г. Хабаровск |
|
14 мая 2013 г. |
А51-2549/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: В.М.Голикова
Судей: И.С.Панченко, Г.А.Суминой
при участии
от заявителя: Департамента лесного хозяйства Приморского края - Стеблина Н.С., представитель по доверенности от 14.03.2013 N 44;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю - представитель не явился;
от Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока - представитель не явился;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока - Морошкин А.Н., представитель по доверенности от 19.12.2012 N 27/1-1-3587;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю - представитель не явился;
от третьего лица: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае - представитель не явился;
от третьего лица: Федерального агентства по управлению государственным имуществом - представитель не явился;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Истен- Фиш" - представитель не явился;
от третьего лица: 1976 Отделения морской инженерной службы - представитель не явился;
от третьего лица: Министерства обороны Российской Федерации - Вошкова Е.В., представитель по доверенности от 28.11.2012 N 207/917 д;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Приморского края
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2013
по делу N А51-2549/2011
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А.Лошакова; в суде апелляционной инстанции судьи: Н.Н.Анисимова, А.В.Гончарова, Г.М.Грачёв
по заявлению Управления лесным хозяйством Приморского края
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Управлению муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, общество с ограниченной ответственностью "Истен-Фиш", 1976 Отделение морской инженерной службы, Министерство обороны Российской Федерации
о признании незаконными распоряжения, действий
Арбитражный суд Приморского края решением от 29.08.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011, удовлетворил требования Управления лесным хозяйством Приморского края (далее - управление лесами), признав незаконными:
- распоряжение Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее - УМИГА) от 23.10.2008 N 2754 "Об утверждении проектов
границ земельных участков в г. Владивостоке по адресу: бухта Лазурная, военный городок N 95 ОМИС 1976 для дальнейшей эксплуатации зданий: казармы-столовой, караульного помещения, гаража, клуба, склада, котельной, водонасосной, бани, насосной" (далее - спорные земельные участки);
- действия Управления Росреестра по Приморскому краю по осуществлению кадастрового учета спорных земельных участков под кадастровыми номерами: 25:28:050084:11 площадью 2575 кв.м, 25:28:050084:12 площадью 83950 кв.м, 25:28:050084:13 площадью 49170 кв.м, 25:28:050084:14 площадью 6943 кв.м N 95;
- действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю по регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки с указанными кадастровыми номерами.
Этим же решением суд обязал:
- Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Приморскому краю снять с кадастрового учета (аннулировать) спорные земельные участки с указанными кадастровыми номерами;
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю аннулировать из Единого государственного реестра прав запись о праве собственности Российской Федерации на спорные земельные участки с указанными кадастровыми номерами.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований в отношении предмета спора, к участию в деле привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, общество с ограниченной ответственностью "Истен-Фиш", 1976 Отделение морской инженерной службы, Министерство обороны Российской Федерации.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.02.2012 решение Арбитражного суда Приморского края от 29.08.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 по настоящему делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Отменяя указанные выше судебные акты, кассационный суд исходил из того, что судами первой и апелляционной инстанций не в полной мере исследованы фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В частности, кассационный суд обратил внимание судов первой и апелляционной инстанций на то обстоятельство, что спорные земельные участки закреплены за Министерством обороны Российской Федерации и приняты на учет Военного лесничества N 247, тогда как документы, подтверждающие включение спорных земельных участков во Владивостокское лесничество, в деле отсутствуют.
Судам также предложено установить соотношение полномочий Росимущества, Управления лесным хозяйством Приморского края и Министерства обороны Российской Федерации по распоряжению спорными земельными участками.
При повторном рассмотрении дела Управление лесным хозяйством Приморского края уточнило свои требования ко второму и третьему ответчикам, и просило признать незаконными:
- действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю, выразившиеся в осуществлении кадастрового учета спорных земельных участков и обязать данное учреждение снять с государственного кадастрового учета спорные земельные участки с указанными кадастровыми номерами;
- действия Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю выразившиеся в регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки и обязать данное управление аннулировать запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
Арбитражный суд Приморского края решением от 12.07.2012 вновь удовлетворил требование Управления лесным хозяйством Приморского края, признав незаконным распоряжение УМИГА от 23.10.2008 N 2754 "Об утверждении проектов границ земельных участков в городе Владивостоке по адресу: бухта Лазурная, военный городок N 95 ОМИС 1976 для дальнейшей эксплуатации зданий: казармы-столовой, караульного помещения, гаража, клуба, склада, котельной, водонасосной, бани, насосной", как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Этим же решением суд признал незаконным действие Управления Росреестра по Приморскому краю по осуществлению кадастрового учета спорных земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050084:11 площадью 2575 кв.м, 25:28:050084:12 площадью 83950 кв.м, 25:28:050084:13 площадью 49170 кв.м, 25:28:050084:14 площадью 6943 кв.м, расположенных по адресу: Приморский край, город
Владивосток, бухта Лазурная, военный городок N 95, с категорией земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: для дальнейшей эксплуатации зданий: казармы-столовой, караульного помещения, гаража, клуба, склада, котельной, водонасосной, бани, насосной, как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации.
Суд также признал незаконным действие Управления Росреестра по Приморскому краю по регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации.
Оснований для восстановления нарушенных прав управления лесами суд не усмотрел, поскольку в материалы дела были представлены доказательства снятия спорных земельных участков с кадастрового учета и аннулирования в ЕГРП записей о регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
Постановлением от 22.01.2013 Пятый арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции от 11.07.2012 отменил и отказал в удовлетворении заявленных требований Управлению лесным хозяйством Приморского края (с 09.01.2013 Департамент лесного хозяйства Приморского края, далее - Департамент).
При этом в ходе судебного разбирательства апелляционный суд установил, что решением Думы города Владивостока от 03.04.2009 N 259 "Об учреждении управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока" на Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее - УГА) возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) соответствующей территории (ранее - проекты границ земельных участков).
Учитывая данное обстоятельство, суд второй инстанции отклонил ходатайство управления лесами о прекращении производства по апелляционной жалобе.
Поскольку судебный акт по настоящему делу затрагивает права и законные интересы УГА, которому необходимо будет исполнять решение суда, но данное лицо не было привлечено к участию в деле, апелляционный суд, руководствуясь статьёй 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), 04.12.2012 привлек УГА к участию в деле в качестве соответчика и на
основании пункта 4 части 4 статьи 270 и части 6.1 статьи 268 АПК РФ рассмотрел дело по правилам, предусмотренным для суда первой инстанции.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, предлагает постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2013 отменить, решение Арбитражного суда Приморского края от 11.07.2012 оставить в силе.
В части нарушения апелляционным судом норм процессуального права доводы заявителя жалобы сводятся к следующему.
Заявитель жалобы считает, что в ходе судебного разбирательства апелляционный суд неправомерно не рассмотрел ходатайство Департамента о прекращении производства по апелляционной жалобе УМИГА, так как данная организация прекратила свою деятельность путем ликвидации и правопреемники у данного юридического лица отсутствуют.
По мнению заявителя жалобы, апелляционный суд также неправомерно привлёк по своей инициативе к участию в деле Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока в качестве соответчика.
Заявитель жалобы также считает, что апелляционный суд неправомерно отклонил доводы Департамента о том, что при вынесении оспариваемого распоряжения УМИГА превысило свои полномочия, поскольку фактически распорядилось лесным участком, который являлся ранее учтенным участком и не требовал проведения государственного кадастрового учета.
Кроме того, УМИГА утвердило проекты границы без учета того, что объекты недвижимости фактически расположены только на части земельного участка с кадастровым номером 25:28:050084:12, а на остальных участках отсутствуют. При этом объект "клуб", указанный в оспариваемом распоряжении, отсутствует в реестре федеральной собственности и не состоит на балансе ОМИС 1976, объект "насосная" разрушен полностью, а остальные объекты также разрушены.
С учётом перечисленных обстоятельств Департамент считает, что в рассматриваемом случае апелляционным судом нарушено требование пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которому право собственности прекращается, в том числе при гибели или уничтожении имущества.
В части оспаривания действия по кадастровому учету спорных земельных участков заявитель жалобы считает, что на момент осуществления данных действий в государственном кадастре недвижимости имелись сведения об учете спорных территорий как лесного участка.
Поскольку Правительством Российской Федерации не принимались решения об изменении категории земель и разрешенного использования лесного участка, расположенного по адресу: Приморский край, Владивостокский городской округ, Владивостокское лесничество, Лазурное участковое лесничество, квартал 23, часть выдела N 15 и часть выдела N 7, то заявитель жалобы считает ошибочным вывод апелляционного суда о том, что у Росреестра имелись основания для осуществления кадастрового учета спорных земельных участков.
Заявитель жалобы также считает ошибочным вывод апелляционного суда о правомерности действий Росреестра по регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, поскольку на момент осуществления данных действий имелись противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами. Следовательно, регистрирующий орган должен был отказать в государственной регистрации, поскольку на одном и том же земельном участке возникло одновременно две категории земель, что по смыслу Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ является недопустимым.
Минобороны России и Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока в отзывах на жалобу предлагают оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 30.04.2013.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя требование Управления лесным хозяйством Приморского края, суд первой инстанции исходил из того, что спорные земельные участки расположены на землях лесного фонда.
В обоснование данного вывода суд сослался на выписку из Проекта организации и развития лесного хозяйства 1992-1993 годов Владивостокского лесхоза Приморского управления лесами (таксационное описание Лазурного лесничества); лесохозяйственный регламент Владивостокского лесничества от 29.12.2009; выписку из государственного лесного реестра, раздел "леса и лесные ресурсы" на 01.01.2011; схему расположения и границ лесного участка, а также свидетельство 25-АБ 237545 от 21.10.2009 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок из земель лесного фонда с разрешенным использованием защитные леса (зелена зона) общей площадью 186 000 кв.м по адресу: Приморский край, Владивостокский городской округ, Владивостокское лесничество, Лазурное участковое лесничество, квартал 23, часть выдела 15, 7.
Право собственности Российской Федерации на данный лесной участок зарегистрировано на основании заявления Территориального управления Росимущества в Приморском крае от 13.10.2009 N 06-12033, выписки из реестра федерального имущества от 01.10.2009 N 812/9 и плана лесного участка, что, по мнению суда, соответствует требованию части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Ввиду отсутствия в деле схемы переданных участков, суд не согласился с доводом УМИГА о том, что в соответствии с Порядком закрепления лесов за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.98 N 135, спорные земельные участки переданы Военному лесничеству N 247 по акту от 26.01.1999 в составе лесов общей площадью 16 194 га, расположенных в г.Владивостоке.
Кроме того, суд сослался на письмо начальника Военного лесничества N 247 Минобороны России от 17.04.2012 N 142, согласно которому лесной участок, расположенный в районе мыса Чумака, лесной квартал N 23, выдела N 7 и N 15, не входит в лесной фонд указанного лесничества.
Исходя из положения части 3 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или иных земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) суд пришёл к выводу, что спорные земельные участки сформированы на землях
лесного фонда, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства о внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним изменений о переводе этих земельных участков в другую категорию.
Судом также сделан вывод о том, что при утверждении проектов границ спорных земельных участков УМИГА нарушило положение части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку здания 1976 ОМИС расположены лишь на части земельного участка с кадастровым номером 25:28:050084:12, тогда как остальные земельные участки от объектов недвижимости свободны.
При этом суд сослался на то обстоятельство, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие отвод земельного участка для строительства указанных выше объектов военного городка N 95, а также доказательства выбытия объектов недвижимого имущества из владения Министерства обороны России и отнесения их к объектам высвобождаемого недвижимого военного имущества.
Кроме того, суд пришёл к выводу, что Территориальное управление Росимущества в Приморском крае действовало с превышением полномочий, предоставленных ему действующим законодательством, так как на момент обращения с заявлениями об изготовлении и утверждении проектов границ, о государственном кадастровом учете спорных земельных участков и о государственной регистрации права федеральной собственности полномочия по распоряжению такими земельными участками были переданы Министерству обороны России.
С учётом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришёл к выводу, что земельным участком (лесным участком) общей площадью 186 000 кв.м., находящимся по адресу: Приморский край, Владивостокский городской округ, Владивостокское лесничество, Лазурное участковое лесничество, квартал 23, часть выдела 15, 7, находящимся в собственности Российской Федерации вправе распоряжаться Управление лесным хозяйством Приморского края, тогда как Министерство обороны России вправе распоряжаться земельным участком под объектами недвижимости, который в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:738 и изменениями к акту обследования от 21.06.2012 не входит в границы лесного участка общей площадью 186 000 кв.м.
При пересмотре дела по правилам, предусмотренным для суда первой инстанции, апелляционный суд установил, что 21.10.2009 Управлением
Росреестра по Приморскому краю зарегистрировано право федеральной собственности на лесной участок площадью 186 000 кв.м, расположенный по адресу Приморский край, Владивостокский городской округ, Владивостокское лесничество, Лазурное участковое лесничество, квартал 23, часть выдела 15, 7, о чем было выдано свидетельство 25-АБ 237545 от 21.10.2009.
По итогам аукциона Управление лесным хозяйством Приморского края подписало с ООО "Истен-Фиш" договор аренды указанного лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 41/41 от 15.04.2010.
ООО "Истен-Фиш" 19.07.2010 обратилось в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о проведении государственного кадастрового учета земельного участка, в котором обществу было отказано, так как границы образуемого земельного участка пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050084:11, 25:28:050084:12, 25:28:050084:13, 25:28:050084:14, расположенных по адресу: Приморский край, г.Владивосток, бухта Лазурная, в/ч 95.
Кроме того, 10.12.2010 Управлением Росреестра по Приморскому краю было зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельные участки с указанными кадастровыми номерами и указанием категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации зданий: казармы-столовой, караульного помещения, гаража, клуба, склада, котельной, водонасосной, бани, насосной (далее - спорные земельные участки).
Дав оценку выписке из реестра федерального имущества, свидетельству о государственной регистрации права собственности Российской Федерации и свидетельству о государственной регистрации права оперативного управления, апелляционный суд установил, что 1976 ОМИС на праве собственности Российской Федерации принадлежат следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Приморский край, г.Владивосток, бухта Лазурная, военный городок:
здание - насосная общей площадью 24,00 кв.м;
здание - гараж (строение 12) общей площадью 210,00 кв.м;
здание - склад общей площадью 320,00 кв.м;
здание - котельная общей площадью 22,00 кв.м;
здание - баня (строение 17) общей площадью 75,00 кв.м;
здание - водонасосная (строение 14) общей площадью 34,00 кв.м;
здание - казарма-столовая (строение 11) общей площадью 201,00 кв.м;
здание - караульное помещение (строение 6) общей площадью 26,00 кв.м.
Письмом от 11.07.2008 N 07-6335 (вх. от 14.07.2008 N 8108Д) Теруправление Росимущества в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Администрацию г.Владивостока с заявлением об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: бухта Лазурная, военный городок N 95, ОМИС 1976 для дальнейшей эксплуатации объектов недвижимости, для постановки на кадастровый учет и последующей регистрацией права собственности Российской Федерации на данный земельный участок и его дальнейшего оформления права 1976 ОМИС.
Распоряжением УМИГА от 23.10.2008 N 2754 были утверждены проекты границ земельных участков общей площадью 142 638 кв.м, расположенных по адресу: гор. Владивосток, бухта Лазурная, военный городок N 95, 1976 ОМИС, в том числе:
1) площадью 133120 кв.м для дальнейшей эксплуатации зданий: казармы-столовой, караульного помещения, гаража, клуба, склада, котельной, водонасосной, бани, насосной;
2) площадью 9 518 кв.м для дальнейшей эксплуатации зданий: казармы-столовой, караульного помещения, гаража, клуба, склада, котельной, водонасосной, бани, насосной.
В отношении указанных земельных участков 16.02.2009 был осуществлен временный кадастровый учет и им присвоены кадастровые номера 25:25:050084:11, 25:25:050084:12, 25:25:050084:13, 25:25:050084:14. Право федеральной собственности на данные земельные участки было зарегистрировано Росреестром 10.12.2010.
Как было указано выше, 21.10.2009 Росреестром также была осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на лесной участок общей площадью 186000 кв.м, находящийся по адресу: Приморский край, Владивостокский городской округ, Владивостокское лесничество, Лазурное участковое лесничество, квартал 23, часть выдела 15, 7.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая Департаменту в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд исходил из следующего.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса
Российской Федерации" к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на 23.10.2008) предусмотрено, что в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Апелляционным судом установлено, что на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости (казарма-столовая, караульное помещение, гараж, склад, котельная, водонасосная, баня, насосная), принадлежащие на праве собственности Российской Федерации и переданные в оперативное управление 1976 ОМИС.
Указанные объекты недвижимости отнесены к федеральной собственности на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991, что подтверждается свидетельствами о регистрации права Российской Федерации и выписками из реестра федеральной собственности.
С учётом изложенных обстоятельств апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что Теруправление Росимущества как орган, уполномоченный на территории Приморского края по осуществлению правомочий собственника Российской Федерации, имело основания для обращения в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении проекта границ земельного участка под данными объектами.
При этом апелляционный суд исходил из положения статьи 124 ГК РФ, согласно которой Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 214, пункта 1 статьи 125 ГК РФ, пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, полномочия собственника от имени Российской Федерации реализует Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.
Следовательно, Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока правомерно издало распоряжение от 23.10.2008 N 2754, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации N 1053 о наделении Министерства обороны Российской Федерации функциями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в том числе и земельными участками, находящиеся у Вооруженных Сил России на праве постоянного (бессрочного) пользования, издано лишь от 29.12.2008.
Является несостоятельным довод заявителя жалобы о том, что площадь земельного участка, необходимая для объектов Минобороны, составляет лишь 5139 кв.м, поскольку на спорных земельных участках отсутствует объект "клуб", а также остальные объекты в связи с их разрушением.
Дав оценку справке 1976 ОМИС от 09.06.2011 N 22/1516, а также выпискам из реестра федерального имущества, свидетельствам о государственной регистрации права и сведениям ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", апелляционный суд установил, что на балансе 1976 ОМИС числятся 8 объектов недвижимого
имущества, расположенных на земельном участке площадью 142638 кв.м, и составляющих военный городок 95, годы постройки 1940, 1945, 1946, 1947, 1949.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что границы земельного участка площадью 142638 кв.м являются фактически сложившимися и необходимы для использования объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается проектом границ спорных земельных участков.
Является несостоятельным довод заявителя жалобы о том, что УМИГА следовало самостоятельно сформировать земельные участки под объектами недвижимости, поскольку пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации на орган местного самоуправления возложена лишь обязанность по утверждению проекта границ (впоследствии схем расположения земельных участков).
Суд кассационной инстанции также отклоняет довод Департамента о том, что при издании оспариваемого распоряжения УМИГА превысило свои полномочия, так как утвердило проекты границ спорных земельных участков за счет территории лесного фонда.
Согласно части 1 статьи 6, части 1 статьи 8 ЛК РФ леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 ЛК РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Следовательно, леса могут находиться и на землях населенных пунктов.
В силу пункта 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда отражаются в генеральных планах поселения, городского округа.
Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа, граница которого согласована Федеральным агентством лесного хозяйства письмом от 22.11.2005 N ВШ-03-04/252, кадастровому плану территории, кадастровым паспортам спорных земельных участков, территория в районе бухты Лазурная, в/г 95 находится в населенном пункте г. Владивосток и относится к землям населенных пунктов.
В силу положений пункта 3 статьи 4.1, статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) установить принадлежность испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда можно только на основании документов государственного кадастрового учета либо плана лесного участка.
Между тем, на момент вынесения оспариваемого распоряжения лесной участок площадью 18,6 га на государственный кадастровый учёт как лесной участок в соответствии с Законом N 221-ФЗ не поставлен, следовательно, вывод апелляционного суда о том, что орган местного самоуправления при вынесении оспариваемого распоряжения не превысил свои полномочия, является правомерным.
Также правомерным является вывод апелляционного суда о том, что территория в районе бухты Лазурная относится к землям населенных пунктов.
Делая вывод о том, что спорные земельные участки входят в состав лесного фонда, суд первой инстанции сослался на решение N 409 исполнительного комитета Владивостокского городского совета депутатов трудящихся от 21.08.1940 "Об организации участковых лесничеств" (Седанкинское, Океанское и Озерно-Ключевское) и образование в 1947 году Владивостокского лесхоза. Однако указанные обстоятельства не имеют значения для правильного разрешения спора, поскольку объекты недвижимого имущества военного городка в районе бухты Лазурная была построены в течение 1940-1949 годов.
Кроме того, апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что распоряжение Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс о закреплении лесов за Военно-морскими силами МО СССР, объединенным воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил; совместный приказ МПР РФ, МО РФ от 15.12.2000 N 555/592 "Об утверждении актов передачи (приемки) лесов, расположенных на землях обороны (Приморский край - 248483 га); сводный акт от 26.01.1999, в котором отражены данные, в том числе по Военному лесничеству N 247 - 16194 га, не имеют отношения к настоящему спору, поскольку из письма начальника 247 лесничества Минобороны России от 17.04.2012 N 142 следует, что лесной участок, расположенный в районе м. Чумака, лесной квартал N 23, выдела N 7 и N 15, в лесной фонд 247 лесничества МО РФ не входит.
С учетом изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований о признании незаконным распоряжения УМИГА.
Также правомерно апелляционный суд отказал управлению лесным хозяйством в удовлетворении требования о признании незаконными действий Росреестра по осуществлению кадастрового учета спорных земельных участков и государственной регистрации права собственности Российской Федерации на эти земельные участки.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с названным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
На основании части 1 статьи 16 этого же Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений об объекте недвижимости.
В силу части 1, пункта 2 части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
Орган кадастрового учета при принятии решения о приостановлении должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения (в связи с технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, о кадастровом учете которого
предоставлено заявление, или в отношении другого объекта недвижимости, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, и тому подобным).
Апелляционным судом установлено, что действия по осуществлению кадастрового учета спорных земельных участков были осуществлены 16.02.2009 Территориальным отделом N 11 по г.Владивостоку Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Приморскому краю (реорганизовано в форме присоединения к Росреестру на основании приказа Минэкономразвития РФ от 31.08.2009 N 220, деятельность прекращена 10.11.2009).
Поскольку на момент осуществления данных действий в государственном кадастре недвижимости отсутствовали какие-либо сведения относительно лесного участка площадью 18,6 га либо иных объектов недвижимости, границы которых пересекали границы спорных земельных участков, то суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что действия по осуществлению кадастрового учета соответствуют требованиям Закона N 221-ФЗ.
Является несостоятельным довод заявителя жалобы о том, что в рассматриваемом случае лесной участок площадью 18,6 га является ранее учтенным объектом недвижимости, поэтому при постановке на кадастровый учет спорных земельных участков следовало проверить уже имеющиеся сведения в ГКН N 3563 от 19.06.2008 в отношении лесных участков, обнаружить наложение границ этих участков и в соответствии со статьей 26 Закона N 221-ФЗ приостановить учет спорных земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 130 ГК РФ в редакции, действовавшей до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам относились земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания сооружения.
С введением в действие Лесного кодекса Российской Федерации в соответствии с Законом N 201-ФЗ из части 1 статьи 130 ГК РФ слова "леса, многолетние насаждения" были исключены и утратили статус недвижимого имущества, а объектом недвижимости стал земельный участок, отнесенный лесному фонду.
В свою очередь, с 01.03.2008, то есть с момента вступления в силу Закона N 221-ФЗ, формирование земельных участков и осуществление их государственного кадастрового учета должно осуществляться в соответствии с требованиями указанного федерального закона.
Пункт 6 статьи 47 Закона N 221-ФЗ предусматривает, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Поскольку право собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 18,6 га не было зарегистрировано до даты вступления в силу Закона N 221-ФЗ, а лес к тому времени утратил статус объекта недвижимости, то апелляционный суд пришёл к правильному выводу о невозможности применения к участку площадью 18,6 га положения статьи 45 Закона N 221-ФЗ о ранее учтенных объектах недвижимости.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Согласно статьям 9, 13 указанного Закона N 122-ФЗ при проведении государственной регистрации права на недвижимое имущество и (или) сделки с ним устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества.
Наличие противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами является одним из оснований для отказа в государственной регистрации (статья 20 Закона N 122-ФЗ).
При разрешении спора судами установлено, что согласно свидетельству о регистрации права от 21.10.2009 было зарегистрировано право собственности Российской Федерации на обезличенный лесной участок площадью 186000 кв.м, поскольку кадастровый учет на момент регистрации права собственности не производился, границы участка определены не были.
Постановка на кадастровый учет данного участка производилась после регистрации права собственности Российской Федерации в 2010 году, и в осуществлении кадастрового учета лесного участка общей площадью 186000 кв.м, находящегося по адресу: Приморский край, Владивостокский городской округ, Владивостокское лесничество, Лазурное участковое лесничество, квартал 23, часть выдела 15, 7, было отказано решением ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю от 28.07.2010 N Ф01/10-7178.
Принимая во внимание отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о лесном участке как об участке, в отношении которого совершены действия по кадастровому учету и границы которого были определены в соответствии с действующим законодательством, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что у Росреестра при совершении оспариваемых действий отсутствовали основания считать, что имеются противоречия с зарегистрированным правом на лесной участок.
Кроме того, как было указано выше, лесной участок площадью 18,6 га в силу статьи 45 Закона N 221-ФЗ не может быть признан ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором следовало учитывать Росреестру при совершении оспариваемых действий. Соответственно, основания для удовлетворения требований управления лесами в указанной части также отсутствуют.
Также правомерным является вывод апелляционного суда о том, что оспариваемое распоряжение и действия не нарушают права и законные интересы управления лесами в сфере экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 ГК РФ и части 1 статьи 4 АПК РФ целью предъявление иска является восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
По правилам статьи 82 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений относятся владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация в числе прочих полномочий передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное)
пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Поскольку в полномочия управления лесами не входит осуществление прав собственника лесных участков, в отношении которых установлено право Российской Федерации, то апелляционный суд правомерно счёл, что в спорной ситуации заявитель осуществляет защиту прав Российской Федерации при отсутствии доказательств того, что оспариваемыми распоряжением и действиями нарушены права не только управления, но и Российской Федерации, которая в лице уполномоченного органа требования заявителя не поддерживает.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отказал управлению лесами в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Поскольку приведенные заявителем жалобы доводы не подтверждают неправильного применения судом апелляционной инстанции норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1-4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2013 по делу N А51-2549/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М.Голиков |
Судьи |
И.С.Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.