Постановление Правительства Нижегородской области от 23 октября 2015 г. N 687
"О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2028 года)"
17 марта, 24 ноября 2016 г., 25 мая, 13 декабря 2017 г.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и статьей 9 Закона Нижегородской области от 3 марта 2015 года N 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2028 года) (далее - долгосрочный прогноз).
2. Министерству экономики и конкурентной политики Нижегородской области ежегодно осуществлять корректировку долгосрочного прогноза с учетом прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 25 мая 2017 г. N 346 пункт 3 настоящего постановления изложен в новой редакции
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министерство экономики и конкурентной политики Нижегородской области.
И.о. Губернатора |
В.А. Иванов |
Прогноз изменен. - Постановление Правительства Нижегородской области от 13 декабря 2017 г. N 889
Утвержден
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 23 октября 2015 г. N 687
Прогноз
социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2028 года)
24 ноября 2016 г., 25 мая, 13 декабря 2017 г.
Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2028 года) (далее - долгосрочный прогноз) разработан с учетом действующего законодательства:
Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Закона Нижегородской области от 3 марта 2015 года N 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области";
Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 года N 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области".
Долгосрочный прогноз является основой для разработки бюджетного прогноза Нижегородской области на долгосрочный период.
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Нижегородской области по итогам 2016 года и первой половины 2017 года
Развитие Нижегородской области в 2016 году, как и России в целом, происходило в условиях продолжающегося негативного влияния внешних макроэкономических факторов.
Однако, Нижегородская область, благодаря диверсифицированной отраслевой структуре экономики, в 2016 году по ряду ключевых показателей достигла положительных результатов.
Удалось избежать сокращения объемов валового регионального продукта области (ИФО ВРП по оценке составил 100,7% к уровню 2015 года), в отличие от ВВП Российской Федерации, который сократился на 0,2%. В действующих ценах ВРП Нижегородской области увеличился на 8,7%.
В 2016 году индекс промышленного производства составил 105,4% к 2015 году (по России - 101,1%), в том числе по обрабатывающим производствам - 105,8% (по России - 100,1%).
В 2016 году увеличилось производство бензинов автомобильных (на 19,5%), стали (на 4,4%), бензола (на 7,8%), этилена и пластмасс в первичных формах (на 12,6%), гидроксида натрия (на 34,6%), автобусов (на 34,9%).
Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 100,1% к уровню 2015 года (по России - 104,8%). Рост обеспечен, в основном, увеличением производства мяса (скот и птица на убой в живом весе) - 112,5% и яиц - 102,4%.
По итогам 2016 года наблюдается рост суммы прибыли прибыльных организаций (по кругу крупных и средних организаций) на 19,7% в действующих ценах.
Одним из положительных итогов 2016 года является рост заработной платы. Среднемесячная зарплата в целом по Нижегородской области составила 28399 рублей, что на 7,2% выше уровня 2015 года в действующих ценах. В реальном выражении заработная плата увеличилась на 1,2% (в Российской Федерации - на 0,8%).
Ситуация на рынке труда в 2016 году характеризовалась как стабильная, уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,55%, что в 2,2 раза ниже среднероссийского показателя (1,2%).
Вместе с тем, по ряду социально-экономических показателей в прошлом 2016 году наблюдалось снижение.
Сокращение инвестиционного спроса из-за геополитической нестабильности повлияло на снижение объемов инвестиций в основной капитал - на 14,2% (в сопоставимых ценах к уровню 2015 года). Сократились и объемы работ в строительстве (ИФО - 92%), однако, сокращение не коснулось жилищного строительства - ввод в действие жилых домов составил 101,2%.
Темп роста реальных денежных доходов населения области составил в 2016 году 92,8% (в Российской Федерации - 94,4%).
Снижение реальных денежных доходов населения привело к сокращению потребительского спроса. По итогам 2016 года оборот розничной торговли сократился в сопоставимых ценах на 1,2%, объем платных услуг - на 1,6% (по Российской Федерации - на 4,6% и 0,3%, соответственно).
График 1
Основные социально-экономические показатели Нижегородской области в 2016 году, в % к предыдущему году
Социально-экономическое развитие области в 2017 году происходит в условиях сохраняющихся антироссийских санкций, низких мировых цен на углеводороды, ослабления курса национальной валюты.
В результате предпринятых органами власти мер в текущем 2017 году ситуация в экономике области остается стабильной - в ключевой отрасли реального сектора сохраняется позитивная тенденция роста объемов производства.
По данным за январь-июль 2017 года индекс промышленного производства составил 105,9% к уровню соответствующего периода прошлого года, в том числе по обрабатывающим производствам - 105,8%. Прирост был обеспечен за счет основных отраслей обработки: производства нефтепродуктов (106,4%), производства автотранспортных средств (107,5%), химического производства (105,6%), а также производства пищевых продуктов (105,2%), машин и оборудования (104,4%), компьютеров, электронных и оптических изделий (107,8%).
Небольшой рост (100,9%) в январе - июле 2017 года достигнут также по объемам ввода в эксплуатацию жилья.
Положительным моментом развития области в текущем 2017 году можно назвать возобновление инвестиционного роста - по итогам января - июня темп роста объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах составил 107,7% к уровню соответствующего периода 2016 года. На рост инвестиций положительное влияние оказывает снижение ключевой банковской ставки и замедление инфляционных процессов.
На потребительском рынке области в текущем году также отмечается восстановление спроса: по итогам января-июля 2017 года темп роста в сопоставимых ценах оборота розничной торговли составил 101,4%, объема платных услуг, оказанных населению, - 100,9%.
Восстановительный рост потребительского сектора наблюдается на фоне увеличения роста среднемесячной заработной платы работников организаций области. В январе-июне текущего года она сложилась в размере 29541,7 руб., что в действующих ценах на 7,9% выше, чем в январе - июне 2016 года. В реальном выражении (то есть за вычетом инфляции) темп роста заработной платы составил 102,9%.
Уровень официально зарегистрированной безработицы по состоянию на 1 августа 2017 года - 0,4%, что на 0,17 процентного пункта ниже, чем на аналогичную дату прошлого года.
К негативным тенденциям экономического развития первой половины 2017 года можно отнести снижение объемов сельскохозяйственного производства (91,7% к уровню января - июля 2016 года в сопоставимой оценке) и объемов работ, выполненных по виду деятельности "строительство" (92,6%).
Целый ряд показателей развития экономики Нижегородской области в текущем году превышает среднероссийские значения.
График 2
Темпы роста основных показателей социально-экономического развития Нижегородской области в январе - июле 2017 года в % к предыдущему году
*данные за январь - июнь.
2. Варианты внутренних условий и характеристик социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период
Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2028 года разработан в двух вариантах: базовом и целевом.
При формировании основных параметров долгосрочного прогноза по области (приведены в приложении) в основу были положены следующие документы:
- прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, одобренный на заседании Правительства Российской Федерации 18 сентября 2017 года (базовый и целевой варианты прогноза учтены при формировании прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов), одобренного постановлением Правительства Нижегородской области от 18 октября 2017 года N 744, по базовому и целевому вариантам соответственно);
- прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов), одобренный постановлением Правительства Нижегородской области от 18 октября 2017 года N 744;
- начиная с 2021 года использовался имеющийся на сегодняшний момент долгосрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (консервативный и форсированный (целевой) варианты), размещенный на сайте Минэкономразвития Российской Федерации.
При разработке долгосрочного прогноза также были учтены Стратегия развития области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года N 127, и План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Нижегородской области, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 15 октября 2013 года N 731.
Базовый вариант прогноза характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики. Среднегодовые темпы роста ВРП оцениваются на уровне 101 - 102,6% в 2018 - 2028 годах.
Целевой вариант предполагает более высокие темпы роста ВРП, инвестиций в основной капитал, потребительского спроса. Среднегодовые темпы роста ВРП повышаются до 103 - 105%.
3. Оценка факторов и ограничений экономического роста Нижегородской области на период до 2028 года
Оценка социально-экономического развития на долгосрочную перспективу связана с высокими рисками неопределенности, обусловленными тем, что за длительный период могут произойти события, кардинально меняющие ситуацию на мировом рынке, в том числе вследствие циклической динамики мировой экономики.
Развитие региональной экономики в среднесрочной перспективе будет проходить в условиях продолжающейся геополитической нестабильности, сохранения международных санкций и будет базироваться на реализации и расширении накопленного в предшествующие годы потенциала, а также реализации программ импортозамещения и проектов, направленных на преодоление "узких мест" в развитии транспортной и энергетической инфраструктуры.
С улучшением внешнеэкономической конъюнктуры произойдет переход от временного ограничения конкуренции в рамках импортозамещения к устойчивому развитию и производству конкурентной продукции в условиях открытого рынка. При этом возрастает роль кластеров, ускоренной модернизации экономики и развития инноваций как ведущего фактора роста. Результатом должно стать ускорение роста высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики, создание новых экспортно ориентированных производств.
Необходимо выделить основные конкурентные преимущества и ограничения, которые окажут влияние на долгосрочное развитие Нижегородской области.
3.1. Факторы экономического роста
Благоприятное географическое положение
Нижегородская область выгодно расположена на пересечении крупных торговых и транспортных магистралей, являясь лидером среди городов Российской Федерации по размеру доступного потребительского рынка.
Реализация проектов по развитию транспортной системы позволит в полной мере использовать преимущество географического положения и позиционировать регион, как один из крупных центров логистики.
Самым масштабным инфраструктурным проектом, реализуемым на территории Нижегородской области, станет строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Казань. Прогнозный годовой пассажиропоток по направлению "Москва - Нижний Новгород" составит 3,8 млн. чел. При этом строительство ВСМ поможет создать дополнительно порядка 80 тыс. рабочих мест в Нижегородской области. Важно, что потребуется создание рабочих мест в высокотехнологичных секторах экономики.
Проект включает в себя, в частности, создание на территории региона мультимодального транспортного пересадочного узла. Он объединит несколько видов транспорта, в первую очередь высокоскоростную железнодорожную магистраль и аэропорт. В результате аэропорт "Стригино" может увеличить грузопоток и пассажиропоток в 3 раза, став конкурентоспособным участником перевозочного процесса наравне с аэропортами Москвы и Санкт-Петербурга.
Таким образом, строительство ВСМ послужит мощным импульсом для развития всей региональной экономики: по оценкам экспертов валовой региональный продукт российских регионов, по которым пройдет ВСМ, может вырасти более чем на треть.
Развитию Нижегородской области как комплексного транспортного узла будет способствовать завершение проектов, направленных на устранение проблемы недостаточного уровня развития транспортно-логистической системы.
Диверсифицированная экономика
Политика Правительства Нижегородской области, направленная на диверсификацию производства, позволила повысить устойчивость региональной экономики к кризисам. Как показывает практика, "проседание" одних отраслей компенсируется приростом производства в других.
За последние 10 лет в структуре производства валового регионального продукта произошли изменения, связанные с увеличением вклада видов деятельности, направленных на развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение, социальные услуги) и наращивание научного ресурса области на фоне сохранения устойчивой тенденции сокращения доли торговли.
Вклад промышленности практически не меняется - она традиционно формирует треть ВРП. Основу промышленности составляют высокотехнологичные обрабатывающие отрасли. Это, в первую очередь, производство транспортных средств, машиностроение и металлообработка, металлургия, химия и нефтехимия, а также оборонная промышленность.
В перспективе динамичное развитие ожидается:
- в металлургии в связи с поставками продукции АО "ВМЗ" для нефтяной, газовой и транспортной отраслей;
- в химическом производстве за счет создания регионального кластера нефтехимической направленности с высоким инновационным потенциалом;
- в оборонно-промышленном комплексе в связи с возможным расширением гособоронзаказа и проводимой модернизацией производства на предприятиях ОПК по государственной программе вооружения.
В рамках проводимой политики импортозамещения значительным потенциалом для развития обладают также предприятия машиностроения, лёгкой промышленности, электронной, фармацевтической и медицинской промышленности.
Долгосрочный период можно охарактеризовать как время ускоренного развития инновационных процессов.
Нижегородская область по итогам 2016 года занимает 4 место в России по развитию науки и новых технологий, что может стать ключевым фактором повышения конкурентоспособности региональной экономики. Технологическую основу фундамента, сформированного в научно-образовательном комплексе области, составляют развитый оборонный комплекс, машиностроение, радиоэлектроника и приборостроение, ядерная физика и энергетика, медицина, материаловедение и др.
Инструментом инновационного территориального развития, позволяющим предприятиям совершенствовать производственно-технологические цепочки и обеспечить производство знаний и технологий, станут кластеры. В Нижегородской области значительный синергетический эффект ожидается в результате объединения предприятий в рамках Саровского инновационного кластера, индустриального кластера в области автомобилестроения и нефтехимии, биомедицинского кластера.
Высокий уровень предпринимательской активности
В области действуют более 100 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, на которых занято более 400 тыс. человек, а это порядка четверти занятых в экономике области, малый и средний бизнес формирует пятую часть ВРП.
В связи с этим меры, направленные на развитие предпринимательства, станут одним из существенных факторов развития экономики в целом. Кроме этого, учитывая, что в развитых странах вклад малого предпринимательства оценивается в 40 - 70%, данный сектор обладает значительным потенциалом роста в долгосрочной перспективе.
Правительством Нижегородской области принимаются меры, направленные на снижение налоговой и административной нагрузки на предпринимательство.
Так, принят Закон Нижегородской области от 5 августа 2015 года N 106-З "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощённой системы налогообложения", который действует до 31 декабря 2020 года.
Для предотвращения негативных последствий управленческих решений, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности, проводится оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов.
Сохранится поддержка предпринимателей путем выдачи микрозаймов и поручительств.
Особое внимание оказывается поддержке и развитию инновационного предпринимательства: для "выращивания" новых компаний в научно-технической сфере в регионе созданы: 2 технопарка в сфере высоких технологий ("ИТ-парк Анкудиновка" и технико-внедренческий Открытый парк в поселке Сатис Дивеевского района), Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор, Региональный венчурный фонд.
Инвестиционная привлекательность Нижегородской области
Привлечению инвестиций на территории региона будет способствовать эффективное инвестиционное законодательство и созданная система работы с инвесторами.
Рост инвестиций в основной капитал будет поддержан крупномасштабными инвестиционными проектами в различных секторах экономики: на текущий момент в План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Нижегородской области, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 15 октября 2013 года N 731, включен 231 реализующийся и планируемый к реализации объект.
Стимулирующее влияние на экономику Нижегородской области окажет проведение в 2018 году Чемпионата мира по футболу.
Помимо крупных инвестиций в развитие инфраструктуры и строительства новых объектов возрастет потенциал Нижнего Новгорода как места для туризма и размещения бизнеса, повысится узнаваемость Нижнего Новгорода в мировом сообществе.
С целью повышения инвестиционной привлекательности Нижегородской области планируется создание территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) в монопрофильных муниципальных образованиях г. Володарск и р.п. Решетиха.
Создание ТОСЭР позволит диверсифицировать экономику моногородов, снизить зависимость от градообразующих предприятий, создать новые рабочие места.
3.2. Ограничения экономического роста.
Неопределенность макроэкономической ситуации
На социально-экономическое развитие Нижегородской области распространится влияние макроэкономических факторов, связанных с текущей геополитической обстановкой. В их числе ограничение доступа к внешнему финансированию и к новым зарубежным технологическим решениям, инфляционные процессы.
Сокращение объемов кредитования организаций и ограниченность доступа к новым зарубежным технологиям может стать сдерживающим фактором модернизации производства, повышения производительности труда и, как следствие, конкурентоспособности региональных производителей. При этом влияние данного фактора распространится на долгосрочную перспективу.
Наряду с внешними факторами существуют внутренние ограничения экономического роста.
Недостаточный уровень развития транспортно-логистической системы
Необходимым условием для развития транспортной системы является реализация крупномасштабных проектов, в том числе:
- строительство автомобильной дороги (Р-152) Шопша - Иваново - Н.Новгород на участке обхода г. Балахна и Заволжье;
- строительство автомобильной дороги на участке от автодороги Выкса - Досчатое до автодороги Выкса - Шиморское - Ближне-Песочное;
- проектирование и строительство Нижегородского низконапорного гидроузла.
Дефицит собственных генерирующих мощностей
По итогам 2016 года доля покрытия потребления электроэнергии в регионе собственными генерирующими мощностями составила около 50%.
С целью снижения дефицита собственных генерирующих мощностей в период до 2022 года предполагается реализация проекта строительства ПГУ блока 440 МВт на Автозаводской ТЭЦ.
Текущая ситуация в электросетевом комплексе Нижегородской области требует выполнения мероприятий, направленных на повышение надежности электроснабжения и создание условий для подключения новых потребителей к электрическим сетям.
Данные мероприятия планируется выполнить в рамках долгосрочных инвестиционных программ ПАО "ФСК ЕЭС" и ПАО "МРСК Центра и Приволжья", направленных на капитальное строительство и реконструкцию электросетевых объектов с увеличением пропускной способности сетей и установленных трансформаторных мощностей подстанций.
4. Основные направления и показатели социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период
Информация об основных направлениях социально-экономического развития Нижегородской области и динамика макроэкономических показателей по каждому из вариантов приведена в приложении "Основные параметры прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2028 года)" к настоящему долгосрочному прогнозу.
5. Основные параметры государственных программ Нижегородской области (по состоянию на 23 октября 2017 года)
Таблица 1
млн. руб. | ||||||
Наименование государственной программы |
Период действия (годы) |
Объемы финансирования, предусмотренные на 2018 - до конца реализации государственной программы Нижегородской области |
||||
Всего |
в том числе за счёт средств: |
|||||
Федерального бюджета |
Областного бюджета |
Местных бюджетов |
Прочих источников |
|||
Развитие эффективной, динамично растущей и сбалансированной экономики | ||||||
1. "Развитие промышленности и инноваций Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года N 297) |
2015 - 2020 |
203,8 |
45,0 |
131,5 |
- |
27,3 |
2. "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года N 280) |
2015 - 2020 |
83 275,2 |
5 448,0 |
9 409,2 |
102,4 |
68 315,6 |
3. "Развитие лесного хозяйства Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года N 288) |
2015 - 2020 |
4 140 |
1 367,9 |
344,2 |
- |
2 427,9 |
4. "Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года N 287) |
2015 - 2020 |
19 412,7 |
3,4 |
1 315,1 |
296,1 |
17 798,1 |
5. "Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 года N 290) |
2015 - 2020 |
683,9 |
- |
620,1 |
29,7 |
34,2 |
6. "Развитие инвестиционного климата Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года N 286) |
2015 - 2020 |
709,9 |
- |
709,9 |
- |
- |
7. "Развитие транспортной системы Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года N 303) |
2015 - 2022 |
70 498,7 |
1 023,4 |
63 341,7 |
6 125,1 |
8,5 |
8. "Информационное общество Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года N 300) |
2011 - 2020 |
1 509,2 |
- |
1 229,8 |
279,4 |
- |
Создание благоприятных условий для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей области | ||||||
9. "Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013 - 2020 годы" (постановление Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 года N 274) |
2013 - 2020 |
155 525,6 |
959,0 |
48 741,3 |
- |
105 825,3 |
10. "Развитие образования Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года N 301) |
2015 - 2023 |
106 331,5 |
79,8 |
106 092,7 |
158,9 |
- |
11. "Создание новых мест в общеобразовательных организациях Нижегородской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, на 2016 - 2025 годы" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2015 года N 893) |
2015 - 2025 |
28 013,4 |
- |
23 245,2 |
4 768,2 |
- |
12. "Капитальный ремонт общеобразовательных организаций Нижегородской области на 2020 - 2029 годы"* |
2020 - 2029 |
12 684,4 |
- |
9 643,4 |
3 041,0 |
- |
13. "Социальная поддержка граждан Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года N 298) |
2015 - 2020 |
83 976,2 |
13 938,6 |
70 037,6 |
- |
- |
14. "Содействие занятости населения Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года N 273) |
2015 - 2020 |
2 665,0 |
1 469,6 |
1 195,4 |
- |
- |
15. "Развитие физической культуры и спорта Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года N 285) |
2015 - 2020 |
5 048,2 |
100,0 |
4 915,2 |
33,0 |
- |
16. "Развитие культуры Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года N 299) |
2015 - 2020 |
4 068,6 |
275,6 |
3 594,6 |
81,5 |
116,9 |
17. "Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия в Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 года N 289) |
2015 - 2020 |
99,0 |
7,6 |
91,4 |
- |
- |
18. "Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильём на территории Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года N 302) |
2015 - 2030 |
14 776,2 |
440,2 |
4 547,3 |
986,4 |
8 802,3 |
19. "Обеспечение населения Нижегородской области качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года N 305) |
2015 - 2020 |
406,7 |
- |
406,6 |
0,2 |
- |
20. "Формирование современной городской среды на территории Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 1 сентября 2017 года N 651) |
2018 - 2022 |
1 717,2 |
659,6 |
695,3 |
160,8 |
201,5 |
21. "Охрана окружающей среды Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года N 306) |
2015 - 2020 |
2 410,7 |
1 504,5 |
854,6 |
51,6 |
- |
22. "Охрана животного мира Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 13 июля 2017 года N 516) |
2018 - 2020 |
260,6 |
61,0 |
199,5 |
- |
- |
23. "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2014 года N 981) |
2015 - 2020 |
225,0 |
- |
225,0 |
- |
- |
24. "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года N 304) |
2015 - 2020 |
5 203,8 |
- |
5 203,8 |
- |
- |
25. "Гармонизация межнациональных отношений в Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 22 октября 2014 года N 717) |
2015 - 2020 |
40,4 |
- |
40,4 |
- |
- |
26. "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 22 мая 2015 года N 320) |
2015 - 2020 |
10,9 |
- |
10,9 |
- |
- |
Эффективная исполнительная власть области | ||||||
27. "Управление государственными финансами Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года N 296) |
2014 - 2020 |
53 224,2 |
960,7 |
52 263,5 |
- |
- |
28. "Управление государственным имуществом Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года N 284) |
2015 - 2020 |
114,1 |
- |
114,1 |
- |
- |
* проект государственной программы Нижегородской области. Ведется доработка по рекомендациям рабочей группы Законодательного Собрания Нижегородской области.
Приложение изменено. - Постановление Правительства Нижегородской области от 13 декабря 2017 г. N 889
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития Нижегородской области
на долгосрочный период
(до 2028 года)
Основные параметры
прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2028 года)
24 ноября 2016 г., 25 мая, 13 декабря 2017 г.
Социально-экономические показатели |
Варианты |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
факт |
факт |
оценка |
среднесрочный прогноз |
прогноз |
|||||||||||
Направление 1: развитие эффективной, динамично растущей и сбалансированной экономики | |||||||||||||||
1.1. Производство товаров и услуг | |||||||||||||||
Валовой региональный продукт | |||||||||||||||
Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет), млрд. руб. |
Базовый |
1069,3 |
1162,6 |
1234,4 |
1300,4 |
1378,1 |
1463,3 |
1558,4 |
1659,7 |
1762,4 |
1867,9 |
1977,8 |
2083,9 |
2189,3 |
2293,3 |
|
Целевой |
|
|
|
1326,1 |
1435,7 |
1569,3 |
1712,0 |
1862,4 |
2022,1 |
2191,2 |
2367,7 |
2543,7 |
2719,6 |
2890,8 |
ИФО валового регионального продукта, % к предыдущему году |
Базовый |
96,5 |
100,7 |
101,7 |
101-102 |
101,8 |
102,0 |
102,5 |
102,6 |
102,5 |
102,4 |
102,4 |
102,0 |
101,9 |
101,8 |
|
Целевой |
|
|
|
103,0 |
104,0 |
105,0 |
105,0 |
104,8 |
104,8 |
104,7 |
104,5 |
104,0 |
103,7 |
103,3 |
Промышленное производство и научно-техническое развитие | |||||||||||||||
Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг промышленного производства, млрд. руб. |
Базовый |
1168,5 |
1252,9 |
1325,1 |
1412,9 |
1505,5 |
1605,6 |
1706,6 |
1801,6 |
1902,0 |
2006,0 |
2113,8 |
2225,0 |
2337,5 |
2453,4 |
|
Целевой |
|
|
|
1417,9 |
1532,2 |
1660,3 |
1790,7 |
1916,3 |
2046,9 |
2184,2 |
2326,3 |
2477,4 |
2633,5 |
2796,6 |
Индекс промышленного производства, % к предыдущему году |
Базовый |
102,5 |
105,4 |
103-104 |
102,3 |
102,4 |
102,5 |
102,2 |
102,1 |
102,2 |
102,1 |
102,1 |
102,0 |
101,9 |
101,8 |
|
Целевой |
|
|
|
102,6 |
103,8 |
104,1 |
103,7 |
103,5 |
103,4 |
103,3 |
103,2 |
103,2 |
103,1 |
103,0 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по обрабатывающим производствам, млрд. руб. |
Базовый |
1073,5 |
1147,7 |
1200,1 |
1282,1 |
1368,0 |
1462,6 |
1556,1 |
1650,8 |
1751,3 |
1856,1 |
1965,3 |
2078,8 |
2192,6 |
2312,5 |
|
Целевой |
|
|
|
1285,5 |
1390,4 |
1509,7 |
1631,3 |
1754,2 |
1882,8 |
2018,9 |
2166,8 |
2318,9 |
2474,5 |
2640,5 |
Индекс производства по обрабатывающим производствам, % к предыдущему году |
Базовый |
103,0 |
105,8 |
103-104 |
102,5 |
102,6 |
102,7 |
102,4 |
102,4 |
102,5 |
102,4 |
102,4 |
102,3 |
102,2 |
102,2 |
|
Целевой |
|
|
|
102,8 |
104,0 |
104,3 |
104,0 |
103,8 |
103,7 |
103,6 |
103,5 |
103,5 |
103,4 |
103,4 |
Доля продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей в ВРП, % |
Базовый |
29,9 |
32,0 |
34,0 |
34,5 |
35,0 |
35,3 |
35,7 |
36,0 |
36,5 |
37,0 |
37,5 |
37,8 |
38,0 |
38,3 |
|
Целевой |
|
|
|
35,9 |
37,0 |
38,0 |
38,5 |
39,0 |
39,5 |
40,0 |
40,5 |
40,8 |
41,0 |
41,3 |
Сельское хозяйство | |||||||||||||||
Продукция сельского хозяйства, млрд. руб. |
Базовый |
73,6 |
74,5 |
77,9 |
82,7 |
87,7 |
92,7 |
97,8 |
103,1 |
108,8 |
114,5 |
120,4 |
126,6 |
133,1 |
139,2 |
|
Целевой |
|
|
|
83,2 |
88,4 |
94,4 |
100,4 |
106,5 |
113,0 |
119,7 |
126,7 |
134,3 |
141,9 |
150,0 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства, % к предыдущему году |
Базовый |
102,4 |
100,1 |
100,0 |
101,6 |
101,7 |
101,4 |
101,4 |
101,4 |
101,5 |
101,3 |
101,3 |
101,3 |
101,4 |
101,4 |
|
Целевой |
|
|
|
102,2 |
101,9 |
102,5 |
102,1 |
102,1 |
102,1 |
102,1 |
102,0 |
102,1 |
101,9 |
101,9 |
Строительство | |||||||||||||||
Объём работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", млрд. руб. |
Базовый |
154,7 |
152,7 |
152,0 |
155,0 |
159,7 |
164,5 |
174,7 |
185,7 |
196,9 |
208,7 |
221,0 |
233,1 |
245,3 |
258,0 |
|
Целевой |
|
|
|
159,7 |
171,9 |
185,8 |
202,1 |
219,5 |
238,1 |
258,0 |
279,3 |
301,8 |
324,9 |
349,0 |
ИФО по виду деятельности "Строительство", % к предыдущему году |
Базовый |
92,7 |
92,0 |
93,0 |
100,0 |
100,5 |
101,0 |
102,0 |
102,2 |
102,2 |
102,2 |
102,1 |
101,9 |
101,9 |
101,8 |
|
Целевой |
|
|
|
103,0 |
105,0 |
106,0 |
104,5 |
104,4 |
104,5 |
104,5 |
104,4 |
104,4 |
104,2 |
104,0 |
Торговля и услуги населению | |||||||||||||||
Индекс потребительских цен за период с начала года, % к предыдущему году |
Базовый |
115,5 |
105,9 |
104,4-105,4 |
104-105 |
104,0 |
104,0 |
103,9 |
103,8 |
103,6 |
103,5 |
103,4 |
103,3 |
103,1 |
102,9 |
|
Целевой |
|
|
|
104,0 |
103,9 |
103,8 |
103,7 |
103,6 |
103,4 |
103,3 |
103,2 |
103,1 |
103,0 |
102,8 |
Оборот розничной торговли, млрд. руб. |
Базовый |
625,1 |
652,8 |
680,5 |
720,5 |
757,6 |
797,4 |
849,2 |
903,6 |
957,7 |
1013,1 |
1070,6 |
1123,7 |
1176,0 |
1227,1 |
|
Целевой |
|
|
|
731,1 |
795,3 |
870,1 |
952,7 |
1038,2 |
1126 |
1214,2 |
1305,5 |
1394,4 |
1482,0 |
1570,7 |
ИФО оборота розничной торговли, % к предыдущему году |
Базовый |
85,4 |
98,8 |
100-101 |
102-103 |
101,5-102,5 |
101,5-102,5 |
103,1 |
103,3 |
103,1 |
103,0 |
103,0 |
102,5 |
102,4 |
102,2 |
|
Целевой |
|
|
|
103,5 |
105,0 |
105,5 |
106,0 |
105,8 |
105,5 |
105,0 |
104,8 |
104,3 |
104,0 |
103,8 |
Объем платных услуг населению, млрд. руб. |
Базовый |
154,0 |
160,8 |
170,0 |
179,6 |
190,3 |
201,4 |
214,9 |
229,7 |
244,9 |
260,5 |
276,9 |
292,0 |
307,0 |
321,3 |
|
Целевой |
|
|
|
182,3 |
198,5 |
216,9 |
238,0 |
260,7 |
284,4 |
308,5 |
333,7 |
358,1 |
382,5 |
406,6 |
ИФО объема платных услуг населению, % к предыдущему году |
Базовый |
95,6 |
98,4 |
100,6 |
101,0 |
101,2 |
101,2 |
102,1 |
102,3 |
102,1 |
102,0 |
102,0 |
101,5 |
101,4 |
101,2 |
|
Целевой |
|
|
|
102,5 |
104,0 |
104,5 |
105,0 |
104,8 |
104,5 |
104,0 |
103,8 |
103,3 |
103,0 |
102,8 |
1.2. Прибыль прибыльных организаций | |||||||||||||||
Прибыль прибыльных организаций (по крупным и средним организациям), млрд. руб. |
Базовый |
130,0 |
156,7 |
157,1 |
158,6 |
162,3 |
166,5 |
173,2 |
184,5 |
195,9 |
207,7 |
220,0 |
231,9 |
243,7 |
255,4 |
|
Целевой |
|
|
|
168,7 |
182,7 |
199,7 |
217,9 |
237,1 |
257,5 |
279,1 |
301,7 |
324,0 |
346,4 |
368,2 |
Темп роста прибыли прибыльных организаций в действующих ценах, % к предыдущему году |
Базовый |
114,7 |
119,7 |
100,3 |
100,9 |
102,3 |
102,6 |
104,0 |
106,5 |
106,2 |
106,0 |
105,9 |
105,4 |
105,1 |
104,8 |
|
Целевой |
|
|
|
107,4 |
108,3 |
109,3 |
109,1 |
108,8 |
108,6 |
108,4 |
108,1 |
107,4 |
106,9 |
106,3 |
1.3. Инвестиции | |||||||||||||||
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
Базовый |
235,1 |
219,7 |
241,5 |
255,0 |
271,5 |
288,3 |
306,2 |
325,5 |
345,4 |
366,1 |
387,7 |
409,0 |
430,7 |
453,1 |
|
Целевой |
|
|
|
259,9 |
284,9 |
314,4 |
342,0 |
371,4 |
403,0 |
436,9 |
473,1 |
511,4 |
550,3 |
591,0 |
ИФО объема инвестиций в основной капитал, % к предыдущему году |
Базовый |
75,0 |
85,8 |
100,0 |
101,0 |
102,0 |
102,0 |
102,0 |
102,2 |
102,2 |
102,2 |
102,1 |
101,9 |
101,9 |
101,8 |
|
Целевой |
|
|
|
103,0 |
105,0 |
106,0 |
104,5 |
104,4 |
104,5 |
104,5 |
104,4 |
104,4 |
104,2 |
104,0 |
1.4. Развитие транспортной и энергетической инфраструктуры | |||||||||||||||
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием, км |
Базовый |
22211,3 |
22316,1 |
22362,8 |
22388,4 |
22402,1 |
22415,7 |
22431,7 |
22447,7 |
22467,7 |
22487,7 |
22507,7 |
22527,7 |
22547,7 |
22567,7 |
|
Целевой |
|
|
|
22396,7 |
22424,5 |
22438,1 |
22454,1 |
22470,1 |
22490,1 |
22510,2 |
22530,2 |
22550,2 |
22570,2 |
22590,2 |
Доля собственной генерации в балансе энергомощности области, % |
Базовый |
47,7 |
49,6 |
49,3 |
48,8 |
49,0 |
49,1 |
49,2 |
50 |
51 |
51,1 |
51,2 |
51,3 |
51,4 |
51,5 |
|
Целевой |
|
|
|
48,9 |
49,1 |
49,2 |
49,3 |
51 |
52 |
52,5 |
53 |
53,5 |
54 |
54,5 |
1.5. Состояние окружающей среды | |||||||||||||||
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, тыс. т |
Базовый |
132,7 |
149,7 |
149,0 |
148,5 |
148,0 |
147,5 |
147,0 |
146,5 |
146,0 |
145,5 |
145,0 |
144,5 |
144,0 |
143,5 |
|
Целевой |
|
|
|
148,0 |
147,0 |
145,0 |
144,0 |
143,0 |
142,0 |
140,0 |
139,0 |
137,0 |
136,0 |
135,0 |
Направление 2: создание благоприятных условий для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей области | |||||||||||||||
2.1. Демография | |||||||||||||||
Численность населения (среднегодовая), тыс. чел. |
Базовый |
3265,2 |
3254,0 |
3240,8 |
3228,1 |
3217,1 |
3207,5 |
3199,1 |
3191,9 |
3185,9 |
3181,2 |
3177,6 |
3175,2 |
3174,1 |
3174,2 |
|
Целевой |
|
|
|
3231,1 |
3228,7 |
3232,9 |
3244,1 |
3263,4 |
3290,8 |
3326,3 |
3370,0 |
3418,2 |
3467,1 |
3516,9 |
2.2. Денежные доходы населения | |||||||||||||||
Реальные денежные доходы населения, % к предыдущему году |
Базовый |
95,4 |
92,8 |
100,0 |
101,0 |
101,2 |
101,2 |
102,0 |
102,2 |
102,2 |
102,2 |
102,2 |
101,9 |
101,9 |
102,0 |
|
Целевой |
|
|
|
102,8 |
103,3 |
103,3 |
104,8 |
104,6 |
104,8 |
104,8 |
104,8 |
104,6 |
104,3 |
104,3 |
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. |
Базовый |
30838,6 |
30406 |
32000 |
33600 |
35360 |
37200 |
39430 |
41840 |
44310 |
46880 |
49550 |
52180 |
54840 |
57580 |
|
Целевой |
|
|
|
34210 |
36720 |
39370 |
42800 |
46400 |
50300 |
54470 |
58880 |
63530 |
68230 |
73140 |
Темп роста среднедушевых денежных доходов населения в действующих ценах, % к предыдущему году |
Базовый |
110,4 |
98,6 |
105,2 |
105,0 |
105,2 |
105,2 |
106,0 |
106,1 |
105,9 |
105,8 |
105,7 |
105,3 |
105,1 |
105,0 |
|
Целевой |
|
|
|
106,9 |
107,3 |
107,2 |
108,7 |
108,4 |
108,4 |
108,3 |
108,1 |
107,9 |
107,4 |
107,2 |
Среднемесячная заработная плата (по полному кругу организаций), рублей |
Базовый |
26480,7 |
28399 |
30770 |
32300-33232 1 |
34040-34993 1 |
35880-36952 1 |
38100 |
40500 |
42970 |
45550 |
48240 |
50890 |
53590 |
56380 |
|
Целевой |
|
|
|
33232 |
35724 |
38368 |
41744 |
45334 |
49187 |
53319 |
57744 |
62421 |
67166 |
72136 |
Темп роста среднемесячной заработной платы в действующих ценах, % к предыдущему году |
Базовый |
103,9 |
107,2 |
108,3 |
105,0-108,0 1 |
105,4 |
105,4-105,6 1 |
106,2 |
106,3 |
106,1 |
106,0 |
105,9 |
105,5 |
105,3 |
105,2 |
|
Целевой |
|
|
|
108,0 |
107,5 |
107,4 |
108,8 |
108,6 |
108,5 |
108,4 |
108,3 |
108,1 |
107,6 |
107,4 |
Темп роста реальной заработной платы, % к предыдущему году |
Базовый |
90,0 |
101,2 |
103-104 |
101,0-104,0 1 |
101,3 |
101,3- 101,5 1 |
102,2 |
102,4 |
102,4 |
102,4 |
102,4 |
102,1 |
102,1 |
102,2 |
|
Целевой |
|
|
|
104,0 |
103,5 |
103,5 |
105,0 |
104,8 |
105,0 |
105,0 |
105,0 |
104,8 |
104,5 |
104,5 |
Фонд начисленной заработной платы, млрд. руб. |
Базовый |
388,1 |
412,9 |
442,6 |
464,8 |
489,9 |
516,4 |
548,4 |
583,0 |
618,5 |
655,6 |
694,3 |
732,5 |
771,3 |
811,4 |
|
Целевой |
|
|
|
474,1 |
509,8 |
547,7 |
595,9 |
647,2 |
702,2 |
761,2 |
824,3 |
891,1 |
958,8 |
1029,8 |
Темп роста фонда начисленной заработной платы в действующих ценах, % к предыдущему году |
Базовый |
102,2 |
106,4 |
107,2 |
105,0 |
105,4 |
105,4 |
106,2 |
106,3 |
106,1 |
106,0 |
105,9 |
105,5 |
105,3 |
105,2 |
|
Целевой |
|
|
|
107,1 |
107,5 |
107,4 |
108,8 |
108,6 |
108,5 |
108,4 |
108,3 |
108,1 |
107,6 |
107,4 |
2.3. Занятость | |||||||||||||||
Уровень зарегистрированной безработицы, % |
Базовый |
0,62 |
0,55 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
|
Целевой |
|
|
|
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
1 - Значения по верхней границе указаны в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева N ДМ-П12-6950 от 19 октября 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 23 октября 2015 г. N 687 "О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2028 года)"
Текст постановления получен из эталонного банка данных правовой информации Губернатора и Правительства Нижегородской области
Постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. N 59 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Нижегородской области от 20 июля 2018 г. N 535
Постановление Правительства Нижегородской области от 13 декабря 2017 г. N 889
Постановление Правительства Нижегородской области от 25 мая 2017 г. N 346
Постановление Правительства Нижегородской области от 24 ноября 2016 г. N 792
Постановление Правительства Нижегородской области от 17 марта 2016 г. N 142