Определение Ленинградского областного суда
от 9 октября 2012 г. N 33а-4789/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.,
судей Кабировой Е.В., Тумашевич Н.С.,
прокурора Чигаркиной Е.Н.,
при секретаре Копыльцовой Е.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мартенса В.П. на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 11 сентября 2012 года, которым удовлетворено заявление Кудрявцева А.Н. о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии о регистрации в качестве кандидата в депутаты Мартенса В.П..
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., объяснения представителя Кудрявцев А.Н. - Рулева И.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение представителя прокуратуры Чигаркиной Е.Н., не находившей оснований для судебного вмешательства в решение суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Кудрявцев А.Н. обратился в Тосненский городской суд Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с которым Мартенс В.П. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области третьего созыва по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу N.
В обоснование заявления Кудрявцев А.Н. ссылается на то, что постановлением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N назначены на ДД.ММ.ГГГГ досрочные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области третьего созыва. Постановлением территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N в целях проведения досрочных выборов депутатов Совета депутатов утверждена схема многомандатных избирательных округов.
Кудрявцев А.Н. и Мартенс В.П. являются зарегистрированными кандидатами в депутаты Совета депутатов по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу N.
По мнению Кудрявцева А.Н. подписные листы, представленные Мартенсом В.П. в территориальную избирательную комиссию для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов, не соответствует форме, установленной приложением 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; протокол об итогах сбора подписей представлен в территориальную избирательную комиссию не был. Кроме того, подписные листы были изготовлены Мартенсом В.П. не за счет средств его избирательного фонда.
Оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии нарушает пассивное право заявителя - право быть избранным в орган местного самоуправления, поскольку уменьшает возможность избрания его депутатом Совета депутатов (л.д. 5-7).
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 11 сентября 2012 года заявление Кудрявцева А.Н. удовлетворено (л.д. 47-54).
Мартенс В.П., не согласившись с законностью и обоснованностью постановленного решения, представил апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение Тосненского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ и принять по делу новое решение. В качестве оснований для отмены судебного решения Мартенс В.П. ссылался на то, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Утверждение заявителя о том, что решение территориальной избирательной комиссии Тосненского района уменьшило возможность избрания Кудрявцева А.Н. депутатом Совета депутатов не говорит о том, что нарушено его пассивное избирательное право. Право Кудрявцева А.Н. быть избранным в депутаты Совета депутатов никем не нарушено и закреплено за заявителем решением территориальной избирательной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ. По мнению Мартенса В.П., суд нарушил требования п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, когда заявитель не представил суду доказательств, в чем заключается нарушение его избирательных прав.
При оценке доказательств суд не проверил не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа. Кроме того, суд не обозревал оригиналы подписных листов.
На ксерокопиях подписного листа, предоставленных в суд территориальной избирательной комиссией, в верхней части второго подписного листа не отражены полностью данные, идентичные верхней части первого листа, которые были заполнены Мартенсом В.П. собственноручно.
В протоколе судебного заседания нельзя найти ни одного доказательства, приведенного заявителем, что подписной лист не соответствует форме, установленной Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В мотивировочной части решения суда не указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда о несоответствии формы подписного листа Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ.
Суд рассматривал два подписных листа кандидата в депутаты Совета депутатов Мартенса В.П., при этом оба подписных листа рассматривались не как единый подписной лист, а как два независимых друг от друга подписных листа. Заявителем не ставился вопрос о не соответствии формы первого подписного листа, и все подписи первого подписного листа необоснованно признаны судом недействительными. Как указывает Мартенс В.П., данное обстоятельство необоснованно и не доказано заявителем в ходе судебного заседания.
Кроме того, суд основывается на утративший силу закон Ленинградской области от 13 октября 2006 года N 113-оз "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления Ленинградской области", что является основанием для отмены или изменения решения суда.
Судом был нарушен срок изготовления протокола судебного заседания. Решение в окончательной форме было изготовлено ДД.ММ.ГГГГ, а протокол судебного заседания был изготовлен и подписан судьей и секретарем не ранее ДД.ММ.ГГГГ, так как ДД.ММ.ГГГГ дело не было сдано в канцелярию суда. По мнению Мартенса В.П., данные действия говорят о том, что протокол судебного заседания может изготавливаться на основании судебного решения. Отсутствие протокола судебного заседания на день изготовления решения по делу, можно рассматривать как отсутствие в деле законного протокола судебного заседания, что влечет за собой основание для отмены решения суда первой инстанции (л.д.81-83).
На рассмотрение и разрешение жалобы в суде апелляционной инстанции Кудрявцев А.Н., представитель территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области, Мартенс В.П. не явились, извещены надлежащим образом.
Мартенс В.П. извещался судом на основании ст. 113 ГПК РФ телеграммой, которая не была получена им. Телефонограмму о дате и времени рассмотрения жалобы передать также не представилось возможным в связи с тем, что Мартенс В.П. не отвечал на телефонные звонки.
Учитывая, что судом предприняты все возможные меры для извещения Мартенса В.П. о дате и времени рассмотрения жалобы, а также учитывая сокращенные сроки рассмотрения данной категории дел, суд полагает извещение Мартенс В.П. надлежащим.
Присутствовавший в судебном заседании представитель Кудрявцева А.Н. - Рулев И.В.,, действующий на основании письменной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, возражал против доводов апелляционной жалобы, прокурор полагал доводы апелляционной жалобы необоснованными.
В отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (л.д. 94, 96-99).
Судом первой инстанции установлено, что постановлением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N назначены на ДД.ММ.ГГГГ досрочные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области третьего созыва.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена схема многомандатных избирательных округов по досрочным выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области третьего созыва, образованы Тельмановский пятимандатный избирательный округ N и Тельмановский пятимандатный избирательный округ N.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N уточнено приложение N к постановлению ТИК от ДД.ММ.ГГГГ N относительно перечня жилых домов <адрес>, входящих в границы Тельмановского пятимандатного округа N.
Решением территориальной избирательной комиссии Тосненского района Ленинградской области с полномочиями избирательной комиссии по Темальновскому пятимандатному избирательному округу N от ДД.ММ.ГГГГ N Мартенс В.П. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов (л.д.15).
Решением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N Кудрявцев А.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области третьего созыва по Темальновскому пятимандатному избирательному округу N (л.д. 17).
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей.
В соответствии с п. 8 ст. 20 Закона Ленинградской области от 15.03.2012 N 20-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области", выдвижение кандидата, муниципального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы.
Согласно ч. 1 ст. 24 указанного Закона Ленинградской области регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией, в том числе при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Пунктом 4 ст. 23 указанного Закона Ленинградской области установлено, что при проверке оформления подписных листов устанавливается их соответствие формам, прилагаемым к Федеральному закону, достоверность и наличие в них определенных статьей 21 настоящего областного закона сведений о кандидате, лицах, удостоверяющих подписные листы, соблюдение установленных правил их указания.
В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования должна быть оформлена согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
Соответствующей формой подписного листа предусмотрено указание в нем сведений о выборах депутатов (наименование представительного органа муниципального образования и дата голосования) и сведений о кандидате.
Изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. Требование соблюдения законов, в том числе при изготовлении подписных листов, является одним из основополагающих конституционных принципов, обеспечивающих правопорядок и защиту прав граждан.
Согласно истребованным из территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области документам Мартенс В.П. представил в ТИК протокол об итогах сбора подписей избирателей в свою поддержку, согласно которому он собрал 14 подписей.
ДД.ММ.ГГГГ территориальная избирательная комиссия признала достоверными 14 подписей избирателей.
Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подп. "и" п. 6.4 ст. 38 указанного Федерального закона недействительными признаются: все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Пунктом 11 ст. 23 Закона Ленинградской области от 15.03.2012 N 20-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области" так же предусмотрено, что основания признания подписей недействительными установлены пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона.
Суду первой инстанции были предоставлены ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата в депутаты Мартенса В.П., протокол об итогах сбора подписей от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что количество представленных подписей избирателей составило 14, количество проверенных подписей - 14, количество достоверных подписей избирателей - 14.
При этом суд первой инстанции посчитал доказанным обстоятельства, подтвержденные копией документа, поскольку установить подлинное содержание оригинала документа было возможно с помощью других доказательств, кроме того, заинтересованное лицо не указало на имеющуюся иную копию этого документа, не тождественную с представленной заявителем.
В связи с указанным выше судебная коллегия находит необоснованным довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не проверил, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом.
Из представленных двух подписных листов кандидата в депутаты Совета депутатов Мартенсом В.П. суд первой инстанции усмотрел, что на первом листе подпись N П.З.В. в адресе места жительства имеет место сокращение наименование улицы, подпись N - в адресе места жительства П.Ю.И. не указано наименование субъекта РФ и наименование района, подпись N в адресе места жительства К.А.Е. имеется неоговоренное исправление, второй лист не соответствует форме, установленной федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 и пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ все подписи избирателей, представленные кандидатом Мартенсом В.П. в поддержку своего самовыдвижения в депутаты Совета депутатов, признаны судом первой инстанции недействительными, что влечет отмену решения территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N о регистрации Мартенса В.П.
Судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции обоснованным, постановленным с учетом материалов дела и норм материального права.
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов депутаты представительного органа муниципального образования устанавливается согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
Из формы подписного листа в приложении 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", следует, что подписной лист начинается указанием на выборы депутатов с указанием наименования представительного органа муниципального образования, даты голосования. Затем в подписном листе записано, что нижеподписавшиеся поддерживают самовыдвижение или выдвижение кандидата в депутаты по наименованию или номеру избирательного округа гражданина с указанием гражданства, фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности или рода занятий, места жительства. Далее подписной лист представляет из себя таблицу: в первой графе которой указан номер по порядку, во второй - фамилия, имя, отчество, в третьей - год рождения, в четвертой - адрес места жительства, в пятой серия и номер паспорта, в шестой - дата внесения подписи, в седьмой - подпись. Заканчивается подписной лист удостоверением подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, с указанием его данных и даты внесения. Подписывает этот лист кандидат и указывает дату.
В определении от ДД.ММ.ГГГГ N 658-0 Конституционный суд Российской Федерации указал, что изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Как указано в пункте 14 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.
Данный подписной лист не содержит необходимых сведений и имеет форму, не соответствующую форме, установленной в приложении N Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".
При этом судебная коллегия отмечает, что подписной лист - это отдельный лист бумаги. Законом не допускается иное оформление подписного листа. Скрепление двух листов необходимо при их сдаче в избирательную комиссию, при этом каждый лист считается подписным, а не продолжением предыдущего, и должен быть изготовлен по форме, предусмотренной приложением 8 Федерального закона N 67-ФЗ.
Кроме того, в пункте 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ дано понятие адреса места жительства - это адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 областного закона Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области" при проверке оформления подписных листов устанавливается их соответствие формам, прилагаемым к Федеральному закону, достоверность и наличие в них определенных статьей 21 настоящего областного закона сведений о кандидате, избирательном объединении, лицах, удостоверяющих подписные листы, соблюдение установленных правил их указания, а также наличие подписей лиц, удостоверяющих подписные листы, и дат их внесения (часть 4), проверке подлежат все представленные подписи, внесение каких-либо исправлений в подписные листы, принятые избирательной комиссией, не допускается. Соответствующая избирательная комиссия не вправе восполнять и(или) устранять нарушения, допущенные кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, иными лицами при оформлении подписных листов и иных документов, представляемых при выдвижении и регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов (часть 5).
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 30 Постановления Пленума от 31 марта 2011 г N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.
В обоих подписных листах кандидата в депутаты Мартенса В.П. с четырнадцатью подписями избирателей в адресе места жительства одного из них не содержится указания на субъект Российской Федерации, наименование района, имеют место неоговоренные исправления, в адресе места жительства сокращенное наименование улицы.
Данные обстоятельства в соответствии с подпунктами "г" и "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ являются основаниями для признания подписей избирателей и в первом и во втором подписном листе недействительными.
При таких обстоятельствах решение ТИК о регистрации Мартенса В.П. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области третьего созыва по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу N является незаконным и подлежит отмене.
Право зарегистрированного кандидата оспорить решение избирательной комиссии о регистрации иного кандидата, предусмотрено п. 6 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к изменению или отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд в решении ссылался на Закон Ленинградской области от 13 октября 2006 года N 113-оз "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления Ленинградской области", утративший силу в связи с принятием закона Ленинградской области от 15.03.2012 года N 20-оз судебная коллегия признает обоснованной.
Вместе с тем указанное обстоятельство не может быть основанием для отмены, либо изменения решения суда, поскольку правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям (ч. 6 ст. 330 ГПК РФ). Пленум ВС РФ в п. 39 Постановления N 13 относит к их числу нарушение порядка судебных прений, необоснованное освобождение от госпошлины и, наоборот, не признает формальными нарушения норм процессуального права, предусмотренные п. п. 1 - 3 ч. 1 и ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, а также такое нарушение или неправильное применение судом первой инстанции норм процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильного решения суда (ч. 3 ст. 330 ГПК РФ).
Иные доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебном решение выводы, опровергаются материалами дела, не подтверждены доказательствами, в связи с чем не могут являться основаниями для отмены или изменения судебного решения.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Руководствуясь ч. 4 ст. 1, ст. 199 и ч. 1 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Тосненского городского суда от 11 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мартенса В.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 9 октября 2012 г. N 33а-4789/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)