Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к распоряжению Комитета по труду и
занятости населения Московской области
от 6 июля 2011 г. N 27-р
Методические рекомендации
по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей (далее - Методические рекомендации), разработаны в целях оказания методической помощи государственным учреждениям Московской области центрам занятости населения (далее - центры занятости) при реализации Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 27.01.2011 N 65/3 (далее - Программа).
1.2. При реализации мероприятий Программы центры занятости руководствуются Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; Федеральным законом Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1143) "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"; постановлением Правительства Московской области от 27.01.2011 N 65/3 "Об утверждении программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2011 год"; Соглашением между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Московской области о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области от 15.02.2011 N 11/2011; настоящими Методическими рекомендациями.
1.3. Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы могут быть организованы по профессиям (специальностям) в организациях, включенных в Программу.
1.4. Оборудование специальных рабочих мест и трудоустройство на них инвалидов, создание и оснащение рабочего места (в том числе надомного) для родителей, воспитывающих детей - инвалидов, многодетных родителей осуществляется в организациях, включенных в Программу.
1.5. Участниками мероприятий Программы могут быть организации независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности.
1.6. Участниками мероприятий Программы не могут быть организации, в которых начата процедура банкротства, которые объявлены в установленном порядке несостоятельными (банкротами) или по которым вынесено решение о назначении внешнего управления, санации уполномоченным на то органом, организации, которые в рамках реализации мероприятий Программы предоставляют для трудоустройства граждан рабочие места, находящиеся в стадии трудовых споров, а также организации, имеющие задолженности по уплате налогов и сборов.
Участниками мероприятий Программы не могут быть государственные (муниципальные) учреждения.
2. Организация стажировки выпускников в целях приобретения ими опыта работы
2.1. Основной целью стажировок выпускников образовательных учреждений (далее - выпускники) является приобретение ими практического опыта работы, а также освоение новых технологий, форм и методов организации труда непосредственно на рабочем месте.
Целями стажировки также являются содействие занятости выпускников, испытывающих трудности в поиске работы, и содействие работодателям в подборе необходимых работников в соответствии с имеющейся потребностью.
2.2. Стажировка организуется для выпускников, зарегистрованных в центрах занятости в установленном порядке как безработные и граждане, ищущие работу.
2.3. Стажировка выпускников проводится в организациях различных организационно-правовых форм (далее организация).
Стажировка выпускников организуется как производственная (трудовая) деятельность ее участников на специально созданных или выделенных работодателем рабочих местах по полученной квалификации (профессии, специальности), а также иным направлениям профессиональной подготовки, родственным по содержанию работ.
2.4. Основными видами стажировки выпускников являются:
2.4.1. Стажировка выпускников на рабочем месте по полученной квалификации в результате освоения основной профессиональной образовательной программы (по направлению подготовки или специальности высшего профессионального образования, специальности среднего профессионального образования, профессии начального профессионального образования).
2.4.2. Стажировка выпускников организуется на рабочем месте по полученной профессии (специальности), или по родственным направлениям подготовки или специальностям высшего профессионального образования, родственным специальностям среднего профессионального образования, профессии начального профессионального образования.
2.5. При организации стажировки между центром занятости и работодателем заключается договор, предусматривающий частичное возмещение работодателю затрат на оплату труда стажирующихся выпускников, составляющих в месяц не более 1 установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда, увеличенного на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также затраты на выплаты работникам за наставничество.
2.6. Наставнику устанавливается доплата за наставничество в размере не более одной второй установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда, увеличенного на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, за 1 стажера в месяц.
В этом случае в трудовой договор работника, выступающего в роли наставника, вносится (с его согласия) дополнения в части возложения на него дополнительных обязанностей и установления доплаты (надбавки) за наставничество.
2.7. С выпускниками, принимающими участие в стажировке, работодатель заключает срочный трудовой договор.
2.8. Средняя продолжительность стажировки выпускников составляет 6 месяцев.
2.9. Выпускник образовательного учреждения, прошедший в 2010 году стажировку в целях приобретения им опыта работ менее 6 месяцев, при необходимости может быть повторно направлен для участия в указанном мероприятии в 2011 году. В тоже время, указанная мера не может носить постоянный характер, так как в противном случае встает вопрос об эффективности и качестве проведения стажировки выпускника в целях приобретения опыта работы.
2.10. При направлении на стажировку учитываются состояние здоровья, специальность по полученному образованию и другие индивидуальные особенности выпускников.
2.11. Выпускник может самостоятельно принять решение о прекращении участия в мероприятиях. Срочный трудовой договор о стажировке выпускника может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную работу.
2.12. Работодатель обязан уведомить в течение 3-х рабочих дней центр занятости в случае увольнения выпускника по любым основаниям.
2.13. Работодатель представляет в центр занятости по месту своего нахождения заявку на участие в организации стажировки.
2.14. Центр занятости рассматривает заявку работодателя на соответствие ее показателям Программы, принимает ее или в случае ее отклонения указывает конкретные причины, о чем письменно уведомляет работодателя.
2.15. В соответствии с принятой заявкой центр занятости заключает с работодателем (далее - Стороны) договор об организации стажировки (далее - Договор) (образец - приложение N 1 к настоящим методическим рекомендациям). После выполнения обязательств, предусмотренных Договором, Сторонами подписывается Акт о выполнении договорных обязательств.
2.16. Центр занятости в установленном порядке выдает выпускнику направление на стажировку.
3. Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей
3.1. Основной целью содействия трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей является социально-профессиональная адаптация на рабочем месте, создание условий для реализации гражданами с ограниченными возможностями профессиональных навыков и умений, на обеспечение права граждан на труд и на вознаграждение за труд, удовлетворение материальных потребностей, сохранении мотивации к труду.
3.2. При реализации данного мероприятия между центром занятости и работодателем заключается договор, предусматривающий возмещение работодателю затрат на оснащение специальных рабочих мест для инвалидов, создание рабочих мест, в том числе на дому, для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и многодетных родителей в размере не более 50 тыс. рублей на 1 (одно) постоянное рабочее место.
3.3. Возмещению подлежат следующие затраты.
3.3.1. Затраты на оснащение специального рабочего места для трудоустройства инвалида, требующего дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида, специальная мебель, а также средства для создания благоприятных климатических условий работы.
3.3.2. Затраты на приобретение, монтаж и установку специального оборудования, необходимого для дооснащения существующего или вновь созданного рабочего места, на которое трудоустроен незанятый инвалид по направлению центра занятости населения.
3.3.3. Затраты на приобретение специальных аудиопрограмм для слабовидящих и слепых людей, с помощью которых инвалиды учатся набирать компьютерный текст, находить информацию в Интернете, осваивают электронную почту, записывают компакт-диски, специального программного обеспечения, позволяющего увеличивать информацию на экране компьютера, а для слабослышащего инвалида - на приобретение специального оборудования усиливающего звук, а также другое вспомогательное оснащение.
3.3.4. Затраты на приобретение необходимых средств производства для создания и оснащения специального рабочего места для трудоустройства инвалида.
3.4. Работодатель вправе создавать специальные рабочие места для инвалидов в счет квоты, если организация в соотвествиии с Законом Московской области "О квотировании рабочих мест" осуществляет квотирование рабочих мест.
3.5. Проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов осуществляется с учетом профессий и индивидуальной программы реабилитации инвалидов, характера выполняемых работ, группы инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничений способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.
3.6. Договор, заключаемый центром занятости с работодателем должен предусматривать трудоустройство на оборудованное специальное рабочее место инвалида по направлению центра занятости и обязанность работодателя в случае увольнения инвалида, трудоустроенного на оснащенное рабочее место, известить об этом центр занятости и принять другого инвалида на освободившееся рабочее место.
3.7. Работодатель вправе организовать специализированное рабочее место инвалида у него дома, если надомный труд используется в этой организации как форма хозяйствования, а оформление надомного труда осуществляется в соответствии со статьями 310-312 главы 49 "Особенности регулирования труда надомников" Трудового Кодекса Российской Федерации.
3.8. В рамках мероприятия рекомендуется направлять к работодателям в целях трудоустройства на оснащенное специальное рабочее место инвалидов, имеющих инвалидность вследствие нарушения слуха, зрения, опорно-двигательной системы, а также инвалидов вследствие общего заболевания в случае необходимости создания специального рабочего места для данной категории граждан.
3.9. Под оснащением рабочего места для трудоустройства по направлению центра занятости населения родителей, воспитывающих детей-инвалидов и многодетных родителей понимается обеспечение его всеми необходимыми средствами, при помощи которых можно создать работнику условия для эффективного выполнения им своих профессиональных обязанностей.
3.10. Возмещению подлежат расходы работодателя на приобретение необходимых средств производства для создания и оснащения рабочего места для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.
Возмещению подлежат затраты на дооснащение существующего или вновь созданного рабочего места для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.
3.11. Работодатель представляет в центр занятости по месту своего нахождения заявку на участие в мероприятии по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей (приложение N 2 к Договорам);
3.12. Центр занятости рассматривает заявку работодателя, принимает ее или отклоняет с указанием конкретных причин, о чем письменно уведомляет работодателя.
3.13. В соответствии с принятой заявкой центр занятости заключает с работодателем (далее - Стороны) договор, предусматривающий возмещение работодателю затрат, произведенных для до(оснащения) рабочего(их) места(мест) из расчета не более 50,0 тыс. рублей за одно рабочее место (далее - Договор) (образец - приложение N 2, 3, 4 к настоящим методическим рекомендациям). После окончания действия Договора Сторонами подписывается Акт о выполнении договорных обязательств.
3.14. Центр занятости в установленном порядке выдает направления на трудоустройство незанятых инвалидов на специальное рабочее место, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей на рабочее место.
4. Порядок финансирования мероприятий по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, содействию трудоустройству инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей
4.1. Финансирование расходов, связанных с организацией стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, содействию трудоустройству инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей осуществляется из средств субсидии федерального бюджета по КБК расходов 030 04 01 5100301 013, КОСГУ 241, 242, 226 "Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке субъектов Российской Федерации" и средств бюджета Московской области по КБК расходов 030 04 01 5223101 013, КОСГУ 241, 242, 226 "Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2011 год".
4.2. Финансовые средства на реализацию мероприятий по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, по содействию трудоустройству инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей выделяются Комитетом центрам занятости в соответствии с Программой.
4.3. Перечисление денежных средств на расчетный счет работодателя осуществляется центром занятости на основании заключенных в установленном порядке договоров.
Источником финансового обеспечения заключенных договоров по частичному возмещению работодателю затрат на заработную плату выпускникам образовательных учреждений, направленным на стажировку в целях приобретения ими опыта работы, выплаты за наставничество, возмещение затрат на оборудование специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, оборудование рабочих мест для трудоустройства родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей являются субсидии федерального бюджета и средства бюджета Московской области одновременно.
В платежных поручениях на перечисление финансовых средств указывается целевое направление их расходования.
4.4. Учет финансовых средств, выделенных организации, индивидуальному предпринимателю для возмещения работодателю затрат на заработную плату выпускникам образовательных учреждений, направленным на стажировку в целях приобретения ими опыта работы, выплат за наставничество, возмещение затрат на оборудование специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, оборудование рабочих мест для трудоустройства родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей из средств федерального бюджета и бюджета Московской области, осуществляется центром занятости раздельно (субсидия федерального бюджета, средства бюджета Московской области, средства работодателя).
5. Отчет и контроль
Центры занятости осуществляют:
5.1. Контроль за целевым расходованием средств, выделенных для возмещения работодателю затрат на заработную плату выпускникам образовательных учреждений, направленным на стажировку в целях приобретения ими опыта работы, выплаты за наставничество, возмещение затрат на оборудование специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, оборудование рабочих мест для трудоустройства родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.
5.2. Закрытие договоров, заключенных с работодателями на организацию стажировки, по содействию трудоустройству инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей после исполнения ими всех договорных обязательств на основании акта о выполнении договорных обязательств.
5.3. Подготовку и представление в Комитет отчетности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.