Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 1 августа 2012 г. N 33-10503/12
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Сальниковой В.Ю.
судей Венедиктовой Е.А., Мариной И.Л.
при секретаре Бердниковой Е.Ф.
рассмотрела в судебном заседании от 01 августа 2012 года дело N 2-1137/12 по апелляционной жалобе П.С. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2012 года по иску П.С. к Администрации <...> района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Сальниковой В.Ю., объяснения представителей истицы - П.Е., А.А., представителя ответчика Администрации <...> района Санкт-Петербурга - А.Т., представителя третьего лица ГУ - М.П., судебная коллегия
установила:
П.С. обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Отделу социальной защиты населения Администрации <...> района Санкт-Петербурга (далее также - ОСЗН) и с учетом уточнения исковых требований просила обязать ответчика назначить и выплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере 40% от ее средней заработной платы ("сумма") с <дата> в соответствии с расчетом.
В обоснование заявленных требований истица указывала, что работала в ИП С.Е. с <дата> в должности продавца-консультанта, а с <дата> в должности менеджера по продажам с должностным окладом "сумма" в месяц. С <дата> по <дата> находилась в отпуске по беременности и родам, <дата> уволена в связи с прекращением деятельности ИП С.Е. <дата> обратилась с заявлением в ОСЗН, где просила назначить ей пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере 40% от средней заработной платы. <дата> получила ответ, в котором ей сообщалось, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается строго в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Согласно ст. 15 названного Закона матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в твердых суммах и не зависит от размера заработка по прежнему месту работы. Ей было назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере "сумма" с <дата> по <дата>, а с <дата> по <дата> в размере "сумма". В апреле 2011 года вновь обратилась с заявлением в ОСЗН по вопросу назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере 40% от средней заработной платы с <дата>, <дата> получила ответ, в котором ей сообщалось, что действующим законодательством не предусмотрено назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком матери, уволенной в связи с ликвидацией организации в период отпуска по беременности и родам, в размере 40% от среднего заработка. Считает назначение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет исходя из минимального размера оплаты труда незаконным, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет должно выплачиваться ей в размере 40% от средней заработной платы с <дата> с учетом разъяснений, изложенных в Определении Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 года.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Фонд социального страхования.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2012 г. в удовлетворении иска П.С. отказано.
В апелляционной жалобе П.С. просит решение суда отменить, полагая решение суда неправильным, и принять по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы жалобы и возражений против нее, не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с <дата> по <дата> П.С. работала в ИП С.Е.
<дата> П.С. уволена из ИП С.Е. в связи с ликвидацией предприятия.
<дата> П.С. родила сына П.Д..
В период с <дата> по <дата> П.С. находилась на амбулаторном и стационарном лечении, связанном с беременностью и родами.
Также судом установлено, что П.С. дважды обращалась в ОСЗН Администрации <...> района Санкт-Петербурга с заявлениями о выплате ей пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере 40% от средней заработной платы.
В назначении пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере 40% от средней заработной платы ОСЗН Администрации <...> района Санкт-Петербурга П.С. было отказано, назначено пособие в твердой денежной сумме вне зависимости от размера заработной платы по прежнему месту работы в соответствии с абзацем 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Вышеуказанные обстоятельства сторонами при рассмотрении дела не оспаривались.
Отказывая в удовлетворении заявленных П.С. требований, суд руководствовался положениями ст. 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", принял во внимание Определение Конституционного Суда РФ от <дата> и исходил из того, что положения ст. 15 названного Закона, примененные в отношении истицы, неконституционными не признаны, до настоящего времени изменения в правовое регулирование отношений, связанных с назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, не внесены, а потому оснований для обязания ответчика назначить истице ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет в размере 40% от средней заработной платы не имеется.Судебная коллегия считает вышеуказанный вывод суда первой инстанции правильным.
В силу абзаца 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию.
Согласно ст. 14 названного Закона матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам, указанным в абзаце шестом части первой ст. 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка либо со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, до достижения ребенком возраста полутора лет.
В соответствии со ст. 15 названного Закона ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона в размере 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.
Таким образом, учитывая, что П.С. была уволена в период отпуска по беременности и родам в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем - работодателем, ОСЗН Администрации <...> района Санкт-Петербурга правомерно было назначено П.С. ежемесячное пособие по уходу за ребенком с учетом индексации пособия в размере "сумма" с <дата> по <дата>, и в размере "сумма" с <дата> по <дата> в соответствии с вышеуказанными положениями Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Обосновывая заявленные требования, истица ссылалась на положения Определения Конституционного Суда РФ N 179-О-П от 27.01.2011 г., на нарушение конституционного принципа равенства в установленном федеральным законодателем правовом регулировании порядка назначения пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет для матерей, уволенных в связи с ликвидацией организации в период отпуска по беременности и родам и в период отпуска по уходу за ребенком.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в пунктах 2.3, 2.4 Определения от 27 января 2011 года N 179-О-П, при конкретизации гарантий прав, закрепленных ст.ст. 38, 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты, включая социальное обеспечение матерей, осуществляющих уход за малолетними детьми, в том числе непосредственно после их рождения, условий и порядка предоставления соответствующих денежных выплат и их размеров. Вместе с тем в целях поддержания доверия граждан к закону и действиям государства он обязан, в том числе при внесении изменений в правовое регулирование, соблюдать конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности социальных прав (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2007 года N 4-П).
В указанном определении приведена позиция Конституционного Суда РФ о том, что дифференциация порядка определения размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предоставляемого матерям, уволенным в связи с ликвидацией организаций в период отпуска по беременности и родам после рождения ребенка, и матерям, уволенным по тому же основанию в период отпуска по уходу за ребенком, приводит к не согласующимся с конституционным принципом равенства различиям в реализации ими права на социальное обеспечение, а потому не может считаться разумной и обоснованной.
Между тем, указанные положения Определения Конституционного Суда Российском Федерации не могут служить основанием к отмене постановленного судом первой инстанции решения, учитывая, что истица была уволена до рождения ребенка; какие-либо изменения в правовое регулирование порядка назначения пособия с учетом позиции Конституционного Суда РФ, позволяющие применить в отношении истицы иной порядок исчисления пособия, федеральным законодателем не внесены; положения ст. 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", устанавливающие размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, в размере 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми, являются действующими, законную силу не утратили, неконституционными не признаны.
Таким образом, оснований для назначения истице пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет в размере 40% от средней заработной платы не имеется, законные основания для удовлетворения иска П.С. у суда первой инстанции отсутствовали.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы истицы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения, по существу повторяют позицию истицы, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 1 августа 2012 г. N 33-10503/12
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)