г. Хабаровск |
|
13 июля 2012 г. |
А37-2335/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Барбатова А.Н.
Судей: Карпушиной М.М., Саранцевой М.М.
при участии:
представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "поселок Ола"
на определение от 20.02.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012
по делу N А37-2335/2010 Арбитражного суда Магаданской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Липин В.В., в суде апелляционной инстанции судьи Ротарь С.Б., Гетманова Т.С., Головнина Е.Н.
По заявлению конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунальное хозяйство "Ольское" муниципального образования "поселок Ола"
об оспаривании сделок по изъятию имущества должника
Конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунальное хозяйство "Ольское" муниципального образования "поселок Ола" (ОГРН 1034900246006, место нахождения: Магаданская обл, Ольский р-н, рп.Ола; далее - МУП ЖКХ "Ольское", предприятие) Шпортько А.В. обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительными сделки по изъятию из хозяйственного ведения МУП ЖКХ "Ольское" движимого имущества, оформленной распоряжением администрации муниципального образования "поселок Ола" (ОГРН 1024900625947, место нахождения: Магаданская обл., Ольский р-н, рп. Ола; далее - администрация) от 11.05.2010 N 104/1, и распоряжения администрации от 11.05.2010 N 104/1; сделки по передаче ООО "Спецтранс-Ола" движимого имущества, оформленной постановлением администрации от 06.05.2010 N 95, и постановления администрации от 06.05.2010 N 95; применении последствий недействительности сделок в виде возврата изъятого движимого имущества в конкурсную массу МУП ЖКХ "Ольское" (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением суда от 20.02.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012, заявление удовлетворено в полном объеме.
Судебные акты мотивированы тем, что изъятие движимого имущества у предприятия произведено администрацией в нарушение требований действующего законодательства, поэтому оспариваемые сделки и акты в указанной части являются недействительными, а изъятое движимое имущество подлежит возврату в конкурсную массу должника на основании статей 167, 168, 1102, 1103 ГК РФ.
В кассационной жалобе администрация просит определение и постановление апелляционного суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы приводит доводы об отказе директора МУП ЖКХ "Ольское" от права хозяйственного ведения на спорное имущество по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 235, пунктом 3 статьи 299 ГК РФ. Указывает, что изъятие у предприятия имущества, которое не лишило его возможности осуществлять уставную деятельность, не противоречит требованиям закона, поэтому оснований для признания сделок недействительными не имеется. Ссылается на непромерное признание недействительными актов администрации об изъятии имущества в полном объеме, в том числе в отношении недвижимого имущества, право на которое в установленном законом порядке за предприятием не зарегистрировано, а также на неисследование судами вопроса о возможности возврата спорного имущества предприятию.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебное заседание кассационной инстанции представители участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив законность определения от 20.02.2012, постановления от 04.05.2012, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для отмены судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Судами установлено, что МУП ЖКХ "Ольское" создано распоряжением муниципального образования Ольский поссовет от 15.08.2003 N 16 и зарегистрировано в качестве юридического лица 20.08.2003.
Согласно пункту 1.5 устава предприятия его предприятия является администрация.
Целью деятельности предприятия является оказание и обеспечение потребителей коммунальными услугами в пос.Ола Ольского района, Магаданской области (п.5.1 устава).
Для достижения целей, установленных в п.5.1 устава, предприятие вправе осуществлять водоснабжение потребителей; обслуживание жилищного фонда, инженерных сетей и объектов коммунального назначения; оказание услуг по содержанию жилищного фонда, коммунальных сетей и объектов; очистка сточных вод; работы по благоустройству, обеспечению санитарного состояния обслуживаемого жилфонда; выработка и реализация тепловой энергии; услуги по транспортировке тепловой энергии; внешнеэкономическая деятельность; техническое обслуживание магистральных сетей водоснабжения, канализации, технологического оборудования, тепловых сетей и др.
Распоряжением главы муниципального образования "поселок Ола" от 23.01.2006 N 01а за МУП ЖКХ "Ольское" на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество МО "поселок Ола", в том числе: автомашина асс. машина А-852 МК ЗИЛ-130 (инв.N 000000683); автомашина ГАЗ-53 (инв. N 000005008); автомашина ЗИЛ (ас.машина) ОМЭ-52 (инв.N 000000108); автомашина МАЗ 53Б-асс. машина (47-48) (инв.N 000100746); автогрейдер ДЗ-122А (инв. N 44039); автокар (40-14) (инв. N 679); ас/машина ГАЗ 53 А851 МК (инв. N 000000105); ас/машина КО-505А А-856 МК (инв. N 000044049); ас/машина КО 505А А-859 МК (инв. N 000044034); ас/машина КО 505А А-860 МК (инв. N 000044035); ас/машина КО-505А А-861 МК (инв.N 000044033); ас/машина МАЗ А854-МК (инв. N 000000095); бульдозер ДТ 75 (инв. N 44077) кран ККР (инв. N 351); мусоровоз ЗИЛ-130 КО-440-4 862 МК (инв. N 000000889); трактор ДТ-75 (инв. N 41473). Также по договору купли-продажи от 24.03.2006 N 2/06 МУП ЖКХ "Ольское" приобретена в собственность а/машина УАЗ -3741-01 N 873 (инв. N 114).
Распоряжением администрации от 11.05.2010 N 104/1 указанное движимое имущество и объекты недвижимости балансовой стоимостью 11528033,57 руб. изъяты из хозяйственного ведения МУП ЖКХ "Ольское" и приняты в казну и на бюджетный учет МО "поселок Ола". Как следует из перечня имущества, предприятие передало пристройку к гаражу, две стоянки для механизмов, гараж на 25 автомашин и указанные в заявлении объекты движимого имущества.
На основании постановления администрации от 06.02.2010 N 95 изъятое у предприятия движимое и недвижимое имущество передано в безвозмездное пользование ООО "Спецтранс-Ола".
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 14.06.2011 МУП ЖКХ "Ольское" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Шпортько А.В.
Ссылаясь на то, что изъятие движимого имущества из хозяйственного ведения должника и передача его другому лицу повлекли лишение МУП ЖКХ "Ольское" возможности осуществлять уставные виды деятельности, извлекать доходы и исполнять обязательства перед третьими лицами, что привело к его банкротству, конкурсный управляющий предприятия обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
При рассмотрении дела арбитражными судами обеих инстанций установлен факт выбытия спорного имущества у должника по решению собственника.
Между тем ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не предоставляют права собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, изымать у него имущество.
В соответствии с положениями статьи 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 ГК РФ изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.
В соответствии с правовой позицией, содержащейся в абзаце 3 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.
Кроме того, суды правильно указали, что добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом. Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2008 N 10984/08.
Таким образом, изъятие и передача имущества на основании распоряжения администрации от 11.05.2010 N 104/1 и постановления администрации от 06.05.2010 N 95, как правомерно указано судами, была совершена в нарушение указанных норм права.
Доказательств того, что изъятое движимое имущество не связано с осуществлением предприятием уставной деятельности, предприятием не использовалось и его изъятие не препятствовало возможности осуществления им уставной деятельности, судами не установлено, как и доказательств невозможности его возвращения в конкурсную массу должника.
При таких обстоятельствах арбитражные суды сделали обоснованный вывод о ничтожности оспариваемых сделок и актов об изъятии у предприятия движимого имущества и передачи его другому лица и наличии оснований для применения последствий их недействительности, предусмотренных статьями 167 ГК РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с выводами арбитражных судов в этой части были исследованы при рассмотрении дела в предыдущих судебных инстанциях и в судебных актах им дана соответствующая правовая оценка.
Между тем, признавая недействительными распоряжение администрации от 11.05.2010 N 104/1 и постановление администрации от 06.05.2010 N 95 в полном объеме, арбитражные суды не учли, что данные ненормативные правовые акты по существу оспаривались лишь в части изъятия и передачи движимого имущества, что установлено при рассмотрении дела и следует из мотивировочной части судебных актов. Правомерность изъятия у предприятия объектов недвижимости в рамках данного дела судами не проверялась.
В связи с этим решение и постановление апелляционного суда в части, касающейся признания недействительными оспариваемых актов администрации об изъятии и передаче недвижимого имущества, подлежат изменению на основании частей 1, 3 статьи 288 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 20.02.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012 по делу N А37-2335/2010 Арбитражного суда Магаданской области изменить:
Признать недействительными распоряжение администрации муниципального образования "поселок Ола" от 11.05.2010 N 104/1 и постановление администрации муниципального образования "поселок Ола" от 06.05.2010 N 95 в части изъятия из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунальное хозяйство "Ольское" муниципального образования "поселок Ола" движимого имущества: а/машины УАЗ-3741-01 N 873 (инв. N 114); автомашины асс. машина А-852 МК ЗИЛ-130 (инв. N 000000683); автомашины ГАЗ-53 (инв. N 000005008); автомашины ЗИЛ (ас. машина) ОМЭ-52 (инв. N 000000108); автомашины МАЗ 53Б-асс. машина (47-78) (инв. N 000100746); автогрейдера ДЗ-122А (инв. N 44039); автокара (40-14) (инв. N 679); ас/машины ГАЗ 53 А851 МК (инв. N 000000105); ас/машины КО-505А А-856 МК (инв. N 000044049); ас/машины КО 505А А-859 МК (инв. N 000044034); ас/машины КО-505А А-860 МК (инв. N 000044035); ас/машины КО-505А А-861 МК (инв. N 000044033); ас/машины МАЗ А854-МК (инв. N 000000095); бульдозера ДТ 75 (инв. N 44077); крана ККР-5 (инв. N 351); мусоровоза ЗИЛ-130 КО-440-4 862 МК (инв. N 000000889); трактора ДТ-75 (инв. N 41473), принятия его в казну муниципального образования "поселок Ола" и передачи в безвозмездное пользование обществу с ограниченной ответственностью "Спецтранс-Ола".
В остальном определение от 20.02.2012, постановление от 04.05.2012 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н.Барбатов |
Судьи |
Т.Н.Карпушина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств того, что изъятое движимое имущество не связано с осуществлением предприятием уставной деятельности, предприятием не использовалось и его изъятие не препятствовало возможности осуществления им уставной деятельности, судами не установлено, как и доказательств невозможности его возвращения в конкурсную массу должника.
При таких обстоятельствах арбитражные суды сделали обоснованный вывод о ничтожности оспариваемых сделок и актов об изъятии у предприятия движимого имущества и передачи его другому лица и наличии оснований для применения последствий их недействительности, предусмотренных статьями 167 ГК РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с выводами арбитражных судов в этой части были исследованы при рассмотрении дела в предыдущих судебных инстанциях и в судебных актах им дана соответствующая правовая оценка.
Между тем, признавая недействительными распоряжение администрации от 11.05.2010 N 104/1 и постановление администрации от 06.05.2010 N 95 в полном объеме, арбитражные суды не учли, что данные ненормативные правовые акты по существу оспаривались лишь в части изъятия и передачи движимого имущества, что установлено при рассмотрении дела и следует из мотивировочной части судебных актов. Правомерность изъятия у предприятия объектов недвижимости в рамках данного дела судами не проверялась."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 июля 2012 г. N Ф03-2986/12 по делу N А37-2335/2010
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2013 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2943/13
03.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1875/13
27.03.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6476/12
25.02.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-445/13
19.12.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5338/12
03.12.2012 Определение Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5921/12
24.10.2012 Определение Арбитражного суда Магаданской области N А37-2335/10
04.10.2012 Определение Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4994/12
24.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12228/12
05.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12228/12
13.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2986/12
04.05.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1447/12
11.03.2012 Определение Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1011/12
26.09.2011 Определение Арбитражного суда Магаданской области N А37-2335/10