Правопреемство в отношении налогов при реорганизации
акционерных обществ
Помимо общих правил универсального правопреемства, в рамках которого при реорганизации передаются в том числе и обязательства по уплате налогов, существует множество формальностей, создаваемых государством, чтобы не допустить использования реорганизации для ухода юридических лиц от уплаты налогов. В данной статье, кроме общей процедуры реорганизации, будут описаны некоторые аспекты "технической" стороны этого процесса, связанные исключительно с обязательствами по уплате налогов, причем предметом исследования будет реорганизация акционерных обществ в целом, а не какой-либо отдельный способ реорганизации.
Налоговое законодательство конкретизирует общую конституционную обязанность по уплате налогов1. Так, к плательщикам налогов относятся, в частности, юридические лица, "на которые в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги"2. Однако обязанности налогоплательщика возникают при наличии объекта налогообложения3. Поскольку законодательство предусматривает различные виды налогов, практически это означает, что любое юридическое лицо, за исключением "мертвых" компаний, не только является налогоплательщиком, но и несет обязанности по уплате налогов.
Правопреемство по налоговым обязательствам является важным вопросом как для государства, так и для реорганизуемых обществ. Гарантией предотвращения ситуации, когда реорганизованное общество "неожиданно" оказывается должником по обязательствам предшественника, является точное соблюдение процедуры реорганизации, предписанной законодательством.
Принятие решения о реорганизации
Реорганизация юридического лица может осуществляться только в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В противном случае решение о реорганизации или ликвидации юридического лица, а также акт о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации другого юридического лица, признаются судом недействительными4.
Реорганизация акционерного общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования5. Изменение типа акционерного общества не является реорганизацией, так как не меняется организационно-правовая форма. Следовательно, в этом случае нормы, касающиеся реорганизации, будут неприменимы. Такой подход подтвержден судебной практикой6.
Любая добровольная реорганизация начинается с принятия соответствующего решения. В акционерном обществе этот вопрос относится к компетенции общего собрания акционеров7. Следует принять во внимание такие важные формальные требования: а) решение о реорганизации принимается только по предложению совета директоров, если иное не установлено уставом общества8; б) решение о реорганизации принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров9, причем при решении вопроса о реорганизации акционеры владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса10.
Антимонопольное регулирование
В случаях, установленных законом, реорганизация может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов11. Таким органом является Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее ГКАП)12.
Если сумма активов объединяющихся обществ, которая рассчитывается по последним балансам, превысит 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда, действующих на дату принятия соответствующего решения, то реорганизация их в форме слияния или присоединения возможна лишь с предварительного согласия ГКАП13. В случае, если сумма активов объединяющихся обществ превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, то требуется лишь последующее уведомление ГКАП14.
Предварительное согласие ГКАП также требуется в случае разделения или выделения государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35 %, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда15.
Гражданский кодекс предусматривает, что в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда16.
Примером принудительной реорганизации может быть случай, когда коммерческие или некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, занимают доминирующее положение и совершили не менее двух нарушений антимонопольного законодательства. В этой ситуации федеральный антимонопольный орган вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции17.
Решение о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации принимается, если:
а) имеется возможность организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;
б) между ее структурными подразделениями отсутствует тесная технологическая взаимосвязь;
в) в результате реорганизации сохраняется возможность юридических лиц самостоятельно работать на рынке определенного товара18.
Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев19.
Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц20.
Защита прав кредиторов
Помимо регламентирования процедуры реорганизации и возможности контроля за правильностью ее проведения государство на законодательном уровне заботится о защите прав кредиторов и акционеров.
В случае принятия решения о реорганизации общество обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов21. Это вытекает из общего правила, согласно которому перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора22. При этом кредиторы реорганизуемого общества вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это общество, и возмещения убытков23. Сроки предъявления требований зависят от способа реорганизации: при слиянии, присоединении или преобразовании этот срок составляет 30 дней с даты направления обществом кредитору уведомления о реорганизации и 60 дней с даты направления обществом кредитору уведомления при реорганизации в форме разделения или выделения общества24. Непредъявление кредитором указанных требований означает фактическое согласие на перевод долга на правопреемника (правопреемников) реорганизуемого общества.
Не совсем ясным представляется вопрос о праве кредитора потребовать от реорганизованного общества прекращения или досрочного исполнения обязательства, если уведомление доходит до него уже после реорганизации или не посылается вообще. Даже если предположить, что это право кредитор может применить только в отношении реорганизуемого общества, у него все равно имеются способы защиты своих интересов, в частности, право изменить или расторгнуть договор в судебном порядке25, а также требовать возмещения убытков26.
Защита прав акционеров
Концепция защиты акционеров сводится к тому, чтобы в результате реорганизации не был уменьшен объем принадлежащих им прав, а если это невозможно, то чтобы общество было обязано приобрести принадлежащие им акции.
Объем прав акционеров
Вопросы, связанные с выпуском акций, урегулированы Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ)27. Однако в решение о выпуске акций акционерного общества, продолжающего существовать или создаваемого при реорганизации, необходимо включать порядок и условия их размещения, установленные договором о слиянии или присоединении, решением общего собрания акционеров реорганизуемого общества о разделении, выделении или преобразовании28.
Данные договоры и решения должны регламентировать следующие вопросы: типы акций, выпускаемых каждым эмитентом; права владельцев этих акций; сроки и порядок обмена на них акций реорганизуемых обществ; соотношение типов и номинальных стоимостей выпускаемых акций, применяемое при обмене для всех типов ранее выпущенных акций каждого реорганизуемого акционерного общества29.
Общества, участвующие в реорганизации в форме слияния или присоединения, заключают договор, подготовленный советами директоров реорганизуемых обществ, а также утверждают передаточный акт. Договор о слиянии или присоединении должен определять порядок и условия слияния или присоединения, а также порядок конвертации акций30.
Договор о слиянии или присоединении обществ, помимо прочего, должен определять условия, гарантирующие соблюдение прав владельцев голосующих акций всех реорганизуемых обществ, а также иных акций этих обществ, подлежащих обмену на голосующие акции создаваемого или продолжающего существовать акционерного общества31.
Помимо данных диспозитивных требований, предъявляемых к договорам о слиянии или присоединении и решениям общего собрания акционеров о разделении, выделении или преобразовании акционерного общества, законодательство содержит определенные императивные требования.
Так, при реорганизации акционерных обществ не допускается размещение акций среди лиц, не являющихся акционерами реорганизуемых обществ32. Тем самым исключается появление новых акционеров при реорганизации общества.
Основополагающий принцип, на котором строится концепция защиты прав акционеров, гласит: условия обмена акций реорганизуемых акционерных обществ на акции или иные ценные бумаги, размещаемые при реорганизации, не могут содержать какие-либо требования, ограничивающие права их владельцев. Этот принцип находит развитие в предписании, согласно которому права, предоставляемые всем владельцам одного типа акций любого реорганизуемого общества при размещении акций или иных ценных бумаг, выпускаемых при реорганизации, должны быть равными. При разделении или выделении акционерных обществ выбор акций или иных ценных бумаг создаваемых акционерных обществ для обмена на акции реорганизуемого общества может осуществляться только по желанию их владельца33.
Устав реорганизованного общества и изменения к нему утверждаются на общем собрании акционеров, при необходимости избирается совет директоров. При слиянии или присоединении эти вопросы решаются на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в реорганизации. Порядок голосования на совместном общем собрании акционеров может быть определен договором о слиянии обществ34.
Договор о слиянии или присоединении, решение общего собрания акционеров о разделении, выделении или преобразовании требуется при государственной регистрации реорганизованного или реорганизованных обществ, а также для регистрации выпуска ценных бумаг35.
Право требовать выкупа акций
Еще одним способом защиты прав акционеров при реорганизации является право акционеров - владельцев голосующих акций требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций36. Как указывалось, владельцы привилегированных акций также имеют право голоса при принятии решения о реорганизации. Обязанность общества приобрести собственные акции возникает только в случае реализации акционерами права требовать выкупа акций. Чтобы иметь возможность реализовать это право акционер должен был голосовать против принятия решения о реорганизации общества либо не принимать участия в голосовании по этому вопросу37.
При внесении в повестку дня общего собрания акционеров вопроса о реорганизации необходимо составить список акционеров, у которых в случае принятия такого решения может возникнуть право требовать выкупа принадлежащих им акций. Список акционеров составляется на основании данных реестра акционеров общества38.
Выкуп акций обществом осуществляется по рыночной стоимости этих акций39. В этом случае рыночная стоимость имущества должна определяться независимым оценщиком (аудитором)40. Общество обязано информировать акционеров о наличии у них права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, цене и порядке осуществления выкупа41. Поскольку эта информация должна быть доведена до сведения акционеров заранее, то рыночная стоимость имущества должна быть определена в промежуток времени после внесения этого вопроса в повестку дня собрания акционеров и до оповещения акционеров.
Если акционер решил прибегнуть к процедуре выкупа акций реорганизуемым обществом, он должен направить обществу письменное требование, где указать количество акций, которые обществу придется выкупить42. Такое требование должно быть предъявлено обществу не позднее 45 дней с даты принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации43. По истечении срока для предъявления акционерами требований о выкупе принадлежащих им акций общество в течение 30 дней обязано выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе44.
Нужно иметь в виду, что общая сумма средств, направляемых обществом на выкуп акций, не может превышать 10 % стоимости чистых активов общества на дату принятия решения о реорганизации. Если общее количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, превышает количество акций, которое может быть выкуплено обществом, акции выкупаются у акционеров пропорционально заявленным требованиям45. Законодатель обязывает общество погасить акции, выкупленные у акционеров в случае реорганизации46.
Государство как кредитор по налоговым правоотношениям
Поскольку в число кредиторов входит и государство, налогоплательщик обязан сообщать налоговым органам о принятом решении47. Необходимо отметить, что закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", принятый 27 декабря 1991 г., устанавливает десятидневный срок для такого уведомления. А закон "Об акционерных обществах" (далее Закон об АО), принятый 26 декабря 1995 г., устанавливает тридцати- или шестидесятидневный срок уведомления. Разница в сроках уведомления не является нарушением законодательства, так как в данном случае государство участвует не в гражданских правоотношениях, где предполагается равенство участников48, а в налоговых правоотношениях, основанных на подчинении одной стороны другой, к которым гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством49.
Налоговая проверка
При всех формах реорганизации (кроме выделения) налоговые органы принимают решения о документальной проверке50. Указанное исключение вызвано тем, что при выделении реорганизуемое общество не ликвидируется, а продолжает существовать, и, следовательно, государство может потребовать исполнения обязательств перед бюджетом непосредственно у должника, а не у его правопреемника. При реорганизации в форме выделения реорганизуемое общество также не должно сниматься с учета в налоговых органах, однако в этом случае необходимо внести соответствующие изменения в карту постановки на учет налогоплательщика51.
Разделительный баланс и передаточный акт
При всех формах реорганизации права и обязанности реорганизуемого общества переходят к реорганизованному обществу в соответствии с разделительным балансом или передаточным актом, которые, согласно Гражданскому кодексу РФ, должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого юридического лица, включая и обязательства, оспариваемые сторонами52. Закон об АО допускает логическое исключение из этого правила: в случае выделения разделительный баланс должен показывать передачу только части прав и обязанностей реорганизованного общества53.
Статья 48 Закона об АО, перечисляя вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не упоминает такие вопросы, как утверждение разделительного баланса или передаточного акта, а также утверждение договора о слиянии или присоединении, что дает основания полагать, что эти вопросы могут быть делегированы совету директоров. Однако Закон об АО, регулируя отдельные виды реорганизации54, относит решение по вопросам утверждения разделительного баланса или передаточного акта, а также утверждения договора о слиянии или присоединении к компетенции общего собрания акционеров. К компетенции общего собрания акционеров относятся не только вопросы, перечисленные в ст. 48, но и решение иных вопросов, предусмотренных Законом об АО55. Но поскольку решение "иных вопросов" не относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров, можно предположить, что эти вопросы могут быть переданы на решение другим органам общества56. Ответ на вопрос, к компетенции какого органа относится принятие решений по данным вопросам, дает ГК РФ, который требует, чтобы передаточный акт и разделительный баланс были утверждены учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации57, решение же о реорганизации принимается общим собранием акционеров. Следовательно, точка зрения, согласно которой такие вопросы, как утверждение разделительного баланса, передаточного акта, а также договора о слиянии или присоединении, могут быть делегированы совету директоров, ошибочна, и принятие решения по данным вопросам относится к компетенции общего собрания акционеров.
Представляется, что при реорганизации в форме выделения реорганизуемое общество самостоятельно распределяет права и обязанности между реорганизуемым и выделяющимся обществами. Общество информирует кредиторов, в том числе и государство, о предполагаемом распределении прав и обязанностей. Если кредиторы не возражают, то общество вправе распределить свое имущество предлагаемым образом.
С точки зрения бухгалтерского учета реорганизацию юридических лиц рекомендуется приурочивать к концу определенного отчетного периода (года или квартала). В состав передаточного акта и разделительного баланса, оформляемых при реорганизации юридических лиц, включается бухгалтерская отчетность, составляемая в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке, в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю отчетную дату (дату реорганизации)58. Перед составлением разделительного баланса необходимо провести инвентаризацию59.
Непредставление разделительного баланса или передаточного акта, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц60. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица61.
Учет налогоплательщика
Государство заинтересовано в том, чтобы проверить полноту уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты до момента снятия с учета налогоплательщика. Процедура снятия с учета считается завершенной после выдачи информационного письма о снятии с учета62.
Получение такого информационного письма чрезвычайно важно. Налогоплательщик обязан встать на учет в налоговых органах63. При постановке реорганизованного общества на учет в налоговых органах помимо разделительного баланса или передаточного акта (в зависимости от формы реорганизации) общество должно представить и упомянутое информационное письмо64. При отсутствии последнего постановка на учет делается с письменным уведомлением о необходимости завершения процедуры снятия с учета и с соответствующей отметкой65. Важность постановки на учет в налоговых органах не подвергается сомнению, так банки и кредитные учреждения открывают расчетные и иные счета только при предъявлении налогоплательщиком документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе66.
Налоговые органы также обособляют выделение среди прочих форм реорганизации, так как только в этом случае реорганизуемое общество не ликвидируется, а следовательно, права и обязанности реорганизуемого общества распределяются между прежним и новым обществом, появляющимся в результате выделения. При прочих формах реорганизации права и обязанности реорганизуемой организации переходят к реорганизованной (реорганизованным) организации (организациям) в полном объеме67.
Государство не ограничилось предоставлением налоговым органам исключительно контрольных функций, у них есть и право наложить санкции за нарушения. Так, налоговые органы могут предъявлять иски о признании регистрации предприятия недействительной (в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия) и о взыскании доходов, полученных этим предприятием68.
Государственный механизм контроля за реорганизацией предприятий построен таким образом, чтобы минимизировать риск ухода налогоплательщиков от уплаты налогов. Это проявляется в формальностях, соблюдение которых необходимо при регистрации общества.
Государственная регистрация
Подтверждение реорганизуемого общества о снятии его с учета в налоговых органах важно и при регистрации реорганизованных обществ. Например, получение постоянного свидетельства о регистрации обусловлено представлением справки о снятии реорганизованного общества с учета в налоговых органах и постановке на учет реорганизованного общества (в зависимости от формы реорганизации)69.
Как известно, деятельность незарегистрированного предприятия запрещается, а доходы, полученные от деятельности незарегистрированного предприятия, взыскиваются через суд70. При изменении организационно-правовой формы предприятия и при внесении изменений или дополнений в учредительные документы предприятия учредитель обязан в недельный срок информировать об этом орган, зарегистрировавший предприятие71.
Момент регистрации определяет момент правопреемства. Согласно ГК РФ, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица72.
Таким образом, права и обязанности реорганизуемого общества переходят к реорганизованному обществу не с момента подписания передаточного акта или разделительного баланса, а с момента соответствующей государственной регистрации. Во-первых, реорганизуемое общество (общества) вправе изменить распределение имущества или же вообще отказаться от реорганизации как таковой. Во-вторых, для третьих лиц изменения учредительных документов приобретают силу с момента их государственной регистрации73. В случае разделения и выделения правопреемство может возникнуть только после государственной регистрации вновь возникших обществ, а не с момента подписания и утверждения разделительного баланса.
Вопрос объема правопреемства очень важен. Как было указано, при реорганизации действует принцип полного правопреемства, однако законодательство предусматривает специальные нормы как в рамках этого общего правила, так и исключения из него. Например, согласно трудовому праву, при реорганизации общества трудовые отношения с работником продолжаются при условии его согласия74. Примером обратного может быть обязанность лицензиата в случае реорганизации в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии. Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии75.
Правопреемство по налогам
Налоговые органы вправе применить бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц в течение шести лет с момента образования такой недоимки76. Здесь необходимо учитывать позицию Высшего Арбитражного Суда РФ77, которая сводится к следующему. Если обязательства перед бюджетом по уплате недоимок и финансовых санкций возникли на момент реорганизации, то эти обязательства переходят к реорганизованному юридическому лицу в порядке правопреемства. Если же в ходе налоговой проверки реорганизуемого общества недоимки не были выявлены, то впоследствии с реорганизованного общества может быть взыскана только задолженность перед государством; ответственность за нарушения налогового законодательства, допущенные реорганизованным юридическим лицом и выявленные после образования нового юридического лица, не может применяться к вновь созданному юридическому лицу.
По аналогии можно предположить, что реорганизованное общество вправе требовать возмещения сумм, излишне внесенных реорганизованным обществом в бюджет.
Заключение
Тема реорганизации сложна и обширна. За рамками статьи осталось много важных вопросов, например, налогообложение юридических лиц при реорганизации, правопреемство по внешнеэкономическим сделкам, конвертация акций. Автор же решил сконцентрировать внимание в основном на механизме государственного контроля за собиранием налогов при реорганизации налогоплательщиков. ч Возможность избежать уплаты налогов ограничена на законодательном уровне закреплением принципа полного правопреемства в отношении прав и обязанностей общества, подлежащего ликвидации в связи с реорганизацией. Контроль за собиранием налогов в таких случаях достигается также, в частности, благодаря тесному взаимодействию государственных органов, которые обеспечивают исполнение обязательств налогоплательщиков перед российским бюджетом.
Аспирант Института государства и права РАН, | Жданов Д.В. |
----------------------
1. Конституция РФ. Ст. 57.
2. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Ст. 3.
3. Там же. Ст. 11.
4. Постановление Пленума Верховного Суда (ВС) РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда (ВАС) РФ от 28 февраля 1995 г. N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". П. 6.
5 ГК РФ. Ст. 57. П. 1. Закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ. Ст. 15. П. 2.
6. Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8. П. 6.
7. Закон "Об акционерных обществах". Ст. 48. П. 1, 2.
8. Там же. Ст. 49. П. 3.
10. Там же. Ст. 32. П. 3.
11. ГК РФ. Ст. 57. П. 3.
12. В соответствии с Указом Президента РФ N 1127 от 21 сентября 1998 г. функции упраздненного Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур переданы образованному Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
13. Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. N 948-1. Ст. 17.П.2.
14. Там же. Ст. 17. П. 4.
15. Там же.
16. ГК РФ. СТ. 57. П.2.
17. "Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Ст. 19. П. 1.
18. Там же. Ст. 19. П.2.
19. Там же. Ст. 19. П. 3.
20. ГК РФ. Ст. 57. П.2.
21. ГК РФ. Ст. 60. П.1.
22.Там же. Ст. 391. П.1.
23. Там же. Ст. 60. П. 2.
24. Закон "Об акционерных обществах". Ст. 15. П. 5.
25. ГК РФ. Ст. 450-453.
26. Там же. Ст. 15.
27. Стандарты эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций, утвержденные постановлением ФКЦБ от 12 февраля 1997 г. N 8.
28. Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера". П. 1.
29. Там же.
30. Закон "Об акционерных обществах". Ст. 16. П. 2; Ст. 17. П. 2.
31. Указ Президента РФ "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера". П. 2.
32. там же. П. 1.
33. Там же.
34. Закон "Об акционерных обществах". Ст. 16. П. 3. Ст. 17. П.З.
35. Положение "О порядке регистрации прекращения деятельности предприятий в г. Москве", утвержденное постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 1992 г. N 1076 "О порядке регистрации прекращения деятельности предприятий в г. Москве"; Стандарты эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций.
36. Закон "Об акционерных обществах". Ст. 75. П. 1.
37. Там же.
38. Там же. П. 2
39. Там же П. 3.
40. Там же. Ст. 77. П.З.
41. Там же. Ст. 76. П.1.
42. Там же. П.З.
43. Там же.
44. Там же. П. 4.
45. Там же. П. 5.
46. Там же. П. 6.
47. Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Ст. 11.
48. ГК РФ. Ст. 1. Cт. 124. П.1.
49. Там же. Ст. 2. П.З.
50. Инструкция "О порядке учета налогоплательщиков", утвержденная приказом ГНС РФ "Об утверждении Инструкции о порядке учета налогоплательщиков" от 13 июня 1996 г. N ВА-З-12/49. П. 30.
51. Там же. П. 31.
52. ГК РФ. СТ. 59. П.1.
53. Закон "Об акционерных обществах". Ст. 19. П. 4.
54. Там же. Ст. 16-20.
55 Там же. Ст. 48. П. 1(21).
56. Там же. П. 2.
57. ГК РФ. Ст. 59. П.2.
58. Приложение 2 к приказу Минфина России от 28 июля 1995 г. N 81 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации". П. 2.1.
59. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 26 декабря 1994 г. N 170. П. 17.
60. ГК РФ. Ст. 59. П. 2.
61. ГК РФ. Ст. 60. П. 3; Закон "Об акционерных обществах". Ст. 15. П. 5.
62. Инструкция "О порядке учета налогоплательщиков", утвержденная приказом ГНС РФ "Об утверждении Инструкции о порядке учета налогоплательщиков" от 13 июня 1996 г. N ВА-Э-12/49. П. 27.
63. Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Ст. 4; Инструкция "О порядке учета налогоплательщиков", утвержденная приказом ГНС РФ "Об утверждении Инструкции о порядке учета налогоплательщиков" от 13 июня 1996 г. N ВА-З-12/49. П. 3.
64. Инструкция "О порядке учета налогоплательщиков". П. 32.
65. Там же. П. 33.
66. Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Ст. 4.
67. Инструкция "О порядке учета налогоплательщиков". П. 30, 31.
68. Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Ст. 14.1.б.
69. Инструкция "О регистрации реорганизованных предприятий", утвержденная приказом Московской регистрационной палаты от 22 апреля 1993 г. N 25 "О порядке регистрации реорганизованных предприятий". П. 8. в; Положение "О порядке регистрации прекращения деятельности предприятий в г Москве", утвержденное постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 1992 г. N 1076 "О порядке регистрации прекращения деятельности предприятий в г. Москве". П. 3.1,3.2, 3.3.
70. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Ст. 34. П. 1.
71. Там же. Ст. 34. П.5.
72. ГК РФ. Ст. 57. П.4.
73. ГК РФ. Ст. 52, П.З; Закон "Об акционерных обществах". Ст. 14. П. 2.
74. Кодекс законов о труде Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. Ст. 29. П. 7.
75. Порядок ведения лицензионной деятельности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности". П. 6.
76. Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Ст. 24.
77. Письмо ВАС РФ от 28 августа 1995 г. N С17/ОП-506 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правопреемство в отношении налогов при реорганизации акционерных обществ
Автор
Жданов Д.В. - аспирант Института государства и права РАН, ст. консультант фирмы "Андерсен Лигал Интернешнл БВ"
"Законодательство", 1998, N 11