Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 6 августа 2009 г. N А54-3258/2009С3
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области, при ведении протокола секретарем судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Рязань
к индивидуальному предпринимателю К.Н.И., г. Рязань о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании:
от административного органа: К.Н.В., старший государственный инспектор, доверенность от 24.03.2009 г.;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: К.Н.И., предприниматель.
установил: Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - УГАДН по Рязанской области, заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя К.Н.И. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий.
Представитель административного органа доводы заявления поддержал.
Предприниматель факт совершения правонарушения признал. Просил суд освободить его от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Из материалов дела следует: 25 мая 2009 г. в УГАДН по Рязанской области из Отдела внутренних дел по Рязанскому муниципальному району УВД по Рязанской области поступила информация от 13.05.2009 г. N 3078 о нарушении водителями, работающими у индивидуального предпринимателя К.Н.И., правил дорожного движения (л.д. 9-11).
В связи с чем, начальником Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области 26.05.2009 г. было издано распоряжение N 195 о проведении проверки деятельности индивидуального предпринимателя К.Н.И. по вопросу соблюдения предпринимателем обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом (л.д. 7, 8).
Результаты проверки оформлены актом проверки N 036-БР, составленным проверяющим должностным лицом заявителя 25.06.2009 г. (л.д. 12-19), которым установлено, что предпринимателем осуществлялась деятельность по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных п. 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. N 637.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении серия А-62 N 000168 от 25.06.2009 г. (л.д. 5,6), в котором отражены нарушения, допущенные индивидуальным предпринимателем К.Н.И.:
- не обеспечено повышение профессионального мастерства водителям путем организации занятий, необходимых для обеспечения безопасности дорожного движения, периодически, ноне реже одного раза в год, чем нарушены требования п. 3.4.2 "Положения об обеспечения безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденного Приказом Минтранса от 09.03.1995 г. N 27; п. 2.3.5 "Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 г. N 15;
- не обеспечено составление графиков работы водителей на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доведением его до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие, с указанием времени начала, окончания и продолжительности ежедневной работы (смены), времени перерыва для отдыха и питания, времени ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха, чем нарушены требования п. 4 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 г. N 15 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей";
- допущено сокращение времени междусменного (ежедневного) отдыха, чем нарушены требования п. 25 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. N 15;
- допущена переработка водителями сменной нормы рабочего времени, чем нарушены требования п. 11 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. N 15;
- не проведен специальный инструктаж с водительским составом по безопасности движения при получении информации о совершенном происшествии, чем нарушены требования п.п. 1.3, 6.1 РД.200.РСФСР. 12 0071086 от 20.01.1986 г.; п. 3.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27;
- допущены нарушения в оформлении путевых листов, чем нарушены требования п.п. 5, 6, 7, 16 "Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов", утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 г. N 152;
- не ведется учет фактически отработанного времени каждым работником (водителем) по утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. форме, чем нарушены требования ст. 91 Трудового кодекса РФ, п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. N 15;
- в состав рабочего времени водителей не включена продолжительность подготовительно-заключительных работ проведения медицинского осмотра водителя, чем нарушены требования, установленные п. 20 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. N 15;
- не осуществляет контроль за соблюдением водителями правил дорожного движения, чем нарушены требования п. 2.2, п. 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27.
Копия протокола получена предпринимателем лично, о чем имеется соответствующая запись в протоколе.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, УГАДН по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя К.Н.И. к административной ответственности.
Рассмотрев и оценив представленные материалы, заслушав доводы представителя административного органа и индивидуального предпринимателя, суд пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению. К индивидуальному предпринимателю Л.В.С. не подлежат меры административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. При этом суд исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 128-ФЗ от 08.08.2001 г., деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
Указанный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден перечень органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. Согласно которому на Ространснадзор России возложены полномочия по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и установлению своими положениями требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ" контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на Российскую транспортную инспекцию.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством РФ на органы Российской транспортной инспекции.
Кроме того, полномочия должностных лиц административного органа - органов Российской транспортной инспекции определены и ч. 2 ст. 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К.Н.И. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 03.03.2006 г. в Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области (свидетельство серия 62 N 001810178, основной государственный регистрационный номер
306622906200033) (л.д. 36). УГАДН по Рязанской области 29.03.2007 г. ей была выдана лицензия N АСС-62-213878 на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек по РФ (л.д. 38).
Пунктом 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Следовательно, одним из лицензионных требований является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения лицензионных требований.
Согласно пункту 2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 г. N 2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в том числе, организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей.
В соответствии с п. 3.4.2 "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.
Пунктом 2.3.5 "Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 г. N 15, установлено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, у индивидуального предпринимателя К.Н.И. на основании трудовых договоров от 30.03.2007 г. N 2 и от 05.03.2007 г. N 1 (л.д.20-23) работают в должности водителей К.С.А. и К.А.В. У водителя К.А.В. на момент проведения проверки (25.06.2009 г.), закончился срок действия свидетельства N 2284, подтверждающего факт прохождения водителем обучения по программе повышения квалификации водителей, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки, в объеме 20 часов (срок действия - до 07.02.2008 г.) (л.д. 24). У водителя К.С.А. указанное свидетельство отсутствует.
В связи с чем, суд пришел к выводу о нарушении предпринимателем К.Н.И. п. 3.4.2 Положения от 09.03.1995 г. N 27 и п. 2.3.5 Положения от 30.03.1994 г. N 15.
Пунктом 4 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" утв. приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 установлено, что графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Предпринимателем графики работы не ведутся. Доказательств обратного в суд не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
В силу п. 25 Положения от 20.08.2004 г. N 15, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Пунктом 11 Положения от 20.08.2004 г. N 15 установлено, что при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
При проверке путевых листов за май, июнь 2009 г. и журнала регистрации путевых листов (л.д. 28-35), установлены случаи переработки водителями сменных норм рабочего времени и сокращение времени междусменного (ежедневного) отдыха, а именно: у водителя К.А.В. согласно путевого листа от 21.05.2009 г. N 60 рабочее время составило с 07 час. 20 мин. до 23 час. 00 мин. (что превышает сменную норму на 1 час. 40 мин.), а начало следующей смены - 07 час. 40 мин. (путевой лист от 22.05.2009 г. N 61), то есть время междусменного отдыха составило 08 час. 40 мин., что на 3 час. 20 мин. меньше минимально установленного. У водителя К.С.А. согласно путевого листа от 24.05.2009 г. N 63 рабочее время составило с 05 час. 30 мин. до 23 час. 10 мин. (превышение сменной нормы на 3 час. 40 мин.). Указанные нарушения совершалось неоднократно по отношению к каждому водителю и характерно по отношению к другим водителям. Тем самым предпринимателем нарушены п.п. 11, 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" утв. приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15.
В соответствии с п. 3.4.2 "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.
В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.
В силу п. 3.4.3 "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27 организация оперативно доводит до водителей сведения о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения водителями организации.
Положение о повышении профессионального мастерства и стажировки водителей, утвержденное заместителем Министра автомобильного транспорта РСФСР от 20.01.1986 г. является единым документом, устанавливающим порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей, в том числе необходимость проведения инструктажа с водителями по безопасности дорожного движения после получения предпринимателем информации о ДТП.
Пунктом 6.1 указанного положения установлено, что специальный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями при получении информации о совершенных происшествиях.
Судом установлено, что индивидуальным предпринимателем К.Н.И. после получения сведений о нарушении водителем правил дорожного движения (л.д. 10, 11), специальный инструктаж с водителями проведен не был (л.д. 25-27). В связи с чем, предпринимателем нарушены требования закона.
Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 г. N 152 утверждены "Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов". Пункт 3 приказа определяет, какие обязательные реквизиты должен содержать путевой лист. К ним относятся: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона); сведения о транспортном средстве (в том числе, показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку); сведения о водителе. Пунктом 7 приказа Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 г. N 152 закреплено, что сведения о водителе включают, в том числе, дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества (пункт 16 приказа).
В представленных в материалы дела путевых листах от 21.05.2009 г. N 60, от 22.05.2009 г. N 61, от 23.05.2009 г. N 62, от 24.05.2009 г. N 63 и т.д. (л.д. 30-38), выданных предпринимателем К.Н.И., отсутствует информация о имени и отчестве водителя, имени и отчества предпринимателя и медицинского работника, проводившего медосмотр; фактическое время выезда и возврата автобуса, общий пробег, время в работе.
В соответствии с п. 3.1.2. "Положения об обеспечения безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденного Приказом Минтранса от 09.03.1995 г. N 27 организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству.
Статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Учет должен осуществляться по табелю рабочего времени, утвержденного Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".
Индивидуальным предпринимателем К.Н.И. не ведется учет рабочего времени.
Пунктом 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. N 15 установлено, что рабочее время водителя состоит, в том числе, из следующих периодов подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию; время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (п. 20 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. N 15).
Предпринимателем К.Н.И. состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время и продолжительность времени проведении медицинского осмотра водителя, входящего в состав рабочего времени водителей, не установлены.
Пунктом 3.4.3. Положения N 27 от 09.03.1995 г. предусмотрено, что с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию.
Предпринимателем контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения не осуществляется, в связи с чем имеются нарушения водителями ПДД (л.д. 10, 11).
Таким образом, судом установлено, что при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, предпринимателем нарушаются лицензионные требования.
Невыполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности, является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет установленную действующим законодательством административную ответственность.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), частью 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, влекущая наложение административного штрафа на должностных лиц, от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившие административное правонарушение лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Состав указанного правонарушения образует любой факт (один или несколько) нарушения лицензионных условий.
Таким образом, в действиях индивидуального предпринимателя К.Н.И. имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении N 000168 от 25.06.2009 г., как доказательство совершения лицом административного правонарушения, соответствует требованиям, установленным статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения суд вправе освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.04.2003 г. N 116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих ответственность обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Отличительным признаком малозначительности правонарушения является то, что оно при формальном наличии всех признаков состава правонарушения отличается крайне низкой степенью общественной опасности, а, следовательно, с объективной стороны не представляет существенной угрозы для охраняемых законом общественных отношений.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, степень вины правонарушителя, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и ущерба, связанного с неправомерными действиями индивидуального предпринимателя К.Н.И., а также то, что предприниматель осуществляет помощь в организации поездок школам-интернатам, ранее к административной ответственности не привлекался, арбитражный суд считает возможным применить норму ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освободить индивидуального предпринимателя К.Н.И. от административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.
В силу ч. 1 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении следует прекратить.
Руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявления Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области о привлечении индивидуального предпринимателя К.Н.И., проживающей по адресу: г. Рязань, ул. Б., д. 31, кв. 74, зарегистрированной в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным номером 306622906200033, к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Освободить индивидуального предпринимателя Кулакову Наталию Ивановну от административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя К.Н.И. прекратить.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 6 августа 2009 г. N А54-3258/2009С3
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании