Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 28 апреля 2011 г. N А54-1263/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 21 апреля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 28 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Шуман И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дучевой М.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления внутренних дел по городу Рязани (г. Рязань, ОГРН 1096230000844, ИНН 6230065780) к обществу с ограниченной ответственностью "Виктория" (г. Рязань, ОГРН 1106230002042, ИНН 6230070701)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании:
от заявителя Гергин И.С., инспектор, доверенность от 24.08.2010 г. N и/9837, служебное удостоверение.
от лица, привлекаемого к административной ответственности не явился, извещен надлежащим образом.
установил: Управление внутренних дел по городу Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Виктория" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя в судебном заседании указанное требование поддержал.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Виктория" в судебное заседание не явился. В соответствии со статьей 156, частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного о времени и месте судебного разбирательства в порядке, предусмотренном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 28.01.2011 г. сотрудниками Управления внутренних дел по городу Рязани проведена проверка соблюдения Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" по адресу: г. Рязань, ул. Народный бульвар, д. 15, в котором осуществляет деятельность общество с ограниченной ответственностью "Виктория".
В ходе проверки в помещении по указанному адресу был установлен факт осуществления деятельности по проведению азартных игр без специального разрешения в игорной зоне. На момент проверки в помещении находились игровые автоматы в количестве 19 шт., у которых отсутствовали средства приема-выдачи денежных знаков или их заменителей, все автоматы находились в рабочем состоянии.
Данные факты подтверждаются объяснением участника азартной игры Данилова В.М. (л.д. 18), а также протоколом осмотра помещений, территорий от 28.01.2011 г. (л.д. 15-16).
Согласно протоколу от 28.01.2011 г. Управлением внутренних дел по г. Рязани игровые автоматы в количестве 19 шт. изъяты (л.д. 17) и находятся в помещении склада МОБ УВД по г. Рязани, расположенном по адресу: г. Рязань, Октябрьский район, п. Карцево.
Сотрудником Управления внутренних дел по городу Рязани получено (28.01.2011 г.) письменное объяснение у директора общества с ограниченной ответственностью "Виктория" Калитина Д.И., из которого следует, что "по адресу: г. Рязань, ул. Народный бульвар, д. 15, располагается клуб развлекательных аттракционов. Каждый посетитель, оплативший время пользования аттракционом, получает право на участие в негосударственной стимулирующей лотереи "Элитный Интернет". По окончанию временем пользования аттракционом посетитель случайным образом вытягивает билет и сравнивает с таблицей выплат. Если билет выигрышный посетителю выплачивается денежный приз из призового фонда. Очки, начисленные на развлекательном аттракционе, поводом для выплаты денежных средств не является" (л.д. 19).
Уведомлением от 28.01.2011 г. (л.д. 21) законный представитель общества с ограниченной ответственностью "Виктория" приглашен в ОБППРиИАЗ МОБ УВД по г. Рязани на 31.01.2011 г. к 10 час. для представления документов.
По телеграммам от 17.02.2011 г. (направленным обществу с ограниченной ответственностью "Виктория" г. Рязань, Ряжское шоссе, д. 20 и директору данного общества Калитину Д.И.) Управление внутренних дел по городу Рязани пригласило на 21.02.2011 г. к 09 час. 30 мин. для составления протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 23).
21.02.2011 г. сотрудник Управления внутренних дел по городу Рязани составил в отношении общества с ограниченной ответственностью "Виктория (в отсутствие законного представителя общества, уведомленного надлежащим образом вышеуказанными телеграммами о времени и месте составления протокола об административном правонарушении) протокол об административном правонарушении N 61 ЮЛ 000087 (л.д. 13), в котором отражено существо административного правонарушения, совершенного названным обществом, административная ответственность за которое, предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия данного протокола направлена по почте.
28.03.2011 г. Управление внутренних дел по городу Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы настоящего дела, заслушав доводы представителя заявителя, Арбитражный суд Рязанской области, что заявленное Управлением внутренних дел по городу Рязани требование подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Из материалов настоящего дела следует, что по договору поручения от 20.12.2010 г., заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "Феникс" (л.д. 26), общество с ограниченной ответственностью "Виктория" приняло на себя обязательство проводить по поручению общества с ограниченной ответственностью "Феникс" Всероссийскую негосударственную бестиражную стимулирующую лотерею "Элитный Интернет" с правом розыгрыша призового фонда лотереи и выплаты выигрышей выигравшим участникам лотереи.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" (далее по тексту Федеральный закон N 138-ФЗ) лотерея игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 138-ФЗ, бестиражная лотерея лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.
Требования к проведению розыгрыша призового фонда бестиражной лотереи определены в статье 19 Федерального закона N 138-ФЗ. Розыгрыш призового фонда бестиражной лотереи состоит в: 1) выявлении нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков или знаков; 2) сопоставлении выявленной участником лотереи информации, указанной в пункте 1 настоящей части, с условиями бестиражной лотереи. Запрещается использование процедур и алгоритмов, которые позволяют предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда бестиражной лотереи до начала такого розыгрыша.
Розыгрыш призового фонда бестиражной лотереи состоит в: 1) выявлении нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков или знаков; 2) сопоставлении выявленной участником лотереи информации, указанной в пункте 1 настоящей части, с условиями бестиражной лотереи (статья 19 Федерального закона N 138-ФЗ).
Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона N 138-ФЗ, лотерейное оборудование оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
Смысл лотерейного оборудования, который придается ему Федеральным законом N 138-ФЗ в свете положений отвечающих требованиям проведения бестиражной стимулирующей лотереи (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 3, статьи 16 Федерального закона N 138-ФЗ) должен заключать в себе следующие операции.
Лотерейный автомат предлагает участнику лотереи билет, квитанцию, иной документ, предусмотренный условиями лотереи. На этом документе обозначается игровая комбинация, штрих-код. Для того чтобы узнать выигрышная игровая ситуация или нет, достаточно поднести билет к сканеру штрих-кода. Если игровая комбинация выигрышная, то автомат распознает сумму выигрыша или выдает его в виде денежного эквивалента или, исходя из условий проведения лотереи, информирует организатора лотереи, который также выдает денежный эквивалент или определенный приз.
По внешнему виду лотерейные автоматы могут напоминать игровые и в тех и в других могут использоваться отдельные общие устройства (например, купюроприемник). Главными отличиями лотерейных и игровых автоматов являются их предназначение и фактическое использование. Игровые автоматы предназначены для проведения азартных игр, в которых основными операциями являются прием ставок, проведение игры и выплата выигрыша. Лотерейные автоматы предназначены для проведения лотереи, а не азартной игры, их функции ограничены продажей лотерейных билетов и выдачей денежного приза по выигрышным билетам. В отличие от игрового автомата на лотерейном автомате нет устройства, определяющего случайным образом выигрыш, он определяется до проведения лотереи по правилам организатора лотереи.
Устанавливая вопрос о предназначении и фактическом использование оборудования, суд установил, что на указанном оборудовании обществом осуществлялась деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования (игрового автомата) исходя из следующего.
Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" (далее Закон N 244-ФЗ), установлены следующие понятия:
- азартная игра основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (пункт 1);
- ставка денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 3);
- выигрыш денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 4);
деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры (пункт 6);
участник азартной игры физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры (пункт 10);
игровое оборудование устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр (пункт 16);
игровой автомат это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников (пункт 18).
Из материалов настоящего дела следует, что 28.01.2011 при проведении проверки, в помещении общества с ограниченной ответственностью "Виктория" (г. Рязань, ул. Народный бульвар, д. 15), гражданин Данилов В.М. передал денежные средства в сумме 100 руб. сотруднице клуба общества с ограниченной ответственностью "Виктория" Сафроновой Л.Ю., которая с помощью электронного ключа внесла на электронный автомат сведения о баллах, количество которых было равно указанной сумме денежных средств. После внесения баллов гражданин Данилов В.М. приступил к игре на одном из электронных автоматов посредством нажатия на кнопки, тем самым самостоятельно менял размеры ставок, количество линий и начинал игру (объяснение Данилова В.М. - л.д.18).
Следовательно, размер ставки не зависит от воли организатора. Электронное оборудование, с помощью которого проводится игра, само определяет размер выигрыша случайным образом, вследствие чего, организатор не может гарантировать получение хотя бы одним из игроков максимального или минимального выигрыша.
На момент проверки фактически отсутствовала какая-либо информация о призовом фонде организатора проводимой стимулирующей лотереи, о наименовании товара (услуги), с реализацией которого непосредственно было связано проведение данной лотереи; лотерейные билеты участникам не выдавались.
На основании изложенного арбитражный суд делает вывод о том, что данный розыгрыш не отвечает признакам бестиражной лотереи, проводимой в обычном режиме, поскольку выигрыш не может быть определен на стадии изготовления лотерейных билетов или в иной форме, а определяется в ходе розыгрыша устройством, находящимся внутри оборудования без участия организатора, что присуще игровому оборудованию (статья 4 Закона N 244-ФЗ) и исключает поэтапность проведения лотереи (статья 3 Закона N 138-ФЗ).
Следовательно, общество с ограниченной ответственностью "Виктория" фактически осуществляло деятельность, направленную на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с посетителями, то есть деятельность по проведению азартных игр.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, -игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе вне игорных зон.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Закона N 244-ФЗ, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, и исключительно в игорных заведениях, отвечающих установленным требованиям.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах (часть 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 244-ФЗ, игорные зоны создаются на территориях Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области.
В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, части 2 статьи 13 Закона N 244-ФЗ, деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Исходя из системного толкования норм Закона N 244-ФЗ, существует запрет на деятельности по организации и проведению азартных игр вне игорных зон.
Таким образом, запрещенная деятельность по организации азартных игр вне игорной зоны подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные выводы суда согласуются с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ N 5889/10 от 02.10.2010 г., а также судебной практикой, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.12.2009 г. N А46-15493/2009, Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.03.2010 г. N Ф03-1709/2010, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.01.2010 г. N Ф09-10700/09-С1.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Президиума ВАС РФ следует читать как "от 05.10.2010 г."
Факт осуществления обществом с ограниченной ответственностью "Виктория" деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования без выданного в установленном порядке специального разрешения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 31.01.2011 г. N 62 ФЛ 09 001363, протоколом осмотра помещений, территорий от 19.01.2011 г., протоколом изъятия вещей и документов от 19.01.2011 г., оформленными с участием понятых, объяснениями Данилова В.М. от 19.01.2011 г. Данные документы в силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются надлежащими доказательствами по делу об административном нарушении.
Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении не установлено.
Полномочия сотрудников внутренних дел на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении предусмотрены пунктом 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, Приказом МВД Российской Федерации от 02.06.200 г. N 444.
Материалами дела подтверждается, что общество с ограниченной ответственностью "Виктория" не было предпринято должных и необходимых мер по недопущению осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования без соответствующего разрешения (лицензии), выданного в установленном порядке, и, следовательно, в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное общество виновно в совершении административного правонарушения.
Доказательств обратного арбитражному суду не представлено и в материалах настоящего дела не содержится.
Санкция части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая, что как отягчающие административную ответственность обстоятельства, так смягчающие обстоятельства отсутствуют, арбитражный суд считает возможным наложить на названное общество штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 40000 руб.
Изъятые в ходе проверки электронные автоматы в количестве 19 штук (протокол изъятия вещей и документов от 28.01.2011 г.) подлежат конфискации, поскольку исходя из положений пункта 6 статьи 16 Закона N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающая требования, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
При этом в законодательстве отсутствует ограничительное положение о допустимости конфискации лишь в отношении вещей, находящихся в собственности нарушителя. Тем самым допускается за совершение административного правонарушения конфискация орудий или предметов, не принадлежащих нарушителю на праве собственности (эта позиция нашла косвенное подтверждение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 1999 года N 8-П и Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2001 года N 202-О, в которых вопрос о допустимости конфискации вещей, не находящихся в собственности нарушителя, рассматривался применительно к нарушению таможенного законодательства). Иное означало бы, что вещи, явившиеся орудием совершения административного правонарушения, остались в обороте.
Вместе с тем, обществу с ограниченной ответственностью "Виктория" возвращаются системный блок (1 шт.) и кардридер (1 шт.), поскольку Управлением внутренних дел по городу Рязани не доказано, что данное оборудование имело отношению к правонарушению от 28.01.2011 г.
Руководствуясь статьями 167-170, 181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Виктория", расположенное по адресу: г. Рязань, Ряжское шоссе, д. 20, зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 101106230002042, ИНН 6230070701, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Виктория", расположенного по адресу: г. Рязань, Ряжское шоссе, д. 20, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 101106230002042, ИНН 6230070701, административный штраф в сумме 40000 руб. для зачисления по следующим реквизитам:
счет: 40101810400000010008,
БИК: 046126001,
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области, г. Рязань,
ИНН: 6230065780,
КПП: 623001001, к/с 0;
Получатель средств: УФК по Рязанской области (УВД по г. Рязани),
Код ОКАТО: 61401000000,
КБК: 18811690040040000140;
назначение платежа штраф за административное правонарушение.
Доказательства уплаты административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Рязанской области по адресу: г. Рязань, ул. Почтовая, д. 43/44.
В случае неуплаты административного штрафа в тридцатидневный срок и непредставления доказательств об уплате штрафа, судом будет направлена копия решения в службу судебных приставов-исполнителей на принудительное взыскание суммы штрафа.
3. Конфисковать у общества с ограниченной ответственностью "Виктория", расположенного по адресу: г. Рязань, Ряжское шоссе, д. 20, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 101106230002042, ИНН 6230070701, предметы административного правонарушения электронные автоматы в количестве 19 штук с серийными номерами: 09.12.6920, 09.12.6919, 09.12.6918, 09.12.6917, 09.12.6916, 09.12.6915, 09.12.6922, 09.12.6914; 09.12.5564; 09.12.5563; 09.12.5561; 09.12.5560; 09.12.5558; 09.12.5559; 09.12.5556; 09.12.5555; 09.12.5710; 09.12.5709; 09.12.6923 (изъятые на основании протокола изъятия вещей и документов от 28.01.2011 г. и находящиеся в помещении склада МОБ УВД по г. Рязани, расположенном по адресу: г. Рязань, Октябрьский район, п. Карцево).
4. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Виктория" возвращаются системный блок (1 шт.) и кардридер (1 шт.), изъятые на основании протокола изъятия вещей и документов от 28.01.2011 г. и находящиеся в помещении склада МОБ УВД по г. Рязани, расположенном по адресу: г. Рязань, Октябрьский район, п. Карцево.
5. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 28 апреля 2011 г. N А54-1263/2011
Текст документа размещен на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области http://ryazan.arbitr.ru