г. Иркутск |
|
19 декабря 2013 г. |
N А19-6703/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Пущиной Л.Ю., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области Лаба Анастасии Васильевны (доверенность от 18.09.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 июля 2013 года по делу N А19-6703/2013 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Позднякова Н.Г.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Рылов Д.Н.),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1103850013772, место нахождения: г. Иркутск, далее - управление Росимущества, управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации сельского поселения Новомальтинского муниципального образования (ОГРН 1053819034367, место нахождения: Иркутская область, Усольский район, п. Новомальтинск, далее - администрация сельского поселения) о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения, выразившегося в уклонении от принятия в муниципальную собственность имущества - жилых помещений (квартир), расположенных в 32-х квартирном жилом доме по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, профилакторий "Утес", д. N 1, лит. А, и обязании администрации принять в муниципальную собственность спорное имущество - жилые помещения (квартиры) NN 1-4, 9, 11, 13, 16-21, 23, 26-32.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация муниципального района Усольского районного муниципального образования (ОГРН 1023802145344, место нахождения: г. Усолье-Сибирское, далее - администрация муниципального района), Министерство имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, место нахождения: г. Иркутск) и общество с ограниченной ответственностью "Утес" (ОГРН 1123851001031, место нахождения: Иркутская область, Усольский район, рп Белореченский).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 июля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2013 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление Росимущества обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, на безусловную обязанность администрации сельского поселения принять в муниципальную собственность жилые помещения.
Управление также указывает, что порядок передачи имущества им не нарушен.
В судебном заседании представитель управления поддержала доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом в порядке главы 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 21.11.2013). Заявлениями от 29.11.2013 N 42/4151, от 11.12.2013 администрации сельского поселения и муниципального района попросили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в состав имущественного комплекса профилактория "Утес" входит 32-х квартирный жилой дом, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, профилакторий "Утес", д. N 1, лит. А.
Согласно распоряжению Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 28.04.2008 N 240-и профилакторий "Утес" является объектом федеральной собственности.
Распоряжениями Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 21.09.2009 N N 574-и, 575-и принято решение о передаче безвозмездно в муниципальную собственность Усольского районного муниципального образования Иркутской области указанного имущества.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 08.02.2012 по делу N А19-19020/2011, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2012 по тому же делу, в удовлетворении заявления управления Росимущества о признании незаконным бездействия администрации муниципального района, выразившемся в уклонении от принятия в муниципальную собственность имущественного комплекса профилактория "Утес" отказано.
Письмами от 14.08.2012 N ЕШ-7/8032, от 11.10.2012 N ПФ-7/10861, от 10.04.2013 N ЕШ-10/3994 управление Росимущества обратилось в администрацию сельского поселения с просьбой рассмотреть вопрос о принятии в муниципальную собственность 20 квартир в жилом доме по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, профилакторий "Утес", д. N 1, лит. А.
Письмом от 23.04.2013 N 297 администрация сельского поселения отказалась принимать спорные объекты в муниципальную собственность, со ссылкой на невозможность его использования для реализации возложенных на муниципалитет функций.
Полагая, что бездействие администрации, выразившееся в уклонении от принятия в муниципальную собственность указанных жилых помещений, нарушает требования действующего законодательства, управление Росимущества обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды исходили из отсутствия нарушения требований действующего законодательства администрацией сельского поселения.
Изучив материалы дела и проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, правильность применения арбитражными судами норм материального права и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положения которой применяются с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его постановлении от 30.06.2006 N 8-П и определениях от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П, предусматривающих соответствующую процедуру передачи объектов из федеральной собственности в муниципальную собственность, которая проводится в результате согласованных действий сторон с учетом волеизъявления органов местного самоуправления.
При рассмотрении дела суды установили, что поселению предложено принять в собственность не жилой дом как единый объект с инженерной инфраструктурой, предназначенной для нормальной его эксплуатации и обслуживания, а только часть жилых помещений, неприватизированных проживающими в них лицами, что объективно подтверждено материалами дела.
Судами учтено, что спорные квартиры относятся к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда на основании решения от 15.12.1972 N 305 исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся "О признании квартир служебными". Кроме того, часть подлежащих передаче в муниципальную собственность квартир (NN 11, 32) находится в собственности проживающих в них граждан (свидетельства о государственной регистрации от 27.07.2004 N 38-01/16-11/2004-351, от 29.04.2013 N 38-38-12/002/2013-742).
По итогам оценки представленных в материалы дела доказательств в совокупности с установленными обстоятельствами суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что доводы управления Росимущества о незаконности бездействия администрации сельского поселения безосновательны, поскольку сделаны без учета позиции муниципального образования, состояния передаваемого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, возможности его использования муниципальным образованием по назначению в целях реализации функций местного самоуправления, исходя из его финансово-экономических возможностей.
Доводам заявителя кассационной жалобы арбитражными судами дана правовая оценка. Оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным в соответствии со статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Следовательно, при наличии предусмотренной частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности оснований для признания оспариваемого управлением бездействия администрации сельского поселения соответствующим закону арбитражные суды правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения от 12 июля 2013 года и постановления от 8 октября 2013 года, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 июля 2013 года по делу N А19-6703/2013 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
Л.Ю. Пущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.