г. Хабаровск |
|
16 декабря 2014 г. |
А51-3057/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: О.В. Цирулик
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Ю. Лесненко
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Владивостокская строительно-монтажная компания":
- Ситак А.А., представитель по доверенности б/н от 17.11.2014
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Владивостокская строительно-монтажная компания"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014
по делу N А51-3057/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде апелляционной инстанции судьи: Н.Н. Анисимова, С.В. Гуцалюк, А.В. Гончарова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владивостокская строительно-монтажная компания"
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
о признании незаконным решения
третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
Общество с ограниченной ответственностью "Владивостокская строительно-монтажная компания" (ОГРН 1132540005190, ИНН 2540191628, адрес (место нахождения): 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пограничная, 6 Б; далее - ООО "Владивостокская строительно-монтажная компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ОГРН 1092536003812, ИНН 2536216076, адрес (место нахождения): 690000, Приморский край, г. Владивосток, Партизанский проспект, 20; далее - УГА, управление) от 13.01.2014 N 28877/20у об отказе в обеспечении выбора земельного участка в районе дома N 19 по ул. Днепровская в г. Владивостоке, ориентировочной площадью 6550 кв.м, с предварительным согласованием места размещения объектов складского назначения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, о понуждении УГА обеспечить выбор данного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Определением от 05.02.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент).
Решением от 21.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд апелляционной инстанции, установив нарушение судом первой инстанции пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, ввиду неприятия уточнения требований общества, заявленных в порядке статьи 49 АПК РФ, 28.07.2014 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для арбитражного суда первой инстанции в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
В кассационной жалобе ООО "Владивостокская строительно-монтажная компания", ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит постановление от 02.09.2014 отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель указывает на ошибочность выводов апелляционного суда относительно непредставления обществом всей необходимой информации в отношении испрашиваемого участка. По его мнению, обоснование площади участка в заявлении, в том числе в связи с его нахождением в зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности, противоречит положениям статьи 31 ЗК РФ и регламента предоставления соответствующей муниципальной услуги. Также ссылается на выход апелляционного суда за пределы рассматриваемых требований, поскольку частичное нахождение земельного участка в охранной зоне инженерных сетей не являлось основанием для оспариваемого отказа уполномоченного органа. Кроме того указывает на невыполнение управлением возложенных на него обязанностей по рассмотрению заявления общества и уточнению границ испрашиваемого участка.
В отзыве на кассационную жалобу УГА указывает на законность вынесенного постановления, просит оставить его без изменения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Владивостокская строительно-монтажная компания" поддержал доводы жалобы, настаивал на отмене постановления. Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемого судебного акта с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для его отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 01.10.2013 ООО "Владивостокская строительно-монтажная компания" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка, ориентировочной площадью 6 550 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Днепровская, 19, в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов складского назначения.
13.01.2014 УГА сообщило о невозможности обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка ввиду нахождения на спорной территории значительного количества сооружений "МН", непредставления обоснования примерного размера испрашиваемого земельного участка и наложения испрашиваемого земельного участка на место общего пользования - проезд (проход) к смежным землепользователям.
28.01.2014 общество направило в УГА заявление об уточнении границ испрашиваемого земельного участка, приложив откорректированную схему расположения земельного участка в районе ул. Днепровская, 19, изменив при этом площадь испрашиваемого участка.
Письмом от 28.02.2014 управление отказало в обеспечении выбора испрашиваемого земельного участка, сославшись на фактическое занятие участка объектами "МН", непредставление обществом обоснования примерного размера участка, а также направление заявления с нарушением порядка, непосредственно в УГА, а не в Департамент.
Посчитав отказ от 13.01.2014 незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказав в удовлетворении ходатайства общества об уточнении заявленных требований, в связи с одновременным изменением предмета и основания иска, рассмотрел требования общества относительно отказа управления от 13.01.2014 и отказал в их удовлетворении.
Апелляционный суд, отменяя решение от 21.05.2014, установив основания для перехода к рассмотрению дела по правилам для арбитражного суда первой инстанции, принял уточненные требования, в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным решения управления от 28.02.2014 N 1587/20у об отказе в обеспечении выбора земельного участка в районе дома N 19 по ул. Днепровская в г. Владивостоке, с предварительным согласованием места размещения объектов складского назначения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обязании УГА в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть обращение Департамента об обеспечении выбора земельного участка ориентировочной площадью 3 758 кв.м.
В соответствии с части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса). Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 2 статьи 89 ЗК РФ в целях обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определен Правительством РФ в Постановлении от 24.02.2009 N 160, которым утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила N 160).
В силу пункта 2 Правил N 160 в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Пунктом 8 указанных Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
В охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов (пункт 9 правил N 160).
Пунктом 7.5.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 613, муниципальным образованиям рекомендовано предусматривать на территории населенного пункта технические (охранно-эксплуатационные) зоны, выделяемые линиями градостроительного регулирования: магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого и низкого напряжения, слабых токов, линий высоковольтных передач, метрополитена, в том числе мелкого заложения.
При этом в силу пункта 7.5.2 указанных рекомендаций на территории выделенных технических (охранных) зон запрещено устройство площадок (детских, отдыха, стоянок автомобилей, установки мусоросборников), возведение любых видов сооружений, в т.ч. некапитальных нестационарных, кроме технических, имеющих отношение к обслуживанию и эксплуатации проходящих в технической зоне коммуникаций.
Суд апелляционной инстанции, дав оценку имеющимся в деле доказательствам по правилам статьи 71 АПК, в том числе схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, установил, что испрашиваемый обществом земельный участок находится в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства высоковольтной линии напряжением 110 кВ ОАО "ДРСК", водопровода КГУП "Примтеплоэнерго".
Установив факт нахождения испрашиваемого земельного участка в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, размещение в которой объекта, для которого испрашивается земельный участок, недопустимо в силу прямого указания закона, апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении требований общества.
Подлежат отклонению доводы кассационной жалобы относительно выхода апелляционным судом за пределы заявленных требований, поскольку при установлении правовых оснований исключающих предоставление земельного участка для заявленных целей, суд вправе указать на такие основания, даже если они не были приведены в оспариваемом решении уполномоченного органа.
Остальные доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 по делу N А51-3057/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Цирулик |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.