996 года по 22 октября 1996 года в Арендном предприятии Городской реабилитационный центр "Дюны"; с 23 октября 1996 года по 31 декабря 1997 года, с 01 января 1998 года по 15 июня 1998 года в арендном предприятии "Санаторий "Дюны" подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что организационно-правовая форма указанных юридических лиц сама по себе не предопределяет различие в условиях и характере профессиональной деятельности в должности медицинской сестры.
Исходя из смысла п. 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", изменение организационно-правовой формы санатория "Дюны", который продолжил выполнять те же задачи по медицинскому обслуживанию населения, не лишает истицу права на включение названных периодов в медицинский стаж на досрочное назначение трудовой пенсии.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03 июня 2004 года N 11-П, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения конституционного требования равноправия применительно к правам, гарантированным статьей 39 Конституции РФ. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. До установления надлежащего правового регулирования периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности (п.п. 2, 3.3, 3.4 мотивировочной части Постановления N 11-П).
Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 04 марта 2004 года N 81-О, вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.
С учетом позиции Конституционного Суда РФ термин "учреждение здравоохранения" должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.
Поскольку решением Пенсионного фонда РФ в Курортном районе в специальный стаж работы истицы, дающей право на досрочное назначение пенсии, учтено 25 лет 03 месяца 01 день, включение в стаж работы истицы спорных периодов (более 7 лет) на момент обращения в Пенсионный фонд (04 мая 2011 года) приводит к тому, что стаж работы истицы составляет более 30 лет.
В решении суда правильно изложены обстоятельства дела, дана надлежащая оценка доказательствам, применен закон, подлежащий применению.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
В частности, довод апелляционной жалобы относительно того, что смена организационно-правовой формы санатория "Дюны" лишает истицу права на учет периодов работы в нем, опровергается вышеизложенными выводами Постановления Конституционного Суда РФ.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возложения на Управление Пенсионного фонда в Курортном районе Санкт-Петербурга обязанности назначить указанную пенсию с момента первоначального обращения, являются необоснованными.
Из разъяснений п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ).
Таким образом, принимая во внимание наличие доказательств необоснованности отказа истице в зачете спорных периодов в специальный трудовой стаж, учитывая момент возникновения у истицы права на досрочное назначение трудовой пенсии, суд первой инстанции обоснованно признал за истицей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с даты обращения за назначением пенсии, а именно, с 04.05.2011 г.
Каких-либо иных убедительных правовых доводов тому, что решение суда постановлено в нарушение положений действующего законодательства, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, апелляционная инстанция не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 16 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 19 апреля 2012 г. N 4629
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)