г. Хабаровск |
|
26 декабря 2023 г. |
А73-9602/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Яшкиной Е.К.
судей Камалиевой Г.А., Мельниковой Н.Ю.
при участии: от истца: Банникова Е.Р. - представитель по доверенности от 08.12.2023 N Ф-15
от ответчика: Фесик Г.М. - председатель Комитета, Маркова Г.В. - представитель по доверенности от 21.12.2022 N 1-21/1408
от Министерства ЖКХ: Вербинская Т.П. - представитель по доверенности от 17.05.2023 N 2.4-54-7502
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на определение от 28.07.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023
по делу N А73-9602/2020 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к Комитету по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района
третьи лица: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
о взыскании 9 567 346,11 руб.
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745, адрес: 105005, г. Москва, ул. Спартаковская, 2Б, далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Комитету по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района (ОГРН 1122720002624, ИНН 2720047246, адрес: 680510, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Тополево, ул. Пионерская, д. 8, далее - Комитет) о взыскании убытков в размере 9 471 915,27 руб. за период с 01.04.2017 по 02.12.2017, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 95 430,84 руб. за период с 28.05.2020 до момента фактической оплаты суммы долга.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Хабаровский край в лице Министерства ЖКХ Хабаровского края; Министерство финансов Хабаровского края, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Решением суда от 16.02.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021, постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.08.2021, исковые требования удовлетворены частично, с Комитета в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России за счет средств казны муниципального образования взыскано 7 962 296,76 руб. компенсации, возникшей в результате межтарифной разницы; в удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.
Определением Верховного суда РФ от 15.12.2021 в передаче кассационных жалоб Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края и Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района в судебное заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
Комитет на основании части 1 статьи 179 АПК РФ обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о разъяснении судебного решения от 16.02.2021 о порядке исполнения, а именно за счет средств субвенции, предоставляемой муниципальному образованию в лице Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района в соответствии с Законом Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N 150).
Определением суда от 28.07.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023, заявление ответчика удовлетворено, суд разъяснил, что решение суда от 16.02.2021 подлежит исполнению за счет средств субвенции, предоставляемой муниципальному образованию в лице Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района в соответствии с Законом N 150.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство ЖКХ Хабаровского края обратилось с кассационной жалобой, в которой просит определение и апелляционное постановление отменить. В обоснование жалобы заявитель привел доводы о необходимости исполнения в данном случае судебных актов по взысканию компенсации от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, за счет средств местного бюджета. Для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, законодательно предусмотрен механизм корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись. Полагает, что указание в резолютивной части решения от 16.02.2021 о взыскании в пользу истца компенсации за счет средств субвенции противоречит нормам статей 214, 215, 1069 ГК РФ, разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения Бюджетного кодекса РФ, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", и входит в сферу межбюджетных отношений. Кроме того, заявитель указал на отсутствие правовых оснований для включения Министерством ЖКХ Хабаровского края в акты сверки суммы спорной компенсации для организации (ФГКУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ), полученной в межтарифный период.
В отзыве на кассационную жалобу Минфин Хабаровского края поддержал доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, настаивая на ее удовлетворении.
Комитет по ценам и тарифам Хабаровского края в пояснениях к кассационной жалобе указал на отсутствие правовой позиции по спорному вопросу, поскольку порядок исполнения решения по делу находится за рамками его полномочий. Завил о рассмотрении жалобы без участия его представителя.
В судебном заседании представитель Министерства ЖКХ Хабаровского края доводы кассационной жалобы поддержала в полном объеме, настаивая на ее удовлетворении, против чего возражали представители ответчика. Представитель истца привела доводы о фактическом исполнении решения суда от 16.02.2021 на дату кассационного разбирательства.
Проверив правильность применения судами норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 179 АПК РФ в случае неясности решения арбитражный суд, принявший это решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации вправе разъяснить решение без изменения его содержания.
По правилам части 2 статьи 179 АПК РФ разъяснение решения допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение может быть принудительно исполнено.
Согласно толкованию части 1 статьи 179 АПК РФ, приведенному в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 108-О, путем разъяснения судебного акта создаются необходимые условия для его правильного понимания и исполнения, а также устранения тех или иных недостатков. Основным требованием к разъяснению судебного акта является сохранение смысла без изменения его содержания.
Разъяснение решения является одним из способов устранения его недостатков и производится в случае неясности, противоречивости и нечеткости решения. Разъяснение судебного акта заключается в более полном и ясном изложении тех его частей, понимание которых вызывает затруднение и осуществляется путем восполнения текста судебного решения за счет расшифровки кратких формулировок, восполнения логической связи между выводами суда.
При этом суд не вправе изменять содержание судебного акта и не может касаться тех вопросов, которые не были предметом судебного разбирательства и не отражены в судебном акте. То есть, не могут быть внесены дополнения, изменения в описание установленных судом фактических обстоятельств, в оценку доказательств, в указания о применении или неприменении законов и иных нормативных правовых актов.
В ходе рассмотрения спора по существу судами установлено, что истец, фактически оказав в период с 01.04.2017 по 02.12.2017 населению услуги по теплоснабжению, несмотря на отсутствие принятого в установленном порядке тарифного решения, вправе претендовать на получение компенсации, возникшей в результате применения при расчете с потребителями льготного тарифа.
При этом предметом исследования и оценки судов являлся размер фактических расходов истца на теплоснабжение населения на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края применительно к расходам, учитываемым при формировании тарифов в соответствии с Основами ценообразования, в отсутствие утвержденного в установленном порядке тарифа.
Приняв во внимание позицию регулятора относительно экономически обоснованной цены ресурса в спорный период для ресурсоснабжающей организации ((ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ), суды признали доказанным размер компенсации понесенных ею расходов в межтарифный период на общую сумму 7 962 296,76 руб., подлежащую возмещению истцу за счет правового механизма посредством предоставления целевых субсидий, регламентированного на территории Хабаровского края положениями Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению", Закона N 150, постановления Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению".
Судами учтено, что возмещение ресурсоснабжающим организациям компенсации от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации - Хабаровского края, посредством предоставления целевых субсидий из краевого бюджета, которое в спорной ситуации исполнено субъектом РФ путем обеспечения муниципального образования (ответчика) для реализации переданных ему государственных полномочий финансирования из краевого бюджета запланированным размером субвенций на 2017 год. Как следствие, суды возложили обязанность произвести спорную выплату на орган местного самоуправления, признав Комитет надлежащим ответчиком по делу.
По существу суды установили, что исполнение органом местного самоуправления расходных обязательств перед ресурсоснабжающей организацией, связанных с возмещением ее финансовых потерь, производится за счет средств казны соответствующего публично-правового образования за счет предоставляемых в местный бюджет субвенций из краевого бюджета.
Разъяснение судами вступившего в законную силу решения суда от 16.02.2021 путем указания на то, что судебный акт подлежит исполнению за счет средств субвенции предоставляемой муниципальному образованию в соответствии с Законом N 150, в полной мере соответствует содержанию принятого по существу судебного акта, фактическим обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения спора, нормативным правовым актам, которыми руководствовался суд при принятии решения.
Удовлетворяя данное заявление ответчика, обусловленное различным пониманием участниками спора его содержания и основанное на несогласии третьего лица (Министерства ЖКХ Хабаровского края) с выводами судов о наличии у истца права на возмещение понесенных ресурсоснабжающей организацией расходов в межтарифный период, суды, руководствуясь положениями статьи 215 ГК РФ, статей 86, 140 Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по сути, устранили двусмысленное толкование сторонами порядка реализации способа возмещения компенсации, возникшей в результате возникшей межтарифной разницы, гарантируемо компенсируемой ресурсоснабжающим организациям в виде выпадающих доходов, путем исполнения публично-правовым образованием установленного законом обязательства, что не противоречит правилам статьи 179 АПК РФ.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны ранее заявлявшимся возражениям при рассмотрении заявления в судах первой и апелляционной инстанций, в связи с чем являлись предметом исследования судов и не свидетельствуют о нарушении судами норм процессуального законодательства.
С учетом изложенного определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 28.07.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 по делу N А73-9602/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.К. Яшкина |
Судьи |
Г.А. Камалиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство ЖКХ Хабаровского края обратилось с кассационной жалобой, в которой просит определение и апелляционное постановление отменить. В обоснование жалобы заявитель привел доводы о необходимости исполнения в данном случае судебных актов по взысканию компенсации от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, за счет средств местного бюджета. Для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, законодательно предусмотрен механизм корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись. Полагает, что указание в резолютивной части решения от 16.02.2021 о взыскании в пользу истца компенсации за счет средств субвенции противоречит нормам статей 214, 215, 1069 ГК РФ, разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения Бюджетного кодекса РФ, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", и входит в сферу межбюджетных отношений. Кроме того, заявитель указал на отсутствие правовых оснований для включения Министерством ЖКХ Хабаровского края в акты сверки суммы спорной компенсации для организации (ФГКУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ), полученной в межтарифный период.
...
Согласно толкованию части 1 статьи 179 АПК РФ, приведенному в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 108-О, путем разъяснения судебного акта создаются необходимые условия для его правильного понимания и исполнения, а также устранения тех или иных недостатков. Основным требованием к разъяснению судебного акта является сохранение смысла без изменения его содержания."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 декабря 2023 г. N Ф03-5758/23 по делу N А73-9602/2020
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5758/2023
23.10.2023 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4932/2023
07.02.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7668/2021
18.08.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3218/2021
29.04.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1870/2021
16.02.2021 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-9602/20