г. Хабаровск |
|
29 июня 2012 г. |
А24-4244/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К. Судей: Котиковой Г.В., Меркуловой Н.В.
при участии:
от открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" - Галеев М.Т., представитель по доверенности от 01.01.2012 N КЭ-18-12/10Д-8;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
на решение от 24.01.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012
по делу N А24-4244/2011 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Иванушкина К.Ю., в суде апелляционной инстанции судьи: Грачев Г.М., Шевченко А.С., Сидорович Е.Л.
По заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
об оспаривании постановления от 22.09.2011 N 21-05/17-11АДА
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ОГРН 1024101024078, 683000, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Набережная, 10; далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ОГРН 1024101041470, 683000, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Ленинская, 52; далее - управление, административный орган) от 22.09.2011 N 21-05/17-11АДА о привлечении к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 4 649 710 руб.
Решением суда от 24.01.2012 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что антимонопольным органом нарушен порядок привлечения общества к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ при определении размера административного штрафа.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012, решение суда оставлено без изменения, вместе с тем оспариваемое постановление признано незаконным по иным основаниям, в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, расчет размера административного штрафа произведен им верно, поскольку сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исходя из представленных обществом сведений, не включает НДС. Кроме того, как полагает административный орган, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для признания административного правонарушения малозначительным, так как указанное нарушение антимонопольного законодательства создает объективную угрозу общественным интересам и гражданам.
Общество в отзыве и его представитель в суде кассационной инстанции против доводов управления возражают, считают судебные акты законными и обоснованными и просят оставить их без изменения.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает необходимым оставить без изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" является субъектом естественных монополий и занимает доминирующее положение в сфере поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения в географических границах г. Петропавловска-Камчатского.
Как установлено судами, антимонопольным органом по заявлению председателя правления ТСЖ "Материк" Глуховой О.В. проведена проверка ОАО "Камчатскэнерго" по вопросу соблюдения антимонопольного законодательства, в ходе которой установлен факт отключения дома N 4 по ул. Фролова в г. Петропавловске-Камчатском от горячего водоснабжения, что является нарушением пунктов 4, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в злоупотреблении своим доминирующим положением путем безосновательного прекращения оказания услуг по горячему водоснабжению.
Данное обстоятельство явилось основанием для возбуждения в отношении общества дела N 21-05/54-2010А, по результатам рассмотрения которого 04.10.2010 антимонопольным органом принято решение, оспоренное заявителем в суд. Решением Арбитражного суда Камчатского края от 28.04.2011 по делу N А24-5357/2010 в удовлетворении заявления общества о признании недействительным указанного выше решения управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 23.09.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 и Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.10.2011, отказано.
Из материалов дела также следует, что 29.08.2011 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 30, на основании которого 22.09.2011 вынесено постановление N 21-05/17-11АДА о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ, и назначении наказания в виде штрафа в размере 4 649 710 руб.
Удовлетворяя требования общества по рассматриваемому делу, суд первой инстанции исходил из доказанности факта нарушения ОАО "Камчатскэнерго" требований антимонопольного законодательства, в частности статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Камчатского края от 28.04.2011 по делу N А24-5357/2010, вместе с тем признал постановление антимонопольного органа незаконным и отменил, усмотрев нарушение порядка привлечения заявителя к административной ответственности при назначении наказания.
Апелляционный суд, указывая на ошибочность вывода суда первой инстанции об отсутствии у него законных оснований для самостоятельного изменения размера административного штрафа, оставил решение суда без изменения, сославшись на разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 35 Постановления от 28.05.2009 N 36, поскольку пришел к выводу о малозначительности совершенного административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, оценивая характер и степень общественной опасности действий общества, руководствовался положениями пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пунктов 17, 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях", и признал, что совершенное правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" оценка вывода суда апелляционной инстанции об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Доводы управления относительно размера выручки и определения административного штрафа при указанных выше обстоятельствах не имеют правового значения.
Нормы материального и процессуального права апелляционным судом не нарушены, поэтому основания для отмены постановления суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 по делу N А24-4244/2011 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Кургузова Л.К. |
Судьи |
Котикова Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции, оценивая характер и степень общественной опасности действий общества, руководствовался положениями пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пунктов 17, 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях", и признал, что совершенное правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" оценка вывода суда апелляционной инстанции об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 июня 2012 г. N Ф03-2618/12 по делу N А24-4244/2011