г. Иркутск |
|
17 октября 2013 г. |
N А19-5383/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Бугульдейский мрамор" Сэндэнова Дмитрия Валерьевича (доверенность от 01.10.2013), Управления по недропользованию по Иркутской области (Иркутскнедра) Серебряной Анны Валентиновны (доверенность от 05.08.2013), Коваленко Юлии Николаевны (доверенность от 05.08.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бугульдейский мрамор" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 апреля 2013 года по делу N А19-5383/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Сонин А.А., суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г.Г., Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Бугульдейский мрамор" (далее - ООО "Бугульдейский мрамор", общество ОГРН 1023802705035, с. Еланцы, Ольхонского района) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению по недропользованию по Иркутской области (далее - Иркутскнедра, Управление, административный орган, ОГРН 1043801031515, г. Иркутск) о признании недействительным приказа от 2 февраля 2012 года N 36 о досрочном прекращении права пользования недрами на Бугульдейском месторождении и действия лицензии ИРК 01893 ТЭ на право пользования недрами.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2012 года требование удовлетворено. Приказ Управления N 36 от 02.02.2012 о досрочном прекращении права пользования общества на Бугульдейском месторождении и действия лицензии ИРК 01893 ТЭ на право пользования недрами признан недействительным, как не соответствующий требованиям Закона Российской Федерации N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах", Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 3314-1 от 15.07.1992.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2012 года решение суда от 21 мая 2012 года оставлено без изменения.
Постановлением суда кассационной инстанции от 11 января 2013 года судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 апреля 2013 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2013 года решение суда от 10 апреля 2013 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, условия лицензионного соглашения относительно объемов добычи полезного ископаемого определяются не произвольно, а должны быть основаны на проекте разработки месторождения, разработанном и утвержденном в установленном порядке.
Заявитель считает, что им были приняты меры, направленные на достижение максимальных объемов добычи полезного ископаемого, однако судами двух инстанций доводы заявителя и доказательства в указанной части оставлены без внимания.
Представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Управления считают судебные акты законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу выдана лицензия на право пользования недрами серии ИРК N 01893 ТЭ на добычу мраморов на Бугульдейском месторождении на территории Ольхонского района Иркутской области сроком действия до 01.04.2016 (зарегистрирована в реестре 30.05.2003 за N 1363).
В соответствии с лицензионным соглашением к данной лицензии (приложение N 1) недропользователь, в том числе, обязан ввести первую очередь предприятия производительностью 2,5 тыс. куб.м блоков в год не позднее 2002 года (пункт 4.26).
В период с 28.06.2010 - 09.07.2010 Управлением была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Бугульдейский мрамор" по соблюдению требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, выполнению условий лицензионного соглашения при пользовании недрами по лицензии ИРК 01893 ТЭ, в результате которой установлено, что ООО "Бугульдейский мрамор", являясь правопреемником ОАО "Байкальский мрамор" в части обязательств по выполнению условий ранее выданной лицензии - ИРК 01128 ТЭ на добычу мраморов на Бугульдейском месторождении:
- не проводит на лицензионном участке работы по добыче мрамора, предусмотренные целевым назначением лицензии (нарушены пункты 1.1, 4.3, 4.25, 7.2 лицензионного соглашения, статья 22 Закона Российской Федерации N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" (далее - Закон о недрах));
- не вышло на производственную мощность по добыче мрамора в количестве 2 500 куб.м, установленную лицензионным соглашением и технико-экономическим обоснованием строительства карьера мрамора "Бугульдейка" (нарушены пункты 4.5, 4.7, 4.26, 7.2 лицензионного соглашения, статья 22 Закона о недрах);
- не ввело в срок до 2002 года по настоящее время первую очередь предприятия по добыче мрамора, установленный лицензионным соглашением и технико-экономическим обоснованием строительства карьера мрамора "Бугульдейка" (нарушены пункты. 4.7, 4.26, 7.2 лицензионного соглашения, статья 22 Закона о недрах);
- в период с 2008 года не обеспечивает финансирование и организацию работ, необходимых для эффективного и рационального пользования недрами (нарушен пункт 7.4 лицензионного соглашения);
- не выполнен комплекс по консервации карьера по добыче мрамора, на котором горные работы остановлены, и не ведутся с 2008 года по настоящее время.
По результатам проверки Управлением был составлен акт проверки НАТ-104 от 09.07.2010 и выдано предписание N НАТ-104 от 09.07.2010, которым обществу предписывалось приступить к работам по добыче мрамора на лицензионном участке в соответствии с лицензионным соглашением и проектной документацией в срок до 15.01.2011.
Данный акт проверки и предписание Управления были направлены в Федеральное агентство по недропользованию, которое, в свою очередь, с письмом N 06-30/10078 от 25.10.2010 направило акт проверки и предписание от 09.07.2010 в Управление по недропользованию по Иркутской области для рассмотрения и принятия решения о возможном досрочном прекращении права пользования ООО "Бугульдейский мрамор" недрами в соответствии со статьями 20, 21 Закона о недрах.
01.12.2010 состоялось заседание Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а также по досрочному прекращению права пользования недрами на территории Иркутской области, по участкам недр, отнесенных к компетенции Управления (далее - Комиссия), на котором было принято решение рекомендовать Иркутскнедра направить ООО "Бугульдейский мрамор" письменное уведомление о допущенных им нарушениях условий пользования недрами на предоставленном в соответствии с лицензией участке недр и необходимости устранения этих нарушений в срок не позднее шести месяцев с момента получения уведомления (протокол заседания Комиссии от 01.12.2010).
Иркутскнедра в адрес общества 06.12.2010 направило уведомление о нарушениях условий лицензии на пользование недрами (N 01/04-1390), в котором предлагалось устранить нарушения в течение шести месяцев со дня получения уведомления, в доказательство чего представить подтверждающие документы до истечения данного срока в Иркутскнедра (получено обществом 08.12.2010).
В ответ на направленное уведомление в Иркутскнедра поступило письмо ООО "Бугульдейский мрамор" от 30.06.2011, в котором содержалась информация о проведенной обществом работе по устранению нарушений условий пользования недрами на Бугульдейском месторождении.
Поскольку обществом не было представлено никаких подтверждающих документов на указанную в данном письме информацию, на заседании Комиссии (протокол от 05.07.2011) было принято решение рекомендовать Иркутскнедра отложить принятие решения по выполнению уведомления о допущенных нарушениях по лицензии ИРК 01893 ТЭ до представления дополнительной информации от ООО "Бугульдейский мрамор" и известить письменно ООО "Бугульдейский мрамор" о необходимости в срок не позднее 01.10.2011 представить в Иркутскнедра указанные в протоколе документы (согласованный и утвержденный Прибайкальским Управлением Ростехнадзора план горных работ на 2011 год, документы, подтверждающие факт добычи мраморов в период действия уведомления о допущенных нарушениях условий пользования недрами на Бугульдейском месторождении, справку налоговых органов об отсутствии задолженности ООО "Бугульдейский мрамор" по уплате налогов при пользовании недрами).
Иркутскнедра в соответствии с данными рекомендациями Комиссии письмом от 07.07.2011 N 2/04-728 предложило обществу в срок не позднее 01.10.2011 представить в Управление указанные документы (получено обществом 07.07.2011).
26.09.2011 во исполнение данного письма ООО "Бугульдейский мрамор" в административный орган представлено уведомление о том, что общество с 10.05.2011 возобновило работы по добыче мраморов на карьере белого мрамора на месторождении "Бугульдейка", а также, что 04.07.2011 был утвержден и согласован Прибайкальским Управлением Ростехнадзора план горно-капитальных работ по карьеру "Бугульдейка" на 2011 год. Также обществом представлена справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 13.09.2011.
В период с 06.10.2011 по 20.10.2011 Управлением проведена внеплановая документальная проверка выполнения ООО "Бугульдейский мрамор" уведомления Иркутскнедра о нарушениях условий пользования недрами от 06.10.2010 N 01/04-1390 (акт проверки N Н-233-в от 20.10.2011), в результате которой установлен факт устранения обществом всех нарушений, указанных в уведомлении, за исключением единственного - не выход на производственную мощность по добыче мраморов 2,5 тыс. куб.м в год.
По результатам данной проверки Управлением обществу выдано предписание N 233-в от 20.10.2011, в котором предписывалось в срок до 20.01.2012 выйти на производственную мощность по добыче мраморов согласно лицензионному соглашению (2,5 тыс. куб.м в год).
Кроме того, для установления достоверности представленных обществом документов, в период с 27.10.2011 по 07.11.2011 Управлением проведена внеплановая выездная проверка (выезд и визуальный осмотр промышленной площадки карьера) выполнения ООО "Бугульдейский мрамор" уведомления Иркутскнедра о нарушениях условий пользования недрами от 06.10.2010 N 01/04-1390 (акт проверки N Н-273в от 07.11.2011), в результате которой, нарушений выявлено не было.
08.12.2011 состоялось заседание Комиссии по вопросу рассмотрения выполнения уведомления по устранению нарушений условий пользования недрами по лицензии ИРК 01893 ТЭ, на котором было принято решение рекомендовать Иркутскнедра запросить у общества документы, подтверждающие выполнение предписания Управления об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований N Н-233-в от 20.10.2011.
В связи с чем, Иркутскнедра в адрес общества направлено письмо с предложением в срок не позднее 25.01.2012 представить документы, подтверждающие выполнение предписания, которое получено заявителем 14.01.2012.
30.01.2012 Управлением издано распоряжение N 19-р о проведении в период с 20.02.2012 по 02.03.2012 внеплановой документальной проверки ООО "Бугульдейский мрамор" с целью контроля за выполнением предписания N Н-233-в от 20.10.2012, в связи с истечением срока его выполнения.
В связи с непредставлением обществом документов в установленный срок, а также в связи с неуплатой обществом в полном объеме административного штрафа, наложенного постановлением Управления N НАТ-104 от 15.07.2010, состоялось заседание Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а также по досрочному прекращению права пользования недрами на территории Иркутской области, по участкам недр, отнесенных к компетенции Управления, на котором было принято решение рекомендовать Иркутскнедра на основании пункта 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах досрочно прекратить право пользования недрами и действие лицензии ИРК 01893 ТЭ, выданной ООО "Бугульдейский мрамор" (протокол от 01.02.2012).
Административным органом 02.02.2012 был издан приказ N 32 о досрочном прекращении с 02.02.2012 права пользования недрами на Бугульдейском месторождении и действия лицензии ИРК 01893 ТЭ на право пользования недрами, предоставленной ООО "Бугульдейский мрамор" с целью добычи мраморов на Бугульдейском месторождении, расположенном в Ольхонском районе Иркутской области.
Общество, полагая, что указанный приказ издан с нарушением закона, а также нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ Управления соответствует нормам действующего законодательства и условиям лицензионного соглашения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Статьей 11 Закона о недрах и пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией (пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
В соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
В целях обеспечения защиты прав и интересов недропользователя в статье 21 Закона о недрах установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Согласно пункту 5 части второй статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случае, если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "Бугульдейский мрамор" не приступило к пользованию недрами в предусмотренных пунктом 4.26 соглашения об условиях недропользования объемах (2,5 тыс. куб. м в год).
Кроме того, решение о прекращении права пользования недрами было принято по истечении 14 месяцев со дня получения обществом письменного уведомления о допущенных им нарушениях и при установлении факта не устранения, им выявленного нарушения пункта 4.26 соглашения об условиях недропользования.
С учетом изложенного вывод судов о том, что приказ Управления соответствует нормам действующего законодательства и условиям лицензионного соглашения, является правильным.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в судебных актах в соответствии с требованиями статей 71, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных по делу обстоятельств, а также выводов, сделанных судами по результатам рассмотрения дела, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых судебных актов по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 апреля 2013 года по делу N А19-5383/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.