г. Хабаровск |
|
17 июля 2015 г. |
Дело N А51-24973/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Котиковой Г.В.
Судей: Луговой И.М., Мильчиной И.А.
при участии: от администрации города Владивостока - Сопова Екатерина Александровна, представитель по доверенности от 22.12.2014 N 1-3/4334;
от департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - представитель не явился;
от управления муниципальной собственности города Владивостока - Сопова Екатерина Александровна, представитель по доверенности от 27.11.2014 N 28/1-6170,
от муниципального унитарного предприятия города Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей" - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края на решение от 16.02.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 по делу N А51-24973/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Мангер Т.Е., в суде апелляционной инстанции судьи Анисимова Н.Н., Еремеева О.Ю., Номоконова Е.Н.
по заявлению администрации города Владивостока
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края
третьи лица: управление муниципальной собственности города Владивостока, муниципальное унитарное предприятие города Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей"
о признании незаконным решения
Администрация города Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, пр-кт Океанский, 20, далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, ИНН 2538111008, место нахождения: 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22, далее - департамент), выраженного в письме от 02.06.2014 N 20/2-18/17591, и об обязании принять в собственность Приморского края следующие объекты, расположенные в районе ул. Демьяна Бедного, 7 в г. Владивостоке:
здание энергоблока (лит. Б), общей площадью 65,4 кв. м.;
сооружение - внеплощадочные сети телефонизации (лит. Л), протяженностью 16 м.;
сооружение - канализационная линия (лит. К), протяженностью 122 м.;
сооружение - водопроводная линия (лит. В), протяженностью 358 м.;
сооружение - тепловая сеть (лит. Т), протяженностью 58 м.;
сооружение - комплексная трансформаторная подстанция N 1602 (лит. А), общей площадью 15 кв. м.;
сооружение - кабельная линия 0,4 кВ (лит. Э), протяженностью 106 м.;
сооружение - кабельная линия 6 кВ (лит. Э), протяженностью 1074 м.
Определениями суда от 08.09.2014, от 12.11.2014 к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление муниципальной собственности города Владивостока (далее - управление муниципальной собственности), муниципальное унитарное предприятие города Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей" (далее - МУП "ВПЭС").
Решением суда от 16.02.2015 оспариваемое решение департамента признано незаконным в части отказа в принятии в собственность Приморского края следующих объектов:
здание энергоблока (лит. Б), общей площадью 65,4 кв. м.;
сооружение - внеплощадочные сети телефонизации (лит. Л), протяженностью 16 м.;
сооружение - тепловая сеть (лит. Т), протяженностью 58 м.
Суд обязал департамент принять в собственность Приморского края названные объекты.
В отношении требований о принятии в собственность Приморского края объектов:
сооружение - комплексная трансформаторная подстанция N 1602 (лит. А), общей площадью 15 кв. м.;
сооружение - кабельная линия 0,4 кВ (лит. Э), протяженностью 106 м.;
сооружение - кабельная линия 6 кВ (лит. Э), протяженностью 1074 м., производство по делу прекращено в связи с отказом заявителя от требований. В остальной части в удовлетворении требований отказано, поскольку установлено, что сооружение - канализационная линия (лит. К), протяженностью 122 м., сооружение - водопроводная линия (лит. В), протяженностью 358 м. находятся в собственности Приморского края.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворенных требований, департамент обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда изменить, приняв новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, спорное имущество используется органом местного самоуправления для цели электроснабжения, теплоснабжения, оказания иных услуг населению, таким образом, в соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 16, части 1 статьи 60 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) названное имущество должно находиться в собственности муниципального образования. Податель жалобы считает также, что односторонней инициативы органа местного самоуправления, исходя из правовой позиции, закрепленной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, для передачи спорного имущества в собственность субъекта Российской Федерации недостаточно, поскольку необходима процедура согласования с целью определения возможности или невозможности отделения спорных объектов. Кроме прочего, департамент находит незаконным привлечение к участию в деле, в качестве третьего лица, МУП "ВПЭС", поскольку у последнего отсутствует право хозяйственного ведения на спорное имущество.
Администрация в отзыве и ее представитель, который представлял также интересы управления муниципальной собственности г. Владивостока, в судебном заседании выразили несогласие с доводами кассационной жалобы, полагают, что спорные объекты не предназначены для решения вопросов местного значения, а служат исключительно для эксплуатации и обслуживания здания специализированной детской больницы, соответственно, подлежат передаче в собственность субъекта Российской Федерации.
МУП "ВПЭС" отзыв не представило.
Департамент и МУП "ВПЭС" надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, их представители в судебное заседание не прибыли.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя департамента и управления муниципальной собственности, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены или изменения в обжалуемой части состоявшихся по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 16.12.2009 N RU25304000-19 Департаментом градостроительства Приморского края разрешен ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Специализированная детская больница восстановительного лечения (для детей с онкогематологической патологией) в г. Владивостоке" (Реабилитационное отделение санаторного типа краевого детского онкогематологического центра по ул. Демьяна Бедного, 7 в г. Владивостоке), включающего в себя здание площадью 3084,70 кв. м., здание энергоблока площадью 65,4 кв. м., комплектную трансформаторную подстанцию площадью 15 кв. м., тепловую сеть протяженностью 93,5 м., водопроводную линию протяженностью 382,0 м., канализационную линию протяженностью 119,0 м., кабельную линию 0,4 кВ протяженностью 380,0 м., кабельную линию 6 кВ протяженностью 2380,0 м. и внеплощадочные сети телефонизации протяженностью 450,0 м.
31.12.2009 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесены записи о государственной регистрации права собственности Приморского края на указанные объекты.
Распоряжением департамента от 27.01.2010 N 12-р названные объекты переданы в муниципальную собственность Владивостокского городского округа.
Распоряжением департамента от 29.12.2010 N 484-р из муниципальной собственности Владивостокского городского округа в собственность Приморского края принято имущество, расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Демьяна Бедного, 7, в составе сооружения - водопроводная линия (лит. В) и сооружения - канализационная линия (лит. К).
Распоряжением департамента от 23.12.2011 N 881-р "О передаче учреждений здравоохранения из муниципальной собственности Владивостокского городского округа в собственность Приморского края" решено принять с 01.01.2012 в собственность Приморского края муниципальные учреждения здравоохранения как имущественные комплексы, в том числе, здание - специализированная детская больница восстановительного лечения площадью 3084,7 кв. м., земельный участок с кадастровым номером 25:28:050035:140, расположенные по ул. Демьяна Бедного, 7.
Поскольку в указанное выше распоряжение не были включены здание энергоблока (лит. Б), комплексная трансформаторная подстанция N 1602 (лит. А), внеплощадочные сети телефонизации (лит. Л), канализационная линия (лит. К), водопроводная линия (лит. В), тепловая сеть (лит. Т), кабельная линия 0,4 кВ (лит. Э), кабельная линия 6 кВ (лит. Э), также расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. Демьяна Бедного, 7, администрация письмом от 24.04.2014 N 1-3/1350 обратилась к вице-губернатору Приморского края с просьбой рассмотреть вопрос о принятии здания-энергоблока и комплекса инженерных сооружений в собственность Приморского края и поручить департаменту принять соответствующее решение о передаче в государственную собственность Приморского края указанного имущества.
Письмом от 02.06.2014 N 20/2-18/17591 департамент уведомил администрацию о том, что в силу положений пункта 4 части 1 статьи 16 Федеральный закон N 131-ФЗ эксплуатация перечисленного в обращении имущества относится к полномочиям местного самоуправления, соответственно, передача спорного имущества невозможна.
Не согласившись с решением департамента, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя, администрация обратилась в арбитражный суд, который удовлетворил заявленное требование в части оспаривания отказа в принятии здания энергоблока (лит. Б), общей площадью 65,4 кв. м.; сооружения - внеплощадочные сети телефонизации (лит. Л), протяженностью 16 м.; сооружения - тепловая сеть (лит. Т), протяженностью 58 м., исходя из того, что названные объекты не предназначены для решения вопросов местного значения. Выводы суда первой инстанции подтвердил апелляционный суд, повторно рассматривая дело по правилам главы 34 АПК РФ. При этом суды обоснованно исходили из следующего.
В силу положений пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) и пункта 21 пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере здравоохранения, как обоснованно указали суды, относится создание условий для оказания медицинской помощи населению (пункт 14 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, статья 17 Федерального закона N 323-ФЗ).
Частью 12 статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрено, что здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности до дня вступления в силу названного Федерального закона, передаются в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации в срок до 1 января 2013 года в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела суды установили, что передача имущества, а именно: здания - специализированной детской больницы восстановительного лечения площадью 3084,7 кв. м., из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации была произведена на основании Распоряжения департамента от 23.12.2011 N 881-р.
Порядок безвозмездной передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
В соответствии с положениями абзацем 12 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ имущество, находящееся в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации в случае: если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с названным Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона N 184-ФЗ.
Абзацем 15 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
В силу положений абзаца 21 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в названной части статьи 154 упомянутого Закона решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
Органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании данных решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений (абзац 25 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ).
Судами установлено, что департамент, отказывая в принятии спорного имущества, а именно: здания энергоблока (лит. Б), общей площадью 65,4 кв. м., сооружения - внеплощадочные сети телефонизации (лит. Л), протяженностью 16 м., сооружения - тепловая сеть (лит. Т), протяженностью 58 м., исходил из того, что их эксплуатация относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Вместе с тем суды, исследовав имеющиеся в материалах документы, в частности, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 16.12.2009 N RU25304000-19, пояснения департамента, администрации, МУП "ВПЭС", пришли к выводу о том, что спорные объекты предназначены для обслуживания здания - специализированной детской больницы восстановительного лечения площадью 3084,7 кв. м., расположенного по ул. Демьяна Бедного, 7 и входящего в состав учреждения здравоохранения "Краевая детская клиническая больница N 1". Доказательств обратного материалы дела, вопреки утверждению заявителю жалобы, не содержат.
Таким образом, поскольку в силу положений статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами местного самоуправления в целях охраны здоровья и находящиеся в муниципальной собственности, должны быть переданы в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации до 01.01.2013, то вывод судов о необходимости передачи всей совокупности имущества, используемого для эксплуатации учреждения здравоохранения, в собственность Приморского края правомерен.
Статьей 50 Федерального закона N 131-ФЗ установлен перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования. Учитывая, что спорное имущество, как установили суды и не опроверг заявитель жалобы, не входит в названный перечень, то основания для отказа в принятии данного имущества в собственность Приморского края у департамента отсутствовали.
Ссылки заявителя жалобы на правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, не опровергают выводы судов.
Из смысла указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, а также Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О, которое учитывал суд апелляционной инстанции, следует, что принудительное отчуждение имущества недопустимо, то есть безвозмездная передача муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, как обоснованно указали суды, отсутствие волеизъявления субъекта Российской Федерации на принятие спорного имущества не свидетельствует о нарушении администрацией порядка, предусмотренного частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, поскольку передача спорного имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в собственность субъекта Российской Федерации имеет объективную необходимость для осуществления субъектом Российской Федерации своих полномочий (спорные объекты предназначены исключительно для обслуживания объекта, переданного в собственность Приморского края).
Доводы департамента о том, что спорные объекты не были зарегистрированы как единый имущественный комплекс также были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены, так как имеются доказательства перераспределения соответствующих полномочий и данное обстоятельство не освобождает субъект Российской Федерации от обязанности принять названные объекты как имеющие непосредственное отношение к осуществлению возложенного на субъект Российской Федерации полномочия.
Остальные доводы заявителя по существу воспроизводят доводы, апелляционной жалобы, которым дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, с учетом изложенного, оспариваемое решение департамента, выраженное в письме от 02.06.2014 N 20/2-18/17591, в части отказа в принятии в собственность Приморского края здания энергоблока (лит. Б), общей площадью 65,4 кв. м.; сооружения - внеплощадочные сети телефонизации (лит. Л), протяженностью 16 м.; сооружения - тепловая сеть (лит. Т), протяженностью 58 м. правомерно признано судами незаконным, как нарушающее положения части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ. В качестве меры восстановления нарушенного права суды обоснованно обязали департамент принять названные объекты в собственность Приморского края.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами полно и всесторонне, исследованы все имеющиеся в деле доказательства, нормы материального права применены соответственно установленным обстоятельствам, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не выявлено, поэтому у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены в обжалуемой части принятых по делу судебных актов. Кассационную жалобу департамента следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.02.2015 в обжалуемой части, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 по делу N А51-24973/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.В. Котикова |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.