Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 22 ноября 2010 г. N А54-5260/2010С18
(извлечение)
Судья Арбитражного суда Рязанской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления внутренних дел по городу Рязани к обществу с ограниченной ответственностью "Г", г. Рязань о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, не извещен;
от общества: не явился, не извещен.
установил: Управление внутренних дел Рязанской области, г. Рязань обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Г", г. Рязань о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представители сторон в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст.ст. 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие административного органа и общества, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном ст.ст. 121, 123 АПК РФ.
Из материалов дела следует: 21.09.2010 г., сотрудниками ОБППРиИАЗ МОБ УВД по г. Рязани проведена проверка соблюдения Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" по адресу: г. Рязань, ул. О., д. 39, в котором осуществляет деятельность ООО "Г".
В ходе осмотра установлено, что в данном помещении располагаются 18 электронных автоматов, подключенные к электросети и находящиеся в рабочем состоянии (протокол от 21.0 9.2010 г. осмотра помещений, территорий, л.д. 11-12).
Находящийся в момент осмотра в помещении клуба Б.А.А. пояснил, что он передал оператору клуба 100 рублей, которые были выставлены на электронном автомате кредитом (100 баллов). После внесения баллов гражданин Б.А.А. приступил к игре на одном из электронных автоматов посредством нажатия на кнопки, тем самым самостоятельно менял размеры ставок, количество линий и начинал игру (объяснение от 21.09.2010 г. - л.д. 15).
Оператор общества Г.Т.В. от дачи объяснений отказалась (объяснение от 21.09.2010 г. - л.д. 14).
Согласно протоколу ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 21.0 9.2010 г. (л.д. 13), Управлением внутренних дел по городу Рязани на 18 электронных автомата был наложен арест. Арестованное имущество передано на ответственное хранение оператору общества.
Посчитав, что указанные действия общества классифицируются как осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, Управление, 07.10.2010 г., в отсутствии законного представителя общества, составило протокол об административном правонарушении N 62 ЮЛ 09 001158 (л.д. 9), в котором сделан вывод о наличии в действиях ООО "Г" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления внутренних дел по городу Рязани в суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные материалы, суд пришел к выводу, что к ООО "Г" подлежат применению меры административной ответственности, предусмотренные частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Из материалов дела следует, что согласно договору N 203 от 30.08.2010 г., заключенного с ООО "М" (л.д. 45-48), ООО "Г" приняло на себя обязательство проводить по поручению ООО "М" Всероссийскую негосударственную бестиражную лотерею "Госпожа Удача" и выплачивать выигрыши по ней. Согласно договору N 216 от 30.08.2010 г., заключенного с ООО "М" (л.д. 41-45), ООО "Г" приняло на себя обязательство проводить по поручению ООО "М" стимулирующую лотерею "Феникс" и выплачивать выигрыши по ней.
Условия проведения бестиражной стимулирующей лотереи "Госпожа Удача" утверждены генеральным директором ООО "М" 17.03.2009 г. (л.д. 68-78).
Условия проведения стимулирующей лотереи "Феникс" утверждены генеральным директором ООО "М" (л.д. 58-65).
Согласно подпункту 1 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее Федеральный закон N 138-ФЗ) лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 138-ФЗ, бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.
Требования к проведению розыгрыша призового фонда бестиражной лотереи определены в статье 19 Федерального закона N 138-ФЗ. Розыгрыш призового фонда бестиражной лотереи состоит в: 1) выявлении нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков или знаков; 2) сопоставлении выявленной участником лотереи информации, указанной в пункте 1 настоящей части, с условиями бестиражной лотереи. Запрещается использование процедур и алгоритмов, которые позволяют предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда бестиражной лотереи до начала такого розыгрыша.
Розыгрыш призового фонда бестиражной лотереи состоит в: 1) выявлении нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков или знаков; 2) сопоставлении выявленной участником лотереи информации, указанной в пункте 1 настоящей части, с условиями бестиражной лотереи (статья 19 Федерального закона N 138-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 3 данного Закона, стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие, в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
Таким образом, стимулирующая лотерея должна оформляться выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
При этом взимание платы за участие в стимулирующей лотерее Закон не предусматривает.
Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона N 138-ФЗ, лотерейное оборудование - оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
Смысл лотерейного оборудования, который придается ему Федеральным законом N 138-ФЗ в свете положений отвечающих требованиям проведения бестиражной стимулирующей лотереи (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 3, статьи 16 Федерального закона N 138-ФЗ) должен заключать в себе следующие операции.
Лотерейный автомат предлагает участнику лотереи билет, квитанцию, иной документ, предусмотренный условиями лотереи. На этом документе обозначается игровая комбинация, штрих-код. Для того чтобы узнать выигрышная игровая ситуация или нет, достаточно поднести билет к сканеру штрих-кода. Если игровая комбинация выигрышная, то автомат распознает сумму выигрыша или выдает его в виде денежного эквивалента или, исходя из условий проведения лотереи, информирует организатора лотереи, который также выдает денежный эквивалент или определенный приз.
По внешнему виду лотерейные автоматы могут напоминать игровые и в тех и в других могут использоваться отдельные общие устройства (например, купюроприемник). Главными отличиями лотерейных и игровых автоматов являются их предназначение и фактическое использование. Игровые автоматы предназначены для проведения азартных игр, в которых основными операциями являются прием ставок, проведение игры и выплата выигрыша. Лотерейные автоматы предназначены для проведения лотереи, а не азартной игры, их функции ограничены продажей лотерейных билетов и выдачей денежного приза по выигрышным билетам. В отличие от игрового автомата на лотерейном автомате нет устройства, определяющего случайным образом выигрыш, он определяется до проведения лотереи по правилам организатора лотереи.
Устанавливая вопрос о предназначении и фактическом использование оборудования, суд установил, что на указанном оборудовании обществом осуществлялась деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования (игрового автомата) исходя из следующего.
Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" установлены следующие понятия:
- азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (пункт 1);
- ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 3);
- выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 4);
- деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры (пункт 6);
- участник азартной игры - физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры (пункт 10);
- игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр (пункт 16);
- игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников (пункт 18).
Как следует из материалов дела, на момент проверки, 21.09.2010 г., ООО "Г" осуществляло реализацию лотерейных билетов бестиражной стимулирующей лотереи "Госпожа Удача", а также стимулирующей лотери "Феникс". Данные лотереи основываются на принципе определения выигрыша непосредственно после внесения участником лотереи платы за участие в лотереи и получения лотерейного билета.
Вместе с тем, при проведении проверки, в помещении, принадлежащем ООО "Г", гражданин Б.А.А. передал денежные средства в сумме 100 руб. оператору клуба ООО "Г" Г.Т.В., которая с помощью электронного ключа внесла на электронный автомат сведения о баллах, количество которых было равно указанной сумме денежных средств (1 бал соответствует 1 руб.). После внесения баллов гражданин Б.А.А. приступил к игре на одном из электронных автоматов посредством нажатия на кнопки, тем самым самостоятельно менял размеры ставок, количество линий и начинал игру (объяснение Б.А.А. - л.д. 15).
На момент проверки фактически отсутствовала какая-либо информация о призовом фонде организатора проводимой стимулирующей лотереи, о наименовании товара (услуги), с реализацией которого непосредственно было связано проведение данной лотереи; лотерейные билеты участникам не выдавались.
В свою очередь, электронное оборудование, с помощью которого проводилась игра, само определяло размер выигрыша призового фонда случайным образом. В случае выпадения на игорном оборудовании выигрыша, он выдавался участнику в наличной денежной форме без предоставления чека или иного унифицирующего документа, подтверждающего оплату услуги.
На основании изложенного суд делает вывод о том, что данный розыгрыш не отвечает признакам бестиражной лотереи, проводимой в обычном режиме, поскольку выигрыш не может быть определен на стадии изготовления лотерейных билетов или в иной форме, а определяется в ходе розыгрыша устройством, находящимся внутри оборудования без участия организатора, что присуще игровому оборудованию (ст. 4 Федерального закона N 244-ФЗ) и исключает поэтапность проведения лотереи (ст. 3 Федерального закона N 138-ФЗ).
Таким образом, ООО "Г" фактически осуществляло деятельность, направленную на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с посетителями, то есть деятельность по проведению азартных игр.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ), государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе вне игорных зон.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Закона N 244-ФЗ, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, и исключительно в игорных заведениях, отвечающих установленным требованиям.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах (ч. 4 с. 5 Закона N 244-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 9 Закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, игорные зоны создаются на территориях Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области.
В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, части 2 статьи 13 Закона N 244-ФЗ, деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Исходя из системного толкования норм Закона N 244-ФЗ, существует запрет на деятельности по организации и проведению азартных игр вне игорных зон.
Таким образом, запрещенная деятельность по организации азартных игр вне игорной зоны подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанные выводы суда согласуются с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ N 5889/10 от 02.10.2010 г., а также судебной практикой, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.12.2009 г. N А46-15493/2009, Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.03.2010 г. N Ф03-1709/2010, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.01.2010 г. N Ф09-10700/09-С1.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату указанного постановления Президиума ВАС РФ следует читать как "05.10.2010 г."
Факт осуществления ООО "Г" деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования без выданного в установленном порядке специального разрешения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 07.10.2010 г. N 62 ЮЛ 09 001158 (л.д. 9), протоколом осмотра помещений, территорий от 21.09.2010 г. (л.д. 11-12), протоколом ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 21.09.2010 г. (л.д. 13), оформленными с участием понятых, объяснениями Б.А.А. от 21.0 9.2010 г. (л.д. 15). Данные документы в силу ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются надлежащими доказательствами по делу об административном нарушении.
Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении не установлено.
Полномочия сотрудников внутренних дел на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении предусмотрены пунктом 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, Приказом МВД Российской Федерации от 02.06.2005 г. N 444.
Таким образом, в действиях ООО "Г" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного часть 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
С учетом изложенного, арбитражный суд считает, что общество с ограниченной ответственностью "Г" следует привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложить на него административный штраф в сумме 40000 руб.
Электронные автоматы в количестве 18 штук, арестованные согласно протоколу ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 21.09.2010 г., не изымались и находятся в помещении, расположенном по адресу: г. Рязань, ул. О., д. 39.
В материалах дела имеются доказательства того, что изъятое (арестованное) у общества оборудование (электронные автоматы) использовалось им на правах аренды, в связи с чем, предусмотренное частью 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнительное наказание нарушителя в виде конфискации не может быть применено, поскольку затрагивает интересы другого лица (собственника). Указанные выводы суда основаны на постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5889/10 от 02.10.2010 г., которым оставлено в силе решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.10.2010 г. по делу N А62-7647/2009, содержащее аналогичные выводы относительно конфискации электронных автоматов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату указанного постановления Президиума ВАС РФ следует читать как "05.10.2010 г."
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Г", расположенное по адресу: г. Рязань, ул. Л., д. 5, зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1106234004580, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Г", расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Л., д. 5, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1106234004580, административный штраф в сумме 40000 руб. для зачисления по следующим реквизитам: Счет получателя: 40101810400000010008, БИК: 046126001, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области, ИНН получателя: 6230065780, КПП получателя: 623001001, Получатель платежа: УФК по Рязанской области (УВД по г. Рязани), Код ОКАТО: 61401000000, КБК: 18811690040040000140.
3. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 22 ноября 2010 г. N А54-5260/2010С18
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании