г. Красноярск |
|
27 сентября 2013 г. |
Дело N А33-18110/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" сентября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от заявителя (Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России)): Гнатюка П.Р., представителя по доверенности от 19.10.2010, Уракова А.В., представителя по доверенности от 13.01.2011,
от ответчика (Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю): Тюльменкова Е.В., представителя по доверенности от 14.12.2012 N 9/14-66,
от третьего лица (Центрального банка Российской Федерации): Казаковой Л.А., представителя по доверенности от 17.12.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "28" мая 2013 года по делу N А33-18110/2012, принятое судьей Болуж Е.В.,
установил:
Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) (ИНН 7703030058, ОГРН 1027739529641) (далее - объединение "РОСИНКАС") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466050868, ОГРН 1022402662204) (далее - ГУ МВД России по Красноярскому краю) о признании недействительными пунктов 3, 4 предписания об устранении выявленных нарушений от 26.10.2012.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 17 января 2013 года к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечен Центральный банк Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 мая 2013 года требования удовлетворены. Признаны недействительными пункты 3, 4 предписания ГУ МВД России по Красноярскому краю об устранении выявленных нарушений от 26.10.2012.
Суд обязал ГУ МВД России по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов объединения "РОСИНКАС".
С ГУ МВД России по Красноярскому краю в пользу объединения "РОСИНКАС" взыскано 4000 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с решением арбитражного суда, ГУ МВД России по Красноярскому краю обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ГУ МВД России по Красноярскому краю указывает следующее:
- вывод суда первой инстанции о правомерности использования дежурными инкассаторами-охранниками боевого оружия при охране мест хранения ценностей Красноярского участка инкассации является необоснованным, поскольку места временного хранения ценностей на участках инкассации не подлежат охране силами работников инкассации, так как на участках инкассации отсутствуют хранилища ценностей кредитных организаций. Такой вид деятельности как охрана мест временного хранения ценностей на участках инкассации не предусмотрен уставом объединения "РОСИНКАС";
- объединение "РОСИНКАС" фактически осуществляло такой вид деятельности как постовая охрана, однако посты охраны не располагаются на участках инкассации;
- ссылка на Инструкцию по инкассации и перевозке ценностей, утвержденную 14.04.2011 генеральным директором Российского объединения инкассации Виноградовым А.В. (далее - Инструкция от 14.04.2011), не обоснованы, так как указанная инструкция не регламентирует охрану мест временного хранения ценностей на участках инкассации, кроме того инструкция не отражает фактические обязанности дежурных инкассаторов-охранников Красноярского краевого управления инкассации - филиала Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) (далее - Красноярское краевое управление инкассации);
- охранная деятельность организуется в целях оказания хозяйствующим субъектам на договорной основе услуг по охране мест хранения ценностей и охране ценностей при транспортировании. В судебном заседании установлено, что Красноярское краевое управление инкассации не осуществляло охрану ценностей при транспортировании, не заключало договоров на предоставление такого вида услуг;
- пункт 7.2 Положения о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации утвержденного Банком России от 24.04.2008 N 318-П (далее - Положение от 24.04.2008 N 318-П), предусматривающий обеспечение инкассаторских работников служебным оружием, относится только к инкассаторам объединения "РОСИНКАС" а не к кредитным организациям, противоположный вывод суда первой инстанции в данной части является неверным;
- действующее законодательство не предусматривает возложения на объединение "РОСИНКАС" обязанностей по охране мест хранения денежных средств и ценностей, а также по транспортированию денежных средств и ценностей, следовательно, использование боевого оружия для этих целей является недопустимым;
- вывод суд о неисполнимости предписания является необоснованным.
Объединение "РОСИНКАС" в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Центральный банк Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу также не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. В том числе указывает, что объединение "РОСИНКАС" при осуществлении деятельности должно руководствоваться Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", а не Положением от 24.04.2008 N 318-П.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 12.09.2013 объявлялся перерыв до 12 час. 30 мин. 19 сентября 2013 года. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей лиц участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании приказа ГУ МВД России по Красноярскому краю от 13.09.2012 N 332 "Об инспектировании Красноярского краевого управления инкассации - филиала Российского объединения инкассации (РОСИНКАС)" в период с 01.10.2012 по 26.10.2012 должностными лицами проведена плановая выездная проверка Красноярского краевого управления инкассации.
По результатам проверки составлен акт от 26.10.2012 N 3 в котором зафиксированы, в том числе следующие нарушения:
- в нарушение статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", в части запрета на использование боевого ручного стрелкового оружия в иных целях, не предусмотренных федеральным законом, инкассаторы-охранники при выполнении обязанностей (осуществление пропускного и внутриобъектового режимов), предусмотренных инструкцией дежурного инкассатора-охранника Красноярского краевого управления инкассации, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой бригады, д. 3, утвержденной 31.12.2010, не осуществляя функций охраны мест хранения денежных средств и ценностей, вооружаются боевым ручным стрелковым оружием (пистолетом "Макарова");
- в нарушение статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", в части запрета на использование боевого ручного стрелкового оружия в иных целях, не предусмотренных федеральным законом, раздела 7 Положения от 24.04.2008 N 318-П, письма Центрального банка Российской Федерации от 23.03.2009 N 38-Т "О соблюдении требований по перевозке и инкассации наличных денег", при перевозке и инкассации наличных денег и иных ценностей работники Красноярского краевого управления инкассации вооружаются боевым оружием.
Предписанием от 26.10.2012 об устранении выявленных нарушений ГУ МВД России по Красноярскому краю обязало Красноярское краевое управление инкассации - в срок до 23.11.2012 устранить, в том числе следующие нарушения (осуществить действия):
- инкассаторов-охранников при выполнении обязанностей (осуществление пропускного и внутриобъектового режимов), предусмотренных инструкцией дежурного инкассатора-охранника Красноярского краевого управления инкассации, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой бригады, д. 3, утвержденной 31.12.2010 начальником Красноярского краевого управления инкассации, вооружить в соответствие со статьей 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (пункт 3 предписания);
- при перевозке и инкассации наличных денег и иных ценностей обеспечить вооружение работников Красноярского краевого управления инкассации в соответствие со статьей 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", раздела 7 Положения "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации", утвержденного Центральным банком Российской Федерации от 24.04.2008 N 318-П, письма Центрального банка Российской Федерации от 23.039.2009 N 38-Т "О соблюдении требований по перевозке и инкассации наличных денег" (пункт 4 предписания).
Считая, что указанное предписание в части пунктов 3, 4 противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, объединение РОСИНКАС обратилось в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 28 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288, суд первой инстанцией сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемое предписание вынесено ГУ МВД России по Красноярскому краю в пределах предоставленных ему полномочий.
Данный вывод сторонами не оспаривается.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии".
В силу статьи 2 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на:
1) гражданское;
2) служебное;
3) боевое ручное стрелковое и холодное.
Согласно положениям абзаца 3 статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" Центральный банк Российской Федерации (в том числе Российское объединение инкассации), а также иные юридические лица с особыми уставными задачами, на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации имеют право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей, в том числе, по охране мест хранения денежных средств и ценностей, а также при транспортировании денежных средств и ценностей.
Использование юридическими лицами с особыми уставными задачами отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия в иных целях, не предусмотренных федеральным законом, запрещается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 N 460 "О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием" утверждены:
- Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами;
- Перечень отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, получаемых в органах внутренних дел во временное пользование Центральным банком Российской Федерации (в том числе российским объединением инкассации), Сберегательным банком Российской Федерации, федеральным государственным унитарным предприятием "Главный центр специальной связи", находящимся в ведении Федерального агентства связи, и их территориальными подразделениями
- Нормы обеспечения отдельными типами и моделями боевого ручного стрелкового оружия и патронами к нему Центрального банка Российской Федерации (в том числе российского объединения инкассации), Сберегательного банка Российской Федерации, федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи", находящегося в ведении Федерального агентства связи, и их территориальных подразделений.
Согласно статье 83 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
Из приведенных норм права, рассматриваемых во взаимосвязи, следует, что право использование работниками объединения РОСИНКАС отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия в иных случаях, кроме как для осуществления деятельности Банка России, федеральным законом не предусмотрено, то есть прямо запрещено.
Как следует из материалов дела, основанием для выдачи оспариваемого в рамках настоящего дела предписания послужил вывод ГУ МВД России по Красноярскому краю об использовании Красноярским краевым управлением инкассации боевого стрелкового оружия не для целей, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", а именно:
- при выполнении инкассаторами-охранниками обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией дежурного инкассатора-охранника Красноярского краевого управления инкассации по осуществлению пропускного и внутриобъектового режимов (пункт 3 предписания);
- при перевозке и инкассации работниками Красноярского краевого управления инкассации наличных денег и иных ценностей (пункт 4 предписания).
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным пункта 3 предписания, суд первой инстанции посчитал, что оружие используется для охраны мест хранения ценностей Красноярского участка инкассации, что соответствует действующему нормативно правовому регулированию.
ГУ МВД России по Красноярскому краю не согласно с решением суда первой инстанции, полагает пункт 3 предписания законным.
Оценив обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, в здании по адресу: г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой бригады, д. 3, расположены Красноярское краевое управление инкассации и Красноярский участок инкассации.
В целях установления порядка организации и осуществления инкассации, внутрирегиональных перевозок ценностей в интересах коммерческих организаций и хранения ценностей структурными подразделениями объединения РОСИНКАС генеральным директором объединения РОСИНКАС 14.04.2011 утверждена Инструкция по инкассации и перевозке ценностей.
В соответствии с пунктом 5.1.1 Инструкции от 14.04.2011 (т.3 л.д. 16-23) временное хранение ценностей производится в комнате временного хранения ценностей (месте временного хранения ценностей) участка инкассации в течение срока, определенного документами РОСИНКАС, под ответственностью должностных лиц участка. Временное хранение ценностей осуществляется только в производственных подразделениях управления инкассации (участка инкассации).
Из пояснений объединения РОСИНКАС следует, что участок инкассации является структурным подразделением Красноярского краевого управления инкассации. При этом в функции дежурного инкассатора-охранника (на неправомерность использования боевого оружия которым указывает ГУ МВД России по Красноярскому краю) входит именно охрана мест хранения ценностей, находящихся в Красноярском участке инкассации. Фактически дежурный инкассатор-охранник с использованием боевого оружия обеспечивает безопасность при выгрузке инкассаторских сумок с денежными средствами из инкассаторских транспортных средств и их перенесение в помещения Красноярского участка инкассации.
Кроме того, дежурный инкассатор-охранник осуществляет охрану места временного хранения ценностей, расположенного внутри Красноярского участка инкассации, при этом в должностные функции иных инкассаторов данные функции по охране места временного хранения ценностей не входят. Дежурный инкассатор-охранник осуществляет охрану посредством использования видеоконтрольной аппаратуры, расположенной перед входом в помещения Красноярского участка инкассации и внутри участка инкассации перед входом в помещения временного хранения ценностей, а также ведет постоянное наблюдение за прилегающей территорией к зданию, на которой происходит выгрузка ценностей из инкассаторских транспортных средств.
ГУ МВД России по Красноярскому краю не опровергло указанные доводы.
В должностной инструкции дежурного инкассатора-охранника, утвержденной начальником Красноярского краевого управления Гнатюком П.Р. 31.12.2010, предусмотрено, что на инкассатора-охранника возлагаются задачи по осуществлению пропускного и внутриобъектового режимов в Красноярском краевом управлении инкассации и охрану находящихся в нем ценностей.
Из технического паспорта на здание по адресу: г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой бригады, д. 3 (т.3., л.д. 89-97) следует и подтверждено лицами, участвующими в деле, что в здании имеется один вход, через который осуществляется допуск лиц, как в помещения, занимаемые Красноярским краевым управлением инкассации, так и в помещения Красноярского участка инкассации.
Согласно плана и экспликации этажа помещения, утвержденного начальником Красноярского краевого управления Гнатюком П.Р. 28.12.2012 (т.3 л.д. 88), здание имеет один центральный вход, напротив которого располагается помещение охраны, далее по коридору находится вход в помещения Красноярского участка инкассации, в том числе хранилище ценностей.
В материалы дела представлено Положение о Красноярском участке инкассации Красноярского краевого управления инкассации - филиала Российского объединения инкассации (РОСИНКАС), утвержденное 23.07.2009, согласно которому Красноярский участок инкассации является структурным подразделением в составе Красноярского краевого управления инкассации. Местонахождение участка совпадает с адресом Красноярского краевого управления инкассации.
Из представленного штатного расписания Красноярского краевого управления инкассации по состоянию на 01.10.2012, следует, что в составе подразделения "Красноярский участок инкассации" имеется 4 должностные единицы инкассаторов-охранников. В иных подразделениях самого Красноярского краевого управления инкассации должностные единицы инкассаторов-охранников отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что дежурные инкассаторы-охранники с использованием боевого оружия осуществляют охрану места хранения ценностей Красноярского участка инкассации.
ГУ МВД России по Красноярскому краю указывает, что места временного хранения ценностей на участках инкассации не подлежат охране силами работников инкассации, так как на участках инкассации отсутствуют хранилища ценностей кредитных организаций. Такой вид деятельности как охрана мест временного хранения ценностей на участках инкассации не предусмотрен уставом объединения "РОСИНКАС". Отмечает, что объединение "РОСИНКАС" фактически осуществляло такой вид деятельности как постовая охрана (Наставление по организации охранной деятельности на стационарных постах Российского объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) утвержденное приказом объединения "РОСИНКАС" от 03.09.2012 N 162), однако посты охраны не располагаются на участках инкассации. Считает ссылки на Инструкцию от 14.04.2011 не обоснованными, так как указанная инструкция не регламентирует охрану мест временного хранения ценностей на участках инкассации, и не отражает фактические обязанности дежурных инкассаторов-охранников Красноярского краевого управления инкассации.
Суд апелляционной инстанции не принимает указанные доводы.
Как уже отмечалось, из материалов дела следует, что в спорном случае с использованием боевого оружия инкассаторами-охранниками осуществлялась именно охрана места хранения ценностей Красноярского участка инкассации, что, по мнению суда апелляционной инстанции, соответствует требованиям абзаца 3 статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (охрана мест хранения денежных средств и ценностей юридическим лицом с особыми уставными задачами).
Из положений пункта 2.2.2 Устава Российского объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России), утвержденного решением совета директоров Центрального банка Российской Федерации (Банка России) 18.09.2003 следует, что объединение "РОСИНКАС" в том числе осуществляет: инкассацию денежной наличности и других ценностей, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; хранение ценностей под ответственностью. При этом Инструкция от 14.04.2011 допускает временное хранение ценностей на участке инкассации в производственных подразделениях управления инкассации под ответственностью должностных лиц участка.
Из наставления по организации охранной деятельности на стационарных постах Российского объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России), утвержденного приказом объединения "РОСИНКАС" от 03.09.2012 N 162, на которое ссылается ГУ МВД России по Красноярскому краю, не следует, что стационарные посты охраны не могут располагаться на участках инкассации.
Таким образом, ГУ МВД России по Красноярскому краю не доказало несоответствие действий объединения "РОСИНКАС" указанным документам.
При таких обстоятельствах, по мнению суда апелляционной инстанции, приведенные в апелляционной жалобе ссылки ГУ МВД России по Красноярскому краю, не опровергают доводы объединения "РОСИНКАС" и не свидетельствуют о законности пункта 3 предписания от 26.10.2012.
При проведении проверки ГУ МВД России по Красноярскому пришло к выводу о неправомерности использования Красноярским краевым управлением инкассации боевого стрелкового оружия при перевозке и инкассации работниками Красноярского краевого управления инкассации наличных денег и иных ценностей (пункт 4 предписания от 26.10.2012).
В обоснование своей позиции ГУ МВД России по Красноярскому краю, в том числе в апелляционной жалобе, ссылается на положения статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", которыми установлено, что использование юридическими лицами с особыми уставными задачами отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия в иных целях, не предусмотренных федеральным законом, запрещается. На пункт 7.2 Положения от 24.04.2008 N 318-П, письмо Центрального банка Российской Федерации от 23.039.2009 N 38-Т "О соблюдении требований по перевозке и инкассации наличных денег".
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы ГУ МВД России по Красноярскому краю в связи со следующим.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагается функция по установлению правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций.
На основании указанной нормы Банком России утверждено Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации (Положение от 24.04.2008 N 318-П).
Пунктом 7.2 Положения от 24.04.2008 N 318-П предусмотрено, что для перевозки наличных денег, инкассации наличных денег кредитные организации, внутренние структурные подразделения кредитной организации (ВСП) применяют технически исправный автотранспорт, оборудованный броневой защитой в соответствии с установленными требованиями законодательства Российской Федерации, а также средствами радиосвязи, переговорными устройствами и другими средствами, необходимыми для обеспечения безопасности инкассаторских, кассовых работников, водителей автотранспорта и обеспечения сохранности перевозимых ценностей.
Инкассаторские работники в целях самообороны и для обеспечения сохранности наличных денег снабжаются служебным оружием в соответствии с Федеральным законом "Об оружии".
Вместе с тем статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" на Банк России возлагается функция по установлению правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег именно для кредитных организаций. В Положении от 24.04.2008 N 318-П также закреплено, что настоящее Положение устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег в кредитных организациях на территории Российской Федерации.
Таким образом, Положение от 24.04.2008 N 318-П не определяет правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег объединения "РОСИНКАС", входящего в систему Банка России и не являющегося кредитной организацией, следовательно, неприменимо к спорным отношениям.
Ссылка ГУ МВД России по Красноярскому краю на письмо Центрального банка Российской Федерации от 23.03.2009 N 38-Т "О соблюдении требований по перевозке и инкассации наличных денег" судом также не принимается. Указанное письмо носит информационный характер и ссылается на Положение от 24.04.2008 N 318-П, которое к настоящим правоотношением неприменимо.
Как уже отмечалось в силу абзаца 3 статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" объединение "РОСИНКАС", как лицо с особыми уставными задачами имеет право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей, в том числе при транспортировании денежных средств и ценностей.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что применению подлежат положения статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" прямо предусматривающие право объединения "РОСИНКАС" при транспортировании денежных средств и ценностей вооружать сотрудников боевым оружием.
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Красноярскому краю указывает, что охранная деятельность организуется в целях оказания хозяйствующим субъектам на договорной основе услуг по охране мест хранения ценностей и охране ценностей при транспортировании, при этом Красноярское краевое управление инкассации не осуществляло охрану ценностей при транспортировании, не заключало договоров на предоставление такого вида услуг.
Суд апелляционной инстанции считает, что при перевозке и инкассации работниками Красноярского краевого управления инкассации наличных денег и иных ценностей происходит их транспортирование, следовательно, при осуществлении указанных операций объединение "РОСИНКАС" имеет право использовать боевое оружие.
Учитывая изложенные выводы, суд апелляционной инстанции также не принимает доводы о том, что действующее законодательство не предусматривает возложения на объединение "РОСИНКАС" обязанностей по охране мест хранения денежных средств и ценностей, а также по транспортированию денежных средств и ценностей, и недопустимости в связи с этим использование боевого оружия для указанных целей.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительными пунктов 3, 4 предписания от 26.10.2012, суд первой инстанции также указал на неисполнимость предписания.
ГУ МВД России по Красноярскому краю не согласно с указанным выводом, указывает на его необоснованность.
Из пунктов 3,4 предписания от 26.10.2012 буквально следует, что объединение "РОСИНКАС" в срок до 23.11.2012 должно совершить следующие действия:
- инкассаторов-охранников при выполнении обязанностей (осуществление пропускного и внутриобъектового режимов), предусмотренных инструкцией дежурного инкассатора-охранника Красноярского краевого управления инкассации, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой бригады, д. 3, утвержденной 31.12.2010 начальником Красноярского краевого управления инкассации, вооружить в соответствие со статьей 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии";
- при перевозке и инкассации наличных денег и иных ценностей обеспечить вооружение работников Красноярского краевого управления инкассации в соответствие со статьей 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", раздела 7 Положения "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации", утвержденного Центральным банком Российской Федерации от 24.04.2008 N 318-П, письма Центрального банка Российской Федерации от 23.03.2009 N 38-Т "О соблюдении требований по перевозке и инкассации наличных денег".
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции о том, что указание в оспариваемом предписании на необходимость вооружения сотрудников в соответствии с требованиями указанных выше актов (которые содержат большое количество норм и частично не относятся к объединению "РОСИНКАС") не позволяет однозначно определить, каким образом надлежит устранить нарушение.
Поскольку неисполнение предписания может влечь привлечение к административной ответственности то критерии оценки исполнения должны быть четко определены и вытекать из текста самого предписания. Неопределенность содержания предписания порождает ситуацию правовой неопределенности между органом и лицом, которому предписание адресовано, что, в свою очередь, не соответствует принципу законности в действиях государственных органов.
Следовательно, оспариваемые пункты предписания неисполнимы ввиду неуказания конкретных мероприятий, которые должно выполнить объединение "РОСИНКАС".
Таким образом, основания для признания недействительным пунктов 3, 4 предписания от 26.10.2012 имеются.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ МВД России по Красноярскому краю освобождено от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "28" мая 2013 года по делу N А33-18110/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-18110/2012
Истец: Красноярское краевое управление инкассации - филиал Российского объединения инкассации (РОСИНКАС)
Ответчик: ГУ МВД России по Красноярскому краю, ГУ МВД России по Красноярскому краю представитель Тюльменков Е. В.
Третье лицо: Центральный банк Российской Федерации