Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 29 мая 2012 г. N 33-7446/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Корсаковой Ю.М., Ничковой С.С.
при секретаре
Кургузовой Ю.М.
рассмотрела в судебном заседании 29 мая 2012 года дело N 2-251/12 по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 27 февраля 2012 года по иску Каплуна Ю. Б. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга о признании незаконным и отмене отказа в назначении страховой части трудовой части пенсии, обязании назначить страховую часть трудовой пенсии,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения Каплуна Ю.Б., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Каплун Ю.Б. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга и, дополнив исковые требования, просил признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга N... от <дата>; обязать ответчика назначить выплату страховой части трудовой пенсии по старости с <дата>.
В обоснование иска указал, что является военным пенсионером, постоянно проживающим на территории Эстонской Республики, гражданином РФ; имеет право на получение страховой части трудовой пенсии по старости. Однако ответчиком было отказано в назначении страховой части пенсии по старости.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 27 февраля 2012 года исковые требования Каплуна Ю.Б. удовлетворены частично: признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга N... от <дата>; на ответчика возложена обязанность назначить выплату страховой части трудовой пенсии по старости с <дата>.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга просит решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 27 февраля 2012 года отменить, в иске отказать, указывая на то, что судом при вынесении решения нарушены нормы материального права.
Учитывая, что Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга извещено надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Каплуна Ю.Б., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Каплун Ю.Б., <дата> года рождения, является гражданином Российской Федерации. С <дата> истец получает пенсию по выслуге лет, назначенную в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". На <дата> достиг возраста 60 лет. На этот момент он имел страховой стаж (с <дата> по <дата>) <...>.
Материалами дела, а именно копией трудовой книжки Каплуна Ю.Б., подтверждается, что в указанный период он работал в <О>.
С <дата> Каплун Ю.Б. постоянно проживает на территории Эстонской Республики.
<дата> Каплун Ю.Б. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении страховой части трудовой пенсии по старости.
Решением N... от <дата> Каплуну Ю.Б. отказано в назначении данного вида пенсии, в связи с тем, что местом проживания истца является Эстонская Республика, и назначение страховой части трудовой пенсии по старости подлежит в соответствии с пенсионным законодательством этого государства на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от <дата>.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.
В целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров федеральный законодатель предусмотрел правовой механизм, гарантирующий им, помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению, возможность получать страховую часть трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде РФ.
Согласно преамбуле Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (п. 2).
В силу ст. 3 названного Федерального закона право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Исходя из положений статьи 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 25.06.93, на которую ответчик ссылается в своем отказе истцу в назначении на территории РФ страховой части трудовой пенсии по старости, пенсионное обеспечение граждан Сторон и их семей осуществляется компетентными органами в соответствии с законодательством той Стороны, на территории которой они постоянно проживают.
Между тем, вывод пенсионного органа о том, что истцу страховая часть трудовой пенсии не может быть назначена по законодательству Российской Федерации сделан без учета того обстоятельства, что право на получение данного обеспечения возникло у истца в связи с работой на территории Российской Федерации, он был застрахован в системе обязательного пенсионного страхования, имеет индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде РФ, на который производились отчисления, является получателем пенсии по выслуге лет, на территории Эстонской Республики не работал.
Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" установлено, что положения ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции Федерального закона N 156-ФЗ), п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 156-ФЗ), Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (в редакции Федерального закона N 156-ФЗ) в части установления страховой части трудовой пенсии гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года. Данная норма определена п. 2 резолютивной части Определения Конституционного Суда РФ от 11.05.2006 г. N 187-О.
Начиная с 25.07.2008 г. в любое время без ограничения каким-либо сроком лица, которым Федеральным законом N 156-ФЗ предоставлено право на назначение страховой части трудовой пенсии, могут обращаться за ее назначением. При наличии на 01.01.2007 г. права на пенсию, она назначается с 01.01.2007 г., если в заявлении о назначении пенсии не указана иная дата.
Такое право у истца имеется, что не оспаривается ответчиком, по законодательству Российской Федерации.
Истец в ходе судебного разбирательства утверждал, что в Эстонской Республике он не может реализовать свое право на пенсию по двум основаниям: по выслуге лет и получение страховой части трудовой пенсии, поскольку он получает на территории Эстонской Республики пенсию за выслугу лет, что подтверждается справкой Посольства Российской Федерации в Эстонской Республике. Пенсия, как следует из справки Департамента социального обеспечения <П> пенсионного департамента от <дата>, на основании Закона Эстонской Республики "О государственном пенсионном обеспечении" ему не назначена.
Данное утверждение истца, которое подтверждается представленными ими документами, ответчиком не опровергнуто.
Статьей 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от <дата> предусмотрено, что в случае, когда назначение пенсии данного вида не предусмотрено законодательством стороны по новому месту жительства пенсионера, выплата пенсии продолжается той Стороной, откуда выехал пенсионер.
Учитывая то обстоятельство, что право на получение страховой части трудовой пенсии является дополнительной гарантией для российских пенсионеров, получающих пенсию по выслуге лет, право на ее получение возникло у истца по законодательству Российской Федерации и наличие такого право по пенсионному законодательству Эстонской Республики материалами дела не подтверждается, правомерен вывод суда первой инстанции о незаконности отказа Управления пенсионного фонда РФ в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга в назначении страховой части трудовой пенсии по старости. Иное свидетельствовало бы об установлении необоснованных и объективно не оправданных различий в условиях приобретения отдельными категориями граждан Российской Федерации права на пенсию и реализации пенсионных прав. Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 24.05.05 N 223-О, в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных условиях).
Разрешая спор в части возложения на ответчика обязанности ответчика назначить выплату страховой части трудовой пенсии по старости, суд исходил из того, что на основании статьи 18 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, а также правила обращения за указанной пенсией, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории РФ, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Во исполнение Федерального закона утверждены "Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Постановление Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 г.).
Пункт 2 указанных Правил предусматривает право на пенсионное обеспечение граждан РФ, не имеющих постоянного места жительства на территории РФ при наличии у них права на пенсию по законодательству РФ.
При этом граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории РФ, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФ РФ по месту своего пребывания или фактического нахождения (абз.2, 3 п. 6 указанных Правил).
Из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что гражданам РФ, не имеющим постоянного места жительства на территории РФ, предоставлено право назначения пенсии в территориальных органах ПФ РФ по месту своего пребывания или фактического нахождения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд учел, что подтверждение места пребывания истца на территории Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга было представлено в УПФ вместе с заявлением о назначении пенсии по старости. Доказательств, подтверждающих обоснованность отказа и неполноту представленных документов, ответчиком не представлено, в связи с чем требования заявителя о назначении ему пенсии с <дата>, как истец указал в заявлении, адресованном в пенсионный орган, законно и обоснованно.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы Управления Пенсионного фонда РФ в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на ошибочном толковании положений примененного судом пенсионного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 27 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 29 мая 2012 г. N 33-7446/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)