г. Хабаровск |
|
22 мая 2012 г. |
А51-15683/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Карпушиной Т.Н., Саранцевой М.М.
при участии
без явки представителей лиц, участвующих в деле
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Отделения по г.Уссурийску и Уссурийскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 21.11.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012
по делу N А51-15683/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Овчинников В.В., в апелляционном суде судьи: Пяткова А.В., Грачев Г.М., Гончарова А.В.
По заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу и Уссурийскому району Приморского края
к Отделению по г.Уссурийску и Уссурийскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
заинтересованное лицо: Федеральное бюджетное учреждение Войсковая часть N 74854
о признании незаконными действий
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу и Уссурийскому району Приморского края (место нахождения: 692519, Приморский край, г.Уссурийск, ул.Плеханова, 100) (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Отделения г.Уссурийску и Уссурийскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (ОГРН 1022500860249, место нахождения: 692519, Приморский край, г.Уссурийск, ул.Плеханова, 89) (далее - отделение УФК), выразившихся в отказе в принятии к исполнению исполнительного листа Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-15517/2010 и об обязании отделения УФК принять его к исполнению.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное бюджетное учреждение Войсковая часть N 74854 (место нахождения: 692519, Приморский край, г.Уссурийск, ул.Новоселов, 4) (далее - войсковая часть N 74854).
Решением суда от 21.11.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012, заявленные требования удовлетворены, оспариваемые действия отделения, как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации, признаны незаконными. Суд также обязал отделение принять на принудительное исполнение исполнительный лист АС N 003060722, выданный Арбитражным судом Приморского края по делу N А51-15517/2010.
В кассационной жалобе отделение УФК, ссылаясь на неправильное применение судами статей 166.1, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы приведены доводы о правомерности оспариваемого отказа, поскольку отделение УФК действовало в соответствии с порядком, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, запрещающим принимать на исполнение документы, предъявленные к организации-должнику, не имеющей открытых в органах Федерального казначейства лицевых счетов.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
От войсковой части N 74854 в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя командования части.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, учреждению на основании решения Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-15517/2010 23.12.2010 был выдан исполнительный лист серии АС N 003060722 о взыскании с войсковой части N 74854 долга в размере 266 руб. 03 коп., который направлен взыскателем в отделение УФК для исполнения.
Письмом от 03.08.2011 N 11-03-06/2884 указанный исполнительный лист был возвращен взыскателю без исполнения со ссылкой на отсутствие у должника лицевого счета получателя средств бюджета в Отделении по г.Уссурийску и Уссурийскому району Управления Федерального казначейства по Приморском краю, при этом учреждению было сообщено, что ввиду передачи войсковой части N 74854 на финансовое обеспечение в Филиал N 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю, заявителю следует обратиться в выдавший исполнительный лист суд для установления надлежащего должника, после чего предъявить документ по месту открытия должнику лицевого счета.
Считая возврат исполнительного листа без исполнения незаконным, учреждение обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. Удовлетворяя заявленные требования, суды, руководствовались положениями пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которых содержится исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю исполнительного документа, при этом такое основание, как отсутствие лицевого счета должника, отсутствует.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 16, 318 Кодекса, статьями 241, 242.1, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также принимая во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 21.10.2008 N 6758/08, суды обеих инстанций пришли к выводу, что исполнительный документ необоснованно возвращен взыскателю, поскольку отсутствие у должника лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства не является в силу действующего законодательства основанием для возвращения исполнительного листа без исполнения.
Орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что отделение УФК располагало сведениями о распорядителе средств федерального бюджета по войсковой части N 74854, однако действия по исполнению поступившего исполнительного документа не произвело, возвратив его без предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации оснований, суды, на основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно признали оспариваемые действия отделения УФК незаконными и обязали орган Федерального казначейства принять на принудительное исполнение исполнительный документ.
При этом, как верно отмечено судами обеих инстанций, возврат отделением исполнительного листа с указанием на отсутствие лицевых счетов у должника в конкретном органе Федерального казначейства снижает эффективность организационно-правового механизма исполнения судебных актов в отношении федеральных бюджетных учреждений и создает неоправданные препятствия в реализации права на судебную защиту, что противоречит конституционным положениям и нормам действующего законодательства об исполнении судебных актов.
Иное толкование заявителем положений бюджетного законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Следует отметить, что доводы кассационной жалобы по существу не опровергают выводы судов, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание, как направленные на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных и оцененных арбитражными судами при разрешении настоящего спора, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допустимо в суде кассационной инстанции.
Учитывая вышеизложенное, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.11.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 по делу N А51-15683/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
Т.Н. Карпушина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.