г. Иркутск |
|
22 января 2014 г. |
N А33-18110/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелёминой М.М.,
при участии представителей Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) - Уракова Андрея Валентиновича (доверенность от 15.10.2013), Колмаковой Риммы Абдулваровны (доверенность от 07.09.2011),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 мая 2013 года по делу N А33-18110/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Болуж Е.В., суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Борисов Г.Н., Колесникова Г.А.),
установил:
Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) (ОГРН: 1027739529641, далее - объединение "РОСИНКАС") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - ГУ МВД России по Красноярскому краю) о признании недействительными пунктов 3, 4 предписания об устранении выявленных нарушений от 26.10.2012.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Центральный банк Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 мая 2013 года требования удовлетворены. Признаны недействительными пункты 3, 4 предписания ГУ МВД России по Красноярскому краю об устранении выявленных нарушений от 26.10.2012.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2013 года решение суда от 28 мая 2013 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ МВД России по Красноярскому краю ставит вопрос о проверке законности судебных актов по мотивам неправильного применения части 3 статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии); полагает, что до настоящего времени не принят Федеральный закон, который возлагал бы на объединение "РОСИНКАС" обязанности по охране мест хранения денежных средств и ценностей, а также по их транспортированию; не соглашается с отклонением судами его доводов о том, что абзац 2 пункта 7.2 Положения "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации", утверждённого Центральным Банком Российской Федерации от 24.04.2008 N 318-П (далее - Положение N 318-П), предусматривающий обеспечение инкассаторских работников служебным оружием, распространяется только на инкассаторских работников объединение "РОСИНКАС", а не работников кредитных организаций.
В отзывах на кассационную жалобу объединение "РОСИНКАС" и Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления по Красноярскому краю приводят доводы в поддержку судебных актов по делу.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители объединения "РОСИНКАС" просили оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 03697, N 03702, информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 10.12.2013), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия их представителей.
Проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзывов относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов по делу.
Как установлено материалами дела и судами двух инстанций, на основании приказа ГУ МВД России по Красноярскому краю от 13.09.2012 N 332 "Об инспектировании Красноярского краевого управления инкассации - филиала Российского объединения инкассации (РОСИНКАС)" в период с 01.10.2012 по 26.10.2012 должностными лицами проведена плановая выездная проверка Красноярского краевого управления инкассации.
По результатам проверки составлен акт от 26.10.2012 N 3, в котором, в частности отражено следующее:
- в нарушение статьи 12 Закона об оружии в части запрета на использование боевого ручного стрелкового оружия в иных целях, не предусмотренных федеральным законом, инкассаторы-охранники при выполнении обязанностей (осуществление пропускного и внутриобъектового режимов), предусмотренных инструкцией дежурного инкассатора-охранника Красноярского краевого управления инкассации, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой бригады, д. 3, утвержденной 31.12.2010, не осуществляя функций охраны мест хранения денежных средств и ценностей, вооружаются боевым ручным стрелковым оружием (пистолетом "Макарова");
- в нарушение статьи 12 Закона об оружии в части запрета на использование боевого ручного стрелкового оружия в иных целях, не предусмотренных федеральным законом, раздела 7 Положения N 318-П, письма Центрального банка Российской Федерации от 23.03.2009 N 38-Т "О соблюдении требований по перевозке и инкассации наличных денег" при перевозке и инкассации наличных денег и иных ценностей работники Красноярского краевого управления инкассации вооружаются боевым оружием.
В связи с названными нарушениями ГУ МВД России по Красноярскому краю выдало объединению "РОСИНКАС" предписание от 26.10.2012 об устранении выявленных нарушений, в том числе, указанных выше (пункты 3, 4 предписания).
Признавая по заявлению объединения "РОСИНКАС" предписание в оспоренной части недействительным, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 83 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) в систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
РОСИНКАС создано в целях обеспечения деятельности Банка России по организации наличного денежного обращения и является юридическим лицом с особыми уставными задачами, в том числе, обеспечивает инкассацию и доставку денежной наличности и других ценностей, охрану мест хранения ценностей кредитных организаций и иных юридических и физических лиц.
В силу статьи 2 Закона об оружии оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на: гражданское; служебное; боевое ручное стрелковое и холодное.
Согласно положениям абзаца 3 статьи 12 Закона об оружии Центральный банк Российской Федерации (в том числе Российское объединение инкассации), а также иные юридические лица с особыми уставными задачами, на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации имеют право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей, в том числе, по охране мест хранения денежных средств и ценностей, а также при транспортировании денежных средств и ценностей. Использование юридическими лицами с особыми уставными задачами отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия в иных целях, не предусмотренных федеральным законом, запрещается.
Правильно применив положения статьи 83 Федеральный закон N 86-ФЗ, статьи 12 Закона об оружии, постановления Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 N 460 "О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием", арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что заявителю при выполнении уставных видов деятельности предоставлено право на приобретение боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему и временное пользование данным оружием.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суды мотивированно признали, что дежурный инкассатор - охранник Красноярского краевого управления инкассации, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой бригады, д. 3, осуществляет функции охраны места хранения денежных средств и ценностей и правомерно вооружен в связи с этим боевым ручным стрелковым оружием в соответствии с требованиями абзаца 3 статьи 12 Закона об оружии.
Доводы заявителя кассационной жалобы в этой части не опровергают мотивированных выводов судов, посчитавших недоказанным нарушение требований статьи 12 Закона об оружии. Кроме того, эти доводы не содержат ссылок на неправильное применение Закона об оружии.
Соглашаясь с позицией объединения РОСИНКАС о том, что объединение также правомерно и при перевозке и инкассации наличных денежных средств и иных ценностей вооружается боевым оружием, суды учли следующее.
В силу абзаца 3 статьи 12 Закона об оружии объединение "РОСИНКАС" как лицо с особыми уставными задачами имеет право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей, в том числе при транспортировании денежных средств и ценностей.
При перевозке и инкассации работниками Красноярского краевого управления инкассации наличных денег и иных ценностей происходит их транспортирование, следовательно, при осуществлении указанных операций объединение "РОСИНКАС" имеет право использовать боевое оружие.
При таких обстоятельствах суды правомерно применили положения статьи 12 Закона об оружии, прямо предусматривающие право объединения "РОСИНКАС" при транспортировании денежных средств и ценностей вооружать сотрудников боевым оружием.
С учётом изложенного, доводы кассационной жалобы ГУ МВД России по Красноярскому краю в этой части учтены быть не могут как основанные на неправильном толковании положений абзаца 2 статьи 12 Закона об оружии.
Заявитель кассационной жалобы просит учесть, что в судебном заседании было установлено, что объединение "РОСИНКАС" не осуществляло охрану ценностей при транспортировании, не заключало договоров на предоставлении такого вида услуг.
Названные доводы заявлялись и ранее административным органом и правомерно были отклонены судами.
Из положений пункта 2.2.2 Устава Российского объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России), утвержденного решением совета директоров Центрального банка Российской Федерации (Банка России) 18.09.2003, следует, что объединение "РОСИНКАС" в том числе осуществляет: инкассацию денежной наличности и других ценностей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; хранение ценностей под ответственностью.
Перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, а также кассовые операции в части приема и обработки наличных денег могут осуществлять в соответствии с Федеральным законом N 86-ФЗ организации, входящие в систему Банка России, уставом которых такое право им предоставлено.
Согласно пункту 1.5 Положения N 318-П под инкассацией наличных денег понимается сбор, доставка наличных денег клиентов в кредитную организацию, внутреннее структурное подразделение кредитной организации (ВСП) (за исключением обменного пункта), в том числе сданных клиентами через автоматические сейфы, с последующим зачислением (перечислением) их сумм на банковские счета, счета по вкладам (депозитам) клиентов, открытые в этих или иных кредитных организациях.
Перевозкой наличных денег является транспортировка принятых наличных денег в кредитной организации, ВСП, учреждении Банка России, осуществляющем кассовое обслуживание кредитной организации, ВСП, и сдача их в кредитную организацию, ВСП, учреждение Банка России, осуществляющее кассовое обслуживание кредитной организации, ВСП, или передача клиенту, а также изъятых из программно-технических средств и подлежащих вложению в программно-технические средства наличных денег (Письмо Банка России от 13.01.2009 N 29-1-2-5/44 "О перевозке наличных денег").
Таким образом, инкассация денежных средств, как правильно посчитали суды, предусматривает не только доставку (транспортировку) наличных денег, но и их сбор.
Следовательно, использование сотрудниками объединения "РОСИНКАС" боевого стрелкового оружия при сборе денежных средств, предшествующем их транспортировке, сопровождается охраной ценностей, поскольку осуществляется в пределах предоставленных РОСИНКАС полномочий.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на неправильное применение судами Положения N 318-П проверена, однако учтена быть не может.
Суды обоснованно посчитали, что абзац 2 пункта 7.2 Положения N 318-П о снабжении служебным оружием распространяется на инкассаторских работников кредитных организаций, а не объединения "РОСИНКАС", поскольку в преамбуле Положения N 318-П указано, что данный нормативный правовой акт устанавливает правила перевозки и инкассации наличных денежных средств для кредитных организаций; объединение "РОСИНКАС" к последним не относится.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды по настоящему делу расширительно истолковали положения абзаца 3 статьи 12 Закона об оружии; полагает, что указание в норме на право использования боевого оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами в случае исполнения обязанностей, возложенных на них федеральным законом, предполагает принятие такого федерального закона.
Приведённые доводы основаны на ошибочном толковании положений абзаца 3 статьи 12 Закона об оружии, поскольку обязанности по охране мест хранения денежных средств и ценностей, а также при транспортировании денежных средств и ценностей прямо названы в рассматриваемой норме.
В силу требований части 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанная норма приоритетного акта (федерального закона), имеющего большую юридическую силу, правильно была применена судами к возникшим правоотношениям.
Довод кассационной жалобы о несогласии с выводами судов о неисполнимости предписания от 26.10.2012 направлен на переоценку выводов по этому вопросу, поскольку суды мотивированно оценили пункты 3, 4 предписания как не позволяющие однозначно определить, каким образом надлежит устранить нарушение.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 мая 2013 года по делу N А33-18110/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.