г. Хабаровск |
|
26 сентября 2017 г. |
А24-336/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Т.Н. Никитиной
Судей: Н.В. Меркуловой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от федерального бюджетного учреждения "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" - представитель не явился,
от федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Восточному Арктическому району" - представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального бюджетного учреждения "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей"
на решение от 10.04.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2017
по делу N А24-336/2017
Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.М. Сакун; в суде апелляционной инстанции судьи: Т.А. Солохина, Г.М. Грачёв, Е.Л. Сидорович
по заявлению Федерального бюджетного учреждения "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" (ОГРН 1021401057655, ИНН 1435033691, место нахождения: 677891, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Дзержинского, 2)
к Федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Восточному Арктическому району" (ОГРН 1154101001757, ИНН 4101169459, место нахождения: 683032, Камчатский край, Петропавловск-Камчатский, пр-т Карла Маркса, 1, 1)
об оспаривании решения
Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" (далее - заявитель, учреждение, ФБУ "Администрация Ленского бассейна") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением об отмене решения Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Восточному арктическому району" (далее - административный орган, погрануправление, ПУ ФСБ России по Восточному Арктическому району) от 30.12.2016 по делу об административном правонарушении N 9862/2148-16, согласно которому назначенное ФБУ "Администрация Ленского бассейна" административное наказание по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде штрафа снижено с 400 000 рублей до 200 000 рублей.
Решением от 10.04.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2017 в удовлетворении требований ФБУ "Администрация Ленского бассейна" отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе учреждения, полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального права, в связи с чем просит их отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы учреждение приводит доводы о том, что в отношении ФБУ "Администрация Ленского бассейна" вынесено 8 постановлений о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ. Податель жалобы, ссылаясь на часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ, указывает на ошибочность выводов судов обеих инстанций о том, что каждый факт пересечения государственной границы образует самостоятельный состав правонарушения. Считает, что неоднократное пересечение границы совершено в рамках одного перехода, соответственно в данном случае имеется одно длящееся правонарушение с множественностью действий.
В отзыве административный орган против удовлетворения кассационной жалобы возражает, указывает, что решением начальника отдела дознания и административной практики погрануправления от 30.12.2016 по делу об административном правонарушении N 9862/2148-16 постановление было изменено, размер административного штрафа снижен до 200 000 рублей. Учитывая, что состав административного правонарушения оканчивается в момент фактического пересечения линии государственной границы Российской Федерации в конкретном месте (координатах) и времени, следовательно, неоднократное пересечение границы не может быть отнесено к категории длящихся. Таким образом, множественность таких действий свидетельствует о неоднократном совершении самостоятельных правонарушений.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе посредством размещения информации о дате и времени судебного разбирательства на официальном сайте суда, в судебное заседание кассационной инстанции явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем кассационная жалоба в силу части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Как следует из материалов настоящего дела, административным органом в ходе контрольно-проверочных мероприятий установлено, что судно "Анатолий Жилинский" при осуществлении транспортного перехода с бара реки Колыма в п. Нижнеянск Республики Саха (Якутия) осуществило пересечение Государственной границы Российской Федерации путем выхода из территориального моря Российской Федерации в исключительную экономическую зону, а именно: 03.09.2016 примерно в 08 часа 00 минут (время московское) в усредненных географических координатах 7137' Северной широты и 15140' Восточной долготы. В нарушение пункта 10 Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу РФ российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение Государственной границы РФ без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.08.20014 N 863 (далее - Правила N863) в судовом журнале отсутствует запись о фактическом пересечении Государственной границы, с указанием времени и географических координат места пересечения Государственной границы.
Кроме того, судно "Анатолий Жилинский" не подключено к мониторингу в целях исполнения требований Постановления Правительства РФ от 15.08.2014 N 811 "Об утверждении правил передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих Государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля" (далее - Правила N811).
По данному факту 19.10.2016 должностным лицом ПУ ФСБ России по Восточному арктическому району в отношении ФБУ "Администрация Ленского бассейна" составлен протокол об административном правонарушении.
31.10.2016 временно исполняющим обязанности начальника пограничного поста в п. Нижнеянск отдела (пограничной комендатуры) в г. Тикси ПУ ФСБ России по Восточному арктическому району вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 9862/2148- 16, согласно которому ФБУ "Администрация Ленского бассейна" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением от 31.10.2016, учреждение обжаловало его в вышестоящий орган. Решением начальника отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по Восточному арктическому району от 30.12.2016 по делу об административном правонарушении N 9862/2148-16 постановление врио начальника пограничного поста в п. Нижнеянск отдела (пограничной комендатуры) в г. Тикси ПУ ФСБ России по Восточному арктическому району по делу об административном правонарушении N 9862/2148-16 изменено, назначенное административное наказание в виде штрафа снижено с 400 000 рублей до 200 000 рублей.
Считая решение начальника отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по Восточному арктическому району от 30.12.2016 по делу об административном правонарушении N 9862/2148-16 незаконным учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции, отказывая учреждению в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовались положениями части 1 статьи 18.1 КоАП РФ; статьи 1, пункта "б" части 2 статьи 5, статьи 7, статьи 9, частей 1, 5 статьи 11, статьи 12, частью 2 статьи 13 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"; пункта 10 Правил N863; пунктов 2, 3, 4, 5 Правил N811; пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2008 N 922 "О мерах по внедрению системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии"; распоряжения агентства морского и речного транспорта от 26.12.2008 N АД-244-р "О мерах по внедрению системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии"; приказа Минтранса РФ от 31.12.2008 N 223 "Об утверждении Положения о российском центре системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии"; с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"; в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"; правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 15.07.1999 N 11-П, от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П, и пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения от 30.12.2016 по делу об административном правонарушении N9862/2148-16, которым изменено постановление от 31.10.2016 по делу об административном правонарушении N9862/2148-16. Суды не выявили обстоятельств, свидетельствующих о нарушении административным органом порядка составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов дела об административном правонарушении. Указали на отсутствие оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП и признания совершенного административного правонарушения малозначительным, сочтя назначенный размер штрафа соответствующим принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Как установлено судами, в нарушение требований Правил N 863, N811, принадлежащее учреждению судно "Анатолий Жилинский", осуществило пересечение Государственной границы Российской Федерации 03.09.2016 в 08 часов 00 минут без обеспечения техническими средствами контроля, постоянной автоматической передачи информации о местонахождении судна, без соответствующей фиксации данного пересечения, чем нарушило правила пересечения государственной границы.
Данный факт документально подтвержден: протоколом об административном правонарушении от 19.10.2016, копией судового журнала, письмом ФГУП "Морсвязьспутник" от 07.10.2016 N нсс 1/7 1179, уведомлением о намерении пересечь Государственную границу от 31.08.2016.
При указанных обстоятельствах, выводы судов о доказанности события вмененного правонарушения, а также о наличии в действиях учреждения признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, являются правильными. Доказательств, опровергающих указанные выводы судов, материалы дела не содержат.
При оценке наличия субъективной стороны во вменяемом правонарушении суды пришли к выводу о наличии вины учреждения в совершении вмененного ему административного правонарушения, отметив отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что им были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, а также доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства.
Оценив в совокупности, установленные по делу обстоятельства и представленные в дело доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что действия учреждения правомерно квалифицированы административным органом по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ, вина учреждения в совершении данного правонарушения доказана.
Процедура привлечения общества к административной ответственности и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судом не выявлено, поскольку совершенное правонарушение посягает на охраняемые законом правоотношения в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации и создает реальную угрозу безопасности государства.
Административный штраф, назначенный учреждению с учетом снижения до 200 000 рублей решением от 30.12.2016 по делу об административном правонарушении N 9862/2148-16 соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания.
Доводы кассационной жалобы о том, что допущенное учреждением правонарушение относится к категории длящегося являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, поскольку каждый факт пересечения Государственной границы (в том числе и во время одного рейса) образует самостоятельную объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств по делу и установленных судами обстоятельств, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права и в силу положений статей 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Суды применили нормы материального права соответственно установленным по данному делу конкретным обстоятельствам, нарушений процессуальных норм, которые в силу части 4 статьи 288 АПК РФ влекут безусловную отмену судебных актов, не допустили, в связи с чем, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.04.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2017 по делу N А24-336/2017 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Никитина |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив в совокупности, установленные по делу обстоятельства и представленные в дело доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что действия учреждения правомерно квалифицированы административным органом по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ, вина учреждения в совершении данного правонарушения доказана.
Процедура привлечения общества к административной ответственности и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судом не выявлено, поскольку совершенное правонарушение посягает на охраняемые законом правоотношения в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации и создает реальную угрозу безопасности государства.
...
Доводы кассационной жалобы о том, что допущенное учреждением правонарушение относится к категории длящегося являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, поскольку каждый факт пересечения Государственной границы (в том числе и во время одного рейса) образует самостоятельную объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 сентября 2017 г. N Ф03-3607/17 по делу N А24-336/2017
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3607/17
17.07.2017 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3478/17
07.06.2017 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3478/17
10.04.2017 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-336/17