Определение Ленинградского областного суда
от 9 октября 2012 г. N 33а-4776/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.,
судей Кабировой Е.В., Тумашевич Н.С.,
прокурора Чигаркиной Е.Н.,
при секретаре Копыльцовой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица Буланцова Ю.И. на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 20 сентября 2012 года, которым удовлетворено заявление Снеткова А.В. о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии о регистрации в качестве кандидата в депутаты Буланцова Ю.И..
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., объяснения представителя Снеткова А.В. - Рулев И.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение представителя прокуратуры Чигаркиной Е.Н., не находившей оснований для судебного вмешательства в решение суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Снетков А.В. обратился в Тосненский городской суд Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с которым Буланцов Ю.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования <данные изъяты> третьего созыва по <данные изъяты> избирательному округу N.
В обоснование заявления Снетков А.В. ссылается на то, что постановлением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N назначены на ДД.ММ.ГГГГ досрочные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования <данные изъяты> третьего созыва. Постановлением территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N в целях проведения досрочных выборов депутатов Совета депутатов утверждена схема многомандатных избирательных округов.
Снетков А.В. и Буланцов Ю.И. являются зарегистрированными кандидатами в депутаты Совета депутатов по <данные изъяты> избирательному округу N.
По мнению Снеткова А.В., подписные листы, представленные Буланцовым Ю.И. в территориальную избирательную комиссию для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов, не соответствует форме, установленной приложением 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; требуемые в соответствии с вышеназванным законом сведения об адресах места жительства избирателей и лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, в подписных листах не указаны; протокол об итогах сбора подписей представлен в территориальную избирательную комиссию не был. Кроме того, подписные листы были изготовлены Буланцовым Ю.И. не за счет средств его избирательного фонда.
Оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии нарушает пассивное право заявителя - право быть избранным в орган местного самоуправления, поскольку уменьшает возможность избрания его депутатом Совета депутатов (л.д. 5-7).
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 20 сентября 2012 года заявление Снеткова А.В. удовлетворено (л.д. 65-72).
Буланцов Ю.И., не согласившись с законностью и обоснованностью постановленного решения, представил апелляционную жалобу, в которой просил решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 20 сентября 2012 года отменить. В качестве оснований для отмены судебного решения Буланцов Ю.И. ссылался на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Как указывает Буланцов Ю.И. сбор подписей осуществлялся лично кандидатом и его адрес указан на первом и втором листе подписного листа, при этом сбор подписей осуществлялся в домах N Все подписи были проверены Комиссией, которая не выявила недостоверные подписей, проверка была проведена силами ОМВД РФ по <адрес>, подтверждением чему является письмо председателя комиссии от заместителя начальника ОМВД России.
Кроме того, по мнению Буланцова Ю.И., не является основанием для отмены решения комиссии то обстоятельство, что в подписном листе в графе "адрес места жительства" не указаны наименования субъекта Российской Федерации, где проводился сбор подписей. В соответствии с п. 13 ст. 23 Областного закона Ленинградской области от 15.03.2012 N 20-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области" не могут служить основанием для признания подписи избирателей недействительной имеющиеся в сведениях о нем, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
Из сведений, указанных в спорной графе, однозначно следует, что сбор подписей проводился в поселке <данные изъяты>. Паспортные данные избирателей указаны в полном объеме, место жительство указано в соответствии с отметкой о регистрации в паспорте, все подписавшиеся являются гражданами Российской Федерации.
В соответствии с существующей позицией Конституционного Суда Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации N 1426-О-О от 19 октября 2010 года) закрепленный в подп. 5 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер, и что содержащееся в нем законоположение не означает, что избирательные комиссии должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений (л.д. 80-82).
На рассмотрение и разрешение жалобы в суде апелляционной инстанции Снетков А.В., представитель территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области, Буланцов Ю.И. не явилась, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы (л.д.94-95,97-98).
Присутствовавший в судебном заседании представитель Снеткова А.В. - Рулев И.В.,, действующий на основании письменной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, возражал против доводов апелляционной жалобы, прокурор полагал доводы апелляционной жалобы необоснованными.
В отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N назначены на ДД.ММ.ГГГГ досрочные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования <данные изъяты> <адрес> третьего созыва.
Постановлением территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена схема многомандатных избирательных округов по досрочным выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования <данные изъяты> <адрес> третьего созыва, образован Тельмановский пятимандатный избирательный округ N.
Решением территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями избирательной комиссии по <данные изъяты> избирательному округу N от ДД.ММ.ГГГГ N Буланцов Ю.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов.
Решением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N Снетков А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования <данные изъяты> <адрес> третьего созыва по Темальновскому пятимандатному избирательному округу N (л.д.16).
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей.
В соответствии с п. 8 ст. 20 Закона Ленинградской области от 15.03.2012 N 20-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области" выдвижение кандидата, муниципального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы.
Согласно ч. 1 ст. 24 указанного Закона Ленинградской области регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией, в том числе при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Пунктом 4 ст. 23 указанного Закона Ленинградской области установлено, что при проверке оформления подписных листов устанавливается их соответствие формам, прилагаемым к Федеральному закону, достоверность и наличие в них определенных статьей 21 настоящего областного закона сведений о кандидате, лицах, удостоверяющих подписные листы, соблюдение установленных правил их указания.
В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования должна быть оформлена согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
Соответствующей формой подписного листа предусмотрено указание в нем сведений о выборах депутатов (наименование представительного органа муниципального образования и дата голосования) и сведений о кандидате.
Изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. Требование соблюдения законов, в том числе при изготовлении подписных листов, является одним из основополагающих конституционных принципов, обеспечивающих правопорядок и защиту прав граждан.
Согласно представленным двум подписным листам кандидата в депутаты Буланцова Ю.И. следует, что представленные листы не соответствуют форме, установленной ФЗ N 67 от 12 июня 2002 года. В нарушение требований закона первый подписной лист является продолжением второго с продолжением нумерации, в данных лица, удостоверившего подписные листы, отсутствуют сведения о наименовании или код органа, выдавшего паспорт данному лицу.
Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подп. "и" п. 6.4 ст. 38 указанного Федерального закона, недействительными признаются: все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Пунктом 11 ст. 23 Закона Ленинградской области от 15.03.2012 N 20-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области" так же предусмотрено, что основания признания подписей недействительными установлены пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ все подписи избирателей, представленные на первом и втором подписном листе кандидатом Буланцовым Ю.И. в поддержку своего самовыдвижения в депутаты совета депутатов по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу N 20, признаны судом первой инстанции недействительными.
Судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции обоснованным, постановленным с учетом материалов дела и норм материального права.
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов депутаты представительного органа муниципального образования устанавливается согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
Из формы подписного листа в приложении 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", следует, что подписной лист начинается указанием на выборы депутатов с указанием наименования представительного органа муниципального образования, даты голосования. Затем в подписном листе записано, что нижеподписавшиеся поддерживают самовыдвижение или выдвижение кандидата в депутаты по наименованию или номеру избирательного округа гражданина с указанием гражданства, фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности или рода занятий, места жительства. Далее подписной лист представляет из себя таблицу: в первой графе которой указан номер по порядку, во второй - фамилия, имя, отчество, в третьей - год рождения, в четвертой - адрес места жительства, в пятой серия и номер паспорта, в шестой - дата внесения подписи, в седьмой - подпись. Заканчивается подписной лист удостоверением подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, с указанием его данных и даты внесения. Подписывает этот лист кандидат и указывает дату.
В определении от 11.05.2012 N 658-0 Конституционный суд Российской Федерации указал, что изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Как указано в пункте 14 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.
Данный подписной лист не содержит необходимых сведений и имеет форму не соответствующую форме, установленной в приложении N 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".
Судом первой инстанции обосновано принято во внимание то, что подписной лист - это отдельный лист бумаги. Законом не допускается иное оформление подписного листа. Скрепление двух листов необходимо при их сдаче в избирательную комиссию, при этом каждый лист считается подписным, а не продолжением предыдущего, и должен быть изготовлен по форме, предусмотренной приложением 8 Федерального закона N 67-ФЗ.
Кроме того, в пункте 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ дано понятие адреса места жительства - это адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 областного закона Ленинградской области от 15.03.2012 N 20-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области" при проверке оформления подписных листов устанавливается их соответствие формам, прилагаемым к Федеральному закону, достоверность и наличие в них определенных статьей 21 настоящего областного закона сведений о кандидате, избирательном объединении, лицах, удостоверяющих подписные листы, соблюдение установленных правил их указания, а также наличие подписей лиц, удостоверяющих подписные листы, и дат их внесения (часть 4), проверке подлежат все представленные подписи, внесение каких-либо исправлений в подписные листы, принятые избирательной комиссией, не допускается. Соответствующая избирательная комиссия не вправе восполнять и(или) устранять нарушения, допущенные кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, иными лицами при оформлении подписных листов и иных документов, представляемых при выдвижении и регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов (часть 5).
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 30 Постановления Пленума от 31 марта 2011 г N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.
В обоих подписных листах кандидата в депутаты Буланцова Ю.И. с подписями избирателей их адрес места жительства не содержит указания на субъект Российской Федерации и район в данном субъекте.
Данные обстоятельства в соответствии с подпунктами "г" и "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ являются основаниями для признания подписей избирателей и в первом и во втором подписных листах недействительными.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 58 федерального закона N 67-ФЗ кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
В соответствии с приложением к Постановлению территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N установлена численность избирателей по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу N, которая составляет 4560 человек, что не превышает пяти тысяч человек.
Вместе с тем, Буланцовым Ю.И. ДД.ММ.ГГГГ открыт специальный избирательный вклад. Доказательств того, что Буланцовым Ю.И. производилась оплата из средств избирательного фонда по изготовлению подписных листов до начала сбора подписей суду первой инстанции представлено не было, в связи с чем он обоснованно пришел к выводу о том, что Буланцовым Ю.И. нарушены положения п. 5 ст. 37, п. 1 ст. 58 федерального закона N 67-ФЗ.
При таких обстоятельствах решение ТИК о регистрации Буланцова Ю.И. кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования <данные изъяты> <адрес> третьего созыва по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу N является незаконным и подлежит отмене.
Право зарегистрированного кандидата оспорить решение избирательной комиссии о регистрации иного кандидата, предусмотрено п. 6 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к изменению или отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения решения суда не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ч. 4 ст. 1, ст. 199 и ч. 1 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Тосненского городского суда от 20 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Буланцова Ю.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 9 октября 2012 г. N 33а-4776/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)