Определение Рязанского областного суда
от 22 июля 2009 г. N 33-1250
(извлечение)
Судебная коллегия рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Е.Н.В. на решение Советского районного суда г. Рязани от 2 июня 2009 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Е.Н.В. к Военному комиссариату Рязанской области о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца и взыскании задолженности - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи, объяснения представителя Военного комиссариата Рязанской области А.В.В., возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия установила:
Е.Н.В. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Рязанской области о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца и взыскании задолженности.
В обоснование иска истица указала, что 10.04.2008 г. умер ее муж Е.И.В., являвшийся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и вследствие этого - инвалидом 1 группы, получавшим ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью, исчисленные из его денежного довольствия.
С 10.11.2008 г. истице, как единственному и нетрудоспособному иждивенцу, ответчиком была назначена сумма возмещения вреда, рассчитанная в размере _ от фиксированной суммы 5000 руб., установленной для инвалидов 1 группы в 2001 году с учетом коэффициентов инфляции, установленных на 2002-2009 г. Ежемесячная выплата по состоянию на 01.01.2009г. составила 5404 руб. 86 коп. (5000 руб. х 1,38 х 1,11 х 1,09 х 1,08 х ,1,105 х ,1,085 / 2).
Е.Н.В. полагает, что ей должна быть назначена сумма возмещения вреда в размере 1/2 от суммы, которую получал ее муж, то есть в размере 19 691 руб. 10 коп. (33000 руб. / 2 х 1,08 х 1,105) с 10.11.2008 г., а с 01.01.2009 г. - в размере 21364 руб. 84 коп. (19691 руб. 10 коп. х 1,085). Поскольку ответчик нарушил ее право на получение установленной законодательством суммы возмещения вреда, за ним образовалась задолженность по выплатам с 10.11.2008 г. по 30.04.2009г. в размере 84641 руб. 09 коп. В связи с чем просила суд взыскать с Военного комиссариата Рязанской области в ее пользу задолженность по ежемесячной сумме возмещения вреда с 10.11.2008 г. по 30.04.2009 г. в размере 84641 руб. 09 коп. и взыскивать с Военного комиссариата Рязанской области в ее пользу возмещение вреда в связи с потерей кормильца в размере 21364 руб. 84 коп. бессрочно с последующей индексацией, установленной законом.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Е.Н.В. просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Назначение и выплата компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами, а в случае их смерти - их нетрудоспособным иждивенцам, осуществляется в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.
Впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в пункте 25 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, введенном в действие со 2 марта 1996 года.
Названная норма Закона сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, т.е. к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 180-ФЗ).
Кроме того, пункт 25 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в базовый Закон были внесены изменения и дополнения.
Так, пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка:
инвалидам 1 группы - 5000 руб.,
инвалидам 2 группы - 2500 руб.,
инвалидам 3 группы - 1000 руб.
Статья 14 базового Закона была дополнена новой частью второй следующего содержания:
"В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число".
Из содержания этой нормы видно, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 года не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 года редакцией пункта 25 части первой статьи 14 Закона, а в этом пункте с 15 февраля 2001 года предусмотрены только твердые суммы.
Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона.
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года N 607 был утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно абзацу второму пункта 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.
Аналогичная норма содержится и в абзаце втором пункта 4 Разъяснения Минтруда России 30 ноября 2001 года N 6, утвержденного постановлением Минтруда от 30 ноября 2001 года N 83.
Решением Верховного Суда РФ от 5 июля 2002 года N ГКПИ02-122 установлено, что пункт 4 Разъяснения Минтруда России в части слов "денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности" не противоречит части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В пункте 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П указано, что из пункта 25 части первой, части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 12 февраля 2001 года в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или исходя из заработка, не представляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года (то есть после 15 февраля 2001 года). Данное положение не противоречит Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный Конституционным Судом РФ конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15 февраля 2001 года, сама Е.Н.В. до 15 февраля 2001 года получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, Военный комиссариат Рязанской области, правильно назначил ей возмещение вреда исходя из суммы компенсации, предусмотренной пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ.
Утверждение Е.Н.В. о необходимости применения к ней части второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ) во взаимосвязи с частью первой этой же статьи было отвергнуто обоснованно, поскольку часть первая и часть вторая регулируют различные правоотношения: часть первая статьи 2 предоставляет право сохранения ранее назначенных денежных сумм инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а часть вторая регламентирует порядок и условия возникновения права на возмещения вреда у членов семьи граждан, не являвшихся инвалидами.
При таких обстоятельствах состоявшееся по делу решение является правильным.
Доводы кассационной жалобы Е.Н.В. не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся к ошибочному толкованию норм федерального законодательства, регулирующих данное правоотношение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Советского районного суда г. Рязани от 2 июня 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Е.Н.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Рязанского областного суда от 22 июля 2009 г. N 33-1250
Текст определения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании