г. Иркутск |
|
30 сентября 2014 г. |
N А10-4435/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Шелега Д.И., Юшкарёва И.Ю.,
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителей: Управления Федеральной службы безопасности по Республике Бурятия Мещерикова Дениса Сергеевича (доверенность от 15.01.2014); Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия Гармаевой Натальи Васильевны (доверенность от 19.09.2014 N 22-Д);
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Слесаренко И.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Кяго М.В.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Красноярское конструкторское бюро "Искра" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 марта 2014 года по делу N А10-4435/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 июня 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Пунцукова А.Т., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Красноярское конструкторское бюро "Искра" (ОГРН 1022402130156, г. Красноярск) (далее - ОАО "ККБ "Искра", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия (ОГРН 1020300977949, г. Улан-Удэ) (далее - УФСБ по Республике Бурятия), выразившегося в неподписании изменений в План мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий для сети оператора связи ОАО "ККБ "Искра", об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в форме внесения изменений в пункт 1.3 Плана мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий для сети оператора связи ОАО "КБ "Искра", подписав его в следующей редакции: "Выполнить работы по организации линий связи между техническими средствами СОРМ Оператора, располагаемыми по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, д. 1, и пунктом управления уполномоченного органа. Ответственный: Уполномоченный орган. Срок 01 сентября 2014 года".
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 февраля 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия (ОГРН 1040302974755, г. Улан-Удэ) (далее - Управление Роскомнадзора по Республике Бурятия).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 марта 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 июня 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "ККБ "Искра" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), статьи 19 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Федеральный закон N 144-ФЗ), пунктов 2, 6-10, 12 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Часть I. Общие требования, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008 N 6, пунктов 2, 3 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Часть II. Требования к сетям передачи данных, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.05.2010 N 73, Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 (далее - Правила взаимодействия N 538), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправомерно не учтено, что в силу положений статьи 19 Федерального закона N 144-ФЗ расходы по закупке, монтажу и обслуживанию стационарного оборудования, а также по организации каналов связи должно нести УФСБ РФ по Республике Бурятия; технические условия содержат в себе обязанности оператора связи по приобретению дополнительного специального оборудования, которые не предусмотрены законодательством и предполагают строительство оператором связи волоконно-оптической линии связи, что не было согласовано с оператором; нормами действующего законодательства не предусмотрено возложение на оператора связи таких обязательств, как закупка и установка в здании УФСБ по Республике Бурятия таких средств: модем, коммутатор, пульт доступа; считает необоснованным вывод судов о недоказанности обществом факта бездействия УФСБ по Республике Бурятия и нарушения его прав и законных интересов, поскольку, не совершая какие-либо действия по внесению изменений в План мероприятий в соответствии с законодательством, УФСБ по Республике Бурятия создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, возлагая на общество несение расходов, не предусмотренных законом; кроме того, данное бездействие повлекло невозможность исполнения Плана мероприятий в установленный срок, в связи с чем Управлением Роскомнадзора по Республике Бурятия было выдано предписание, неисполнение которого повлечет наложение штрафных санкций.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края.
ОАО "ККБ "Искра" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы и об удовлетворении его ходатайства об участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края (уведомления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), однако ни в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, ни в Арбитражный суд Красноярского края своих представителей не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие представителей общества в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, без использования систем видеоконференц-связи.
Представители УФСБ по Республике Бурятия и Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия в судебном заседании считают судебные акты законными и обоснованными, доводы кассационной жалобы - несостоятельными.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ОАО "ККБ "Искра" на основании лицензии N 75294, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, оказывает услуги связи по передаче данных, в том числе на территории Республики Бурятия.
На основании лицензии N 75295, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ОАО "ККБ "Искра" оказывает телематические услуги связи, в том числе на территории Республики Бурятия.Лицензии выданы сроком с 06.05.2010 до 06.05.2015, дата начала оказания услуг (не позднее) 06.05.2012. Также обществу выдана лицензия N 86093 на оказание услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, в том числе на территории Республики Бурятия. Лицензия выдана сроком с 13.04.2011 до 13.04.2016, дата начала оказания услуг (не позднее 13.04.2013).
ОАО "ККБ "Искра" (оператор связи) и УФСБ по Республике Бурятия (уполномоченный орган) утвержден план мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий для сети оператора связи ОАО "ККБ "Искра" при предоставлении телематических услуг связи; услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации; услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации в соответствии с лицензиями N N 75294, 75295, 86093 на пунктах коллективного доступа для оказания ОАО "ККБ "Искра" универсальных услуг связи в населенных пунктах, расположенных на территории Республики Бурятия.
Планом мероприятий определено, что оператор связи во взаимодействии с УФСБ по Республике Бурятия принимает на себя обязательства, в том числе: закупить АПС СОРМ, доставить, смонтировать АПС СОРМ на Центральном узле СПД Оператора (г. Красноярск, ул. Телевизорная, д.1) в срок до 30 сентября 2012 года, ответственный: оператор связи (пункт 1.2 Плана); выполнить работы по организации линий связи между узлом связи сети связи оператора связи и пунктом управления уполномоченного органа в срок до 30 сентября 2012 года, ответственный: оператор связи (пункт 1.3 Плана).
20.07.2012 ОАО "ККБ "Искра" направило в адрес УФСБ по Республике Бурятия письмо N 14.34.12.3320 с приложением варианта плана мероприятий с внесенными изменениями, в котором со ссылкой на статью 19 Федерального закона N 144-ФЗ предложило внести изменения в пункт 1.3 Плана в части возложения ответственности на уполномоченный орган за выполнение работ по организации линий связи между техническими средствами СОРМ Оператора, располагаемыми по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, д.1 и пунктом уполномоченного органа.
Письмом от 03.09.2012 УФСБ по Республике Бурятия отказало обществу в изменении плана СОРМ на основании Закона о связи, Федерального закона N 144-ФЗ, Правил взаимодействия N 538.
В дополнение к письму от 20.07.2012 и после получения отказа УФСБ по Республике Бурятия от 03.09.2012 ОАО "ККБ "Искра" в адрес УФСБ по Республике Бурятия направило письмо от 01.10.2012 N 14.34.12.4649, в котором повторно просило согласовать изменения в пункт 1.3 Плана. При этом пункт 1.3 плана мероприятий изложен обществом в следующей редакции: "Выполнить работы по организации линий связи между техническими средствами СОРМ Оператора, располагаемыми по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, д.1 и пунктом управления уполномоченного органа. Ответственный: уполномоченный орган".
09.07.2013 ОАО "ККБ "Искра" направило в адрес УФСБ по Республике Бурятия письмо N 14.34.13.2821, в котором указало, что в полученных технических условиях на подключение к пункту Управления технических средств и баз данных для проведения оперативно-розыскных мероприятий, предполагается использование волоконно-оптической линии связи между ОАО "КБ "Искра" (г. Красноярск, ул. Телевизорная, д.1) и зданием УФСБ по Республике Бурятия (г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, д.11). А также установку модема, коммутатора и пульта доступа в здании УФСБ по Республике Бурятия. Однако данный способ подключения влечет существенные финансовые затраты со стороны для ОАО "ККБ "Искра". Пункт 1.3 Плана и выданные УФСБ по Республике Бурятия технические условия противоречат статье 19 Федерального закона N 144-ФЗ. В связи с чем общество повторно просило привести План в соответствие со статьей 19 Федерального закона N 144-ФЗ.
ОАО "ККБ "Искра", полагая, что бездействие УФСБ по Республике Бурятия, выразившееся в неподписании изменений в План мероприятий, не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о том, что возложение на общество обязанности по выполнению работ по организации линий связи между узлом связи сети связи оператора связи и пунктом управления уполномоченного органа на основании пункта 1.3 Плана не противоречит закону; утвержденный УФСБ по Республике Бурятия и ОАО "ККБ "Искра" План мероприятий соответствует нормам действующего законодательства, также о недоказанности обществом того, что указанное бездействие УФСБ по Республике Бурятия в рассматриваемом случае повлекло нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 64 Закона о связи операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий. Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Правилами взаимодействия N 538 установлено, что органы федеральной службы безопасности, являясь уполномоченными органами, осуществляют взаимодействие с операторами связи при проведении в рамках оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскных мероприятий, связанных с использованием технических средств, в том числе в интересах других уполномоченных органов (пункт 2). Сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации (пункт 4). Ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи (пункт 7). Информационные системы, содержащие базы данных, а также технические средства подключаются оператором связи к пункту управления органа федеральной службы безопасности через точки подключения. Указанные точки подключения в субъекте Российской Федерации определяются органом федеральной службы безопасности (пункт 13).
Согласно пункту 10 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Часть I. Общие требования, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008 N 6, технические средства ОРМ размещаются на узлах связи сети связи оператора связи в соответствии с Планом мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Судами установлено, что план мероприятий составлен обществом в соответствии Федеральным законом N 144-ФЗ, Законом о связи, Правилами взаимодействия N 538 и требованиями лицензий NN 75294, 75295, 86093, что следует из пункта 1 Плана мероприятий; план утвержден и обществом и УФСБ по Республике Бурятия, соответствует нормам действующего законодательства.
Оценивая довод общества со ссылкой на статью 19 Федерального закона N 144-ФЗ о том, что нормами действующего законодательства не предусмотрено возложение на оператора связи таких обязательств, как закупка и установка в здании УФСБ по Республике Бурятия таких средств: модем, коммутатор, пульт доступа; и расходы по закупке, монтажу и обслуживанию станционного оборудования, а также по организации каналов связи должно нести УФСБ по Республике Бурятия, суды правильно исходили из того, что названной статьей к расходным обязательствам Российской Федерации относятся обеспечение деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в пределах их полномочий; обязанность УФСБ по Республике Бурятия ввода в эксплуатацию указанных в плане мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети оператора связи ОАО "ККБ "Искра", какими-либо нормативными актами не предусмотрена.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на обращение общества к УФСБ по Республике Бурятия о внесении изменений в план мероприятий УФСБ письмом от 03.09.2012 отказало обществу в изменении плана.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к обоснованному и мотивированному выводу о недоказанности обществом факта незаконного бездействия УФСБ по Республике Бурятия и нарушения его прав и законных интересов.
Суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки приведённых суждений судебных инстанций.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 марта 2014 года по делу N А10-4435/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 июня 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.