г. Иркутск |
|
23 августа 2013 г. |
N А33-15952/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2013 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 23 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Воробьевой Н.М., Зуева А.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Селетковой В.И.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Смольниковой Е.Р., при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Самохваловой М.В.,
при участии в Арбитражном суде Красноярского края представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Черепахиной Олеси Викторовны (доверенность от 28.12.2012),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 февраля 2013 года по делу N А33-15952/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Калашникова К.Г.; суд апелляционной инстанции: Гурова Т.С., Споткай Л.Е., Хасанова И.А.),
установил:
Силкин Василий Александрович (далее - Силкин В.А.) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, г. Красноярск; далее - Кадастровая палата) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ОГРН 1042402980290, г. Красноярск; далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю, регистрационный орган):
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:46:5006001:10, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, пос. Манский, участок N 1, общей площадью 7 385,0 кв.м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в размере 3 636 000 рублей;
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:46:5006001:9, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, пос. Манский, район пер. Веселый, общей площадью 3 682,0 кв.м, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в размере 2 588 000 рублей;
об обязании соответчиков внести сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 24:46:5006001:10, 24:46:5006001:9, в государственный кадастр недвижимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное образование город Дивногорск в лице администрации города Дивногорска.
Решением суда первой инстанции от 11 февраля 2013 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16 мая 2013 года, иск удовлетворен частично. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:46:5006001:10, по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, пос. Манский, участок N 1, установлена равной его рыночной стоимости в размере 3 636 000 рублей, определенной в соответствии с отчетом от 13.06.2012 N 2-зем/05/12 по состоянию на 01.01.2011. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:46:5006001:9, по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, пос. Манский, район пер. Веселый, установлена равной его рыночной стоимости в размере 2 588 000 рублей, определенной в соответствии с отчетом от 13.06.2012 N 2-зем/05/12 по состоянию на 01.01.2011. В удовлетворении оставшейся части иска отказано.
Судебные акты приняты со ссылкой на статью 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.12, 24.17, 24.19, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), статьи 3, 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", и мотивированы обоснованностью требований истца, предъявленных к органам кадастрового учета - Управлению Росреестра по Красноярскому краю и Кадастровой палате, являющимся надлежащими ответчиками по делу.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росреестра обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части удовлетворения требования к Росреестру, ссылаясь на неправильное применением судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора.
Управление Росреестра по Красноярскому краю оспаривает вывод судов о том, что управление является надлежащим ответчиком по делу, указывая на то, что Росреестр не принимает участия в процедуре проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленной Законом об оценочной деятельности. Также указывает на ошибочность выводов судов о том, что управление выступает органом, заинтересованным в результате рассмотрения споров о величине кадастровой стоимости земельных участков, сохраняет статус органа кадастрового учета, и имеет обязанность по направлению в орган кадастрового учета результатов рассмотрения судебного спора. По мнению заявителя неправомерна ссылка судов на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, поскольку обстоятельства, установленные в данном деле, существенно отличаются от обстоятельств, рассматриваемого дела.
Кадастровая палата обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты в части удовлетворения требования к Кадастровой палате, ссылаясь на неправильное применением судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора.
Кадастровая палата указывает, что судам неверно истолкован пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. В настоящем деле рыночная оценка проведена после момента осуществления кадастровой оценки, в связи с чем у органа, утвердившего результаты кадастровой оценки, отсутствуют основания для установления кадастровой стоимости в размере рыночной. По мнению заявителя, надлежащим ответчиком по настоящему делу является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший результаты кадастровой оценки. Кроме того, судом сделаны неправомерные выводы, основанные на правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Силкин В.А. в отзывах на кассационные жалобы Управления Росреестра и Кадастровой палаты считает их доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Представитель Управления Росреестра в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в своей кассационной жалобе.
Кадастровая палата, Силкин В.А. и администрация города Дивногорска надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N N 7847, 7848, 7850, 7851, 7852, 7853, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, и возражениях на них, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец на основании договора аренды, заключенного с муниципальным образованием город Дивногорск в лице администрации города Дивногорска (арендодатель) от 15.05.2009 N 6 и договора передачи прав и обязанностей от 19.10.2011 к нему, является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:46:5006001:9, общей площадью 3 682,0кв.м., расположенного по адресу: г. Дивногорск, п. Манский, район переулка Веселый. Договоры аренды от 15.05.2009 N 6, и передачи прав и обязанностей от 19.10.2011 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:46:5006001:9 зарегистрированы (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.01.2013 N 01/004/2013-1).
Истец также на основании договора аренды, заключенного с муниципальным образованием город Дивногорск в лице администрации города Дивногорска (арендодатель) от 27.10.2009 N 18 и договора передачи прав и обязанностей от 19.10.2011 к нему, является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:46:5006001:10, общей площадью 7 385,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Дивногорск, п. Манский. Договоры аренды от 27.10.2009 N 18, и передачи прав и обязанностей от 19.10.2011 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:46:5006001:10 зарегистрированы (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.01.2013 N 01/004/2013-1).
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011 утверждена кадастровая стоимость названных земельных участков:
с кадастровым номером 24:46:5006001:9 в размере 17 620 468 рублей 74 копейки,
с кадастровым номером 24:46:5006001:10 в размере 35 341 434 рублей 45 копеек.
Согласно отчету по определению рыночной стоимости имущества от 13.06.2012 N 2-зем/05/12, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка", по состоянию на 01.01.2011 рыночная стоимость данных земельных участков составляет:
с кадастровым номером 24:46:5006001:9 с округлением 2 588 000 рублей,
с кадастровым номером 24:46:5006001:10 с округлением 3 636 000 рублей.
На отчет от 13.06.2012 N 2-зем/05/12 получено положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" от 13.08.2012 N 636/08/12.
Силкин В.А. обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском об установлении кадастровой стоимости арендуемых им земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011, и обязании уполномоченных лиц внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Кодекса).
В соответствии со статьёй 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Суды установили что, в рассматриваемом случае в отчете оценщика от 13.06.2012 N 2-зем/05/12 рыночная стоимость земельных участков установлена по состоянию на 01.01.2011 - на ту же дату, когда была определена кадастровая стоимость указанных земельных участков, что соответствует требованиям законодательства.
Согласно требованиям статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности, которой предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика, на отчет от 13.06.2012 N 2-зем/05/12 дано положительное экспертное заключение саморегулируемой организацией оценщиков Некоммерческое партнерство "Деловой союз оценщиков" от 13.08.2012 N 636/08/12.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о доказанности действительной рыночной стоимости спорных земельных участков и, руководствуясь нормами пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, обязал орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда.
Судами правомерно установлена обязанность кадастрового органа по внесению в кадастр установленной судебным актом рыночной стоимости земельного участка, как правовое последствие судебного пересмотра кадастровой стоимости в связи с её несоответствием рыночной стоимости.
Выводы судов согласуются с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, указавшего на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством определения его рыночной стоимости.
Ссылки заявителей кассационных жалоб на то, что они не являются надлежащими ответчиками по настоящему делу, не принимается, поскольку требовать изменения стоимости земельного участка, зафиксированной в государственном кадастре недвижимости, можно от того лица, которое способно такое изменение внести.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе, функции по оказании государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки. Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения).
Приказом Росреестра от 19.04.2010 N П/146 утверждено Положение об управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Согласно пункту 1 указанного Положения, управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в том числе по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства т.п. на территории Красноярского края.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
В силу статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2013 года полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18 Закона об оценочной деятельности (в редакции настоящего Федерального закона), также реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Статья 24.20 Закона об оценочной деятельности предусматривает, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
Учитывая, что функции по ведению государственного кадастра недвижимости и осуществлению государственного учета недвижимого имущества на данный момент закреплены за кадастровой палатой, и то, что внесение изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка является изменением в государственный кадастр недвижимости в целом, что отнесено в силу вышеизложенных положений законодательства к компетенции органов кадастрового учета, для внесения сведений по результатам оспаривания кадастровой стоимости необходимы действия как органа государственной кадастровой оценки, функции которого выполняет Управление Росреестра по Красноярскому краю, так и органа кадастрового учета, функции которого осуществляет кадастровая палата Росреестра по Красноярскому краю.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что территориальный орган Росреестра, каковым является Управление Росреестра по Красноярскому краю, наряду с "Федеральной кадастровой палатой Росреестра" по Красноярскому краю являются надлежащими ответчиками по требованиям об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, и внесению изменений в государственный кадастр недвижимости, являются правильными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 февраля 2013 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2013 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 февраля 2013 года по делу N А33-15952/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Н.М. Воробьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.