г. Хабаровск |
|
31 октября 2011 г. |
N Ф03-4448/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Барбатова А.Н.
Судей: Карпушиной Т.Н., Саранцевой М.М.
при участии:
от истцов: от ОАО "Изумруд" - Киселева Е.А., представитель по доверенности от 01.11.2010 N 1/1612; от АНО ОДС "Искорка" - Тятов Д.Ю., представитель по доверенности от 01.08.2011 N 03
от ответчиков: от администрации города Владивостока - Булдыгина Н.В., представитель по доверенности от 20.12.2010 N 1-3/5325; от Управления Росреестра по Приморскому краю - представитель не явился
от третьего лица: представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Изумруд"
на решение от 30.03.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2011
по делу N А51-12609/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Кобко Е.В., в апелляционном суде судьи Култышев С.Б., Скрипка Н.А., Аппакова Т.А.
По иску открытого акционерного общества "Изумруд", автономной некоммерческой организации образовательного детского сада "Искорка"
к администрации города Владивостока, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
о признании права отсутствующим
Открытое акционерное общество "Изумруд" (далее - ОАО "Изумруд"; ОГРН 1022502117516, место нахождения: 690105, Приморский край, г. Владивосток, ул. Русская, 65) и автономная некоммерческая организация образовательный детский сад "Искорка" (далее - АНО ОДС "Искорка"; ОГРН 1092500002110; место нахождения: 690105, Приморский край, г. Владивосток, ул. Давыдова, 14, А) обратились в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, место нахождения: 690950, Приморский край, г. Владивосток, Океанский проспект, 20), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - Управление Росреестра; ОГРН 1022504382931, место нахождения: 690000, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 48) о признании отсутствующим права собственности муниципального образования город Владивосток на здание детского комбината площадью 1 629, 6 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Давыдова, 14а (с учетом уточнения предмета иска в соответствии со статьей 49 АПК РФ).
Иск обоснован тем, что ОАО "Изумруд", созданное в связи с приватизацией завода "Изумруд", является правопреемником данного государственного предприятия и к нему в порядке реорганизации перешло право собственности на здание детского комбината, ранее возникшее у завода "Изумруд" на законных основаниях. Несмотря на то, что спорное здание не включено в состав приватизируемого имущества и согласно плану приватизации подлежало передаче в муниципальную собственность, фактическая передача здания в муниципальную собственность не производилась, акт приема-передачи не составлялся, договор об использовании объекта не заключался, порядок передачи объекта в муниципальную собственность не был соблюден. Здание детского комбината осталось во владении и на балансе ОАО "Искорка", которое 04.06.2009 передало здание в собственность АНО ОДС "Искорка" в качестве имущественного взноса учредителя. По мнению истцов, государственная регистрация права собственности муниципального образования на спорный объект произведена по ненадлежащему основанию - постановлению главы администрации г. Владивостока от 19.10.1994 N 1367, и без учета того, что на государственную регистрацию был представлен кадастровый паспорт о площади здания 1 629, 6 кв. м, тогда как согласно постановлению от 19.10.1994 N 1367 площадь здания 1 200 кв. м. Поэтому право муниципальной собственности не возникло в связи с недействительностью оснований его регистрации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - Управление Росимущества; ОГРН 1092540004424, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пологая, 21).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.03.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2011, в удовлетворении иска отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что спорный объект недвижимости передан в муниципальную собственность в соответствии с законодательством, действовавшим в период приватизации завода "Изумруд" и создания ОАО "Изумруд". Право собственности муниципального образования город Владивосток на данный объект недвижимости зарегистрировано в установленном порядке 15.01.2010. Поскольку право собственности муниципального образования возникло по предусмотренному законом основанию и подтверждено государственной регистрацией права, а истцы не доказали наличие у них прав на спорное имущество, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
В кассационной жалобе ОАО "Изумруд" просит решение от 30.03.2011 и постановление от 09.06.2011 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы приведены доводы о неправильном применении судами норм материального права, в том числе распоряжения Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп, Указа Президента РФ от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", статей 218, 219 ГК РФ; о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; о несогласии с выводом судов о передаче спорного объекта в муниципальную собственность; о нарушении статей 10, 71 АПК РФ, что выразилось в отсутствии оценки доказательств, обосновывающих отсутствие права муниципальной собственности на здание детского комбината. По мнению заявителя жалобы, ОАО "Изумруд" как правопреемник завода "Изумруд" приобрело право собственности на спорное здание в силу статей 218, 219 ГК РФ и пункта 10 Указа Президента РФ от 01.07.1992 N 721, обладает этим правом и при отсутствии его государственной регистрации, поскольку это допускается пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В связи с этим государственная регистрация права собственности муниципального образования город Владивосток на это же здание нарушает права и законные интересы истцов.
В отзыве на кассационную жалобу АНО ОДС "Искорка" поддерживает приведенные в жалобе доводы.
Администрация города Владивостока в своем отзыве на кассационную жалобу опровергает доводы ОАО "Изумруд" о незаконности судебных актов, считает их принятыми с правильным применением норм права и просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, представители ОАО "Изумруд"", АНО ОДН "Искорка", администрации города Владивостока дали пояснения, соответствующие текстам кассационной жалобы и отзывов на нее.
Представитель третьего лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для их отмены отсутствуют.
Как установлено судами, ОАО "Изумруд" создано в порядке приватизации путем акционирования завода "Изумруд" в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества".
Постановлением Комитета по управлению имуществом Приморского края от 21.06.1994 N 159 утвержден план приватизации завода "Изумруд".
Согласно плану приватизации и акту оценки имущества, являющемуся приложением N 9 к плану приватизации, спорный объект недвижимости - детский комбинат по ул. Давыдова, 14 в г. Владивостоке - включен в перечень объектов социально-бытового и социально-культурного назначения, подлежащих передаче в муниципальную собственность в срок до 01.12.1994.
Порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, и порядок оформления прав собственности на такие объекты был установлен распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп.
Постановлением главы администрации города Владивостока от 19.10.1994 N 1367 утвержден перечень нежилых помещений, занимаемых объектами социально-культурного и бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность, в числе которых указан детский комбинат N 180, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Давыдова, 14.
27.10.1994 данный перечень направлен в Комитет по управлению имуществом Приморского края.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Приморского края от 28.11.1994 N 538 нежилые помещения, занимаемые предприятиями торговли, бытового обслуживания, народного образования, в том числе спорный объект недвижимости, переданы в муниципальную собственность города Владивостока.
20.12.1994 спорное здание внесено в реестр муниципальной собственности, что подтверждено имеющейся в деле выпиской из реестра муниципальной собственности.
Государственная регистрация права муниципальной собственности на здание - детский комбинат площадью 1629,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Давыдова, 14а, произведена в установленном порядке 15.01.2010, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена регистрационная запись N 25-25-01/208/2009-039. В качестве основания государственной регистрации указано постановление главы администрации города Владивостока от 19.10.1994 N 1367.
Спор возник в связи с тем, что истцы, считая себя собственниками спорного имущества, оспаривают наличие у муниципального образования город Владивосток права собственности на это же имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как разъяснено в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав",
в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующими.
Исследовав и оценив доказательства по делу, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Из статьи 1 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", действовавшего в период приватизации завода "Изумруд", следует, что приватизация государственных предприятий - это приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий.
Согласно пункту 4.2 Временного положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, утвержденного Указом Президента РФ от 29.01.1992 N 66, на баланс акционерного общества передается имущество государственного предприятия, составляющее уставный капитал акционерного общества, а также государственное и муниципальное имущество, переданное комитетом акционерному обществу по договору. В состав имущества, передаваемого в уставный капитал акционерного общества, не включаются объекты, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации; а также объекты социально - бытового, социально - культурного назначения и другие объекты, в отношении которых комитетом по управлению имуществом принято решение о сохранении в государственной, муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Пунктом 2 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 к числу объектов, передаваемых в муниципальную собственность, отнесены, в частности, учреждения и объекты народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями).
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов, составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
Правильно применяя вышеуказанные нормы права о приватизации, действовавшие в период приватизации завода "Изумруд", и установив, что спорный объект недвижимости относится к объектам народного образования, не вошел в уставный капитал ОАО "Изумруд", суды пришли к правильному выводу о том, что здание детского комбината, независимо от наличия (отсутствия) акта приема-передачи имущества, является муниципальной собственностью в силу закона, правомерно включено в перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности, и право муниципальной собственности на него зарегистрировано в установленном законом порядке по надлежащему основанию.
Нарушений порядка отнесения спорного имущества к муниципальной собственности, установленного распоряжением Президента РФ от 18.03.1994 N 114-рп, судами не установлено.
Доказательств наличия у ОАО "Изумруд" и АНО ОДС "Искорка" права собственности либо иного вещного права на спорное здание детского комбината истцы судам не представили.
Рассмотрев доводы истцов о нахождении спорного имущества на балансе ОАО "Изумруд", суды обоснованно указали, что балансовая принадлежность не определяет собственника имущества.
Доводы истцов о несовпадении адреса и площади здания детского комбината, указанных в документах о приватизации и в свидетельстве о государственной регистрации права муниципальной собственности, также обоснованно отклонены судами со ссылкой на письмо Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 24.07.2009 N 27/2-2-333 об изменении адреса здания и данные кадастрового паспорта здания о его площади на момент государственной регистрации права собственности.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению нормам материального права.
Неправильного применения тех норм материального права, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, судами не допущено.
Нарушение судами норм процессуального права, в том числе статей 10, 71 АПК РФ, материалами дела не подтверждается.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, о несогласии с выводами судов по существу направлены на переоценку доказательств по делу, что статьей 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Их же доводы о наличии у истцов права собственности на спорное имущество опровергаются имеющимися в деле доказательствами, которые оценены судами в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
При таких обстоятельствах решение от 30.03.2011 и постановление от 09.06.2011 не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
Решение от 30.03.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2011 по делу N А51-12609/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: |
А.Н. Барбатов |
Судьи |
Т.Н. Карпушина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из статьи 1 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", действовавшего в период приватизации завода "Изумруд", следует, что приватизация государственных предприятий - это приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий.
Согласно пункту 4.2 Временного положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, утвержденного Указом Президента РФ от 29.01.1992 N 66, на баланс акционерного общества передается имущество государственного предприятия, составляющее уставный капитал акционерного общества, а также государственное и муниципальное имущество, переданное комитетом акционерному обществу по договору. В состав имущества, передаваемого в уставный капитал акционерного общества, не включаются объекты, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации; а также объекты социально - бытового, социально - культурного назначения и другие объекты, в отношении которых комитетом по управлению имуществом принято решение о сохранении в государственной, муниципальной собственности.
...
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов, составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
...
Нарушение судами норм процессуального права, в том числе статей 10, 71 АПК РФ, материалами дела не подтверждается."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 октября 2011 г. N Ф03-4448/11 по делу N А51-12609/2010
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-928/12
30.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-928/2012
31.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4448/11
14.07.2011 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4642/11
09.06.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3002/11