Приказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области
от 19 марта 2013 г. N 22-о
"Об организации надзора за условиями отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний сезон 2013 г."
В целях охраны здоровья детей и подростков, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в оздоровительных детских и подростковых учреждениях области, приказываю:
1. Начальникам территориальных отделов, начальнику отдела надзора по гигиене детей и подростков, начальнику отдела на транспорте и санитарной охраны территории (в части п.п. 1.1, 1.27 - 1.29, 1.31) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (далее - Управления):
1.1. Запросить у руководителей координационных советов, органов управления образованием, социальной защиты и др., учреждений для детей и подростков полную информацию обо всех видах и формах отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в районах, городах (загородные лагеря, лагеря с круглосуточным пребыванием, лагеря с дневным пребыванием на базах различных учреждений, спортивные, военно-патриотические лагеря, лагеря религиозных конфессий, лагеря труда и отдыха, в том числе различные лагеря на базе учреждений начального и среднего профессионального образования, стационарные и передвижные туристические лагеря и др.), использование для организации детского отдыха баз различных учреждений для взрослых (дома отдыха, санатории, санатории-профилактории, пансионаты, туристические базы, воинские части и др.), организации отдыха детей из детских домов, перевозках организованных групп детей различными видами транспорта.
1.2. Предъявить собственникам (учредителям) детских оздоровительных учреждений, организаторам отдыха требования по проведению своевременной подготовки базы учреждений и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в них.
1.3. В целях создания нормативных условий пребывания детей в загородных учреждениях отдыха направить главам местного самоуправления, руководителям органов управления образованием, руководителям загородных учреждений информацию о предельной наполняемости загородных ДОЦ (исходя из норматива площади спальных помещений - 4,5 м2 на 1 ребенка). При выявлении фактов превышения наполняемости учреждений при осуществлении надзора применять меры административного воздействия.
1.4. Своевременно довести до сведения организаторов отдыха и руководителей учреждений полную информацию о порядке оформления разрешительных документов, участии специалистов Управления в приемке.
1.5. Обеспечить действенный надзор за детскими и подростковыми оздоровительными учреждениями вне зависимости от их подчиненности и формы собственности в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ от 26.12.2008 г. и планом работы Управления, согласованным Прокуратурой Нижегородской области.
1.6. Провести семинары, совещания с руководителями и персоналом всех видов детских оздоровительных учреждений. Участвовать в подготовке медицинского персонала для работы в загородных детских оздоровительных учреждениях совместно с ГБУЗ путем проведения семинаров с выдачей удостоверения. Завершить подготовку персонала до 25.05.2013.
1.7. Своевременно информировать и выносить на рассмотрение координационных советов по организации отдыха и оздоровления детей вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в детских оздоровительных учреждениях в период подготовки, функционирования и по итогам работы.
1.8. Обеспечить по заявкам координационных советов, учредителей (собственников), руководителей учреждений детского отдыха участие специалистов в приемке детских оздоровительных учреждений в составе районной (городской) межведомственной комиссии с оформлением актов приемки (акт приемки сезонного загородного оздоровительного учреждения приложение 1).
1.9. Ввести следующий порядок оформления разрешительных документов:
1.9.1. По сезонным загородным оздоровительным учреждениям
- перед началом каждой смены выдавать письмо-разрешение на функционирование на бланке Управления (территориального отдела) по форме приложения N 2;
- разрешения на использование водного объекта для питьевых целей и на использование водного объекта в целях купания на сезон (приложения N 3, 4) выдавать на основании результатов лабораторных исследований для осуществления госнадзора;
1.9.2. По учреждениям с дневным пребыванием оформлять письмо о соответствии санитарным правилам (на сезон) смену по форме приложения N 5 на бланке Управления (территориального отдела). Письмо выдается после проведения приемки учреждений межведомственной комиссией с участием специалистов Управления.
1.9.3. По лагерям труда и отдыха оформлять письмо о соответствии санитарным правилам по форме приложения N 6 на бланке Управления (территориального отдела). Письмо выдается после проведения приемки учреждений межведомственной комиссией с участием специалистов Управления.
1.9.4. Разрешение на проведение учебно-тренировочных сборов для учащихся спортивных школ на базе учреждений для отдыха и оздоровления для взрослых оформлять по форме приложения N 7 на бланке Управления (территориального отдела).
1.9.5. По детским туристическим лагерям палаточного типа (стационарным, передвижным) оформлять письмо о соответствии санитарным правилам по форме приложений N 8, N 9 на бланке Управления (территориального отдела).
1.9.6. По детским санаториям и санаторно-оздоровительным лагерям круглогодичного действия действуют санитарно-эпидемиологические заключения на бланке установленного образца, перед началом каждой смены в летний период выдавать письмо-разрешение на бланке Управления (территориального отдела).
1.9.7. При заезде детей в круглогодичные санаторно-курортные учреждения для взрослых перед началом каждой смены выдавать письмо-разрешение на бланке Управления (территориального отдела).
1.10. В целях профилактики клещевого энцефалита предъявить требования об обязательной подготовке и противоклещевой обработке территории всех загородных детских оздоровительных центров, детских санаториев, стационарных туристических лагерей, учреждений отдыха и оздоровления для взрослых (при размещении на их базе детей) и прилегающей территории на расстоянии 50 м (не позднее, чем за 14 дней до заезда) с последующим контролем эффективности обработок, проведенным специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области" или его филиалов. Письма о соответствии санитарным правилам и разрешения на функционирование оформлять после предоставления договоров на проведение противоклещевой обработки, акта выполненных работ, акта ФБУЗ "Центр гигиене и эпидемиологии в Нижегородской области" или его филиалов по контролю эффективности акарицидной обработки.
1.11. В целях профилактики заболеваний, передающихся грызунами, письма о соответствии санитарным правилам и разрешения на функционирование всех типов детских оздоровительных учреждений оформлять после предоставления договоров на проведение дератизационных работ (по загородным - во всех зданиях и на территории учреждений), дезинсекционных работ и актов выполненных работ.
1.12. В целях профилактики бешенства и других заболеваний запретить содержание животных (собак, кошек) в помещениях и на территории всех детских оздоровительных учреждений, исключить возможность проникновения диких животных на территорию учреждений. Содержание сторожевых собак в загородных детских оздоровительных учреждений возможно только при предъявлении справки ветеринарного врача об отсутствии у животного заболеваний и данных о проведенных прививках.
1.13. Провести в срок до 20.05.2013 рассмотрение меню с оформлением согласования по форме приложения N 10
При согласовании меню дать предложения о включении продуктов, обогащенных витаминами, микронутриентами (хлебобулочные, молочные, кондитерские и др.).
При выявлении фактов несоответствия блюд фактического меню согласованному при осуществлении надзора применять меры административного воздействия.
Рекомендовать разработать единое (по городу, району) примерное меню для учреждений с дневным пребыванием детей и представить его для предварительного рассмотрения и оценки в Управление (территориальные отделы).
1.14. Запретить в оздоровительных учреждениях выдачу продуктов детям и сотрудникам на руки, обязать проводить все приемы пищи, в т.ч. полдник и второй ужин, только в обеденном зале пищеблока.
1.15. Запретить употребление овощей старого урожая (капуста, морковь, лук) без термической обработки, а также приготовление салатов, использовать овощи свежего урожая только в крупнокусковой нарезке.
1.16. Обязать руководителей загородных детских оздоровительных учреждений, туристических лагерей палаточного типа соблюдать срок реализации готовой пищи не более 1 часа, рекомендовать соблюдать такой же срок реализации руководителям других учреждений детского отдыха.
1.17. Обязать руководителей всех детских оздоровительных учреждений соблюдать правила по организации питьевого режима.
В загородных учреждениях - через питьевые фонтанчики, при их отсутствии - через пищеблок с соблюдением условий:
а) кипячения воды в электронагревателе или специально выделенной и промаркированной посуде, хранения кипяченой воды в бачках с краном, закрытых крышкой и чехлом, ежедневной обработки бачков с моющими средствами,
б) своевременной замены (не реже 2-х раз в сутки) кипяченой воды в бачках,
в) наличия в достаточном количестве индивидуальных стаканов, двух подносов с маркировкой "чистые" и "грязные", своевременной замены и обработки грязных стаканов. Рекомендовать организацию питьевого режима с использованием бутилированной воды и одноразовой посуды на пищеблоках, в спальных корпусах (особенно в учреждениях, в которых вода не отвечает требованиям по санитарно-химическим показателям).
Категорически запретить использование пластиковых бутылок и другой тары в отрядах для организации питьевого режима.
В детских оздоровительных учреждениях дневного пребывания питьевой режим организуется либо на кипяченой воде, приготовляемой и реализуемой на пищеблоке, либо с использованием бутилированной воды и одноразовой посуды. В учреждениях, не имеющих пищеблоков (дополнительного образования), палаточных лагерях питьевой режим организуется с использованием бутилированной воды и одноразовой посуды.
1.18. Обязать руководителей загородных оздоровительных учреждений обеспечить строгий контроль за передачами продуктов родителями для детей (исключить скоропортящиеся продукты), дальнейшим их хранением.
1.19. Обязать руководителей оздоровительных учреждений обеспечить комплектование штатов в полном объеме.
Письма о соответствии санитарным правилам и разрешения на функционирование учреждений оформлять при условии полного комплектования штатов, в том числе по загородным учреждениям только при наличии в штате врача, имеющего удостоверение о прохождении подготовки.
1.20. Обязать руководителей оздоровительных учреждений и организаторов отдыха обеспечить прохождение персоналом медицинских осмотров (обследований) в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
1.21. В целях профилактики пищевых отравлений, острых желудочно-кишечных заболеваний, довести до сведения руководителей учреждений-организаторов и руководителей передвижных туристических лагерей информацию о санитарно-эпидемиологической ситуации по маршруту движения, требования по организации водоснабжения, питьевого режима с использованием бутилированной воды, питания, оборудования и устройства мест стоянок.
1.22. Обеспечить обязательное согласование перечня профессий, работ для трудоустройства подростков в летний период с учетом действующих нормативных документов (СанПиН 2.4.6.2553-09 "Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста").
1.23. Обязать руководителей всех детских оздоровительных учреждений обеспечить выполнение Приказа Министерства здравоохранения Нижегородской области от 24.04.2012 N 1007 "О медико-санитарном обеспечении детей и подростков в оздоровительных учреждениях Нижегородской области в 2012 - 2013 годах".
1.24. Обязать руководителей всех детских оздоровительных учреждений немедленно представлять информацию в территориальные отделы, Управление (отдел надзора по гигиене детей и подростков) о каждом случае инфекционного заболевания, пищевого отравления, групповой заболеваемости, несчастном случае среди детей, укусов животным, присасывании клещей, а также об аварийных ситуациях в работе систем водоснабжения, канализования, энергообеспечения и выходе из строя технологического и холодильного оборудования.
1.25. Обязать руководителей всех детских оздоровительных учреждений проводить просветительную работу с детьми и сотрудниками по профилактике заболеваемости клещевым энцефалитом, бешенством, другими инфекционными заболеваниями.
1.26. Потребовать от руководителей детских оздоровительных учреждений организации работы по комплексной оценке эффективности оздоровления детей (МР 2.4.4.0011-10 "Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей") и представления данных по итогам каждой смены по форме приложения 4 МР 2.4.4.0011-10.
1.27. Потребовать от организаторов отдыха детей предоставления информации:
- о сроках проведения железнодорожных перевозок организованных групп детей, численности детских групп на весь оздоровительный сезон, а также по каждому выезду за 10 дней до него;
- о перевозках детей автомобильным транспортом (численности групп, дальности маршрута, продолжительности поездки и др.) в соответствии с "Методическими рекомендациями по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности дорожного движения при перевозках организованных групп детей автомобильным транспортом" от 21.09.2006 г. (информировать организаторов отдыха о недопустимости перевозок детей автомобильным транспортом продолжительностью более 4х часов);
- о перевозках детей другими видами транспорта (водный, воздушный).
1.28. Обязать руководителей отдыха направлять для медицинского сопровождения организованных групп детей при перевозках всеми видами транспорта медицинских работников, работающих в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих стаж лечебной работы с детским контингентом, а также прошедших необходимый инструктаж с получением удостоверения.
1.29. Предусмотреть обязательное проведение инструктажа медицинских работников, сопровождающих детские организованные коллективы, по вопросам гигиены и эпидемиологии.
1.29.1. В ходе инструктажа обеспечить ознакомление медицинских работников под роспись с существующими нормативными документами, регламентирующими перевозки организованных групп детей, а так же с согласованным набором пищевых продуктов ( "сухим пайком").
1.29.2. Выдавать медицинским работникам после проведения инструктажа удостоверение по установленной форме (приложения N 11, 12).
1.30. Не допускать случаев перевозки железнодорожным транспортом организованных групп детей без прохождения сопровождающими лицами гигиенической подготовки.
Обязать руководителей отдыха направлять лиц, сопровождающих организованные детские коллективы, в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области" или его филиалы для прохождения гигиенической подготовки.
1.31. Обязать организаторов отдыха при перевозках железнодорожным и водным видами транспорта:
- при нахождении в пути более 1 суток обеспечить полноценное горячее питание детей в вагонах-ресторанах пассажирских поездов, ресторанах пассажирских судов, предоставить копию заявки на организацию горячего питания;
- согласовывать набор пищевых продуктов ("сухой паек") с учетом рекомендуемого набора пищевых продуктов для питания организованных групп детей при перевозке любым видом транспорта (приложение N 13) и обеспечивать питание детей в пути следования в соответствии с согласованным набором продуктов.
2. Начальникам территориальных отделов Управления:
2.1. Определить специалистов, отвечающих за проведение организационно-методической работы, организацию надзора за детскими летними оздоровительными учреждениями, представление отчетов в целом по территориальному отделу.
2.2. Проводить мониторинг в ходе подготовки (ежедневный) и проведения летней оздоровительной кампании (еженедельный, по итогам смен). Схема отчетов с указанием сроков их предоставления будет направлена дополнительно.
В течение всего летнего сезона немедленно передавать информацию о фактах работы без разрешения, чрезвычайных ситуациях, случаях групповой и вспышечной инфекционной заболеваемости, пищевых отравлений, появления массовых заболеваний.
2.3. Представить в наш адрес сводный отчет по территориальному отделу по форме N 21, утвержденной Приказом Росстата от 14.08.2012 N 446, "Сведения о санитарно-эпидемиологическом состоянии детских и подростковых летних оздоровительных учреждений 2013 г." с пояснительной запиской в срок до 30.08.2013 г. в электронном виде (в формате Excel) и на бумажном носителе.
3. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.
Руководитель |
Е.Ю. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области от 19 марта 2013 г. N 22-о "Об организации надзора за условиями отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний сезон 2013 г."
Текст приказа официально опубликован не был