Общие положения
Мы, нижеподписавшиеся, полномочные представители Правительства Нижегородской области (далее - Правительство), Нижегородского областного союза организаций профсоюзов "Облсовпроф" (далее - Профсоюзы) и регионального объединения работодателей "Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей" (далее - Работодатели), именуемые в дальнейшем "Стороны", действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда (МОТ), ратифицированными Российской Федерацией, законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, руководствуясь необходимостью сохранения согласия в обществе, обеспечения государственных и региональных социальных стандартов и гарантий для всех жителей Нижегородской области, обязуясь соблюдать договоренности, достигнутые в ходе трехсторонних коллективных переговоров и консультаций, заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Нижегородской области от 27 апреля 1999 года N 40-З "О социальном партнерстве" настоящее Соглашение в области социально-трудовых отношений на 2018 - 2020 годы (далее - Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на уровне Нижегородской области.
Стороны Соглашения считают на предстоящий период главной целью социальной политики создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов и качества жизни населения на основе развития экономики Нижегородской области.
1. Развитие экономики
Стороны считают, что в предстоящий период экономическая политика Нижегородской области должна быть ориентирована на реализацию мер, обеспечивающих развитие и повышение конкурентоспособности экономики области с учетом реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития области, на основе модернизации и диверсификации производств, развития инновационных процессов, обеспечения условий для конкуренции, повышения эффективности государственного управления, что в конечном итоге повлияет на повышение качества и уровня жизни населения.
Стороны совместно:
1.1. Добиваются дальнейшего роста экономики Нижегородской области, укрепления экономического и финансового положения организаций, для чего осуществляют взаимодействие по вопросам промышленной, бюджетной, инвестиционной, налоговой и ценовой политики.
1.2. Способствуют созданию на территории Нижегородской области условий для легального ведения бизнеса. Проводят работу по снижению неформальной занятости и легализации "теневой" заработной платы.
1.3. Проводят политику, направленную на модернизацию действующих и создание новых производств, ориентированных на выпуск новых конкурентоспособных видов продукции в различных отраслях экономики, укрепление финансово-экономического состояния организаций, рост оплаты труда, рост доходов бюджета и повышение занятости населения.
1.4. Участвуют в разработке принципов и методов государственной тарифной и ценовой политики Нижегородской области, готовят предложения по их совершенствованию.
1.5. Разрабатывают и реализуют проекты, имеющие целью развитие производства, перевод экономики к устойчивому росту, создание и сохранение экономически целесообразных рабочих мест, обеспечение подготовки квалифицированных рабочих кадров.
1.6. Создают условия для развития внутрирегиональной кооперации.
1.7. Своевременно принимают меры по предупреждению несостоятельности организаций, их финансовому оздоровлению, используя в полном объеме досудебные процедуры. Принимают меры по предотвращению банкротства и необоснованной реорганизации платежеспособных организаций.
1.8. Формируют предложения по созданию оптимальных условий хозяйствования, благоприятных условий для привлечения внутренних и внешних инвестиций, а также для развития инноваций и высоких технологий в промышленности Нижегородской области.
1.9. Участвуют в реализации мероприятий государственной программы развития промышленности Нижегородской области, направленных на формирование эффективной и сбалансированной экономики, создание конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, нацеленной на формирование новых рынков инновационной продукции.
1.10. Содействуют внедрению в организациях Нижегородской области систем качества, отвечающих требованиям международных стандартов.
1.11. Участвуют в разработке, принятии и реализации государственных программ развития Нижегородской области. Способствуют включению организаций Нижегородской области в утвержденные и формируемые государственные программы Российской Федерации и государственные программы Нижегородской области.
1.12. Содействуют производителям продукции в разработке и внедрении информационных технологий, механизмов сертификации продукции, позволяющих стимулировать рост производства и выпуск конкурентоспособной продукции; внедрению современных методов управления в экономику Нижегородской области на основе новых информационных технологий.
1.13. Содействуют реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части увеличения производительности труда и заработной платы.
1.14. Создают благоприятные условия для развития социально ответственных организаций предпринимательства как основы увеличения в Нижегородской области объемов производства и расширения занятости населения, становления в них коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
1.15. Проводят консультации в Нижегородской региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по вопросам установления предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) отраслей естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства, социальных последствий проведения реформ в сфере естественных монополий, жилищно-коммунальном хозяйстве и принимаемым мерам по адресной социальной поддержке низкодоходных групп населения.
Правительство:
1.16. Содействует реализации основных направлений прогноза социально-экономического развития Нижегородской области, ежегодно разрабатываемого Правительством Нижегородской области.
1.17. Разрабатывает мероприятия, направленные на развитие налогового потенциала Нижегородской области, в том числе за счет привлечения новых инвесторов и стимулирования налогоплательщиков через систему налоговых льгот.
1.18. Принимает меры по обеспечению поступления в областной бюджет дополнительных доходов, в том числе доходов за счет постоянной работы с налогоплательщиками по своевременному и в полном объеме перечислению налогов и сборов во все уровни бюджетной системы, более эффективного управления государственной собственностью Нижегородской области, работы с должниками областного бюджета.
1.19. Развивает систему компенсаций процентных ставок за счет средств областного бюджета за использование привлеченных средств коммерческих банков, в том числе для организаций агропромышленного комплекса Нижегородской области.
1.20. Разрабатывает и заключает соглашения о социально-экономическом партнерстве с собственниками промышленных организаций.
1.21. Оказывает содействие в осуществлении мер по финансовому оздоровлению организаций промышленного комплекса Нижегородской области, находящихся в процедуре внешнего управления.
1.22. Содействует развитию малого и среднего предпринимательства во всех секторах экономики Нижегородской области и созданию благоприятной среды его деятельности. Проводит мониторинг состояния предпринимательства в Нижегородской области.
1.23. Содействует проведению комплекса мер, направленных на обновление основных фондов организаций Нижегородской области, с переходом на более высокий уровень их технического оснащения, обеспечивающего выпуск конкурентоспособной продукции.
1.24. Создает необходимые условия для устойчивого снабжения организаций и населения жилищно-коммунальными услугами, проводит работу по внедрению энергосберегающих технологий, содействует снижению себестоимости услуг организаций жилищно-коммунального хозяйства, экономии бюджетных средств, бесперебойной работе пассажирского транспорта.
Продолжает работу по организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном сообщении.
1.25. Совместно с органами местного самоуправления Нижегородской области проводит работу по погашению задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
1.26. Устанавливает региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
1.27. Обеспечивает назначение и выплату мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсаций и субсидий.
1.28. Оказывает методическую помощь муниципальным образованиям Нижегородской области по вопросам управления жилищным фондом.
1.29. Оказывает содействие в финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитии сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая кредитные.
1.30. Содействует в повышении качества продовольственной продукции и ее конкурентоспособности.
1.31. Оказывает всестороннее содействие в деятельности организаций потребительского рынка для решения задач качественного преобразования сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, формирования современных торговых комплексов, повышения уровня обслуживания населения Нижегородской области.
1.32. При обсуждении и принятии решений по поддержке инвестиционных проектов обращает внимание на наличие в создаваемых организациях, компаниях, холдингах, торговых сетях социальной направленности бизнеса, их взаимодействие с профсоюзами и объединениями работодателей.
1.33. Осуществляет контроль за соблюдением нормативных правовых актов Нижегородской области по регулированию цен и тарифов в установленном порядке.
1.34. Принимает меры по сдерживанию потребительской инфляции и снижению разрыва регионального и среднероссийского показателей.
1.35. Обеспечивает взвешенную политику в области земельных отношений.
1.36. Ежеквартально анализирует развитие экономической ситуации, публикуя пресс-релизы в областных средствах массовой информации и на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Правительство и Работодатели:
1.37. Разрабатывают и реализуют программы по продвижению продукции (услуг) областных товаропроизводителей на российский и зарубежный рынки сбыта в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации, в том числе путем участия в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях.
1.38. Осуществляют подготовку предложений по оптимизации затрат на организацию товаропродвижения продукции нижегородских товаропроизводителей на основе снижения доли участия посредников в товаропроводящих сетях Нижегородской области.
Работодатели:
1.39. Принимают необходимые меры по обеспечению стабильности и экономического роста организаций за счет проведения модернизации и повышения производительности труда, перехода к инновационной модели развития, внедрения энергоэффективных технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, создания дополнительных рабочих мест, повышения оплаты труда.
1.40. Обеспечивают по запросу органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области предоставление предприятиями и организациями информации, необходимой для совместной разработки прогноза и мониторинга социально-экономического развития Нижегородской области.
1.41. Принимают меры по сохранению объемов производства на предприятиях, использующих труд инвалидов.
1.42. Знакомят первичные профсоюзные организации с результатом финансово-хозяйственной деятельности организаций, не реже двух раз в год отчитываются перед работниками об ее итогах.
1.43. Обеспечивают участие в работе органов управления организаций всех форм собственности представителей первичных профсоюзных организаций в порядке, определенном коллективными договорами.
Работодатели и Профсоюзы:
1.44. Проводят совместную работу по устойчивой финансово-экономической работе организаций, соблюдению трудовой и технологической дисциплины, росту производительности труда, повышению профессионализма и деловой активности работников через коллективные договоры, соглашения, конкурсы.
1.45. В случае ухудшения финансового состояния организации, подачи кредитором (кредиторами) в суд заявления о признании организации банкротом извещают об этом работников и выборный орган первичной профсоюзной организации в целях принятия совместных мер по стабилизации ситуации, защите работников и предотвращению необоснованной реорганизации платежеспособных предприятий.
Профсоюзы:
1.46. Воздерживаются от проведения забастовок, а также иных акций протеста, приводящих к нарушению технологического процесса или наносящих ущерб работодателю при соблюдении им норм трудового законодательства, условий настоящего Соглашения, отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективных договоров. При наличии оснований для объявления забастовок проводят предварительные консультации с работодателями и их объединениями в соответствии с действующим законодательством.
1.47. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных актов и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту интересов работников при ликвидации, реорганизации, приватизации или смене собственника, банкротстве организаций.
2. Развитие отраслей социальной сферы
Стороны совместно:
2.1. Разрабатывают и реализуют комплекс организационных и финансовых мероприятий в области образования, здравоохранения и обеспечения жильем в Нижегородской области.
2.2. Проводят в трудовых коллективах и среди населения информационно-разъяснительную работу о реализации мероприятий в области образования, здравоохранения и обеспечения жильем в Нижегородской области.
2.3. Способствуют формированию у населения культуры здорового образа жизни, совершенствуют профилактические меры противодействия распространению наркомании, алкоголизма, социально значимых заболеваний, в том числе ВИЧ/СПИДа, среди работников организаций, осуществляют комплекс мер по повышению качества образования граждан; создают условия для обеспечения доступности жилья; повышения качества жизни сельского населения Нижегородской области.
2.4. Организуют и обеспечивают проведение мероприятий, направленных на поддержание здоровья работников, включая прохождение диспансеризации, развитие системы добровольного медицинского страхования и информирование работников о правах в системе обязательного медицинского страхования.
2.5. В организации летних оздоровительных кампаний 2018 - 2020 годов осуществляют совместное участие в финансировании организации отдыха, оздоровления и занятости детей за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, средств предприятий, организаций профсоюзов. Расходы на эти цели предусматривать в объеме не ниже уровня предыдущего периода, с учетом роста цен и тарифов.
Правительство:
2.6. Оказывает содействие развитию кадрового потенциала первичного звена здравоохранения, привлекая врачей общей практики, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых.
2.7. Принимает меры по оснащению государственных медицинских организаций Нижегородской области, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, диагностическим оборудованием, укреплению материально-технической базы государственных медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь, оснащению государственных медицинских организаций Нижегородской области современными транспортными средствами.
2.8. Содействует повышению качества и доступности первичной медико-санитарной помощи.
2.9. Принимает меры, направленные на сохранение работникам бюджетной сферы средней заработной платы за время прохождения ими диспансеризации и обязательных медицинских осмотров.
2.10. Организует проведение иммунизации населения в рамках приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", а также в рамках исполнения соответствующих нормативных правовых актов Нижегородской области.
2.11. Разрабатывает перечень заболеваний (состояний), оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно за счет бюджетных ассигнований областного бюджета и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи, осуществляет контроль за ее соблюдением на местах. Определяет порядок назначения и льготного выделения отдельным категориям граждан лекарственных препаратов.
2.12. Предусматривает в областном бюджете средства на лечение беременных женщин в санаторно-курортных организациях после проведения стационарного лечения.
2.13. Обеспечивает реализацию мероприятий государственной программы "Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 года N 274.
2.14. Устанавливает распоряжением Правительства Нижегородской области стоимость одного дня пребывания в организациях, осуществляющих санаторно-курортное лечение детей в соответствии с имеющейся лицензией, и организациях, осуществляющих санаторно-курортную помощь детям в соответствии с имеющейся лицензией, расположенных на территории Российской Федерации, в целях осуществления расчетов с гражданами и организациями при компенсации части расходов по приобретению путевки и предоставлении путевки с частичной оплатой.
2.15. Предоставляет путевки в детские санатории, санаторно-оздоровительные центры (лагеря) круглогодичного действия, иные организации, осуществляющие санаторно-курортное лечение детей и санаторно-курортную помощь детям в соответствии с имеющимися лицензиями, расположенные на территории Нижегородской области, категориям граждан в соответствии с Законом Нижегородской области от 24 ноября 2004 года N 130-З "О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей".
2.16. Обеспечивает выплату ежемесячной доплаты за классное руководство (руководство группой) педагогическим работникам общеобразовательных организаций и преподавателям профессиональных образовательных организаций в соответствии с законодательством Нижегородской области.
2.17. Финансирует поощрение лучших образовательных организаций, активно внедряющих инновационные образовательные программы, а также лучших учителей в виде областных грантов за счет средств областного бюджета.
2.18. Осуществляет комплекс мер по обеспечению населения Нижегородской области доступным и комфортным жильем в рамках реализации постановления Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года N 302 "Об утверждении государственной программы "Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Нижегородской области".
2.19. Осуществляет расселение граждан из ветхого и непригодного для проживания жилищного фонда Нижегородской области на основании разработанных жилищных программ Нижегородской области.
2.20. Предусматривает в расходах областного бюджета средства на развитие жилищного строительства, а также социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности в рамках государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года N 280.
2.21. Содействуют производству в Нижегородской области медицинской техники, санитарного транспорта.
Работодатели:
2.22. Сохраняют за работниками среднюю заработную плату за время прохождения ими диспансеризации и обязательных медицинских осмотров.
2.23. Развивают лечебную и материальную базу имеющихся на балансе предприятий медицинских организаций, в том числе здравпунктов.
2.24. Включают представителей профсоюзных органов в комиссии, принимающие вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые производственные, культурно-бытовые и жилищные объекты.
2.25. Внедряют и совершенствуют системы корпоративного ипотечного кредитования.
Работодатели и Профсоюзы:
2.26. Содействуют развитию ипотечных программ для работников, молодых специалистов, в том числе за счет предоставления средств для оплаты первоначального взноса при оформлении кредита или частичного погашения процентной ставки за пользование кредитом из средств организаций. Формируют специализированный жилищный фонд.
2.27. Включают в коллективные договоры и соглашения положения по обязательствам сторон социального партнерства по реализации мероприятий в области образования, здравоохранения и обеспечения жильем в Нижегородской области.
Профсоюзы:
2.28. Контролируют проведение диспансеризации и обязательных медицинских осмотров работников организаций Нижегородской области, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.
2.29. Содействуют улучшению жилищных условий на льготных основаниях работникам, стоящим в очереди, используя механизм коллективных договоров и соглашений различного уровня.
2.30. Оказывают информационную поддержку реализации мероприятий в области образования, здравоохранения и обеспечения жильем, используя многотиражную и стенную печать, профсоюзные издания и средства массовой информации.
3. Демография и народонаселение
Стороны учитывают, что демографическая политика Нижегородской области предполагает преодоление негативных показателей воспроизводственных процессов за счет консолидации мер экономической, финансовой и социальной политики Правительства Нижегородской области, что требует совместных усилий всех сторон Соглашения и должно осуществляться в тесной связи с реализацией Стратегии развития Нижегородской области.
Стороны совместно:
3.1. Организуют реализацию основных направлений демографической политики Нижегородской области:
Концепции демографического развития Нижегородской области на 2014 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 24 июля 2014 года N 484;
Концепции миграционной политики Нижегородской области на период до 2025 года, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 9 января 2007 года N 1, а также планов, программ и мероприятий в области народонаселения.
3.2. Способствуют сохранению и укреплению здоровья населения, увеличению роли профилактики заболеваемости и формированию жизнесохранительного поведения, развитию условий для ведения здорового образа жизни.
3.3. Содействуют повышению уровня рождаемости, укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания.
3.4. Обеспечивают снижение травматизма и смертности населения от несчастных случаев на производстве, профзаболеваний, дорожно-транспортных происшествий и других внешних причин; своевременное выявление на ранних стадиях, профилактику и лечение профзаболеваний, сердечно-сосудистых и других заболеваний, которые дают высокий процент смертности.
3.5. Стимулируют миграционное замещение естественной убыли населения за счет организации добровольного переселения в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом.
Правительство:
3.6. Осуществляет мониторинг и прогнозирует развитие демографической и социально-экономической ситуации в области с целью определения приоритетных направлений и перспектив развития. Разрабатывает планы мероприятий по демографическому развитию и организует их реализацию.
3.7. Формирует систему поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, осуществляет государственную материальную поддержку семей, имеющих детей.
Организует реализацию подпрограммы 7 "Создание семейных детских садов и учительских домов в Нижегородской области на 2015 - 2020 годы и на период до 2022 года" государственной программы "Развитие образования Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года N 301.
3.8. Содействует укреплению репродуктивного здоровья населения и повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитию перинатальных технологий; обеспечивает государственную поддержку лечения бесплодия.
3.9. Способствует реализации на территории Нижегородской области Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637.
Работодатели:
3.10. Разрабатывают и внедряют механизмы стимулирования у работников ответственного отношения к своему здоровью.
Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях финансирование на:
- обеспечение работников льготным (бесплатным) горячим питанием, в т.ч. диетическим (по медицинским показаниям), сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- отдых и оздоровление, санаторно-курортное лечение работающих и членов их семей;
- обеспечение дополнительных обязательств работодателя по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей.
3.11. Осуществляют при наличии финансовых возможностей за счет собственных средств единовременные выплаты при рождении первого ребенка, увеличивают сумму выплат при рождении второго и каждого последующего ребенка, оказывают материальную помощь при поступлении ребенка в первый класс.
3.12. Предусматривают частичную или полную компенсацию подтвержденных расходов работников, в семьях которых сумма дохода на одного члена семьи не превышает прожиточного минимума:
- на содержание в дошкольных образовательных организациях и оздоровительных лагерях детей работников;
- на содержание детей-инвалидов в дошкольных образовательных организациях и приобретение им путевок в оздоровительные лагеря;
- на содержание детей в дошкольных образовательных организациях, оздоровительных лагерях семьям, имеющим троих и более детей.
3.13. Обеспечивают социальную защиту материнства и труда женщин в соответствии с действующим трудовым законодательством.
Профсоюзы:
3.14. Осуществляют пропаганду здорового образа жизни наряду с информированием о вреде низкой физической активности, нерационального и несбалансированного питания, потребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ, также обучение навыкам по соблюдению правил гигиены и режима труда, режима и структуры питания.
3.15. Организуют включение в коллективные договоры и соглашения дополнительных обязательств работодателей по возмещению ущерба от несчастных случаев на производстве, установлению дополнительных дней отпуска и сокращению продолжительности рабочего дня при работе с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам специальной оценки условий труда, обеспечению работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Работодатели и Профсоюзы:
3.16. Предусматривают мероприятия по сохранению и доступности услуг, оказываемых пунктами общественного питания, культурно-просветительскими, спортивными, оздоровительными и социально-бытовыми объектами организаций, с учетом действующих норм и фактической численности работающих, поддержанию на должном уровне их технического состояния.
4. Занятость населения и развитие рынка труда
Стороны Соглашения считают проведение государственной политики в области занятости населения, развития трудовых ресурсов, профессионального образования и подготовки кадров одним из национальных приоритетов и рассматривают повышение ее эффективности в неразрывной связи с решением задач социально-экономического развития Нижегородской области, обеспечения гарантий и учета интересов работников и работодателей.
Стороны совместно:
4.1. Способствуют развитию рынка труда и гарантии занятости населения, сохранению, рациональному использованию и повышению уровня кадрового потенциала, повышению качества и доступности услуг в области содействия занятости населения.
4.2. Обеспечивают реализацию государственной программы содействия занятости населения.
4.3. Устанавливают социально допустимый уровень официальной регистрируемой безработицы в пределах полутора процентов от рабочей силы. Содействуют стабилизации рынка труда.
4.4. Предусматривают в соответствии со статьей 82 Трудового кодекса Российской Федерации в отраслевых и (или) территориальных соглашениях следующие критерии массового увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности (штата) за определенный календарный период:
а) ликвидация организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
б) сокращение численности (штата) работников организации в процентном отношении к среднесписочной численности работающих (за предшествующий соответствующий период):
10% и более - в течение трех месяцев;
15% и более - в течение шести месяцев;
20% и более - в течение года;
в) сокращение численности работающих в городах и районах Нижегородской области в процентном отношении к среднесписочной численности работающих (за предшествующий соответствующий период):
3% и более - в течение трех месяцев;
4% и более - в течение шести месяцев;
5% и более - в течение года.
4.5. Принимают участие в формировании объема потребностей экономики Нижегородской области в квалифицированных кадрах и установлении контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения за счет областного бюджета для профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
4.6. Осуществляют организацию профориентации населения и психологической поддержки безработных граждан (в том числе дальних районов области с использованием Мобильных центров занятости).
4.7. Участвуют в формировании банка свободных рабочих мест (вакантных должностей) с оплатой труда в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Принимают участие в разработке прогнозной потребности работодателей Нижегородской области в работниках.
4.8. Осуществляют мероприятия по содействию занятости граждан, находящихся под риском увольнения.
4.9. Обеспечивают реализацию мероприятий по организации общественных работ и временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет на территориях муниципальных районов (городских округов).
4.10. Обеспечивают меры по определению необходимых объемов трудовой миграции, а также повышение ответственности в рамках своих полномочий за соблюдение миграционного законодательства на территории области.
4.11. Проводят работу, направленную на сокращение объемов трудовой миграции за пределы Нижегородской области.
4.12. При привлечении иностранной рабочей силы предусматривают размер оплаты труда приглашаемым работникам не ниже среднего по соответствующему виду экономической деятельности.
Правительство:
4.13. Разрабатывает механизм регулирования рынка труда и образовательных услуг (спроса и предложения на рынке труда), в соответствии с прогнозом потребности региона в рабочей силе в профессионально-квалифицированном разрезе.
4.14. Разрабатывает областные мероприятия по организации новых и сохранению действующих рабочих мест, осуществляет финансирование мероприятий, касающихся проведения активной политики занятости населения.
4.15. Оказывает содействие по взаимодействию промышленных организаций Нижегородской области и образовательных организаций Нижегородской области, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования в вопросах подготовки кадров и трудоустройства выпускников.
4.16. Размещает информационный материал о ситуации на рынке труда в средствах массовой информации области.
4.17. С учетом приоритетного трудоустройства населения региона на вакантные рабочие места формирует дополнительную потребность Нижегородской области в привлечении иностранных работников.
4.18. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" определяет перечень организаций и виды работ для ее прохождения.
4.19. Принимает меры по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстанавливает нарушенные права граждан, а также подготавливает соответствующие предложения по совершенствованию данного законодательства.
4.20. Осуществляет контроль за трудоустройством инвалидов и работников моложе 18 лет на квотируемые рабочие места.
Работодатели:
4.21. Содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:
соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;
оказания помощи в трудоустройстве, профессиональном обучении или дополнительном профессиональном образовании и предоставления сверх установленной законодательством Российской Федерации дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;
создания условий для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работающих;
разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;
обеспечения приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве, в соответствии с установленными квотами;
соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
4.22. В соответствии с законодательством о занятости представляют органам службы занятости:
- информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
- сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
- обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, размещаемой в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4.23. Решение о привлечении иностранной рабочей силы принимают с учетом мнения органов первичной профсоюзной организации предприятия, а при их отсутствии - отраслевых профсоюзов.
4.24. Осуществляют меры по сохранению и созданию новых рабочих мест по профессиям и видам трудовой деятельности, востребованным рынком труда.
4.25. Осуществляют ликвидацию организаций и их подразделений, изменение организационно-правовой формы, полное или частичное приостановление производства, влекущие за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, только после предварительного, не менее чем за три месяца, уведомления соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров.
4.26. При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.
4.27. Ежегодно представляют министерству образования Нижегородской области информацию о потребности в кадрах с профессиональным образованием. Способствуют обеспечению студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, имеющих государственную аккредитацию, базами практики.
Работодатели и Профсоюзы:
4.28. В коллективных договорах и соглашениях предусматривают проведение и обеспечение финансирования за счет прибыли организаций мероприятий, направленных на сохранение объемов работ, создание новых рабочих мест, повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров, переподготовку высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора, предоставления им льгот и компенсаций, дополнительных к установленным законодательством.
4.29. Используя механизм коллективно-договорного процесса, совместно принимают меры по сдерживанию массового высвобождения работников.
4.30. Предусматривают в соглашениях и коллективных договорах нормы по обеспечению гибких форм занятости, дистанционной занятости, дополнительных льгот и преимуществ для женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет.
4.31. Обеспечивают включение в коллективные договоры и соглашения вопросов организации внутрифирменного развития персонала на производстве, направленных на сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, повышение их конкурентоспособности на рынке труда. Активно участвуют в областных мероприятиях: конкурсах, семинарах, круглых столах, опросах, проводимых Правительством Нижегородской области для формирования эффективной кадровой политики.
4.32. Оказывают содействие в участии работающего населения Нижегородской области в выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".
Профсоюзы:
4.33. Осуществляют общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе за необоснованным и массовым применением срочных трудовых договоров, за предоставлением льгот и гарантий.
4.34. Участвуют в разработке программ и мероприятий по вопросам занятости и развития трудовых ресурсов области. Содействуют организации и проведению областных мероприятий по развитию персонала на производстве.
5. Оплата труда, уровень и качество жизни населения
Стороны считают в предстоящий период основной задачей разработку и реализацию мер по повышению уровня реальной заработной платы, регулированию, совершенствованию оплаты труда и повышению уровня жизни населения.
Стороны совместно:
5.1. Осуществляют на всех уровнях социального партнерства совместную деятельность по решению вопросов по совершенствованию заработной платы и доходов:
- регулирование социально-трудовых отношений в Нижегородской области по вопросам оплаты труда;
- обеспечение опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы;
- содействие реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части увеличения размера реальной заработной платы;
- создание условий для повышения удельного веса заработной платы в общих доходах населения;
- повышение реальных доходов населения, обеспечение соответствия оплаты труда его результатам и сложности;
- максимальное снижение доли населения региона с доходами ниже прожиточного минимума.
5.2. С учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Нижегородской области Стороны ежегодно заключают региональное соглашение о минимальной заработной плате, размер которой не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
5.3. Принимают меры по:
- недопущению выплаты работникам организаций "теневой" заработной платы, недопущению выплаты зарплаты без начисления на нее необходимых налогов и страховых взносов, установленных законодательством;
- дифференциации заработной платы в зависимости от уровня подготовки квалификации работников, сложности, качества и количества труда, трудового вклада работника в результате деятельности предприятия, содержания и условий труда, его отраслевой принадлежности;
- оптимизации соотношений в оплате труда работников различных категорий и профессионально-квалификационных групп с учетом сложности выполняемых работ, условий труда;
- совершенствованию системы нормирования труда в целях повышения эффективного качества норм труда, обеспечения равной напряженности норм для всех видов и групп работников, использования трудовых ресурсов и снижения материальных затрат.
5.4. Оптимизируют долю основной части заработной платы в общем фонде заработной платы с учетом вида экономической деятельности, специфики производства.
Правительство:
5.5. Содействует реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части увеличения заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы.
5.6. Осуществляет мониторинг реализации:
- Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р;
- региональных "дорожных карт" изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения и социального обслуживания населения, культуры, образования, в части оплаты труда отдельных категорий работников, повышение заработной платы которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, от 1 июня 2012 года N 761 и от 28 декабря 2012 года N 1688.
5.7. Проводит работу с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с целью выявления и легализации "теневой" части заработной платы.
5.8. Принимает меры по ежегодной индексации заработной платы работников бюджетного сектора экономики Нижегородской области в соответствии с решениями, принимаемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
5.9. Производит оплату труда работников государственных учреждений Нижегородской области по отраслевой системе оплаты на основе использования профессиональных квалификационных групп в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области.
5.10. Совершенствует систему оплаты работников государственных учреждений Нижегородской области с учетом нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, Нижегородской области и ежегодных Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
5.11. Осуществляет своевременное перечисление средств на реализацию государственных полномочий из областного бюджета в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
5.12. Осуществляет контроль за выплатой заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных районов и городских округов.
5.13. Обеспечивает в рамках рабочей группы по обеспечению своевременной и в полном размере выплате заработной платы и снижению неформальной занятости в организациях Нижегородской области, созданной распоряжением Губернатора Нижегородской области от 24 января 2005 года N 36-р, и соответствующих рабочих групп муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, созданных в целях принятия оперативных мер по ликвидации задолженности по выплате заработной платы в организациях Нижегородской области, реализацию мероприятий по погашению и предупреждению появления задолженности по заработной плате перед работниками организаций всех форм собственности.
5.14. В порядке, установленном законодательством, обеспечивает определение величины прожиточного минимума в Нижегородской области и её публикацию в средствах массовой информации.
5.15. Проводит мониторинг основных показателей уровня жизни населения Нижегородской области в целом, в разрезе городов и районов и информирует стороны социального партнерства о его результатах. Размещает результаты мониторинга на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5.16. Проводит работу по дальнейшему совершенствованию и актуализации потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения Нижегородской области в целях повышения уровня жизни.
5.17. Обеспечивает условия для участия Нижегородской региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Нижегородской области в сфере оплаты труда.
Работодатели:
5.18. Заключают и обеспечивают выполнение коллективных договоров в организациях, предусматривая в них:
- системы оплаты труда, позволяющие начислять заработную плату работникам в зависимости от их квалификации, сложности выполняемой ими работы и качества затраченного труда;
- индексацию заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги не реже одного раза в год с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;
- своевременную выплату заработной платы работникам в сроки, установленные законодательством;
- выплату денежной компенсации в соответствии с действующим законодательством в случае задержки заработной платы;
- вопросы, связанные с защитой пенсионных прав работников.
5.19. Устанавливают тарифные ставки (оклады) работникам в организациях, применяющих тарифные системы оплаты труда, в соответствии с квалификацией, сложностью, количеством, качеством и условиями выполнения работ.
Принимают меры по установлению тарифной (гарантированной) части заработной платы:
- работников организаций внебюджетного сектора на уровне не ниже 60 процентов от общего размера заработной платы;
- работников организаций бюджетного сектора на уровне, определяемом Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
5.20. Принимают меры в организациях внебюджетного сектора экономики Нижегородской области:
- по доведению минимальной месячной тарифной ставки (оклада) работников до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения в Нижегородской области;
- по доведению заработной платы работников, в том числе иностранных, осуществляющих трудовую деятельность на территории Нижегородской области, до среднего уровня заработной платы по видам экономической деятельности в Нижегородской области, в соответствии с данными территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области.
5.21. Обеспечивают выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и исполнившим свои трудовые обязанности (нормы труда), в размере не ниже минимальной месячной заработной платы, установленной региональным соглашением о минимальной заработной плате в Нижегородской области.
Размер минимальной заработной платы не является ограничением для реализации более высоких гарантий по оплате труда.
Гарантируют выплату заработной платы работникам в сроки, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, и предусмотренные коллективными договорами; принимают меры по погашению задолженности по заработной плате; в случае ее задержки производят выплату денежной компенсации в соответствии с действующим законодательством.
5.22. Обеспечивают дифференциацию заработной платы работников, выполняющих работы различной сложности, в зависимости от трудового вклада работника в результаты деятельности предприятия, содержания и условий труда, сокращение разницы в оплате труда руководителей и менеджеров высшего звена и наемных работников.
5.23. Гарантируют оплату времени простоя по вине работодателя в размере не ниже 2/3 средней заработной платы.
Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя.
Время простоя по вине работника не оплачивается.
5.24. Допускают неденежные виды вознаграждения за труд в соответствии с коллективным договором, трудовым договором или по письменному заявлению работников. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы.
5.25. Предоставляют в соответствии с коллективными договорами и соглашениями дополнительные по сравнению с законодательством Российской Федерации льготы и компенсации работникам, занятым на вредных и опасных условиях труда.
5.26. Обеспечивают получение социальных гарантий для работников в объемах, предусмотренных действующими нормативными актами Российской Федерации, Нижегородской области и коллективными договорами.
5.27. Предоставляют профсоюзным комитетам в соответствии с коллективным договором аналитические документы и формы статистической отчетности по вопросам организации труда и заработной платы.
Профсоюзы:
5.28. Осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства по оплате труда, защищают при этом законные права и интересы работников, в том числе посредством участия своих представителей в примирительных комиссиях, трудовых арбитражах, судебных заседаниях и других инстанциях.
5.29. Выступают с инициативой по включению в коллективные договоры организаций взаимных обязательств сторон по определению и совершенствованию систем оплаты труда, размеров оплаты труда, выплатам пособий и компенсаций.
5.30. Осуществляют регулярное информирование трудовых коллективов об уровне средней заработной платы работающих в Нижегородской области, об изменении индексов потребительских цен на товары и услуги, размере прожиточного минимума по различным социальным группам населения, а также о реализации планов социально-экономического развития организации и выполнении коллективных договоров.
6. Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность
Стороны совместно:
6.1. Проводят целенаправленную работу по обеспечению конституционного права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
6.2. Периодически через средства массовой информации информируют общественность о состоянии условий труда, уровнях производственного травматизма и профзаболеваемости работающих в организациях Нижегородской области.
6.3. Повышают эффективность государственного экологического надзора и общественного экологического контроля с целью обеспечения экологической безопасности населения и территории, снижения антропогенного воздействия на окружающую природную среду.
Правительство:
6.4. Обеспечивает реализацию на территории Нижегородской области государственной политики в области охраны труда и осуществляет в этих целях в пределах полномочий государственное управление охраной труда.
6.5. Содействует реализации мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда.
6.6. Координирует проведение на территории Нижегородской области в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
6.7. Обеспечивает финансирование мероприятий по охране труда бюджетных организаций Нижегородской области, в том числе специальной оценки условий труда.
6.8. Совершенствует систему экологического мониторинга, обеспечивает реализацию первоочередных мер по улучшению экологической обстановки в Нижегородской области.
6.9. Одобряет возможность работодателей с учетом финансово-экономического положения до окончания переходного периода (до 31 декабря 2018 года):
- сохранять медицинским работникам (врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу) государственных медицинских организаций Нижегородской области, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда установлен подкласс условий труда 3.1 (вредные условия труда первой степени), в качестве дополнительных гарантий - право на дополнительный отпуск в размерах, установленных постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года N 298/П-22 "Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день";
- устанавливать медицинским работникам (врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу) государственных медицинских организаций Нижегородской области, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда установлен класс условий труда 2 (допустимые), в качестве мер дополнительной поддержки право на дополнительный отпуск в размерах, установленных постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года N 298/П-22 "Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день".
Работодатели:
6.10. Участвуют совместно с медицинскими организациями Нижегородской области в проведении диспансеризации работников Нижегородской области, организуют обязательные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.
6.11. Принимают меры по соблюдению прав работников в сфере безопасности труда, по снижению уровня производственного травматизма, сокращению рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, проводят специальную оценку условий труда рабочих мест в соответствии с действующим законодательством.
6.12. Обеспечивают разработку и внедрение системы управления охраной труда.
6.13. Организуют контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, в том числе посредством создания и функционирования комиссий по охране труда, а также реализацией запланированных мероприятий по результатам специальной оценки условий труда, с целью улучшения условий труда.
6.14. Обеспечивают условия для осуществления общественного контроля уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
6.15. Предусматривают совместно с Профсоюзами в коллективных договорах и соглашениях гарантии, обеспечивающие уполномоченным лицам и комиссиям по охране труда выполнение возложенных на них обязанностей.
6.16. Обеспечивают расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
6.17. Обеспечивают обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
6.18. Обеспечивают выполнение требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих требования к факторам рабочей среды и трудового процесса, осуществляют меры по гигиеническому воспитанию и обучению работников.
6.19. Разрабатывают и утверждают программы производственного экологического контроля.
6.20. Обеспечивают подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Работодатели и Профсоюзы:
6.21. Содействуют проведению дополнительной иммунизации, вакцинопрофилактики работников за счет средств организации, совершенствуют профилактические меры противодействия распространению наркомании и алкоголизма среди работников организаций Нижегородской области.
6.22. Принимают меры по созданию и оборудованию в подразделениях организаций Нижегородской области помещений для оказания медицинской помощи, формированию санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором современных лекарственных препаратов, средств оказания первой медицинской помощи.
Профсоюзы:
6.23. Добиваются включения и реализации мероприятий по охране труда, в том числе специальной оценки условий труда, в коллективные договоры организаций Нижегородской области и соглашения различного уровня.
6.24. Осуществляют общественный контроль за соблюдением прав работников в сфере охраны труда и общественный экологический контроль силами собственных инспекций, уполномоченных (доверенных лиц) профсоюзных комитетов. Вносят предложения в органы управления по совершенствованию действующего законодательства об охране труда и социальной защите работающих, пострадавших на производстве.
6.25. Защищают права и интересы работников в случае нарушения законодательства о труде и охране труда, а также пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, в т.ч. в судебных органах.
6.26. Инициируют создание на паритетных началах комитетов (комиссий) по охране труда в организациях; участвуют в организации обучения уполномоченных (доверенных) лиц и членов комитетов (комиссий) по охране труда; осуществляют независимую экспертизу условий труда.
6.27. Организуют на базе учебно-методического центра профсоюзов обучение руководителей и специалистов предприятий и организаций всех форм собственности по вопросам трудового законодательства и охраны труда.
7. Социальная защита населения
Стороны совместно:
7.1. Проводят согласованную политику в области развития здравоохранения, спорта, семейного и детского отдыха, по сохранению и укреплению сети социально-культурных объектов.
7.2. Обеспечивают своевременное перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
7.3. Принимают меры по сохранению на территории Нижегородской области объектов социальной сферы: санаториев-профилакториев и других медицинских организаций Нижегородской области, организаций отдыха детей и их оздоровления, дошкольных образовательных организаций, спортивных сооружений и учреждений культуры, стационарных, полустационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания семьи и детей, граждан пожилого возраста и инвалидов.
Правительство:
7.4. Осуществляет реализацию федеральных законов в части переданных полномочий по оказанию мер социальной поддержки в объемах средств, предусмотренных на их предоставление в областном бюджете (за счет субвенций, предоставленных из федерального бюджета).
7.5. Предусматривает поэтапный переход на финансирование учреждений социальной сферы с учетом параметров качества предоставляемых бюджетных услуг в соответствии с потребностью населения в их предоставлении.
7.6. В пределах полномочий совершенствует систему регулирования цен на потребительские товары и услуги населению на территории Нижегородской области.
7.7. Обеспечивает в рамках областного бюджета финансирование объектов социально-культурного комплекса Нижегородской области.
7.8. Осуществляет подготовку предложений по стоимости подарков многодетным семьям, имеющим 3 и более детей, и в ряде других случаев.
7.9. Сохраняет действие ранее установленных в Нижегородской области мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Правительство и Работодатели:
7.10. Осуществляют контроль за выплатой компенсаций семьям с детьми и пособий по государственному социальному страхованию в организациях в соответствии с федеральным и областным законодательством.
7.11. Принимают меры по недопущению продажи и перепрофилирования организаций отдыха детей и их оздоровления.
Работодатели:
7.12. Предусматривают совместно с Профсоюзами в коллективных договорах и соглашениях проведение и финансирование из фондов организаций мероприятий по созданию условий для отдыха работников, членов их семей.
7.13. Обеспечивают хозяйственное обслуживание, сохранение и материальное укрепление социально-культурной сферы организаций, загородных оздоровительных лагерей, их подготовку и организацию отдыха детей, подростков в каникулярный период.
7.14. Перечисляют профсоюзным комитетам организаций Нижегородской области денежные средства на проведение социально-культурной и иной работы среди работников в размере, определяемом коллективными договорами.
Профсоюзы:
7.15. Взаимодействуют с органами государственного контроля и надзора Нижегородской области, общественными организациями Нижегородской области при изучении уровня обслуживания населения учреждениями социально-бытовой сферы, здравоохранения, торговли, общественного питания, образования, организаций отдыха детей и их оздоровления. Вносят органам государственной власти Нижегородской области предложения по устранению недостатков и совершенствованию работы данных учреждений.
7.16. Добиваются выделения организациями необходимых средств на поддержку работающих, многодетных и неполных семей, инвалидов, бывших работников из числа пенсионеров, развитие физической культуры и спорта, оздоровление работников и их детей.
7.17. Для защиты прав работников направляют своих представителей:
- в комиссии предприятий и организаций отдыха детей и их оздоровления;
- в коллегиальные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области по распределению средств для организации детского отдыха.
7.18. Обеспечивают участие профсоюзных санаториев в реализации мероприятий по долечиванию больных непосредственно после стационарного лечения.
8. Молодежная политика
Стороны совместно:
8.1. Обеспечивают профессионально-ориентационную работу с безработными гражданами и незанятым населением, молодежью, выпускниками школ и профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
8.2. Обеспечивают совершенствование комплекса учебно-воспитательной работы, распространение передового опыта производственного обучения в организациях Нижегородской области, развитие наставничества и кураторства.
8.3. Осуществляют обеспечение учащейся, студенческой и работающей молодежи информацией о возможностях и перспективах развития производственного потенциала области, о структуре и направлениях подготовки кадров в образовательных организациях Нижегородской области.
8.4. Продолжают совершенствовать механизм реализации молодежной политики среди студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
8.5. Обеспечивают разработку и реализацию мероприятий в рамках программ содействия занятости населения по созданию временных (сезонных) рабочих мест для студенческой и учащейся молодежи.
8.6. Организуют оздоровление, отдых и временное трудоустройство детей, подростков и студенческой молодежи, содействуют развитию молодежного туризма.
8.7. Ежегодно проводят анализ потребности на рынке труда в специалистах различных профессий из числа выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Нижегородской области и публикуют результаты анализа в областных средствах массовой информации.
8.8. Определяют меры по финансированию студенческих оздоровительных лагерей Нижегородской области.
8.9. Проводят традиционные областные студенческие культурно-массовые мероприятия и мероприятия для работающей молодежи.
8.10. Совершенствуют взаимодействие профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по подготовке и закреплению кадров в экономике Нижегородской области.
8.11. Содействуют развитию конкурсов профессионального мастерства, в т.ч. международного конкурса WorldSkills.
Правительство:
8.12. Создает и развивает правовые, экономические и организационные условия для трудовой и гражданской социализации молодежи.
8.13. Осуществляет финансирование программ дополнительной социальной защиты студентов, аспирантов при установлении именных стипендий.
8.14. При формировании областного бюджета на соответствующий год предусматривает расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в том числе студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
8.15. Проводит ежегодный мониторинг профессиональной востребованности выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по результатам обращений их в центры занятости населения районов и городов Нижегородской области по вопросам содействия в трудоустройстве.
Работодатели:
8.16. Создают и реализуют принципы корпоративной культуры и отношений внутри трудовых коллективов, способствующие закреплению в организациях области наиболее квалифицированной и социально зрелой части молодежи.
8.17. Организуют учебно-производственную практику студентов по договорам с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования.
8.18. Осуществляют социально-экономическую поддержку семей молодых рабочих и специалистов. Содействуют решению жилищных проблем молодежи в соответствии с законодательством.
8.19. Участвуют в опережающем обучении молодых работников, подлежащих высвобождению в результате реорганизации организаций и сокращения штатов.
8.20. Осуществляют развитие внутрифирменного обучения молодых сотрудников, расширяют возможности для повышения их квалификации.
8.21. Предусматривают в организациях дополнительные меры материального стимулирования и поддержки способной и талантливой молодежи, а также работников, повышающих свою квалификацию.
Профсоюзы:
8.22. Осуществляют меры, направленные на защиту социально-экономических интересов и трудовых прав молодежи, по обеспечению правового просвещения молодежи с учетом специфики современных условий рынка труда.
8.23. Координируют деятельность профсоюзных организаций образовательных организаций, оказывают им организационно-методическую, финансовую и иную помощь в осуществлении их практических функций.
8.24. Обеспечивают организационную работу по реализации программ дополнительной социальной защиты обучающихся профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Нижегородской области.
8.25. Развивают сотрудничество молодежных советов профсоюзов с другими общественными организациями молодежи Нижегородской области.
9. Развитие социального партнерства
Стороны определяют основными направлениями дальнейшее расширение регулирования социально-трудовых отношений на основе коллективных договоров, отраслевых и территориальных соглашений, проведение взаимных консультаций при принятии решений по вопросам социально-трудовых отношений, предупреждение коллективных трудовых споров.
Стороны совместно:
9.1. Осуществляют меры по реализации Закона Нижегородской области от 27 апреля 1999 года N 40-З "О социальном партнерстве", признают необходимым заключение отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений и коллективных договоров в организациях всех форм собственности, с индивидуальными предпринимателями и обязуются оказывать профорганизациям, работодателям, их объединениям, органам местного самоуправления, развивающим социальное партнерство, всестороннее содействие.
9.2. Принимают на себя в пределах своих полномочий обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
9.3. Организуют мероприятия, направленные на совершенствование форм и методов регулирования социально-трудовых отношений, обучение представителей сторон социального партнерства.
9.4. Оказывают содействие в создании и деятельности первичных профсоюзных организаций, координационных советов профсоюзов и объединений работодателей, территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
9.5. Содействуют:
- заключению территориальных, территориальных отраслевых (межотраслевых), отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективных договоров. Оказывают необходимую организационную и методическую помощь субъектам социального партнерства и их представителям при подготовке соглашений и коллективных договоров;
- развитию практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях малого и среднего бизнеса;
- развитию практики заключения наряду с коллективными договорами соглашений, предоставляющих дополнительные социальные льготы и гарантии членам профсоюза; включению соответствующих положений в отраслевые и территориальные соглашения;
- проведению ежегодного регионального этапа всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности".
9.6. Проводят мероприятия, направленные на предотвращение коллективных трудовых споров, в случае их возникновения участвуют в их разрешении в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правительство:
9.7. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предоставляет Нижегородскому областному союзу организаций профсоюзов "Облсовпроф" периодическую информационно-аналитическую документацию за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством, выпускаемую территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (Нижегородстатом).
9.8. Обеспечивает в установленном порядке участие Профсоюзов и Работодателей в разработке и обсуждении проектов законов Нижегородской области, государственных программ Нижегородской области, других нормативных правовых актов в сфере труда, подготовленных органами исполнительной власти Нижегородской области.
9.9. Обеспечивает участие представителей Сторон в работе комиссий, рабочих групп, образованных в органах исполнительной власти Нижегородской области, при рассмотрении социально-экономических вопросов.
9.10. Ежегодно предусматривает в областном бюджете выделение наряду с другими средствами массовой информации средств на оказание финансовой поддержки выпуска газеты "Профсоюзная трибуна" в соответствии с методикой планирования бюджетных ассигнований областного бюджета на очередной финансовый год.
9.11. Привлекает руководителей областных организаций профсоюзов для участия в работе совещаний, проводимых органами исполнительной власти Нижегородской области, связанных с реорганизацией, изменением форм собственности организаций, созданием ассоциаций.
Правительство и Работодатели:
9.12. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" рассматривают и принимают нормативные правовые акты по вопросам, затрагивающим социально-трудовые права работников, с обязательным рассмотрением мнения профсоюзов, изложенного в письменной форме.
Работодатели:
9.13. Не препятствуют созданию профсоюзов в организациях независимо от их организационно-правовой формы, признают необходимость соблюдения прав и гарантий профсоюзной деятельности, в том числе участия представителей профсоюзной организации в деятельности коллегиальных органов управления (совет директоров, правление).
9.14. Принимают меры по расширению числа участников Соглашения, регулярно рассматривают ход выполнения принятых обязательств Соглашения членами объединений работодателей. О предпринимаемых мерах информируют стороны социального партнерства, Нижегородскую региональную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
9.15. Сохраняют существующий порядок перечисления профсоюзных взносов в организациях по безналичному расчету с письменного согласия работников и перечисляют их с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций.
9.16. Обеспечивают условия для осуществления органами государственного контроля и надзора Нижегородской области и профсоюзными органами контроля за соблюдением трудового законодательства Российской Федерации.
9.17. Создают объединения работодателей в городских округах и муниципальных районах Нижегородской области в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2002 года N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" и положением об объединениях работодателей в Нижегородской области, утвержденным решением Нижегородской региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (протокол от 28 октября 2005 года N 3).
Профсоюзы:
9.18. При поддержке работодателей и органов местного самоуправления Нижегородской области проводят работу по созданию первичных профсоюзных организаций в организациях независимо от их формы собственности в целях развития коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
9.19. Инициируют заключение коллективных договоров, областных отраслевых и территориальных соглашений.
9.20. Добиваются заключения коллективного договора в каждой организации Нижегородской области, в которой создана первичная профсоюзная организация, осуществляют контроль за его выполнением.
9.21. Проводят анализ проектов коллективных договоров на соответствие их положений действующему трудовому законодательству и соглашениям.
9.22. Способствуют вовлечению более широкого круга работодателей в переговорные процессы по заключению отраслевых и территориальных соглашений.
9.23. Организуют работу координационных советов профсоюзов по заключению и контролю за выполнением территориальных соглашений.
9.24. Организуют обучение членов выборного профсоюзного органа вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения и реализации коллективных договоров и соглашений.
9.25. Организуют на базе учебно-методического центра профсоюзов обучение руководителей и специалистов предприятий и организаций всех форм собственности по вопросам социального партнерства.
9.26. Осуществляют через правовые службы профсоюзов бесплатные консультации и правовую помощь членам профсоюзов.
10. Порядок организации и контроля выполнения Соглашения
10.1. Деятельность Сторон по реализации данного Соглашения осуществляется через Нижегородскую региональную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия), которая сформирована на принципах паритетности и полномочности представительства, равноправия и взаимной ответственности.
Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Комиссии, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области, Нижегородского областного союза организаций профсоюзов "Облсовпроф" и регионального объединения работодателей "НАПП" Нижегородской области.
10.2. Соглашение действует в отношении:
всех работодателей, являющихся членами регионального объединения работодателей "НАПП", заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения Соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия Соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим Соглашением;
работодателей, не являющихся членами регионального объединения работодателей "НАПП", которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить Соглашение либо присоединились к Соглашению после его заключения;
органов исполнительной власти Нижегородской области в пределах взятых ими на себя обязательств.
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с указанными выше работодателями.
Соглашение действует в отношении областных организаций профсоюзов, входящих в состав Нижегородского областного союза организаций профсоюзов "Облсовпроф", а также объединяемых ими первичных профсоюзных организаций.
10.3. По предложению Комиссии министерство социальной политики Нижегородской области вправе после опубликования Соглашения предложить работодателям, осуществляющим свою деятельность на территории Нижегородской области и не участвовавшим в заключении данного Соглашения, присоединиться к этому Соглашению.
Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации Соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории Нижегородской области и не участвовавшие в заключении данного Соглашения, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению не представили в министерство социальной политики Нижегородской области мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к Соглашению министерство социальной политики Нижегородской области вправе провести консультации с участием представителей этого работодателя, представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, представителей Сторон Соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители Сторон Соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
10.4. В случае уклонения от выполнения обусловленных данным Соглашением мероприятий, либо грубого нарушения его положений соответствующие должностные лица несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
10.5. После подписания Соглашения каждая из Сторон разрабатывает план мероприятий по реализации принятых обязательств и представляет его в Комиссию.
10.6. Профсоюзы не выступают организаторами забастовок в случае выполнения Правительством и Работодателями обязательств, предусмотренных в настоящем Соглашении, а также в областных отраслевых соглашениях.
10.7. Стороны Соглашения обмениваются информацией, необходимой для контроля за данным Соглашением.
10.8. Изменения и дополнения Соглашения производятся по взаимному согласию Сторон в виде дополнительного соглашения к Соглашению.
10.9. После подписания Соглашения организации Нижегородской области, заключившие коллективные договоры, должны внести в них соответствующие изменения.
10.10. Соглашение вступает в силу с 1 января 2018 года и действует до 1 января 2021 года.
Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
10.11. Текст Соглашения размещается на официальных сайтах Правительства Нижегородской области, министерства социальной политики Нижегородской области, Нижегородского областного союза организаций профсоюзов "Облсовпроф", регионального объединения работодателей "Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и публикуется в газете "Нижегородская правда". Основные положения Соглашения публикуются в газете "Профсоюзная трибуна".
Врио Губернатора Нижегородской области, Председателя Правительства |
Г.С. Никитин |
Председатель Нижегородского областного союза организаций профсоюзов "Облсовпроф" |
А.М. Соколов |
Генеральный директор регионального объединения работодателей "Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей" |
В.Н. Цыбанев |
Включено в Реестр
договоров (соглашений)
Правительства Нижегородской области
"9" января 2018 года
N в реестре 3245
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным союзом организаций профсоюзов "Облсовпроф" и региональным объединением работодателей "Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей" о взаимодействии в области социально-трудовых отношений на 2018 - 2023 годы от 9 января 2018 г. N 2-П/4/А-11
Вступает в силу с 1 января 2018 г. и действует до 1 января 2024 г.
Текст Соглашения опубликован в газете "Нижегородская правда" от 15 января 2018 г. N 2
Настоящий документ прекратил действие в связи с истечением срока действия
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Дополнительное соглашение от 2 февраля 2021 г. N 8-П/26/А-43 к Соглашению
Изменения вступают в силу с 2 февраля 2021 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.
Дополнительное соглашение от 24 мая 2019 г. N 213-П/130/А-226 к Соглашению
Изменения вступают в силу с 24 мая 2019 г.