г. Хабаровск |
|
02 декабря 2014 г. |
Дело N А04-2018/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Цирулик О.В., Лесненко С.Ю.
при участии
от участвующих в деле лиц представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области на решение от 09.06.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 по делу N А04-2018/2014 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Басос М.А., в апелляционном суде судьи Вертопрахова Е.В., Харьковская Е.Г., Швец Е.А.
По заявлению государственного казенного учреждения управление автомобильных дорог Амурской области "Амурупрадор"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области
третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Дальневосточное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта
о признании незаконным отказа
Государственное казенное учреждение Управление автомобильных дорог Амурской области "Амурупрадор" (ОГРН 1022800511458, ИНН 2801025890; место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Зейская, 206; далее - ГКУ "Амурупрадор", казенное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ОГРН 1102801004712, ИНН 2801150690; место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, 154; далее - Управление Росимущества), оформленного письмом от 31.12.2013 N 03/13093, в рассмотрении заявления казенного учреждения от 09.12.2013 N 4772 по вопросу выбора земельного участка, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:154, находящегося в собственности Российской Федерации и предоставленного для нужд железнодорожного транспорта, а также предварительного согласования места размещения объекта строительства мостового перехода через реку Зея в городе Благовещенске. Кроме того, заявитель в качестве способа восстановления нарушенного права просил обязать ответчика подготовить и представить в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом предложения о предварительном согласовании места размещения мостового перехода через реку Зея в городе Благовещенске.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество); Федеральное агентство железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор); Дальневосточное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - ДВТУ Росжелдора).
Решением суда от 09.06.2014 заявленные требования удовлетворены: оспариваемый отказ Управления Росимущества от 31.12.2013 N 03/13093 в рассмотрении заявления казенного учреждения о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта признан незаконным, как несоответствующий Земельному кодексу РФ. Одновременно с этим суд возложил на ответчика обязанность принять к рассмотрению заявление от 09.12.2013 N 4772, обеспечить проведение процедуры выбора испрашиваемого земельного участка, в связи с чем при наличии оснований подготовить и представить в Росимущество предложения о предварительном согласовании места размещения мостового перехода через реку Зея в городе Благовещенске в установленный законом срок.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 названное решение от 09.06.2014 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и допущенные при рассмотрении спора процессуальные нарушения, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы приводит доводы о том, что испрашиваемый ГКУ "Амурупрадор" участок для целей строительства фактически расположен в границах другого земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:154, предоставленного в пользование ОАО "Российские железные дороги" на условиях аренды, поэтому обжалуемые судебные акты подлежат отмене в любом случае, поскольку они непосредственно затрагивают права и законные интересы указанного лица, не привлеченного к участию в настоящем деле. Также Управление Росимущества настаивает на том, что принятие решений об образовании земельных участков в пределах полосы отвода железных дорог относится к компетенции Росжелдора в силу пунктов 5.3.18, 5.3.20 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 397, Постановления Правительства РФ от 04.04.2011 N 239 и пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Кроме того, по мнению заявителя жалобы, представленные казенным учреждением документы (схема расположения земельного участка) не соответствовали требованиям статьи 31 Земельного кодекса РФ и не позволяли достоверно установить фактическое месторасположение спорного участка.
В представленном отзыве на кассационную жалобу ГКУ "Амурупрадор" опровергает приведенные в ней доводы ответчика и предлагает оставить обжалуемые судебные акты без изменения. От остальных участвующих в деле лиц отзывы на поданную жалобу не поступили.
В судебное заседание кассационной инстанции представители сторон и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутвие.
Проверив законность принятых по делу решения от 09.06.2014, постановления апелляционного суда от 20.08.2014 с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены не имеется.
Как установлено арбитражными судами и подтверждается материалами дела, ГКУ "Амурупрадор" 09.12.2013 обратилось в Управление Росимущества с заявлением, в котором просило осуществить выбор земельного участка площадью 51 кв.м, предполагаемое место размещения: Амурская область, г. Благовещенск, в границах земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:154 и предварительно согласовать на испрашиваемом участке место размещения мостового перехода через реку Зея в городе Благовещенске.
В обоснование поданного заявления казенное учреждение также указало на то, что площадь испрашиваемого участка определена с учетом норм отвода земель, установленных для размещения автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 N 717, на основании проектных данных по продольному профилю, поперечным профилям, с учетом примыканий, переустраиваемых коммуникаций, устраиваемых очистных сооружений и ливневой канализации, в соответствии с конструкцией земляного полотна, водоотводных сооружений, параметров сборных конструкций, являющихся образующими элементами планируемого к строительству мостового перехода через реку Зея в городе Благовещенске. К заявлению приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
По результатам рассмотрения указанного обращения Управление Росимущества в письме от 31.12.2013 N 03/13093 сообщило о возврате заявителю представленных документов. При этом в обоснование принятого решения ответчик сослался на то, что земельный участок с кадастровым номером 28:01:000000:154 предоставлен для нужд железнодорожного транспорта, в то же время определить расположение испрашиваемого земельного участка вне полосы отвода железной дороги либо охранной зоны не представляется возможным. Кроме того, в названном письме также указано, что в соответствии с Положением о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 397, именно данный публичный орган осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества.
На основании полученного ответа Управления Росимущества казенное учреждение обратилось в ДВТУ Росжелдора с аналогичным по содержанию заявлением от 09.01.2014 о выборе земельного участка для целей строительства и предварительном согласовании места размещения на нем объекта - мостового перехода через реку Зея в городе Благовещенске.
Вместе с тем Росжелдор в направленном в адрес казенного учреждения письме от 27.02.2014 N ЕЛ-29/9789-ис сообщил, что принятие соответствующего решения по вопросам предварительного согласования места размещения объекта строительства при предоставлении земельного участка находится в компетенции Росимущества в силу пунктов 1, 5.38 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432.
Полагая, что письмом от 31.12.2013 N 03/13093 Управление Росимущества в нарушение действующего законодательства фактически отказало ГКУ "Амурупрадор" в рассмотрении заявления от 09.12.2013 о выборе спорного земельного участка для целей строительства, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании такого отказа незаконным по правилам главы 24 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные казенным учреждением требования, арбитражные суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полоса отвода железных дорог представляет собой земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных зданий и иных зданий, строений, сооружений, устройство и других объектов железнодорожного транспорта. Земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, относятся к землям железнодорожного транспорта.
Согласно положениям статьи 17 Земельного кодекса РФ и статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом федерального железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. От имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации.
Арбитражными судами установлено и не отрицается участвующими в деле лицами, что испрашиваемый казенным учреждением земельный участок для целей строительства мостового перехода фактически расположен в границах участка с кадастровым номером 28:01:000000:154, является федеральной собственностью, относиться к землям населенных пунктов, имеет целевое назначение: для содержания и обеспечения жизнедеятельности земполотна, железнодорожных объектов, площадью 1796591 кв.м, и предоставлен ранее ОАО "Российские железные дороги" по договору аренды от 05.10.2006 N 232.
Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" и Приказом МПС России от 15.05.1999 N 26Ц "Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог" предусмотрена возможность предоставления свободных земельных участков в полосе отвода во временное пользование физических и юридических лиц для различных целей при условии соблюдения требований безопасности движения.
Процедура предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирована статьями 30, 31, 32 ЗК РФ.
При этом по смыслу указанных норм права принятию уполномоченным органом соответствующего решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует последовательное выполнение определенных действий как со стороны лица, заинтересованного в предоставлении участка, так и со стороны публичных органов власти, в том числе: осуществление выбора земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а также выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета.
Так пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
По итогам рассмотрения вопроса о выборе земельного участка для строительства соответствующий орган публичной власти принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункты 6, 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Поскольку возникший спор непосредственно связан с определением уполномоченного органа, к компетенции которого отнесено разрешение вопросов по выбору земельных участков для строительства, арбитражные суды проанализировали положения Постановлений Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (пункт 5.38) и от 30.07.2004 N 397 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта" (пункты 5.3.16-5.3.18), в результате чего пришли к верному выводу о том, что полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и по предварительному согласованию места размещения объекта при предоставлении такого участка для строительства обладает Росимущество, а в данном случае - его территориальный орган (ответчик). В тоже время полномочия Росжелдора, напротив, ограничены разрешением вопросов об использовании земельных участков в границах полосы отвода железных дорог и об образовании участков в целях установления таких границ.
С учетом установленных по делу обстоятельств и подлежащих применению норм материального права, арбитражные суды обеих инстанций правомерно указали, что в рассматриваемой ситуации у Управления Росимущества не имелось предусмотренных законом оснований для возврата заявления ГКУ "Амурупрадор" от 09.12.2013 N 4772 без рассмотрения по существу вопроса о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения мостового перехода через реку Зея в городе Благовещенске, в связи с чем обоснованно удовлетворили требования казенного учреждения и признали оспариваемый отказ ответчика от 31.12.2013 N 03/13093 незаконным.
Доводы Управления Росимущества, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают вышеуказанных выводов арбитражных судов, положенных в основу обжалуемых судебных актов, и подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права, определяющих пределы компетенции соответствующих органов публичной власти в сфере предоставления для строительства земельных участков, относящихся к федеральной собственности, в том числе расположенных в границах полосы отвода железных дорог.
Утверждение заявителя кассационной жалобы о том, что принятые по делу судебные акты затрагивают права и законные интересы арендатора земельного участка - ОАО "Российские железные дороги" также безосновательно и не может служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Предметом рассмотренного судами спора по настоящему делу является проверка законности принятого ответчиком по результатам обращения казенного учреждения решения, которое расценено судами в качестве ненормативного акта публичного органа власти, и признано по свой сути формальным, не соответствующим предписаниям земельного законодательства и препятствующим заявителю в выборе земельного участка, необходимого для проведении работ по строительству мостового перехода.
Каких-либо выводов относительно прав и обязанностей арендатора земельного участка с кадастровым номером 28:01:000000:154 принятые по настоящему делу судебные акты не содержат.
Наряду с этим, как правомерно указанно апелляционным судом в обжалуемом постановлении, поскольку спорный земельный участок предоставлен для нужд железнодорожного транспорта, то при процедуре его выбора в целях размещения объекта строительства должно быть обеспечено получение необходимого согласования с ДВТУ Росжелдора места расположения спорного земельного участка относительно полосы отвода железной дороги.
На данной стадии арендатор спорного земельного участка также не лишен возможности заявить о своих обоснованных возражениях, относительно места размещения возводимого объекта, при их наличии.
С учетом изложенного принятые по делу судебные акты, соответствующие фактическим обстоятельствам спора, а также нормам материального и процессуального права, не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.06.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 по делу N А04-2018/2014 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
О.В. Цирулик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.