Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 24 марта 2009 г. N А54-771/2009С20
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 17 марта 2009 года. Полный текст решения изготовлен 24 марта 2009 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области Б.Н.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем С.О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО фирма "А", Рязанская область, г. Касимов
к Межрайонная ИФНС России N 9 по Рязанской области о признании незаконным и отмене постановления N 04-18/18 по делу об административном правонарушении от 10.02.2009 г. при участии в судебном заседании:
от заявителя - К.Б.А., директор, протокол от 07.02.2008, паспорт 61 00 135000, выдан 20.08.2001 Касимовским ГРОВД Рязанской области;
от ответчика - М.О.А., специалист 1 разряда юридического отдела, доверенность от 25.08.2008, паспорт 61 08 470426, выдан 05.09.2008 Отделением УФМС России по Рязанской области в Касимовском районе.
установил:
общество с ограниченной ответственностью фирма "А", г. Касимов (далее ООО фирма "А", Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России N 9 по Рязанской области по делу об административном правонарушении N 04-18/18 от 10.02.2009 г.
Представитель заявителя поддерживают заявленные требования об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 04-18/18 от 10.02.2009 г., основания изложены в заявлении.
Представители налогового органа возражают против удовлетворения заявленных требований, доводы изложены в отзыве.
В судебном заседании 17.03.2009 г. по ходатайству заявителя допрошены свидетели - продавец магазина "А" - Е.М.Н. и главный бухгалтер ООО фирма "А" М.Л.Н., показания свидетелей занесены в протокол судебного заседания от 17.03.2009 г.
Из представленных материалов следует, что 03.02.2009 г. на объектах, расположенных в г. Касимове, проводилась проверка по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации в области производства и оборота алкогольной и табачной продукции.
03.02.2009 г. в 16 час. 30 мин. на основании поручения N 04-19/07 от 03.02.2009 г. старшими госналогинспекторами Межрайонной ИФНС России N 9 по Рязанской области П.Г.А., Я.Т.Н., и начальником отдела К.В.В., в присутствии продавца ООО фирма "А" Е.М.Н., проведена проверка соблюдения действующего законодательства Российской Федерации в сфере оборота алкогольной продукции в магазине "А", принадлежащем ООО фирма "А".
По результатам проверки составлен акт от 03.02.2009 г. N 13-27/000007, в котором отражено, что магазин "А" расположен по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. Л., д. 7 и принадлежит ООО фирма "А". На витрину для реализации выставлена алкогольная продукция: бутылка текилы "Ольмеко белая", емкость 0,35 л., алкоголь 38%, по цене 712 руб. 30 коп., изготовлена в Мексике, а также ром ямайский "Капитан Морган Черная этикетка", емкость 0,75 л., алкоголь 40%, изготовитель Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Данная алкогольная продукция была снята с реализации, поскольку на ней отсутствовали федеральные акцизные марки.
Кроме того, при проверке установлено, что копия лицензии находится за прилавком продавца и не доступна для ознакомления покупателям.
Акт N 13-27/000007 от 03.02.2009 г. подписан и получен продавцом магазина "А" Е.М.Н. В объяснениях в данном акте Е.М.Н. отразила, что "алкогольная продукция поступила с акцизными марками. В результате хранения марки отклеились, на момент проверки на витрине, где находилась алкогольная продукция, их не оказалось. Копия лицензии ранее висела в торговом зале, но была сорвана ребятишками."
В акте от 03.02.2009 г. N 13-27/000007 указано, что для рассмотрения материалов по акту проверки следует явиться в Межрайонную ИФНС России N 9 по Рязанской области по адресу: Рязанская область, г. Касимов, микрорайон П., д. 12а, кабинет N 11 к 11 час. 30 мин. 04 февраля 2009 г.
04.02.2009 г. в присутствии директора ООО фирма "А" К.Б.А. был составлен протокол об административном правонарушении N 04-18/20. В объяснениях в протоколе об административном правонарушении директор ООО фирмы "А" К.Б.А. пояснил, что "в связи с длительным хранением и резкостью температур марки отклеились. В процессе поиска продавец нашел данные марки, которые были представлены в налоговую инспекцию. Когда получал лицензию не обратил внимание на точное название организации".
В протоколе об административном правонарушении N 04-18/20 от 04.02.2009 г. указано, что дело об административном правонарушении будет рассмотрено 10 февраля 2009 г. в 11 час. 00 мин. Копия протокола об административном правонарушении получена директором Общества 04.02.2009 г.
Начальник Межрайонной ИФНС России N 9 по Рязанской области Г.И.П., рассмотрев протокол N 04-18/20 от 04.02.2009 г. об административном правонарушении, вынесла постановление N 04-18/18 по делу об административном правонарушении от 10.02.2009 г. о привлечении ООО фирма "А" к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб. по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением Межрайонной ИФНС России N 9 по Рязанской области N 04-18/18 от 10.02.2009 г. , ООО фирма "А" обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Оценив материалы дела, доводы представителей сторон и показания свидетелей, арбитражный суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению. При этом суд исходил из следующего.
ООО фирма "А" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026200861114.
В силу статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. от 01.12.2007 г., далее Закон от 22.11.1995. N 171-ФЗ), для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке: алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.
Пунктом 3 ст. 12 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ установлено, что федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 г. N 786 "Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции" (в ред. от 15.11.2006 г.) утверждены Требования к образцам акцизных марок для маркировки алкогольной продукции.
Согласно п. 1 "Требований к образцам федеральных специальных марок" алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками для маркировки алкогольной продукции (далее - акцизные марки) размером 90 х 26 миллиметров.
Пунктом 1 статьи 26 Закона от 22.11.1995. N 171-ФЗ установлен запрет на оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота и сертификата соответствия оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия, либо без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками.
Согласно пункту 136 Правил продажи отдельных видов товаров (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товара, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров ненадлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (Особенности продажи алкогольной продукции, раздел введен Постановлением Правительства РФ от 08.02.2006 г. N 80) не допускается розничная продажа алкогольной продукции, не маркированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральной специальной маркой (для алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации) или акцизной маркой (для алкогольной продукции, импортируемой на территорию Российской Федерации).
В силу п. 140 Правил продажи отдельных видов товаров перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике). Алкогольная продукция размещается в торговом зале по видам (водка, вино, шампанское, коньяк и др.).
Кроме того, согласно п. 10 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. N 55 деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшим. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде наложения административного штрафа от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
В силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. При назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, в присутствие представителя юридического лица. Указанный вывод согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.12.2003 г. N 10964/03 и Определении ВАС РФ от 08.11.2007 г. N 8467/07.
Согласно ч. 1 ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном арбитражным процессуальным кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значения для правильного рассмотрения дела.
Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу п. 19, 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 ГК РФ). При квалификации действий лица по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что в момент проверки на витрине магазина "А", принадлежащего ООО фирма "А", были обнаружены: бутылка текилы "Ольмеко белая", емкость 0,35 л., алкоголь 38%, по цене 712 руб. 30 коп., изготовлена в Мексике, а также ром ямайский "Капитан Морган Черная этикетка", емкость 0,75 л., алкоголь 40%, изготовитель Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Алкогольная продукция находилась в продаже и была выставлена на витрине. Данный факт подтвержден протоколом об административном правонарушении N 04-18/20 от 04.02.2009 г. , актом проверки от 03.02.2009 г. N 13-27/000007 и показаниями свидетелей.
Вместе с тем, допускается розничная продажа алкогольной продукции только с маркировкой в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ, то есть наклеенной плотно и качественно, без возможности самопроизвольного отклеивания марок.
Данное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Суд считает, что в данном случае ООО фирма "А" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, суд пришел к выводу о наличии вины ООО фирма "А" в совершении правонарушения, поскольку допущенные работником магазина - продавцом Е.М.Н. противоправные виновные действия (бездействие) не освобождают само Общество от административной ответственности, так как все торговые операции, осуществляемые в торговой точке Общества, проводятся от его имени, следовательно, принимая на работу работника, Общество несет ответственность за исполнение им правил продажи алкогольной продукции.
Кроме того, ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В силу ч. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Предусмотренные ст. 2.9 КоАП РФ основания для освобождения Общества от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела, по мнению суда, отсутствуют. Совершенное ООО фирма "А" правонарушение является общественно опасным, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции, на интересы граждан в области торговли. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и на обеспечение качества алкогольной продукции.
Состав правонарушения по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ является формальным, ответственность за его совершение применяется вне зависимости от наступления ущерба или иных вредных последствий.
Согласно ст. 23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 ст. 14.16, рассматриваются органами, осуществляющими государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. К указанным органам относятся и налоговые органы.
Согласно пункту 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Согласно пункту 2 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 ФЗ N 171-ФЗ от 22.11.1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. от 21.07.2005 г.) государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
Довод Общества о том, что акцизные марки были обнаружены позже и представлены в налоговую инспекцию, судом оценен и отклоняется как неосновательный, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 11 Правил, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
В соответствии с пунктом 136 Правил, не допускается розничная продажа алкогольной продукции, не маркированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральной специальной маркой (для алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации) или акцизной маркой (для алкогольной продукции, импортируемой на территорию Российской Федерации).
Согласно пункту 5 Требований к образцам федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 212 (в редакции Постановления N 785), марка наклеивается на крышку (пробку) и горловину бутылки таким образом, чтобы она плотно прилегала к ним. Способ наклейки и используемые клеящие материалы должны исключать отслоение марки от бутылки, обеспечивать ее повреждение при вскрытии бутылки и невозможность повторного использования.
При этом согласно пункту 140 Правил, перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике).
В данном случае суд установил и Обществом не оспаривается нахождение на витрине в торговой точке бутылки текилы и рома, без акцизной марки. Данный факт подтверждается также показаниями свидетелей.
Довод Общества, что при проверке был наложен арест на товары (бутылки текилы и рома) и вопрос по которым в постановлении Межрайонной ИФНС N 9 по Рязанской области не решен, является основанием для признания вынесенного постановления незаконным, судом оценен. Суд считает, что данный факт не может служить основанием для отмены обжалуемого постановления, т.к. факт административного правонарушения подтверждается актом проверки, протоколом по делу об административном правонарушении и показаниями свидетелей. Кроме того, как следует из акта проверки и протокола об административном правонарушении, алкогольная продукция - бутылка текилы и бутылка рома сняты с реализации, так как отсутствует акцизная марка. Возражений со стороны представителей магазина по этому вопросу представлено не было. Общество не лишено права истребовать снятую с реализации алкогольную продукцию.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи с обстоятельствами дела, суд пришел к выводу о доказанности события административного правонарушения и вины Общества в его совершении. Нарушение порядка привлечения к административной ответственности налоговым органом не допущено.
При определении меры ответственности налоговым органом учтены положения ст. 4.2 КоАП РФ и штраф в отношении Общества применен в минимальном размере, предусмотренном КоАП РФ за данное правонарушение.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым отказать ООО фирма "А" в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 104, 167-170, 176, 181, 207, 208, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью фирма "А", расположенного по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. Л., д. 7, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026200861114, об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 04-18/18 от 10.02.2009 г. Межрайонной ИФНС России N 9 по Рязанской области о привлечении ООО фирма "А" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30 000 руб., отказать полностью.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 24 марта 2009 г. N А54-771/2009С20
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании