Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Матлиной Е.О.,
судей Клириковой Т.В., Михайловской Е.А..
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области в Боровичском районе на решение Арбитражного суда Новгородской области от 07.07.2010 (судья Киселева М.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2010 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А44-2142/2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Новгородская региональная компания по реализации газа" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области в Боровичском районе (далее - ТО Роспотребнадзора), Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области о признании незаконным и отмене постановления от 27.04.2010 N 166 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 3 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 руб.
Решением от 07.07.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.09.2010 постановление Территориального отдела от 27.04.2010 N 166 признано незаконным и отменено. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
В кассационной жалобе ТО Роспотребнадзора, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, просит отменить решение от 07.07.2010 и постановление апелляционной инстанции от 01.09.2010.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая их правомерными.
Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по заявлению гражданина Михайлова С.И. Территориальным отделом 16.04.2010 проведена проверка, в ходе которой установлено, что Общество отказывает в скидке по оплате газа членам семьи Михайлова С.И., мотивируя это тем, что льготы на них не предоставляются.
По данному факту составлен протокол от 16.04.2010, а постановлением ТО Роспотребнадзора от 27.04.2010 N 166 Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Полагая постановление административного органа от 27.04.2010 N 166 незаконным, Общество оспорило его в арбитражный суд.
Частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа за непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон "О ветеранах") инвалидам войны в качестве меры социальной поддержки предоставляется право на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления) в размере 50 процентов.
В соответствии с пунктом 17 постановления Совмина СССР от 23.02.1981 N 209 "Об утверждении положения о льготах для инвалидов отечественной войны и семей погибших военнослужащих" инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей, а также семьям, получающим пенсии по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, предоставляется скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
В силу пункта 3 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах", права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209 Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих с принятием названного Федерального закона отменено не было.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, (определение от 07.12.2006 N 524-О) внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации и признание утратившими силу некоторых законодательных актов в системе правового регулирования не могут рассматриваться как препятствующие пользованию членами семей, проживающими совместно с инвалидами ВОВ и приравненными к ним лицами, льготами по оплате коммунальных услуг, право на которые на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих у них возникло и было реализовано до 01.01.2005.
По материалам дела судом установлено, что между Обществом (Поставщик) и Михайловым С.И. (Абонент) заключен договор поставки газа населению от 01.01.2003 N 301613, в соответствии с которым Поставщик обязуется поставлять Абоненту природный газ в необходимом для него количестве, а Абонент принять и оплатить его в полном объеме. Срок действия договора - до 31.12.2003. Договор считается продленным на следующий год при отсутствии возражений сторон (пункт 4.6. договора). В соответствии с пунктом 4.3. договора за пользование природным газом гражданам, имеющим в соответствии с действующим законодательством право на льготы, при предъявлении ими необходимых документов, предоставляется скидка по оплате за газ. Льготы предоставляются с момента предоставления Поставщику всех необходимых документов, подтверждающих право на льготы.
Как установлено судом, Михайлов С.И. является инвалидом военной службы и члены его семьи обладают правом на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Великой Отечественной войны, начиная с 17.04.2003.
Согласно пункту 43 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) в случае, если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки. Под потребителем понимается гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 42 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, размер платы за потребленный газ для абонента - физического лица в случае предоставления ему или членам его семьи мер социальной поддержки в форме скидки (в натуральной форме) уменьшается на размер такой скидки. В случае предоставления мер социальной поддержки в иных формах размер платы не уменьшается.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отсутствии в данном случае объективной стороны вмененного Обществу правонарушения.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, по делам об оспаривании административных органов в силу статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на административный орган.
Из текста протокола об административном правонарушении от 16.04.2010 и постановления административного органа от 27.04.2010 следует, что Обществу вменяется в вину непредоставление льгот и преимуществ Михайлову С.И. Вместе с тем, доказательств непредоставления Михайлову С.И., как инвалиду военной службы, приравненному по льготам к инвалидам войны, скидки по оплате газа в материалах дела не имеется.
Кроме того, в качестве периода непредоставления льгот в протоколе об административном правонарушении от 16.04.2010 и оспариваемом постановлении обозначен с момента заключения договора (01.01.2003) до даты составления протокола (16.04.2010). При вынесении административным органом оспариваемого постановления не принято во внимание то обстоятельство, что пункт 2.15 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11.10.2000 N 69, признан недействующим с момента его принятия решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.07.2004. Лицо подлежит административной ответственности в силу статьи 1.5 КоАП РФ только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правильным вывод суда об удовлетворении заявленных Обществом требований, в связи с недоказанностью наличия в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения и, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 07.07.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2010 по делу N А44-2142/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области в Боровичском районе - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.