г. Хабаровск |
|
26 марта 2015 г. |
Дело N А24-2955/2014 |
Резолютивная часть постановления от 25 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Трофимовой О.Н.
Судей: Брагиной Т.Г., Голикова В.М.
при участии:
от заявителя: ФГБУ "Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" - представитель не явился;
от ГУ - Камчатское региональное отделение ФСС РФ - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 29.08.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 по делу N А24-2955/2014 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Довгалюк Н.Н., в апелляционном суде судьи: Сидорович Е.Л., Бессчасная Л.А., Солохина Т.А.
по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
к государственному учреждению - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным решения N 455 н/с от 09.04.2014
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ОГРН 1024101026432, место нахождения: 683023, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Молчанова,12, далее - ФГБУ "Камчатское УГМС", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к государственному учреждению - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1024101024012, место нахождения: 683000, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Ленинская,18, далее - отделение ФСС РФ, фонд) о признании недействительным решения N 455 н/с от 09.04.2014.
Решением суда от 29.08.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014, оспариваемое решение отделения ФСС РФ признано недействительным, как не соответствующее законодательству Российской Федерации о страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе фонда, который просит их отменить, сославшись на нарушение судами норм материального права, а также на то, что выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя жалобы, является необоснованным вывод судов обеих инстанций о том, что заключенный учреждением договор с Аникиной Т.Г. на оказание услуг по ежедневному предрейсовому медицинскому осмотру водителей последнего не является трудовым договором, поэтому производимые по данному договору выплаты не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон об обязательном социальном страховании, Закон N 125-ФЗ).
ФГБУ "Камчатское УГМС" в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклоняет в полном объеме и просит принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, отделением ФСС РФ проведена выездная документальная проверка ФГБУ "Камчатское УГМС" по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы) и расходования этих средств за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, о чем составлен акт проверки N 76 н/с от 12.03.2014, по результатам рассмотрения которого фондом 09.04.2014 принято решение N 455 н/с о привлечении учреждения к ответственности по статье 19 Закона N 125-ФЗ в виде взыскания штрафа в размере 92,30 руб. за неполную уплату страховых взносов в результате занижения налогооблагаемой базы.
Одновременно учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 461,51 руб. и пени за их несвоевременную уплату в сумме 572,47 руб.
Основанием для принятия указанного решения, явился вывод фонда о том, что заключенный ФГБУ "Камчатское УГМС" 01.10.2010 договор с Аникиной Т.Г. на оказание услуг по ежедневному предрейсовому медицинскому осмотру водителей учреждения является трудовым договором, поэтому производимые по нему в пользу Аникиной Т.Г. выплаты подлежат обложению страховыми взносами.
Не согласившись с данным решением, учреждение обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и признал оспариваемое решение фонда недействительным. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом. При этом суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в том числе:
обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Статья 5 данного Закона устанавливает, что обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.
Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховые взносы.
Согласно пункту 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения (как по основному месту работы, так и по совместительству), выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы, и включаемые в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
При этом порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств предусмотрен в Типовом положении об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (далее - Положение), являющимся приложением N 2 к утвержденным 29.01.2002 Минздравом России совместно с Минтрансом России методических рекомендаций "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", согласно которым предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения (пункт 1.2 Положения).
Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию (пункт 1.4 Положения).
Предрейсовые медицинские осмотры проводятся медицинским работником как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения пункт 1.6 Положения).
Проанализировав содержание спорного договора, с учетом дополнительных соглашений к нему от 01.12.2011, 01.04.2013, руководствуясь положениями указанных выше норм права, а также положениями статей 431, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 16, 56, 136 Трудового кодекса Российской Федерации, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что характер и специфика оказываемых услуг не свидетельствует о наличии трудовых отношений между учреждением и физическим лицом Аникиной Т.Г., оказывающей услуги по предрейсовому медицинскому осмотру водителей транспортных средств.
Названный договор не соответствует установленному трудовым законодательством понятию трудового договора, поскольку в нем не оговорено подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка, нет условия о соблюдении определенного режима работы и отдыха, не предусмотрена выплата сумм по временной нетрудоспособности и травматизму, предоставление иных гарантий социальной защищенности (предоставление ежегодных отпусков и выходных дней с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. При таких обстоятельствах у фонда отсутствовали законные основания для доначисления учреждению страховых взносов, начисления пеней и привлечении его к ответственности за неполную уплату страховых взносов.
Также является обоснованным вывод суда о том, что заключение спорного договора непосредственно с фельдшером Аникиной Т.Г., а не с медицинским учреждением, не изменяет характер данного договора как договора оказания услуг.
Доводы заявителя жалобы об обратном выводы судов первой и апелляционной инстанций не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поэтому жалоба отделения ФСС РФ удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.08.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 по делу N А24-2955/2014 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
О.Н. Трофимова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.